Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
День рождения

Версия для печати


 Самый народный артист


6 мая исполнилось 95 лет Владимиру Этушу. От всей души поздравляем Артиста! 

Геннадий ЕВГРАФОВ

В качестве иллюстраций использованы кадры из фильмов, с сайта vakhtangov.ru и фото Елены Этуш

 

Всё начинается в детстве. Владимир Этуш «заболел» театром в школе. В семье предполагали, что это увлечение временное, сын унаследует деловые качества отца, пойдет по его стопам и станет деловым человеком (до октября 1917-го Абрам Этуш был успешным коммивояжером, после – во времена НЭПа – владельцем небольшого галантерейного цеха). Но родители предполагают, а самый главный Режиссер располагает. На увлечение сына махнули рукой (и правильно сделали) и не стали ему препятствовать.

«РЕЖИССЕРСКИЙ ПЛАН…»

Владимир записался в театральный кружок, с успехом декламировал на школьных вечерах, и, казалось бы, быть ему артистом. Но… получив школьный аттестат, Владимир неожиданно подал документы в ГИТИС не на актерский, а на режиссерский факультет. И, конечно же, провалился. Потому что не знал даже азов будущей профессии: строгая экзаменационная комиссия спросила, что такое постановочный план пьесы, а он не знал, в театральном кружке таким премудростям не учили. Но незадачливый абитуриент все-таки такой план представил. Как рассказывал сам Этуш, по дороге домой зашел в книжный магазин, увидел брошюру «Режиссерский план постановки Островского», обрадовался, купил, переписал, кое-что добавил от себя, однако получил «тройку» и проходного балла не набрал.

Помог Рубен Симонов (руководивший тогда Театром им. Вахтангова), до которого дошли слухи о дружбе провалившегося абитуриента с его племянницей. Чтобы сделать приятное и племяннице, и ее приятелю, Симонов где надо похлопотал, замолвил словечко, и юноша стал вольнослушателем 1-го курса «Щуки», как в студенческом обиходе называли прославленное театральное училище.

ЛЕЙТЕНАНТ ЭТУШ

Желание уйти на фронт возникло у третьекурсника Этуша на спектакле «Фельдмаршал Кутузов» (что весьма символично): посмотрел он в зал, насчитал дюжину москвичей, понял, что людям сейчас не до театра, и твердо решил для себя, что его место нынче – не на сцене, а на фронте. Пошел в военкомат и записался добровольцем. Там внимательно посмотрели на интеллигентного студента и направили его в школу военных переводчиков (для разведки) в Ставрополь. Окончив школу, Этуш воевал в горах Кабарды, под Малгобеком (одна из улиц города носит его имя), освобождал Ростов-на-Дону и Украину. А орден командир полка вручил ему прямо во время атаки. Как вспоминал сам артист: «Бежит рядом и кричит: „Этуш, тут тебя орденом наградили. Держи, пока меня не убило или тебя“. И отдал вместе с коробочкой».

Уходил Владимир Этуш из училища гражданским, необученным – вернулся лейтенантом, повидавшим смерть лицом к лицу. Как было сказано в приказе о награждении тем самым орденом: «Воевал против немецких оккупантов, не щадя своей жизни».

В одном из боев был ранен, затем комиссован и в 1944-м как был – в гимнастерке с орденами, в своей простреленной шинели, прихрамывая – пришел в родное училище. Затем был принят в Театр им. Вахтангова, которым по-прежнему руководил Рубен Симонов.

ОТ ЦАРЯ ДОРМИДОНТА ДО СЛУЖКИ АРЬЕ-ЛЕЙБА

Молодой артист начинает с небольших эпизодических ролей. В театре сразу же обратили внимание на то, что он лучше всего раскрывается в характерных комедийных ролях, порой граничащих с откровенным гротеском. И после нескольких проходных ролей в таких же проходных спектаклях, в 1952 г. Этуш вышел на сцену в роли слуги Лаунса в комедии Шекспира «Два веронца». Спектакль поставил сын главного режиссера молодой Евгений Симонов. Дуэт слуг-простаков был построен на импровизации и требовал от артистов полной свободы, находчивости, молниеносных реакций, огромного обаяния и театрального «хулиганства», которое придавало спектаклю вольный, озорной и прямо-таки «охальный» характер. Все это – и свобода, и умение импровизировать, и обаяние – с лихвой присутствовало у молодого артиста и его партнера Грекова. Для Этуша это был настоящий – успешный – дебют. Сыгранный им слуга Лаунс положил начало длинной серии комических ролей. Как в театре, так и впоследствии в кино.

В разные годы Владимир Абрамович играл царя Дормидонта в спектакле по пьесе Маршака «Горя бояться – счастья не видать» (1954), графа Бенкендорфа в «Шагах командора» Коростылева (1972) и синагогального служку Арье-Лейба в «Закате» Бабеля (1989). Его Бригелла был неподражаем в самом знаменитом спектакле театра – «Принцесса Турандот», в котором актеры по ходу действия импровизировали и разыгрывали друг друга.

Кого только не переиграл, в каких комедийных масках не перебывал за свою долгую творческую жизнь Владимир Этуш! Он выходил на сцену и в роли сказочного короля, и служки в синагоге, и благородного отца, и неудачливого злодея, и водевильного простака, и комического старика. Но кого бы он ни играл, его всегда отличал высочайший профессионализм, точность и выверенность каждого жеста, движения, интонации и взгляда.

И все же известность, славу, признание и всенародную любовь театральным артистам, как бы талантливы они ни были, приносит кино. Первую свою роль в кино Этуш сыграл в 1953 г. в картине «Адмирал Ушаков». Но, как говорится, знаменитым на весь Советский Союз проснулся в 1967-м, после премьеры «Кавказской пленницы».

СПАСИБО ИЛЬИЧУ!

Правда, всенародное признание и любовь могли бы прийти и позже, если бы не… Леонид Ильич Брежнев, который в те годы был еще далек от того состояния, в которое впал в конце 1970-х.

Одну из лучших кинокомедий Леонида Гайдая «Кавказская пленница», в которой снялись такие выдающиеся актеры, как Юрий Никулин (Балбес), Евгений Моргунов (Бывалый), Георгий Вицин (Трус), Фрунзик Мкртчян (Джабраил, дядя Нины), молодые Александр Демьяненко (Шурик) и Наталья Варлей (Нина), а Владимир Этуш сыграл роль заведующего райкомхозом товарища Саахова, приемная комиссия Госкино запретила. Ну как можно было выпускать на широкий экран фильм, в заставке которого Трус пишет мелом на заборе букву «х», Балбес приписывает «у», а, услышав свисток милиционера, дописывает: «Художественный фильм»? А шуточки на грани фола («Да здравствует советский суд – самый гуманный суд в мире!»), намеки (у секретаря парткома «Мосфильма» была фамилия Сааков) и прочие аллюзии? И вообще, чтобы на 50-м году советской власти невесту выкупали за 20 баранов, финский холодильник «Розенлев» и почетную грамоту!..

Но фильм среди прочих новинок посмотрел на своей даче не кто иной, как сам генсек, который ничего крамольного в «Пленнице» не увидел. Напротив, он юмор оценил и картину одобрил. Один из авторов сценария Яков Костюковский (он писал его вместе с Морисом Слободским) вспоминал, что очередное совещание по выпуску картины чиновники отменили и без разговоров присвоили ей высшую прокатную категорию. Но больше всего Костюковского потряс самый большой начальник, который провозгласил: «Ну, что я вам говорил?!» И фильм на экраны вышел, правда, заставку с «х», «у» и милиционером все же вырезали. Так, на всякий случай. Уж очень тогдашний советский народ на такого рода шуточки был охоч. Но народ и без этого эпизода принял картину на ура. Фразы товарища Саахова – «Шляп сними», «Студентка, комсомолка, спортсменка, просто красавица», «Аполитично рассуждаешь!» – как, впрочем, и других героев фильма, стали крылатыми, их повторял и стар и млад.

После выхода картины на экран на артиста обрушилась любовь всех народов Советского Союза, особенно армян, азербайджанцев и грузин. Но армяне считали, что он азербайджанец, азербайджанцы – что армянин, грузины тоже принимали не за своего. И всем было приятно. Этуш вспоминал, что однажды на Черемушкинском рынке выходцы с Кавказа стали его одаривать всем, чем торговали, «поскольку для них товарищ Саахов стал едва ли не национальным героем».

А потом он играл и инженера Брунса («Двенадцать стульев», 1971), и Антона Семеновича Шпака («Иван Васильевич меняет профессию», 1973) и даже Карабаса-Барабаса («Приключения Буратино», 1975). Были и другие заметные роли как в советском, так и в новом российском кино, но именно в комедии Гайдая он сыграл одну из лучших своих ролей.

СТО РОЛЕЙ И ОДНА ЖИЗНЬ

А вообще за свою творческую жизнь заслуженный артист РСФСР (1964), народный артист РСФСР (1971), народный артист СССР (1984), художественный руководитель Щукинского училища Владимир Этуш сыграл около ста ролей в кино и театре. Ну а если бы я стал перечислять его многочисленные премии (от «Хрустальной Турандот» до «Звезды театрала») и награды (от ордена Красной Звезды до медали «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945»), то мне не хватило бы пальцев двух рук.

В 2004 г. он вышел на сцену Театра им. Вахтангова в спектакле «Кому подчиняется время». Если воспринять название спектакля как метафору, то вопрос звучит риторически: Этушу было 72 года.

Кстати, Владимир Абрамович был женат три раза. В последний раз ступил «в эту воду», когда ему было всего лишь… 80. Женился на своей давней поклоннице, которой на момент вступления в брак было… 38 лет. Это всё к тому же вопросу – кому подчиняется время…

Ну а самым народным артистом стал в 2008 г., когда ему вручили специальную национальную премию «Кремлевский Гранд» в номинации, которая так и называлась – «Самый народный артист».

"Еврейская панорама", Берлин


Источник:http://www.isrageo.com | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Добавление комментария



Наш архив