Все новости

«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Праздники и посты

Добрый день, уважаемый ребе! Шалом! Вопрос, который меня давно проста-таки мучает: почему Песах проводится в два Седера? У меня есть книга Исраэля Меира Лау "Практика иудаизма", но там про это ничего не сказано. Облазил на эту тему Интернет - ничего. Ансэ ми, плиз.

Шалом! Потому что не в Святой Земле проводится два дня праздника вместо одного: раньше это было связано с т.н. "сфека де-йома", "сомнительным днём" (новый месяц может начинаться после 29 или после 30 дней). Сегодня, несмотря на наличие чёткого календаря, два дня праздника - несокрушимый обычай. Кстати, имеющий глубокие каббалистические корни: в Галуте нужно два дня на ту духовную работу, которая проводится на Святой Земле за один день (Аризаль)...


  • Я
  • 02.11.2016 18:50

Праздники и посты

Я читал относительно законов о микве, что: 1) для очищения мужчины перед молитвой подходит любой водоем или даже большой непротекающий бассейн, и 2) для очищения мужчины перед Йом Кипуром при определенных условиях подойдет и душ. В каких случаях подойдет душ? Что если мужчина не может полностью погрузиться в воду, так как это вызывает панический страх?

Предложу Вам не слишком беспокоиться по поводу мужских очищений в наше время: строго необходимыми все эти процедуры являются только во времена Храма. Пока его нет, всё это должно восприниматься скорее как хороший и полезный обычай, и поэтому если кто-то не успел сходить в микву перед Йом Кипуром или просто сходил в душ, уверяю Вас, катастрофического воздействия на "печать под приговором" на следующий год это не окажет... 


  • 26.06.2016 06:10

Праздники и посты

Шалом, Рав, Сфасман тут к своему удивлению по радио таки услышал, что некий косноязычный азербайджанец Герман Захарьяев в содружестве с равом Шимоном Левиным и свергнутым главой еврейского конгресса Женей Сатановcким предлагают отмечать 26 ияра новый (впервые за 2500 лет!) религиозный (!) праздник. Рав Гольдшмит и Берл Лазар (куда уж без него?) таки с ними. Вроде как и все большие Равы на Святой Земле от литваков до сефардов согласны, даже мизрошники согласны (вот только вот их спрашивать не хватало!). Упомянали р. Исраэля Меира Лау. В Европе равами и вовсе какие-то таинственные меморандумы соответствующие якобы приняты. Что Рав таки думает об упомянутых трех господах и о новом религиозном празднике, который неумолимо приближается? Что это, просачивающаяся в иудаизм путинская пропаганда сталинского режима или новый веселый и искренний праздник с очень грустной предысторией вроде Пурима? Что таки делать Сфасману, отмечать или нет?

Шалом, насколько я понимаю, праздник этот имеет символический характер, и никаких специальных молитв или трапез не предусмотрено... 


  • Сфасман
  • 26.06.2016 06:05

Праздники и посты

Я живу с матерью, она не соблюдает кашрут. В связи с этим беспокоит вопрос - как поступить в Песах с газовой плитой. Даже если я вымою плиту и откашерую решетку, это принципиально ничего не изменит. Другой плиты нет и не предвидится. Известны ли Вам какие-нибудь способы решить данную проблему? P.S. У меня есть новый рассекатель пламени, я мог бы ложить его на решетку, всегда определенной стороной, т.е. так, чтобы одна его грань всегда соприкасалась с решеткой, но не с кастрюлей, а другая - только с кастрюлей. Таким образом, посуда не соприкасалась бы с некашерной плитой. Тем более, что теоретически огонь под решеткой должен выжигать любые остатки пищи на ней. Будет ли это выходом из положения?

Внеочередной ответ на практический вопрос: да, рассекатель - известное решение проблемы! Кошерного и радостного праздника! 


  • 21.04.2016 16:21

Праздники и посты

Здравствуйте, уважаемый раввин! Недавно я узнала, что я - еврейка по маминой линии. Бабушка моя, мамина мама, была из семьи Новицких, польских евреев - переселецев в Подольскую губернию. Документов вроде нет, но репатриироваться я не планирую, так как состоялась профессионально в Украине (я - юрист). Я католичка и дети мои крещены в костеле. Сама я в разводе и брак был признан недействительным (по моему ходатайству) католической церковью. У меня вопрос: С иудаизмом я знакома поверхностно, но чувствую потребность узнать ближе. Нужно ли соблюдать заветы Торы? Как быть с религиозным воспитанием детей? С чего начать? Вы простите за такие наивные и глупые вопросы, но я правда немного в растерянности.

Здравствуйте. Серьёзная тема. Нужно бы обратиться к невиртуальному раввину. Например, попробовать поймать р. Якова Блайха (Вы в Киеве?). А вообще, конечно, если Вы уверены в том, что мамина мама еврейка, соблюдать заветы необходимо. Сначала - разобраться с Субботой, начать разбираться с кошерной диетой... Скоро Песах - ни в коем случае не держать в своих владениях и не есть "квасное" (хамец) - т.е. непресные продукты из злаковых (из злаковых можно только Мацу). Хлеб, печенья, обычную муку, макароны, водку, пиво и проч., - всё это категорически запрещено в Песах (по прямому указанию Свитка Торы). Ну, и, разумеется, необходимо так или иначе разобраться с официальным статусом: сходить в раввинский суд и обстоятельно посоветоваться.


  • 04.04.2016 22:22

Праздники и посты

Здраствуйте, рав Исроэль. Увидел у вас на странице вопрос человека о дороговизне оливкового масла для исполнения заповеди ханукальных огней. Честно говоря, не уловил смысла. Хануккия куплена, Ханука, по-видимому, праздноваться в планах. (Человек где пробовал зажигать подсолнечное, не в самом светильнике? А ничего, кстати, что ''первым встреченым'' маслом, попросту есть риск сам светильник испортить?) И как это-Скоро Ханука, и Хануккия есть, а оливковое масло для неё - дорого... Будьте добры, рав, дайте верный ответ на оба вопроса!

Здравствуйте. Сложно отвечать за кого-то... Предположу, что светильник могли подарить где-нибудь. А тратиться на качественное оливковое масло не хотелось, вот человек и узнавал, можно ли чем-то заменить. 


  • 17.12.2015 21:22

Праздники и посты

Приближается Ханука, и мне бы хотелось определиться - какое масло можно использовать для ханукии. Дело в том, что я очень хотел украсить заповедь, и купил ханукию для масла... Однако подсолнечное масло сильно коптит (я убедился опытным путём). Оливковое - дорого... Какое из масел можно использовать? Можно ли использовать спирт?

Нет-нет, давайте для чуда с маслом использовать масло, а не спирт. И хотя оливковое масло - безусловно правильный и лучший вариант, можно использовать и другие масла, как написано в Талмуде (во второй гл. трактата Шабат): "Все масла кошерны для ханукальной свечи". 


  • 01.12.2015 18:39

Праздники и посты

Можно ли в ошана раба посетить кладбище (4.03.2015 день смерти мамы)?

Опять-таки прошу прощения, что не успел вовремя отреагировать на вопрос. В течение праздника на кладбище ходить не следует (потому, что в течение всего праздника не проводятся никакие траурные мероприятия). Есть разрешение посещать могилы больших праведников в "полупраздничные дни" (Холь а-Моэд), если другого варианта потом не будет (например, человек находится в поездке, и после праздника не успеет попасть на могилу этого праведника...)


  • 30.10.2015 17:55

Праздники и посты

Уважаемый ребе Зельман, большое Вам спасибо за ваши коментарии, по недельным главам Торы в "толдоте". А вопрос у меня такой; Нам, евреям, веленно, стереть память об амалеке, да ещё и не забыть. И в то-же время, наш праздник "Пурим" - вроде-как и апосля долгожданного прихода Машиаха, останется. Ну а какой-же Пурим без "ушей амана" ?

Стереть память, вообще говоря, необязательно означает "забыть". Вполне возможный перевод (и объяснение) этого выражения - исключить упоминание о нём, т.е. чтобы никто не говорил о его, амолека, делах, качествах, никто не продолжал его чёрное дело... И "уши" могут остаться как свидетельство полнейшей "стёртости" имени врага... 


  • Zalman
  • 28.04.2015 17:02

Праздники и посты

В какое время суток закопали пасхального ангца?

Закопали? Зачем? Может, Вы имеете в виду, когда зарезали пасхального агнца? Во времена, когда приносится пасхальная жертва, её следует приносить во второй половине дня 14-го Нисана. 


  • 20.03.2015 04:03

Праздники и посты

Шалом, рав Зельман. Объясните, пожалуйста, поскольку любые жертвоприношения после разрушения Храма отменены, то обычай "капарот", стал неким воспоминание о заместительной жертве: о переходе грехов и нечистоты на невинное создание, которое потом вместо человека убивают. Т.е. человек сам вроде как должен свои грехи искупать, а переносит их на безгрешное существо. И возникает вопрос: почему в качестве некоей заместительной жертвы стали использовать деньги? Жертвоприношения и благотворительность - это же разные вещи. В Торе однозначно сказано, что поскольку жизнь зависит от крови, то именно КРОВЬ, в которой душа животного, искупает душу: "Потому что душа плоти в крови, и Я предназначил ее вам для жертвенника (возлагать на жертвенник), на искупление душ ваших, ибо кровь - она душу искупает" (Ваикра 17:11). Т.е. именно душа искупает душу, а не деньги… А благотворительность, понятно, всегда приветствуется, но она не является воспоминанием о искупительной жертве. Если же воспоминание о переносе грехов на реальную жертву стало уже почему-то не важным(?..) и деньги вполне могут быть заменой крови (типа индульгенции), то почему бы вообще не отменить убийство птиц? Но на мой взгляд смысл обычай "капарот" говорит именно о воспоминании реальной жертвы, а не о благотворительности (которая уместна и необходима всегда - параллельно реальной жертве, а не вместо неё)… С наступающим праздником!

Шалом, в том-то и проблема, что имеются серьёзные основания считать неуместными любые ностальгические воспоминания о жертвоприношениях (я имею в виду - воспоминания в действиях, так-то, понятно, законы Храма необходимо изучать, как и любой другой раздел нашего законодательства). Именно чтобы никто слишком не увлёкся имитацией жертвоприношений есть желание отдалить данный обряд от подобных ассоциаций. А то ведь жертва, которая принесена вне Храма... Вы наверняка знаете, что за это дело полагается...


  • 26.10.2014 17:28

Праздники и посты

Шалом! У меня вопрос, можно ли читать литературные произведения, кроме молитв, в пост Йом Кипура? Жду ответа, Спасибо

Очень прошу прощения - не успел ответить вовремя (обычно стараюсь на практические вопросы отвечать вне очереди, но сейчас, увы, не успел из-за перегрузок с осенними праздниками). Очень, очень нежелательно читать литературные произведения по Субботам и в Йом Кипур. Эти дни следует посвятить Вс-вышнему (в конце концов, мы с Вами точно ещё далеко не все Святые Книги выучили, чтобы "переключиться на литературу").  


  • 15.10.2014 18:06

Праздники и посты

Уважаемый раввин Зельман! Я - израильский первогодок. И Рош Ашану праздную здесь первый раз. Я был удивлён, что здесь, подобно галутовской традиции, этот праздник проходит тоже в два дня. Смотрю в Тору - там, в главе Эмор, чётко сказано праздновать в первый день месяца. Я не против двух дней праздника, однако Рош Ашана накладывает обязанности шабата. Посему у меня вопросы: чем обосновывается второй день праздника в Эрец Исраель? Будет ли противоречием Торе не соблюдать покой во второй день праздника?

Старинное и обязательное раввинское установление - ещё со времён Храма. Связано с тем, что установление нового месяца в старые времена производилось по показаниям свидетелей, видевших новую луну, и не всегда эти свидетели вовремя успевали - ведь Новый Год мог начаться или после 29-го Элула, или после 30-го, и из-за этого было принято решение соблюдать оба дня. К другим праздникам это не относится, поскольку установление начала месяца происходило, само собой, в первый день месяца, а все остальные праздники наступают или в 6-ой, или в 15 день после новолунья... С мистической точки зрения, как разъяснил великий Аризаль, два дня тоже необходимы: Суд над миром в Рош hа-Шана проходит в два этапа (т.н. "тяжкий суд" в первый день и т.н. "мягкий суд" во второй). 


  • 15.10.2014 18:03

Праздники и посты

Серверовка стола на Рош га шана. меню, очередность блюд?

Даю замечательную ссылку с дружественного сайта (чтобы не повторять неоднократно написанное): http://www.evrey.com/sitep/rosh/index.php3?menu=indextrad_r.htm#2.


  • 16.09.2014 22:35

Праздники и посты

Уважаемый Раввин! Что делать если в среду вечером, незадолго до исхода праздника, у меня концерт. Я играю в трио и без меня концерт не состоится. Будет ли это моя вина, либо того, кто заставляет меня в этот день работать?

Скажу Вам как музыкант музыканту: ни в трио, ни в квартете, ни даже в тройном составе оркестра по еврейским праздникам играть категорически не следует. А следует - перенести концерт на час-полтора, и начать сразу после исхода праздника. Вина же за нарушение - на самом нарушителе (если конечно его не заставляют играть под угрозой смерти или тяжких телесных повреждений). 


  • 14.04.2014 16:47

Праздники и посты

Добрый вечер! Завтра уже великий праздник Песах. Что делать, если я готова его соблюдать, но живу не совсем с верующими людьми. Они не готовы избавиться от хамца. Я просила, но меня не слушают. Простит ли меня Господь?

Не волнуйтесь!! Главное, чтобы то квасное, которое принадлежит лично Вам, было полностью уничтожено (или продано по всей форме)! А за чужое Вы не отвечаете! Прекрасного Вам праздника - кошерного и радостного!


  • 14.04.2014 06:20

Праздники и посты

Здравствуйте. В качестве подготовки к Песаху я еще раз перечитала главу Бо, где описывается подготовка к исходу и совсем запуталась. Там написано, что еще до своего выхода евреи получили строгий приказ о запрете квасного на всю неделю Песаха. Потом написано, что после казни первенцев египтяне стали давить на народ и они вышли неся на плечах квашни, в которых тесто не успело заквасится. Вот это фразу я совсем не поняла: 1. Кто этот "народ"? (Если это евреи, то почему не названы "бней Исраэль", как упоминается в соседней фразе?) 2. Если это евреи, то зачем они ставили тесто квасится, когда уже был приказ запрета на квасное? (Может это были евреи, которые не собирались слушать Творца, выполнять его повеления и выходить из Египта, но тогда почему они не погибли во время тьмы? А если это были законопослушные евреи, которые не хотели, чтоб тесто заквасилось, а только замесили его, чтоб сразу же испечь, но не успели (хотя вроде текст намекает, что тесто хотели заквасить намерено, просто не успели), то зачем взяли его с собой? Ясно ведь, что без чуда во время долгого перехода оно обязательно заквасится и будет нарушен строгий запрет?(Ни один современный религиозный еврей такого бы не сделал)) 3 Дальше в тексте говорится, что тесто заквасится не успело и из него испекли мацу. При этом в тексте Торы не упоминается, что произошло чудо. Поэтому не понятно, как три миллиона евреев могли успеть за восемнадцать минут замесить тесто, собраться, дойти пешком с детьми и стадами до Суккота, найти место стоянки, насобирать дрова, разжеть костер и испечь мацу? Может там прошло побольше, чем восемнадцать минут? Откуда вообще взялась эта цифра? Кроме того, часов в те времена не было и что такое восемнадцать минут они не могли знать при всем желании. Как они определяли заквасилось ли тесто или они пригодно для мацы? 4 А еще совсем непонятно, почему агада и многие комментаторы утверждают, что мы кушаем мацу в честь того теста, которое вынесли евреи из Египта и которое не успело заквасится. Почему именно в честь того, что хотели евреи нарушить заповедь и заквасить тесто, но с помощью чуда нарушения не произошло? Почему агада и комментаторы не говорят, что мы делаем это по другой причине ,хотя бы потому, что так повелел нам Творец еще до исхода? Извеняюсь за длинный путаный вопрос. Зарание спасибо.

Ваше удивление понятно, но чтобы перед Песахом не писать много (как Вы понимаете, очень напряжённое время), кратко опишу ситуацию. Моше, получивший все инструкции свыше, разрешил евреям поставить тесто с вечера, поскольку знал, что (как прямо сказано в Агаде) "откроется им Царь всех царей", и процесс заквашивания (когда рядом - открытое Присутствие), гниения остановится. Запрет на квасное, кстати, в тот первый Песах (в отличие от всех остальных) действовал всего один день. А определяется статус теста, конечно, не по часам (это сегодня так, для простоты), а по целому ряду признаков - цвету (оно белеет), набуханию, трещинкам от  этого набухания (всё подробно изложено в Талмуде). 


  • 14.04.2014 05:52

Праздники и посты

Шалом, уважаемый рав Зельман. Спасибо, с пасхальной жертвой гера - понятно (переводы должны бы быть больше смысловые, чем литературные). Если можно, два уточнения. 1. Где в Торе говорится об установлении для времён Храма Песаха Шени? 2. Невозможность приношения очистительных жертв без Храма и ритуальной чистоты - понятна, но пасхальная жертва как может быть связана с расположением жертвенника? И понятно, что не только нельзя, но и нет смысла тащить ягнёнка на Храмовую Гору, но почему, например, еврей не может сам (или с помощью шохета) сделать ягнёнка пасхальной жертвой? Почему нельзя (разве я что-то нарушаю)?

1. Четвёртая Книга, гл. 9, начиная с 6-го стиха. 2. Да не дай Б-г. После построения Храма в Йерушалаиме личные жертвенники категорически запрещены: никакой кустарщины, только на выбранной точке Храмовой Горы.


  • 09.01.2014 18:02

Праздники и посты

Шалом, уважаемый рав Зельман. Вот Вы как?.. Хотите отделаться краткими ответами...)) Я согласен, что краткость - сестра таланта. Но смилуйтесь, растолкуйте (для неграмотного в языках. Ведь закон для всех один: и для многоязычных голов и для временных невежд). Говоря о том, что "если будет жить с вами пришелец и ПОЖЕЛАЕТ совершить песах Господу, то по закону о песах и по предписанию о нём, так совершит. Закон один будет для вас и для пришельца и для уроженца земли" (Бемидбар 9:14). И читаю я сие здесь (искренне доверяя переводу): http://www.toraonline.ru/tora_inline/bemidbar/behaaloyscho.htm (и ссылка говорит: см. Раши к Имена 12,48; то же самое, например, на сайтах "Толдот" и "Исток". Неужели они друг у друга списывают ))... И у меня в Торе с параллельным переводом и комментариями - то же самое, только вместо слова "пожелает" написано "намерен"). Понятно, надо смотреть в корень, т.е. в Источник. Но что делать, если не знаю как правильно перевести?.. Вот к Вам и обратился, потому что это слово меня удивило (а ведь другой кто-нибудь, так и проглотит это "пожелает"...). А второй вопрос был вызван комментариями Сончино (и практической жизнью): на чём основан закон (традиция) о ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ дне для принесения пасхальной жертвы (которую заповедано совершать СТРОГО вечером 14 Нисана и без всяких повторов для тех, кто не успел или не смог)? Простите меня за настырность (и, согласитесь, лучше обращаться с вопросами, чем глотать не прожёвывая... Не хочется к головной боли добавлять ещё и колики).

Ничего не поделаешь: хотят люди переводить складно, литературно... וְכִי יָגוּר אִתְּכֶם גֵּר וְעָשָׂה פֶסַח Вот он, оригинал (даже с огласовками). "И когда поселится с вами Гер И СДЕЛАЕТ ПЕСАХ", пусть, мол, делает всё, как все, как положено... И всё. Песах Шени (Песах Второй) - заповедь Торы для времён Храма. Важность принесения пасхальной жертвы очень велика. Настолько, что Творец Сам специально даёт ещё одну возможность - для тех, кто не мог принести вовремя. И эта возможность устанавливается именно на месяц Ияр, который между Песахом и Дарованием Торы, между Нисаном и Сиваном. Ведь все эти 50 дней (от Исхода до Откровения) - это большой единый комплекс в календаре...


  • 31.12.2013 18:13

Праздники и посты

Шалом, уважаемый рав Зельман. В Торе сказано, что если будет жить с вами пришелец (или житель той страны, где поселились евреи) и ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ он совершить Песах и принести пасхальную жертву, то закон о Песахе один, как для евреев, так и для любых подселенцев, которые желают жить среди евреев. Если правильно понимаю, в еврейской среде могли жить только те пришельцы, которые принимали гиюр и образ жизни евреев. Возникает вопрос, почему к принявшему гиюр относятся слова "ЕСЛИ ПОЖЕЛАЕТ"?.. Когда пришелец становится евреем, то к нему не могут относиться слова пожелает - не пожелает (всё равно, что любит - не любит), он ДОЛЖЕН исполнять все предписания Творца. Прочитал "размытое" объяснение, что слово "пожелает" относится к тому, кто приняв гиюр может пожелать сразу отпраздновать Песах: в любое время года (но это какой-то бред. Не слышал, чтобы принимающие гиюр отмечали это Песахом). Что же это за загадочное слово: "если пожелает"? И второй вопрос (если пожелаете)) вразумить ответом): на чём основан закон (традиция) о дополнительном дне для принесения пасхальной жертвы? Это установление мудрецов? Мне не совсем понятно, как можно праздновать Песах не в тот день, который установил для этого Всевышний (ведь именно 15-го Нисана нам дарована свобода).

Ответ претендует на звание кратчайшего на странице: "если пожелает" НЕ НАПИСАНО, читайте Тору в оригинале!


  • 19.12.2013 21:00

Праздники и посты

Уважаемый рав Зельман, знаю, что в Йом Кипур, ради очищения и освящения Израиля, в Святая Святых воскурялся фимиам и приносилась жертвенная кровь. Однако было отмечено, что в некоторые годы это жертва не принималась (и даже был такой длительный 40-летний период перед последним разрушением Храма). Так ли это? И каким образом Первосвященники могли узнавать принята их жертва или нет?

Вот отрывка из Талмуда (трактат Йома, листы 39 и 67), где описывается ситуация с принятием жертв и молитв Йом Кипура во времена Храма (мелким текстом - минимальные пояснения). Учили мудрецы: 40 лет, пока служил (первосвященником) Шимон-праведник жребий (распределявший двух козлов в Йом Кипур) всегда поднимался в правую руку; после этого (после Шимона-праведника) - иногда в правую, иногда в левую. И красная шерстяная лента (лашон шель зhуритбелела (в знак принятия жертвоприношений и прощения грехов); после этого (после Шимона-праведника) иногда белела, иногда не белела..."  Учили мудрецы: сначала привязывали красную шерстяную ленту на ворота Храма снаружи: побелела  - были рады, не побелела - были грустны и стыдились. Установили, что следует привязывать на ворота Храма изнутри. И всё-таки заглядывали и видели: побелела - были рады, не побелела - были грустны. Установили, что следует привязывать половину её (половины ленты) - к скале (с которой сбрасывали "козла отпущения"), и вторую половину - между рогами (козла отпущения). Сказал раби Нахум бар Папа от имени р. Элазара hа-Капара: "Сначала привязывали красную шерстяную ленту на воротах Храма изнутри, и когда доходил козёл до пустыни, лента белела, и все узнавали, что исполнена заповедь его, как сказано (Йешаяу, 18): "Если будут грехи ваши, как красная шерсть, - как снег побелеют". 

 

 


  • 28.11.2013 01:04

Праздники и посты

Надо ли спать в сукке ночью тем евреям которые живут в холодном климате?

Извините, пожалуйста! Из-за праздников не смог ответить вовремя... Нет, конечно, не надо: "физически (физически!) страдающий" человек свободен от заповеди Сукки. 


  • 10.10.2013 00:34

Праздники и посты

Шалом! Ну вот, прошел Йом Кипур. Все мои многочисленные знакомые евреи, которые соблюдают так боялись этого дня, так переживали. Им было страшно за свои грехи. А я пил, курил, ел, веселился в клубе...и НИЧЕГО не произошло! И по новостям не передавали чтобы была массовая смерть евреев в синагогах (а грешников туда ходит только раз в году - жуть как много). Так что религия - это только для неудачников, которые в сказки верят. Как считаете?

И Вам шалом. Несколько странная реплика... А Вы полагали, что для Вас лично (когда Вы пьёте и курите в Йом Кипур) разверзнутся небеса, и спецмолния стукнет Вас по голове?.. У Вас, как утверждается в наших базовых источниках, есть ДУША. И вот о ней-то (именно потому, что для её очищения от грехов удар молнии - далеко не самый распространённый метод) Вам следовало бы подумать. Впрочем, Вы можете заявить, что у Вас НЕТ ДУШИ. И, знаете, лично я не стану Вас разубеждать... вдруг Вы правы... А по поводу неудачников... Мне неоднократно приходилось (просто будучи проездом в разных точках мира) молиться в синагогах, где собираются те, кто не только, как Вы пишете, "верит в сказки", но уже давно живут в них. Не далее как два месяца назад, будучи в Канаде, молился в такой синагоге: один из рядовых членов общины, глубоко верующий человек, зачитывавший во время молитвы Свиток Торы, оказался особенно приятен и любезен в общении (мультимиллионер, владелец острова, элитной недвижимости и проч.). Таких миньянов по миру, слава Б-гу, немало. Хотя, конечно, гораздо больше тех, где молятся евреи обычного достатка... Вообще материальное, хоть и важно, но не главное... Ведь у нас (не знаю, как у Вас... Вам виднее...) есть души, о которых мы стараемся заботиться прежде всего. Всего Вам самого доброго. 


  • 10.10.2013 00:02

Праздники и посты

Если Авраам и Лот праздновали Песах, как праздник "Выход из бедственного положения" (возможно, в какой-то мере - как выход из мира язычества и рабства плоти) и как праздник проявления ("высвобождения") Силы Милости Творца, то как получилось, что этот праздник Песаха ("Выхода из бедственного положения") перестали праздновать их потомки (и он стал праздноваться только после исхода из Египта)? И второй вопрос: почему Авраам и Лот праздновали Песах именно с мацой? При выходе из Египта смысл мацы понятен (тесто не успело закваситься), а у Авраама с Лотом почему маца - не понятно.

Что Вы, это тот же Песах, мы его и празднуем! Просто для нас он уже связан и с конкретным историческим событием. А смысл мацы - гораздо шире (опять-таки), чем просто напоминание о неуспевшем закваситься тесте. Маца - "бедное", скромное тесто - противоположность раздувшемуся, "необоснованно занимающему пространство мира (внутри ж дыры сплошные)" квасному хлебу. Собственно, маца и есть - материально воплощённый Исход, спасение Силы Милости от сдерживающих (заквашивающих!) её начал. Поэтому - конечно Песах связан только и только с мацой, всегда. 


  • 31.08.2013 02:02

Праздники и посты

Здравствуйте. Должен ли еврей отвечать, если нееврей поздравляет его с праздником и желает духовного роста? поздравил троих, уровень отношений доброжелательный и более. Один вообще не ответил, второй прислал по почте открытку без слов, третий очень доброжелательно искренне обьяснил мне, что это не мой праздник (Песах), с чем я согласен и абсолютно не претендую на него, как на свой. Слово "спасибо" не услышал ни от кого. Мне не повезло? или что-то не так сделал?

Нет-нет, просто не повезло! Сердечно благодарю Вас за поздравления (с большим опазданием, конечно...) от имени всех четверых (считая меня)!


  • 25.04.2013 01:55

Праздники и посты

Пожалуйста, напишите, в 2013 г. когда начинается пост перед Песах.

Опять-таки прошу прощения, что не дошли руки до ответов перед праздником - сейчас вот сижу, разбираю всё (и на сайте, и в электронной почте...). А пост, конечно, начинается с утренней зарёй, и точное время зависит от того, где человек живёт. 


  • 09.04.2013 20:53

Праздники и посты

ЧТО МОЖНО СТИРАТЬ В ХОЛЬ АМОЭД

Прошу прощения, что не ответил вовремя - вообще не было возможности из-за всех пасхальных дел и последовавших сразу за ними напряжённых трудов (очень крупные мероприятия готовятся тут в общине, и мне приходится быть главным их организатором...). Стирать в дни между первыми и последними праздниками Суккойс и Пейсаха вообще не следует (имеется только разрешение стирать одежду детей, если нет другой чистой). Исключение делается для некоторых особенных обстоятельств - таких, как, например, выход из тюрьмы или конец траура в эти дни (т.е., до того стирать было невозможно) или крайняя бедность (когда у человека есть только одна смена одежды). Сегодня в этой Галахе имеются тонкости, однако по-простому (если не вдаваться в детали) дело обстоит именно так. 


  • 09.04.2013 20:49

Праздники и посты

Шалом. Как известно, Царь Ахашверош принял активное участие в спасении народа Израиля от уничтожения. Мы во многом ему обязаны, однако, не вспоминаем о нем с благодарностью, не оказываем должного уважения, как скажем по аналогии вспоминаем Эстэр. Ваши комментарии. Спасибо

Царь Ахашверош просто вовремя сориентировался: сначала собирался вместе с Аманом разделаться с евреями, а потом (когда надо было выбрать между женой-красавицей и антипатичным амалекитянином) раздумал. Человека, который с большой радостью ожидал уничтожения еврейского народа, а потом - просто из-за стечения обстоятельств - передумал, не обязательно вспоминать с благодарностью. А то, что ему оказывали все подобающие почести при жизни, известно из текста Свитка. 


  • 08.04.2013 23:30

Праздники и посты

Рав Зельман, у Вас тут опечатка. Первый Сейдер 25 Марта, не Апреля. С наступающим!

Да, конечно, прошу прощения! И Вас также (привык, что Песахи в апреле бывают). 


  • 18.03.2013 23:41

Праздники и посты

Уважаемый Рев! Можно ли собирать семью за два дня до Пейсах и выполнять все предписания первого Сейдера по причине невозможности приезда всех. Я считаю, что нельзя. Спасибо.

Вы правильно считаете! Прямо в Пасхальной Агаде написано, что "с начала месяца и до пасхальной ночи" нельзя проводить Сейдер! Давайте таки проводить всё вовремя и как положено! Удачи Вам в этом нелёгком деле! 


  • 18.03.2013 22:53

 


Похожие новости:




Наш архив