Все новости

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Яков Раскин

Версия для печати


 НАФТАЛИ или НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ


Яков Раскин о себе.

Приехал в 1975 г. в Израиль из Риги. По основной специальности – инженер металлург. Перепробовал в Израиле много профессий, но с 1985 г.  издавал популярный в то время журнал «Зеркало», где был гл. редактором. В настоящее время живу в Берлине. Пишу и печатаюсь в периодических русскоязычных изданиях Берлина и России. Большинство моих рассказов связаны с еврейской жизнью местечка, где я провёл детские годы, воспитываясь у дедушки.

 

 

 НАФТАЛИ или НЕВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ

 

   Нет сегодня человека в Израиле, который не слышал бы о бухарских  евреях.

 

   Но кто они такие? Откуда  взялись? Сами они считают себя потомками уведенных в 722 г. до  н.э. ассирийцами  пленённых израильтян, которых поселили в местности Хадор, отождествляемом  бухарскими евреями с Бухарой. Вот уже более двух тысяч лет их община сохраняет свою обособленность, не смешиваясь, за редким исключением, с другими народностями. Проживали они, в основном, в своих домах с двориками, без каменного снобизма панельных новостроек, где люди при встрече едва здоровались друг с другом. Их дворики  были уютными, шумными, пыльными и бесконечно живыми, а жители  при встрече улыбались,  расспрашивая  о детях, здоровье, делах.

 

   Нужно заметить, что именно выходцы из Бухары, приехавшие в подмандатную  Палестину ещё в 20-30 годах прошлого столетия,  а позже  и их потомки, владеют и  управляют знаменитой тель-авивской  бриллиантовой биржей,  вокруг которой,  как грибы после дождя, выросли фабрики по обработке  и шлифовке алмазов.  

 

   Случилось так, что один из таких фабрикантов, Ханан Беньяминов, в конце 80-х го-дв  встречал  в аэропорту  племянницу  Мирьям  с семьёй, приехавших  в Израиль из Бухары на постоянное место жительства.  Всё было бы хорошо, если бы не одно обстоятельство: муж племянницы, Анатолий,  был русским. И это в окружении,  строго соблюдающем  еврейские традиции. Свой  выбор эмансипированная  Мирьям объясняла тем, что она вышла замуж по любви  и ей чужды религиозные предрассудки.

 

   После вечерней молитвы и обильного ужина, когда женская половина хлопотала по хозяйству, мужчины уселись в саду за чашкой чая и вели неторопливую беседу, расспрашивая новых репатриантов о жизни в Бухаре, о своих знакомых  и вообще обо всем. Выяснилось, что у Анатолия нет конкретной специальности, пригодной в Израиле. Это  вызвало озабоченность родственников. Что с ним делать? На семейном совете было решено обучить его  шлифовке  бриллиантов на алмазной гранильной фабрике, принадлежащей Беньяминову.

 

    И вот настал день, когда  Анатолий впервые перешагнул порог фабрики. К его удивлению, прежде,  чем приступить к работе,  работники  облачились в талиты, повернулись лицом  к восточной стене и стоя, раскачиваясь и кланяясь, произнесли  утреннюю молитву «Шахарит». Лишь  он продолжал сидеть,  не понимая ни слова.

 

  По просьбе хозяина,  премудрости новой для него специальности  взялся обучать высококлассный  специалист, тоже выходец из Бухары,  шутник и балагур  Нисим.

 

   Чтобы не  выглядеть «белой вороной» среди рабочих,  дядя попросил Толика на работу приходить в кипе и «молиться»  вместе со всеми. Так он и простаивал всю молитву у стены, шевеля губами, и делал вид, что молится,  однако уже через несколько дней Анатолий попросил написать слова молитвы русскими буквами и громче всех её читал, обращая на себя внимание,  не понимая, однако, содержания.

 

   Так прошло  несколько месяцев.  Молитва - молитвой,  но в гранильном деле, к удивлению Ханана, Анатолий оказался очень способным учеником и  уже самостоятельно   качественно производил огранку алмазов.

 

    Постепенно Анатолий стал своим в коллективе, а утренняя молитва  не казалась ему уже чем-то необычным.

 

    Но… пришло время,  …и он задался вопросом: о чём  они, а теперь уже и он сам, говорят? Толик попросил перевести текст на русский язык. Ему перевели и тогда он,

молясь, осмыслил «СЛОВО»!

 

   Родственники жены  ещё продолжали поглядывать на него искоса, в разговор с ним  особо не вступали,  ограничиваясь  словами  «да» и «нет»,  и продолжали за глаза осуждать  Мирьям.

 

    Как-то за ужином дядя Ханан  предложил ему пройти «гиюр», чтобы никто ни на фабрике, ни в семье не тыкал   в  него  пальцем  и тайком  не  насмехался над хозяином,  пригревшим в  уважаемой семье  гоя. После  некоторых  колебаний  Толик  дал согласие и прошел все «круги ада»: совершил обряд обрезания, выучил все молитвы, научился читать Тору. Затем, по совету раввина, изменил свое имя на библейское: Нафтали  и стал, как он сам считал,  стопроцентным евреем

   Как и все новообращенные (геры), Нафтали стал неистово молиться, а вслушиваясь, как молитву произносят рабочие, стал их поправлять, требуя досконального и точного произношения  текста.

 

   Дома  Нафтали стал строго следить за соблюдением  всех предписаний иудаизма.

 Прежде всего, он  выбросил  всю посуду, а  вновь купленную разделил на  молочную, мясную и пасхальную. При покупке продуктов придирчиво осматривал упаковку на предмет кошерности.  В редко проветриваемой квартире стоял тяжёлый  запах свечей. Суббота соблюдалась неукоснительно, телевизор никогда при нём не включался, а от жены, согласно традиции, требовал  коротко стричь волосы, носить парик и чулки в любую погоду. Сам же Нафтали отрастил бороду,  пейсы, стал носить широкополую шляпу и чёрную одежду ортодоксов. Всё своё свободное время он посвящал изучению Торы. В его некогда покладистом характере начал проявляться деспотизм.


        Мирьям,  как могла,  боролась с предрассудками, но ни постоянные скандалы, ни слёзы её и детей не помогали.

 

  Как-то, после вечерней молитвы, Нафтали,  пристально глядя на свою жену, вдруг сказал:

   - Мирьям! Я хочу сказать тебе что-то очень важное!

   - Я  слушаю, - почувствовав тревогу, тихо произнесла  Мирьям

   - Мы должны с тобой развестись!

   - Что? Почему? А как же дети?

   - Я не могу простить тебе того, что ты сделала!

   - А что я сделала? Я не совсем понимаю, о чем ты говоришь?

   - Как ты вообще могла  даже ПОДУМАТЬ  выйти замуж за гоя?!...

 

Автор: Яков Раскин

 

Материалы, опубликованные ранее:

 

"Придурки" из местечка


Источник: Sem40 | Оцените статью: +28

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария

Наш архив