Все новости

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Это интересно

Версия для печати


 СИДЯЧИЕ МЕРТВЕЦЫ И ПРИЗРАК РЕБЕ


Во времена "железного занавеса" огромной популярностью пользовалась телепередача "Советский Союз глазами зарубежных гостей". С иностранцами граждане СССР пересекались крайне редко, а взгляд извне – всегда интересен.
Сегодняшняя статья – тоже о взгляде извне. Она посвящена мифам и заблуждениям, бытующим среди населения Украины в отношении соседей-евреев. Сразу заметим, что это не научное исследование, а всего лишь "личная коллекция" баек и предрассудков, собранная за два десятилетия краеведческой деятельности.
Про кровушку
Байки о ритуальном умерщвлении христиан  родились в глубокой древности и благополучно дожили до наших дней. Напомним: в ноябре 2017 г. мир ошарашила новость - Следственный комитет Российской Федерации собирается провести психолого-историческую экспертизу расстрела семьи императора Николая II. Следователи, спустя без малого 100 лет, вдруг озаботились - а не является ли случившееся в Ипатьевском доме ритуальным убийством? Слово "евреи" в СКР пока не произнесли, но все прекрасно понимают, что в общественном сознании россиян ритуальные убийства проходят исключительно по еврейской части.

Титульный лист " Z?osc Zydowska..." (Люблин, 1774 г.). Издание было посвящено ритуальному употреблению евреями "крови христианских младенцев". Фото Jagiellonian Digital Library

 
Говоря о "кровавом навете" следует отметить, что это отнюдь не народное мифотворчество, а привнесённое извне суеверие. Сначала о жидах, мордующих христианских младенцев, вещали со своих амвонов католические ксендзы. После эстафету приняли представители православного духовенства и царских спецслужб. Апогеем стало знаменитое дело Бейлиса.
Сегодня в Украине, после исчезновения внешней подпитки довольно сложно найти человека, верящего в замешанную на крови мацу. Автору за всю историю удалось повстречать только одного подобного оригинала. Миф, принесший евреям множество бедствий и миллионы настоящих, невыдуманных смертей, сегодня перешел в разряд анекдотов о жутких "жЫдо-бандеровцах", поедающих на завтрак фаршированных снегирями новорожденных русскоязычных младенцев (Автор шутит. По крайней мере, редактор в этом убежден).
 

Якобы замученный евреями Миколай Анджеюк - "Андрей Ющинский" XVIII века.

 
С "кровавым наветом" вообще и "Делом Бейлиса", в частности, у автора связано одно забавное семейное предание.
 

Храм в честь Четырех Святителей, Лозовая

 
Так уж случилось, что прабабка автора Малания рано осиротела. Девочку на воспитание взял настоятель храма в честь Четырех Святителей, что в Лозовой - городе Харьковской обл. где находится один из крупнейших железнодорожных узлов. Батюшка (имя утеряно) кормил, одевал и учил девочку, а та выполняла посильную домашнюю работу.
Всё случилось в 1912 г., в самый разгар "Дела Бейлиса". Истерия тогда дошла до того, что в марте газеты призывали христиан прятать детей, ибо "17-го марта начинается жидовский пейсах". Естественно, что все это живо обговаривалось на улицах.
 

Черносотенная газетенка «Двуглавый орел» предупреждает — скоро Песах!

 
Накануне страшного дня "дня Х" к священнику в гости заглянул местный ребе с двумя уважаемыми еврейскими предпринимателями. Всё как положено - шляпы, бороды, пейсы, черные лапсердаки...
Батюшка усадил гостей и крикнул: "Миля, неси самовар!" Но от Маланки и след простыл. Вот только что была здесь, и вдруг растворилась в пространстве.
Феномен батюшку заинтриговал, такого ранее не было, и он пошел искать пропажу. Пропажа вся в слезах и соплях обнаружилась в самом дальнем чулане. Девушка, сжавшись в комочек, пряталась за мешками и ящиками, накрывшись для надёжности рогожкой.
Как выяснилось, Маланка решила, что евреи пришли к попу, чтобы купить ее, сиротинушку, на богомерзкое заклание (ужас-ужас!).
История развеселила компанию, и весь вечер мужчины взрывались смехом, вспоминая игру в прятки. Прощаясь, один из гостей поинтересовался, - красавица, а замуж-то, когда?
Маланке уже стукнуло 16 лет, - девка на выданье по тем временам. Но на вопрос она только нос повесила. Священник же объяснил, что с этим проблема - Миля, мол, сирота-бесприданница, кто же такую возьмет?
Гости переглянулись, пошушукались, а потом и говорят: "Бесприданница? Так это дело поправимое!"
После чего высыпали на поднос, тот самый на котором Маланья подносила им булочки с вареньем, все, что у них в карманах было. А было более пятисот рублей. Сумма по тем временам громадная. Напомним, рабочая лошадь тогда стоила 70 руб, а хорошая дойная корова - 60 руб.
Спустя год Малания сыграла свадьбу.
Кладбище и похороны
Максимальное количество "еврейских" баек и заблуждений связано с некрополями и похоронным обрядом. Это вполне объяснимо: что евреи делают в своей синагоге или дома - одному Б-гу и самим евреям известно. А вот похороны - действо публичное, проходящее перед любопытными глазами всех жителей местечка.
 

Кладбища в Сатанове, Городке, Купине (на возвышенности справа) и Каменце-Подольском находятся на возвышенностях

 
Напомним, что чаще всего еврейские некрополи располагаются на вершине горы. Благо горы (т.е. высокие холмы) на Подолье и Галичине не дефицит. "Нагорные" кладбища, например, видим в СатановеГородкеКузьминеКупинеСмотричеКаменце-ПодольскомОкопахМурованных КуриловцахТовстом (Тлусте) и т.д.
Расположение еврейских кладбищ "на горе", соседи объясняют довольно оригинально: так-де хитрющие евреи загодя готовятся к Судному Дню. Мол, когда протрубит ангел и мертвые восстанут, то евреи окажутся ближе всех к Небу и, соответственно, займут очередь на Страшный Суд в первых рядах.
 

Кладбище в Товстом (Тлусте)— тоже как бы парит над местечком.

 
Это заблуждение отнюдь не местная байка. Оно распространено, как минимум, на территории Подолья и Галичины. Когда это придумали, – сказать сложно, но вполне вероятно, что произошло это в 1970-е годы, когда население СССР массово выстроилось в очередях за всем - от справок из ЖЕКа и колбасой, до мавзолея Ленина.
Нагорное (над-обрывное) расположение кладбищ, действительно несет мистическую и практическую нагрузки, но они не имеют ничего общего с попыткой обскакать "гоев" в очереди.
Располагая кладбище на горе, евреи преследовали совсем другие цели. В частности, довольно утомительный подъем к некрополю должен был воспрепятствовать появлению праздношатающейся публики в месте упокоения. Гора выполняла роль своеобразного сторожа. Также считалось, что утомительный подъем должен пресекать поползновения попасть на кладбище ранее предначертанного срока. Таким образом, евреи старались защититься от преждевременной смерти. Был и абсолютно прагматичный аспект. Землю под кладбище община выкупала у местного "дидыча". Горная, малопригодная для строительства и сельского хозяйства земля была самой дешевой.
Со Страшным Судом и первенством в очередях связано еще несколько "похоронных" заблуждений. Например, считается, что евреи хоронят покойников, положив их лицом вниз. Зачем? Да очень просто! Ангел трубит, мертвые восстают... А как легче встать - когда ты лежишь на спине, или на пузе, и есть возможность оттолкнуться от земли руками? То-то же!
Происхождение этой байки объяснить сложно. Скорее всего, это связано с представлениями, что у инородцев и иноверцев все должно быть "не как у нормальных людей". Мол, если мы хороним покойника лежа на спине, то евреи, которые даже книги навыворот читают, просто обязаны хоронить своих мертвых наоборот. Может, есть и другие причины и источники появления этой байки, но автору ничего другого в голову не приходит.
Рассказы о погребении "на животе" хоть и распространены на довольно значительной территории, но менее популярны, чем россказни о том, что евреев хоронят ...сидя.
Сидящие еврейские мертвецы и сегодня считаются абсолютно доказанным и не подлежащим сомнению фактом среди большинства жителей Пололья и Галичины. Попытки объяснить, что это глупость и заблуждение, традиционно нарываются на горячую отповедь. Причем рассказы, как под копирку:
- Вот у нас [название населенного пункта] однажды умер один уважаемый еврей [Ф.И.О.]. Партийный. Похоронили, как и положено хоронить высокопоставленных коммунистов, - в красном гробу, с алыми бархатными знаменами впереди процессии, орденами на подушечках и прочее. Но ночью родственники его выкопали, гроб выбросили, а самого в сидячем положении закопали. Им помогал мой кум (брат, сват, сосед, сотрудник - нужное подчеркнуть), а он врать не будет...
Сидячее захоронение, по мнению обывателей, имеет ту же причину, что и "нагорность" некрополей или перевернутое трупоположение. Ну, вы поняли, да? Как протрубит ангел с сидячего положения легче всего вскочить на ноги и бежать занимать очередь впереди всех...
 

Мацевот типа «сапожок» (на фото) похожи на сидящего на земле человека.

 
Заблуждение о сидячих мертвецах имеет наиболее простое объяснение. Со второй половины XIX века в еврейскую кладбищенскую "моду" входят надгробия типа "сапожок", своими очертаниями напоминающие не только обувь, но и сидящего на земле человека.
Напоследок самое дикое и труднообъяснимое заблуждение. Впервые о нём я узнал еще в 1980-е годы от своего однокурсника из молдавских Бендер, потом неоднократно слышал в Хмельницкой и Винницких областях, на Тернопольщине, Житомирщине и Киевщине... Скорее всего, байка распространена и в других регионах.
Бытует мнение, что еврейские обычаи-де, не допускают захоронение девственниц (от 12 лет и старше). Поэтому в каждой общине, якобы, существует специальный мужчина, отвечающий за лишение покойниц девственности.
Распространение этого дикого заблуждения, скорее всего, приходится на XVIII век, когда Речь Посполитую охватила антииудейская истерия. Достаточно вспомнить инспирированные католическим духовенством "диспуты" между сторонниками лже-машиаха Якова Франка и ортодоксальными талмудистами. Не исключено, что с целью дискредитации иудаизма и его сторонников подобные байки, как и кровавый навет, централизовано распространялись через костелы, – ничем другим такое географически-широкое распространение довольно "заковыристого" по сюжету заблуждения (попробуй-ка придумай) объяснить сложно.
Корни же самого сюжета, скорее всего, уходят в античность. В римской империи традиция запрещала казнить девственниц, поэтому палачу вменялось в обязанность изнасиловать жертву перед приведением приговора в исполнение. Подобная практика была распространена и в средневековой Западной Европе. Сюжетная схема такая же, как и в заблуждении: ритуальная дефлорация перед тем, как похоронить.
 

Мацева на могиле девушки Сары (рубеж XVIII-XIX веков.) Украшена символами девственности — ланями и отдыхающими единорогами.

 
Понятно, что на самом деле никто мертвых девиц невинности не лишал. Более того, в еврейской традиции даже существуют специальные символы, которые изображали на мацевот, устанавливаемых на могилах девственниц, - лани и отдыхающие единороги (символы чистоты и невинности).
Если говорить о сексуальных мифах, то одну весьма любопытную, особенно в плане географической привязки, байку автору поведали в Чемеровецком р-не Хмельницкой обл. Мол, ранее, если семья долго не могла обзавестись детьми, то муж обращался за помощью в синагогу. После чего к нему приходило десять отобранных мужчин и помогали, в силу способностей, решить проблему. После чего муж накрывал праздничный стол. Ключевой факт - в этом же Чемеровецком р-не находится село Заречанка (в девичестве местечко Лянцкорунь). Именно в Лянцкоруни в 1757 г. "накрыли" весёлую групповушку сторонников лже-месии Якова Франка. Собственно с лянцкорунской ритуальной оргии и начал раскручиваться скандал вокруг секты франкистов.
В вышеупомянутом поверии мы видим своеобразное эхо древнего сексуального скандала. Правда, у франкистов порядок оргии был несколько другим. Сначала пирушка, а потом - разврат, а не наоборот.
 

Марк Шагал, «Свадьба»

 
Напоследок о свадьбах. Выносить их в отдельный раздел не будем в силу ограниченности фактажа.
Как и похороны, свадьбы всегда были публичным актом. Соответственно, свадебный обряд не обошелся без своей доли домыслов. В частности старики утверждают, что когда в их местечках еще играли традиционные еврейские свадьбы, то двор, где происходило действо, никогда не убирался - евреи-де считали, чем больше будет под ногами "смiття", тем лучше. Мусор, мол, к деньгам.
Здесь, как и в случае с похоронами, скорее всего, своеобразный пример фиксации "инаковости". Мол, если украинцы к свадьбе убирают и украшают двор, то у евреев всё должно быть "не так".
Золото и клады
Одним из самых распространённых заблуждений является миф про "жидiвське золото". Мол, каким бы бедным не казался еврей, но на нычке у него обязательно найдется сотня царских червонцев. Вера в "еврейское золото" распространена повсеместно и разубедить обывателя, искренне считающего что "жида без золота не буває", в обратном – невозможно.
На самом деле всё, как в старом анекдоте:
Выступает дорогой товарищ Л.И.Брежнев на съезде:
- Китайские ортодоксы утверждают, что при коммунизме денег не будет. Итальянские ревизионисты говорят, что будут. Мы же, советские коммунисты, подходим к этому вопросу строго диалектически, как и учили товарищи Маркс, Энгельс и Ленин: при коммунизме деньги у кого будут, а у кого и нет.
Истории с еврейским золотом подогреваются периодическими находками кладов и тайников в старых еврейских домах. Обычно это тривиальные "заначки" начала Первой мировой войны - максимум несколько десятков червонцев и "пятёрок" (пятирублевых монет).
 

Считается, что стены старинных еврейских домиков набиты кладами

 
Напомним, что в 1914 г. одновременно с началом боевых действий из обращения тут же исчезло золото, потом серебро, а к 1916 г. - даже медь. Люди спасали свои сбережения от военной гиперинфляции, переводя накопления в золото или, на худой конец, серебро. Заначку в 100-200 рублей золотом и больше мог себе позволить даже квалифицированный рабочий или ремесленник, не говоря уже о лавочниках или разночинцах. Впрочем, большинство могло "заныкать" в лучшем случае немного серебра, а чаще вообще ничего.
 

Старый еврейский дом, Сатанов

 
Со временем эти скромные "заначки" в общественном сознании превращаются в несметные сокровища Али Бабы, а единичные находки - в повсеместное явление. Взять, например, клад, найденный еще в 1966 г. в райцентре Городок. Событие, заметим, единичное и уникальное. Тем не менее, сегодня жители местечка свято уверены, что таких кладов в Городке куда ни плюнь.
Когда в сентябре 2017 г., в Городке работали археологито все местные мужики были свято уверенны: "Золото ищут!". Тем более, что раскоп заложили всего в полусотне метров от места, где некогда нашли легендарное сокровище. По итогам экспедиции даже пошел слух, что историки откопали 4 кг червонцев. Откуда такая информация и почему именно эта цифра - для автора, более чем причастного к раскопкам, - загадка.
Детективную, с погонями и даже стрельбой, историю Городоцкого клада можно прочитать в статье "История маленького Городка: казаки, мудрецы и клады"
Байки о несметных еврейских сокровищах сопровождают и каждую древнюю синагогу. Самую забавную и свежепридуманную вам расскажут в Гусятине (Тернопольская обл).
В 1972 г. отреставрированное здание местной синагоги (XVII век) отдали под музей. Но в 2002 г. музейщикам пришлось покинуть древние стены. Причина - аварийное состояние крыши и постоянные наводнения, уничтожавшие экспонаты. Последние 15 лет пустующая синагога постепенно разрушается. Ситуация печальная и, увы, тривиальная - денег на ремонт нет.
 

Синагога в Гусятине. На фасаде видны следы от надписи «Музей»

 
Среди местных жителей популярна захватывающе-детективная версия событий вокруг старинной "божницы". Приезжайте и поспрашивайте. Первый же встречный вам расскажет, как в где-то в 2000 г. или около того в Гусятин приехали какие-то хитрые евреи и зарегистрировали религиозную общину. Затем, размахивая законом о возвращении верующим сакральных сооружений, изгнали из синагоги библиотекарей. После того, как музейщики съехали, новые хозяева вскрыли какие-то тайники, ЧТО-ТО извлекли и были таковы.
Впервые эту, захватывающую и будоражащую воображение историю, автор услышал еще в 2011 г. в Хмельницком. А это, на минуточку, почти сотня километров от "места происшествия"! Сколько раз эту байку после пришлось выслушивать уже в самом Гусятине - даже сказать сложно. Как минимум 2-3 раза во время каждой поездки, это точно. Причем количество и стоимость изъятого "ЧЕГО-ТО" растет в геометрической прогрессии и уже приближается к сокровищам знаменитого Форта Нокс.
Глупость, конечно, но многие искренне верят и даже не задаются вопросом, почему это загадочное "ЧТО-ТО" не достали еще в 1950-1970-х годах, когда руины синагоги стояли без всякой охраны, тем более, что когда началась реставрация, был риск, что строители найдут тайник?
Замурованный Ребе и испорченная погода
Все старые синагоги, особенно оборонные (они же "Большие"), овеяны легендами. Здесь вам и привидения, и духи, и клады, и подземные тоннели "аж до самого Єрусалиму", и прочая, прочая, прочая... Большинство из них - еврейское народное творчество. Но есть и сугубо украинские предания. Пожалуй, самая интересная такая легенда связана с синагогой в Бродах, заложенной р. Ицхаком Горовицем в 1742 г.
 

Синагога в Бродах

 
Считается, что это самая "юная" представительница в славной когорте оборонных синагог Украины. После, мол, когда угроза татарских набегов миновала, синагоги-крепости больше не строили. Правда, есть мнение, что это уже только стилизация под "оборонку".
Существует легенда, что внутри одной из подпирающей своды колон евреи замуровали ...раввина.Теперь этот «внутриколонный» ребе является призрачным сторожем и хранителем синагоги. Говорят, что в годы оккупации именно дух ребе помешал немцам взорвать здание. Нацисты-де даже взрывчатку заложили и трижды пытались ее подорвать.
 

В одной из этих колон легенды «замуровали» раввины (фото The Traveller)

 
Скорее всего, происхождение легенды связано с оборонной функцией синагоги. Здесь мы видим отзвук древнего и довольно варварского обычая, когда во время закладки крепости или замка совершалось человеческое жертвоприношение. Такие строительные жертвы обычно осуществлялись путем замуровывания заживо. В дальнейшем жертва становилась духом-хранителем крепости или замка.
Впрочем, заживо замурованный раввин - это локальное, хотя и яркое предание.
Завершим наш рассказ одним из наиболее распространенных заблуждений, - возможностью евреев влиять не только на наличие воды в кранах, но и на погоду.
Общепринятым является мнение, что евреи портят погоду на "жидiвськi кучки " (как весенние, так и осенние)
На весенние "кучки", они же Песах, действительно, обычно и холодает, и дождит. Но причина не в евреях. Песах приходится на первое полнолуние после весеннего равноденствия. Как раз на период, когда в средние широты традиционно приходит волна холодного воздуха и сопровождающие ее осадки.
Считается, что на Песах евреи специально вызывают дожди. По одной версии, это делается якобы для того, чтобы небо вместе с ними оплакивало соплеменников, умерших в Египетском рабстве. По другой, дождь на Песах - к деньгам, и если его капли упадут на голову, то до следующего Песаха будут капать деньги.
"Жидiвськими кучками" называют в Украине и осенний праздник Суккот. Он тоже традиционно сопровождается скверной погодой и похолоданием. Здесь осадки, якобы, вызывают молитвами о дожде, читаемыми в это время в синагогах.

Автор
Дмитрий Полюхович



Источник: http://ujew.com.ua
| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Гость Ефим

28 декабря 2017 09:33
Насчет еврейского золота.
1918 г. Местечко. Стук в д верь. Старый Абрам открывает. На пороге в кожанках с револьверами
- Вы ювелир Рабинович?
- Таки да.
- Поступили сведения ,что вы укрываете золото от советской власти.
- Ой, я вас умоляю:какое золото? уже белые были - выгребли, уже Петлюра остатки забрал.
- Не морочьте голову: нам точно известно, что у вас есть около 80 кг золота.
- А, ну так бы и сказали.
Идет на кухню:- Сара! Золотко, тут к тебе пришли.
1

Добавление комментария




Наш архив