Александр Яковлевич Розенбаум производит впечатление абсолютно надежного человека: сильный с таким пойдет, не задумываясь, в разведку, а слабый чувствует себя рядом с ним защищенным. Вот уже больше четверти века культовый артист (а также поэт, музыкант, композитор и общественный деятель) рвет струны и глотку, воспевая извечные нравственные ценности, девальвации не подвластные, и с первого взгляда ясно: такой не предаст, не назовет даже из высших политических соображений черное белым и не встанет на сторону лжи.
Первый альбом Розенбаума, записанный в 1982 году на двух магнитофонах Akay, разлетелся по всему СССР за месяц. Кто-то считал, что автор полюбившихся с ходу песен эмигрант, кто-то утверждал, что он умер еще в 1913 году... Начинающий мэтр развеял все домыслы, когда 13 октября 1983-го дал первый афишный сольный концерт в ДК имени Дзержинского Ленинградского ГУВД это был для него момент истины...
С тех пор он выдал на-гора более 40 альбомов, выпустил три книги, снялся в десятке художественных и музыкальных фильмов, а главное, написал множество песен, ставших классикой жанра, разных по настроению и форме подачи, но объединенных искренностью, отсутствием фальши. Ему поверили. Сначала два человека, потом 50, 100, и, наконец, счет пошел на миллионы... Ну кто из хваленых звезд российского шоу-бизнеса может похвастаться тем, что собрал на Дворцовой площади 200 тысяч зрителей?
Вообще, есть что-то загадочное в том, как и почему среднестатистический мальчишка, за колючий нрав прозванный друзьями Шиповником и часами терзавший в питерском дворе гитару, вдруг стал кумиром уже не одного поколения. Сам Александр Яковлевич отшучивается: мол, «видимо, в какой-то момент Господь решил: на этого пацана ставлю и буду ему помогать», а по-моему, он появился на сцене и в нашей жизни потому, что его призвало к микрофону время.
Розенбаум пришел, когда засилье крайностей: избалованных маменьких сынков и феминизированных мужчинок с одной стороны и отморозков с растопыренной пятерней с другой стало угрожающим, когда пораженную апатией, дезориентацией и разочарованием молодежь нужно было срочно спасать, и кто для этой цели мог подойти лучше, чем потомственный врач, пять лет оттрубивший реаниматологом-анестезиологом на «скорой помощи»? Доктор Розенбаум засучил рукава без колебаний, ведь недаром отец и мать учили его «лечить так лечить, любить так любить, стрелять так стрелять». Обществу он поставил диагноз «Вялотекущая шизофрения» (это название одного из его дисков) и жестко, без околичностей, заявил: «Болен весь мир, а Россия, как всегда, в острой форме».
Тела и души Александр Яковлевич исцеляет своей энергетикой, которую без остатка выплескивает на концертах. При этом в искусстве, как и в медицине, он различает три вида вспоможения: профилактику, терапию и хирургию, и если видит, что пациент безнадежный мерзавец с одной извилиной, для которого бить вдесятером одного норма, без колебаний берется за скальпель. Понимая, что такого лирической песней не проймешь, Розенбаум пускает в ход «железную» публицистику, где открытым текстом говорится, кто на этом свете есть кто и насколько плохо он кончит.
Его имя не просто престижная марка, бренд образ жизни, он старается поднять слушателей над дешевой попсой и держаться подальше от махрового блатняка, и когда я вижу, как в тесном кругу рожденные во времена «розенбума» крепкие парни выпивают «под Розенбаума» и рассуждают о несовершенстве жизни, это вызывает не улыбку, а вздох облегчения. Нормальное, как ни крути, растет поколение, не все пропало!
«МЫСЛИ НАПЛЕВАТЬ НА КАРМАН И ПОМЕНЯТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ НА БОЛЕЕ СПОКОЙНУЮ И УЕДИНЕННУЮ ПОСЕЩАЮТ МЕНЯ ПОСТОЯННО»
Мне, Александр Яковлевич, почему-то всегда казалось, что вы знаете ответы на все вопросы, а так ли это, сейчас проверим. Сегодняшнюю нашу беседу я решил построить несколько непривычным образом: цитируя классика, буду спрашивать, а вы уже сами за свои слова отдувайтесь. Итак... Я вчера раскопал
Фотографию из детства:
Шантрапа, шантрапа
Невозможно наглядеться.
Кочегарки труба,
Куст сирени, задний дворик...
Шантрапа, шантрапа,
Как всегда, «на зубы» спорит.
Вы часто рассматриваете свои старые фотографии детские, юношеские?
Напротив, довольно редко и в основном, когда нахожусь в гостях у родителей, потому что главный фотографический архив у них. Это первое. Второе: не очень много осталось с тех пор снимков, потому что с техникой я не дружил...
...да и фотографировать было особенно некогда...
Более того, в то время фотоаппараты были в диковинку далеко не каждый его имел, и уж точно мы меньше всего думали о том, как бы себя запечатлеть, когда собирались на заднем дворике у кочегарки с трубой и кустами сирени...
А дворик был это не поэтический вымысел?
И сейчас есть, правда, совсем другой. Вот кочегарки, по-моему, уже нет...
Да и шантрапы, наверное...
Шантрапа осталась, просто она тоже другая.
Посмотри на дядю, мальчик,
Дядя артист.
Ну, сбылась твоя мечта,
Но как же хочется вниз!
Птицу-жар держу рукой,
Да поменялся б я с тобой
На карман пустой.
Чтобы снова выбежать
В огромный наш двор,
Перелезть с мальчишками
Через забор
И стремглав умчаться в мир,
Где заиграны до дыр
Две колоды стир.
Вы и вправду поменяли бы все, что имеете, на карман пустой или это для...
...для красного словца? Скажу честно и откровенно: не исключено. На совсем пустой нет, но ведь ясно, о чем речь, да? Имеется в виду...
...полупустой...
...карман докторский. Он, конечно, гораздо худосочнее моего, но там масса других плюсов.
На жизнь я не жалуюсь в ней много того, что радует, приносит удовлетворение, удовольствие, но у моих друзей тоже немало такого, чему можно по-хорошему позавидовать. Я понимаю: тебе интересно, разменял бы я сегодняшний мой возраст на тот, мальчишеский. Конечно же, в детство тянет. Не знаю, надолго ли, но туда порой очень хочется, и не только мне думаю, любому. Ну, за исключением тех, у кого детство было...
...тяжелое...
...жуткое. Несладкое оно было у многих, у миллионов нормально мыслящих людей (независимо от материального достатка) жизнь нелегка и сегодня мы об этом не раз говорили. У каждого, словом, свои трудности, но беззаботных минут в детстве гораздо больше. У ребятни раньше была только одна задача: учиться, учиться и учиться все остальное были права, а посмотри сегодня на себя, на меня, на наших взрослых читателей: обязанностей неизмеримо больше, а прав куда меньше, и чем дальше, тем заметнее эта пропорция меняется не в нашу пользу.
Поэтому, еще, очевидно, так заманчиво махнуться своим нынешним положением на беззаботное детство, но это возможно только в песне и, наверное, еще в мечтах, а если серьезно, то мысли наплевать на карман и поменять свою жизнь на более спокойную и уединенную посещают меня постоянно. Не зря многие люди я уж не стану себя сравнивать с Гогеном и Стивенсоном бросили все и уехали: один куда-то на Таити, другой на Самоа, а разве твои и мои знакомые не уходили в монастыри? (Кто-то потом возвращался, а кто-то и нет). Разве жители столиц не уезжали в деревни, не покупали себе в глуши избы? Некоторые до сих пор в них живут...
Бывший олигарх Стерлигов, например, так поступил...
...и не только, заметь, он. Есть достаточно известные артисты, которые поменяли эту суету на, грубо говоря, скит, и я тоже иногда об этом задумываюсь, потому что жизнь публичного человека чересчур утомительна. Да, она нравится, и я не верю тем, кто плачется прессе: «Ах, как я устала от толпы!», это ложь. Артист не может устать от поклонников (по крайней мере, признаваться в этом не вправе), но как бы найти ту середину, когда можешь общаться со слушателями и при этом никого не впускать в душу? Сложная задача...
«ЖИВУ, НЕ РАСПАКОВЫВАЯ ЧЕМОДАНОВ»
Было все когда-то легким,
Песни падали, как снег,
И наяву дышалось легким
Точно так же, как во сне,
И полозья не скрипели у саней.
Раньше жилось легче?
Ответить утвердительно не могу. Мы, как я только что заметил, были моложе, беззаботнее, на нас лежало куда меньше нагрузки, а значит, было больше свободного времени и для жизни, и для творчества. Сегодня приходится много ездить, проводить в дороге месяцы, годы. Живу, не распаковывая чемоданов: прежде в Киеве я с концертами мог осесть на месяц, а сейчас в силу сложившейся экономической ситуации это попросту невозможно.
Рвали струны безжалостно
Не за тыщи за грош,
За «спасибо-пожалуйста» -
Их в стакан не нальешь.
Это и была настоящая жизнь артиста, когда работали на нерве, истово! за копейки?
А разве не так? Ты-то, слава Богу, знаешь, сколько я получал за концерт, собирая в том же Киеве Республиканский стадион. Он стотысячный, а зрителей пришло, по-моему, тысяч 85 где-то так.
89-й год, сентябрь...
Я тогда заработал рублей 40, по-моему, и что? В то время по тарификации исполнителям платили 8 целковых, 12, а у меня ставка была огромная аж 18 «деревянных».
Богатым человеком вы были...
На фоне остальных безусловно.
Было все это так:
Домны плавили металл
И меняли дудочки ребята
на клеша от «Битлз».
И пока я в кафе
Нес ее большой портфель,
Управдом засаживал свой литр.
Какой стиль жизни вам ближе тот или нынешний?
Мне близок любой, при котором приношу пользу себе и людям, и хотя отдых дело недурственное во все времена, возможность трудиться главное. Когда ты ее имеешь, везде хорошо, однако действительность нынче другая, и сравнивать ее с прошлым бессмысленно. Тогда и положительных моментов хватало, и отрицательные были в большом количестве, но и сегодня, поверь, отрицалова тоже с лихвой.
Мы часто вспоминаем
наши старые дворы,
А во дворах трава скороговоркой.
Как были коммуналки
к нам ревнивы и добры,
Когда мы уезжали в новостройки.
Вот интересно, а если бы сейчас пришлось переселиться назад в коммуналку, не сошли бы с ума?
Прекрасно себя бы чувствовал. Прекрасно! я коммунальный человек абсолютно. Конечно, в отдельной квартире лучше, кто спорит, но очень недостает хороших соседей. Поговорить как следует не с кем, на кухне посидеть, водки попить...
Морду набить некому, да?
В коммуналках, где я жил, никому морды не били. Ругались, естественно, как же без этого? но морды? Ни в коем случае! Раз только, по-моему, за грудки прихватили кого-то (как гражданин Гигинеишвили в известном произведении ответственного квартиросъемщика Васисуалия Лоханкина).
Ноги улиц не забыли.
Башмаки идут на ощупь
Мимо дома, пацанами жили в нем.
Красно-бело-голубые
Флаги по небу полощет
Новый ветер
в старом городе моем.
Этот новый питерский ветер вам нравится?
Эк вас, Дмитрий Ильич, на ностальгию потянуло сегодня... Тут та же история: в новом ветре много как очень хорошего, так и полнейшего негатива. Нынче ведь все измеряется деньгами...
«ХОЧУ ВОТ РОМУ АБРАМОВИЧА ПОПРОСИТЬ: «РОМАН, ПРОСПОНСИРУЙ-КА МОЕМУ КОЛЛЕКТИВУ ПОЕЗДКУ В ПЕВЕК И АНАДЫРЬ»
Это плохо?
Мы были лишены того, что имеет нынешняя молодежь, ей бы еще желание и умение трудиться (ну и остальные вещи, такие, как удача и тэ дэ, никогда никому не мешали). Что было гарантировано в свое время нам?
Право на труд...
...24 дня отпуска, полтора квадратных метра каменистого пляжа в Сухуми или песчаного в одесской Лузановке, да? Институт родной страны, работа, кандидатская, в отдельных случаях докторская, прибавка за то, за это, а сейчас молодой человек вправе выбирать: хоть в Кембридж, хоть в Оксфорд куда угодно, было бы желание.
Хочешь вообще никуда: слова никто не скажет...
То, что мы нынче имеем, огромное завоевание, потому что теперь независимы. Есть в этом огромное количество плюсов и колоссальное количество минусов, тем не менее каждый сам правит свою судьбу.
Предохранитель вниз до упора,
Очередь от живота.
Я обожаю расстреливать город:
Та-та-та, та-та-та,
Та-та-та, та-та-та-та.
Вы много уже городов расстреляли? Никогда не пытались подсчитать, сколько?
Не «расстреливал» только Певек и Анадырь из крупных точек на карте неохваченных городов больше, думаю, не осталось.
С этим надо же что-то делать!
Хочу вот Роме Абрамовичу дозвониться и попросить: «Роман, проспонсируй-ка моему коллективу поездку в Певек и Анадырь, а мы там споем».
Прости-прощай!
Лечу я песни петь шахтерам
в Воркуту,
Сегодня там, а завтра тут...
Вы до сих пор много летаете или график стал более щадящим?
Сегодня он даже насыщеннее, чем раньше, и по этому поводу у меня песня такая есть:
Миллениум. Погода не в почете,
Туман, дожди. Хочу все время спать.
Я солнце вижу
(кивает: «Погляди на улицу»)
только в самолете.
В неделю раза три, бывает, пять.
Ну вот... Ползет на взлет
Срок излетавший самолет,
И я опять молюсь,
чтоб классным был пилот,
Хотя того, чему бывать,
не миновать...
Боитесь летать?
Я «на крыле» 30 лет и знаю всю эту кухню вдоль и поперек... Налет уже на три профессиональные пенсии, но отношение к самолетам (кстати, у летного состава это наблюдается тоже!) периодически у меня менялось. Первые лет 10 поднимался по трапу, как в трамвай, совершенно спокойно, а потом года два-два с половиной, максимум три заходил в салон, как в могилу, всякий раз кладбищенским холодом обдавало.
Это началось, очевидно, когда во второй половине 90-х самолеты стали биться один за другим...
Нет, просто не зря говорят: меньше знаешь лучше спишь. Начинается, к примеру, такое р-р-р-р-р-р-р (изображает работающий мотор), да? Я понимаю, что ребята меняют, наверное, эшелон, но чуть звук изменился...
...сердце падает...
...ощущение такое, что где-то пошел сбой. Любой стук посторонний я уже начал их различать! настораживает.
«На нервы действует какой-то странный стук»...
Ну да, а потом все прошло без следа, и сегодня летаю вообще без проблем.
Вы и вправду жаждете купить себе вертолет?
Я говорил тебе как-то об этом, но мало ли чего хочу? Слушай, это же мечты пацанские не более. В принципе, на вертушку денег собрать можно (это не так дорого, где-то на уровне хорошей машины, я думаю), но надо же отдавать себе отчет в том, что, во-первых, на ней необходимо летать...
...а куда?
Ну, куда ладно, найдем, а во-вторых, следует постоянно тренироваться, хотя и это не самое главное.
Вопрос вопросов: где брать керосин?
Проблема ? 1 обслуживание: вот камень преткновения, когда речь идет о вертолете. Примерно вот так же меня спрашивали уже миллион раз: «Вам какую на день рождения подарили лошадь?». Я отвечал: «Ну перестаньте вы этой глупостью заниматься. Мне табуны дарили, а девать их куда? На третий этаж в квартиру?». Если ставишь коня в денник куда-нибудь при манеже и за ним не ухаживаешь, его не работаешь...
...то зачем такой конь?
О'кей, пусть будет, но он уже не твой, а того, кто с ним постоянно. То же самое с вертолетом: у нас для частного авиатранспорта ни законодательства толкового нет, ни обслуживания паркового, ангарного... Я уж не говорю о топливе, диспетчерской службе и многом другом мы пока к этому не готовы.
Послушай меня, Моня:
Я вечно на перронах,
Я трусь о них, как трется
О струны канифоль.
Вам не надоела эта бесконечная кочевая жизнь, не хочется чуть пришпорить коня?
Ну что ж, мысли такие посещают, конечно, но, во-первых, я еще вроде в силе, а во-вторых, на моем загривке большая ответственность за множество людей, которые от меня зависят. Мы вот ровно вчера с Андреем Вадимовичем Макаревичем говорили...
...о тех, кого приручили?
Да, и о том, что хотели бы сбавить слегка темп. Он удивлялся моей работоспособности и нагрузкам Андрей поменьше работает, но на нем тоже порядком народу. Естественно, если бы был сам по себе, сейчас сократился бы.
«АЙ ДА САШКА, АЙ ДА СУКИН СЫН!»
Пообщаться с друзьями-евреями
Нету времени, нету времени.
Это что же дискриминация по национальному признаку?
Да нет, просто рифма хорошая.
На кого же у вас время есть?
Ой, у меня много друзей: и евреев, и русских, и украинцев, и американцев хотя вот французов нет. Русские для меня это все, кто разговаривает по-русски, а вообще, я никогда не делю окружающих по национальному признаку для меня есть люди и нелюди, поэтому дружу с теми, кто отвечает моим мыслям, чаяниям и устремлениям. Среди них есть человеки разные совершенно, но меньше всего меня волнует их национальность.
А телефон молчит,
И пуст почтовый ящик
У докторов моих
Полно других забот.
Бывает, что телефон замолкает?
В этой песне речь идет не о друзьях, а о власть имущих, о масс-медиа, скажем так, предержащих. Сегодня с достаточного количества начальственных телефонов мне не звонят. И мне тоже.
Даже так?
А ты как думаешь? Хотелось бы, конечно, считать себя какой-никакой личностью... Не мое это дело, но льщу себя надеждой, что все-таки чего-то на этой земле добился, а такие состоявшиеся люди не очень желанны в обойме. Гораздо легче держать под рукой тех, кто ничего не достиг, им легче раздавать куски...
...и приказы...
Ты понимаешь? Шмат бросил, ломоть швырнул, задание дал, а тот, у кого за душой, кроме куска этого, еще что-то есть...
...на лету ловить не умеет...
Это во-первых, а во-вторых, дурно пахнущие поручения выполнять мы не будем.
Бабы наряжаются, борщ кипит.
Гуси, утки жарятся дух в степи.
Псы с цепей срываются,
Как старухи, лаются,
А лошади брыкаются у реки.
Вкусно написано...
Картина маслом, как говорил в фильме «Ликвидация» Володя Машков.
Как родились эти строки?
Жизнь казачью, степь, станицу я хорошо знаю, и в отличие от тех, кто изучал это, безвылазно сидя в Москве, лично все видел, нюхал, трогал и щупал.
Вы сейчас не подумали: «Ах, черт возьми, хорошо написал!»?
Ай да Сашка (смеется), ай да сукин сын! Ну да, получилось... Понимаешь, когда смолоду берешь за рубль горiлочки-первака у бабушки в селi Селище Гнiваньського району Вiнницько. областi, после чего идешь куда-нибудь до дядька Петра...
...засаживаешь...
...и на сеновальчик прыгаешь тогда и песни такие получаются.
Туда, скв озь всю страну,
лети, мой поезд.
Там в сторону одну
утоптана тропа.
Я поклонюсь земле Колымской
в пояс
И тем, кто в мерзлоту упал.
Какое впечатление произвели на вас Колыма, Магадан?
Как сразу ты на десяток часовых поясов перескочил!
А это, чтобы вы не расслаблялись...
Ну, природные красоты ладно, но когда ты бредешь по дорогам, связанным с террором, со страданием, и постоянно об этом думаешь, на сердце тяжеловато. Атмосферу я впитываю всегда очень точно и могу сказать, что даже не Колыма, где много чего видел, произвела на меня самое гнетущее впечатление, а знаменитая 501-я стройка на Ямале. Она, эта «железка», проложенная в прямом смысле на костях, так недостроенной и осталась там буквально на каждом метре человечьи останки валяются.
Мы на вертушке летели и спустились в оставленный лагерь. Не знаю, в 50-х годах из него последние зеки вышли или в 40-х, но, учитывая, что там вечная мерзлота, все сохранилось в целости, словно люди там были вчера, а не 60 лет назад. Газетами нары оклеены, табуретки стоят до сих пор не тронуто ничего. Я будто в киношные попал декорации, но когда сознаешь, что это реальность, ощущение колоссальное возникает во всяком случае, по мозгам бьет очень сильно.
На три счета вьюга
кружит ночами,
На три счета
передернут затвор...
Забываю... Это было
не с нами...
На три счета звездой
догорает костер.
Вам не кажется, что по указанию сверху в России сталинский кошмар забывается, а это чревато повторением пройденного?
Конечно же, он забывается стирается из памяти личностно, потому что вымирают те, кто это пережил, и те, кому очевидцы что-то рассказывали (мое поколение, будем откровенны, тоже уже начало исход в мир иной). Я, между прочим, за то, чтобы это забывалось, ну не должны молодые люди все время слышать и помнить о кровавых преступлениях сталинизма, не должны! Давайте не будем расковыривать свои раны и горести пускай трагическое прошлое остается в истории, в трех-четырех строчках школьных учебников. Главное, чтобы это не повторилось, и потому нужно сейчас отъезжать в экономику. У тебя там не заготовлено случайно о ней пару цитат?
Есть и такие...
Тогда и об этом поговорим, потому что большинство проблем идет от экономических бед прежде всего.
Ну что, в экономику отъезжаем?
Базара нет!
«САПОГАМИ ПО МОРДЕ ПОЛУЧАЮ, КАК И ВСЕ, РЕГУЛЯРНО, НО ОТ ЭТОГО ЛЮБОВЬ К РОССИИ НЕ МЕНЬШЕ»
Цитирую не слова из песни, а отрывок из вашего интервью. «Слушаю сегодня эти разговоры о том, что Россия, победившая в хоккее, в футболе и на «Евровидении», вновь становится великой державой, и думаю, что не великой она становится, а распиаренной. Да, это тоже, наверное, нужно рекламировать место, где родился и живешь, но страна не станет великой до тех пор, пока будем ходить в «скворечники», стоящие в деревенских дворах или вдоль дорог. Пока в красно-кирпичных мотелях, на строительство которых потрачены миллионы долларов, в закусочных, ресторанчиках или на заправках, которые сотнями стоят на обочинах федеральных трасс, не появятся нормальные туалеты, пока будут дырки, загаженные отнюдь не конским навозом, и не будет возле этих дырок не то что рукомойника обычной туалетной бумаги вместо газет, великим государством Россию я не признаю пусть мне хоть голову рубят на плахе».
Абсолютная истина!
Не хочется что-то смягчить, подкорректировать: мол, вас не так поняли?
А я никогда от своих слов не отказываюсь.
После того как вы изрядно по миру поездили, не гложет вас мысль: «Ну почему там все нормально, все правильно, а у нас..?»
Эта мысль гложет не только меня всех: публичных и непубличных, известных и неизвестных, нормальных и, думаю, ненормальных тоже.
Вы не разочаровались в России окончательно, не плюнули на нее?
Я никогда в ней не разочаруюсь это моя родина, великая страна (к сожалению, не в смысле своего устройства). Россия не только необъятной территорией грандиозна, но еще и своими традициями, своей тысячелетней историей. Славянам, в том числе и Украине, тысяча лет!
Почтенный возраст тем не менее еще не повод для величия...
Я говорю о традициях о таких, если хочешь, как в Украине сало или в России щи...
...которые не лаптем хлебают, да?
Совершенно верно. Желательно, чтобы хлебали не лаптем, а дальше уже другая идет история, но о величии экономико-политическом речи действительно быть не может, и пока на федеральных трассах будут скворечники, Россию, Украину, Белоруссию и другие панславянские, пансоветские, послесоветские государства, не способные никак разобраться с элементарными вещами, великими не назову никогда.
Академик Яблоков говорил (мне эту фразу Алиса Бруновна Фрейндлих года полтора назад привела): «До тех пор, пока русский мужик будет ходить срать в овин, великим государством Россия не станет». Это было еще лет 100 назад сказано...
...а до сих пор звучит актуально...
Все остается на кругах своих.
Вы говорите о родине, а между тем у вас есть потрясающие четыре строчки:
Метелью белою,
сапогами по морде нам.
Что же ты сделала со всеми нами,
Родина?
Может, не видишь?
Да не слепая вроде бы,
Родина, Родина, Родина, Родина...
Неужели, вы, написавший эти слова, все равно ее любите?
Да, потому что она моя.
А сапогами по морде?
Получаю, как и все, регулярно, но от этого любовь к ней не меньше это насчет уважения есть вопросы. Любовь и уважение, между прочим, разные вещи, и если первое во мне будет всегда, о втором поговорим отдельно.
Ни конца, ни края этой тяжкой
каре,
Ни конца, ни края этой мрачной
доле:
На России бедной даже дворник -
барин,
Коли бляху нацепить ему
позволят...
Точно и справедливо (вздыхает) генетика!
Это когда-нибудь, по-вашему, прекратится?
Да, когда не будет границ и все перемешается, когда улицы Киева будут патрулировать французы, русские, японцы, украинцы (точно так же, как улицы Токио или Москвы). До тех пор, пока генетический код народа будет оставаться в нынешнем виде, мы ничего не исправим к великому моему сожалению, в этом я убежден.
И не сказал бы я,
что спета
Моя песенка,
но знаю:
На сто первом
километре
Буду сам себе
хозяин.
Соберу в лесу
под елкой
То ли Думу,
то ли Раду
Двух девчонок
из поселка
И цыгана-
конокрада.
Шикарная история: две девчонки и цыган. Отлично!
Надоела вам Дума?
А я уже давно не в ней.
Я в курсе, но вопрос вот в чем не сожалеете, что ходили в политику?
Нет, потому что ничто не проходит бесследно. Во-первых, я получил еще один кусок жизненного опыта того, которого не имел (а человек, если есть возможность, должен всю жизнь учиться), а во-вторых, Дума дала мне возможность сделать еще больше добрых дел для людей чем плохо?
«ЕСЛИ БЫ НЕ ПИТЕР, ОСЕЛ БЫ В КИЕВЕ»
Я люблю возвращаться
в свой город нежданно, под вечер,
Продираясь сквозь толпы
знакомых сплошных облаков,
И на летное поле спускаться,
хмелея от встречи,
Захлебнувшись прохладой
соленых балтийских ветров.
Вы до сих пор остро чувствуете миг возвращения?
Я уже давно не был на гастролях так долго почти полтора месяца, так вот, скоро спущусь по трапу самолета в «Пулково» и получу абсолютно острое ощущение возвращения домой. Конечно, это непередаваемо здорово!
Может, скажет кто:
Мол, климат здесь не тот,
А мне нужна твоя сырость.
Здесь я стал мудрей,
И с городом дождей
Мы мазаны одним миром.
Вас не тянет из города дождей куда-нибудь на солнечный юг?
Честно? Тянет.
И поселиться в благодатных краях вы не прочь?
Нет без Питера не смогу.
Жителем Киева или Одессы себя не представляете?
Я уже тебе как-то признался, что если бы не Питер, осел бы в Киеве это потрясающий город, я его обожаю. И на Таити пожил бы тоже с большим удовольствием, и от какой-нибудь бангалы (индейская хижина. - Д. Г.), она же бунгало, в районе чилийского острова Пасхи или где-нибудь на красивом берегу Амазонки не отказался бы. Было бы здорово у меня там есть пару присмотренных мест.
Предлагали много раз
люди добрые:
«Оставайся, Саня, много места
в Америке»...
Почему не согласились?
Потому что я на своем месте в родной стране. Я даже в Москву-то не переезжал и никогда не хотел туда переселиться.
Давит на вас мегаполис?
Не в том дело, что давит, я просто до мозга костей питерский человек. Во-первых, там дом, во-вторых, у меня есть места свои-чужие, а потом, помнишь, я рассказывал тебе о своей теории (назовем ее «синдром выкреста»)? До тех пор, пока ты приезжаешь в Москву или в Нью-Йорк гостем, ты там первый и долгожданный, а как только встаешь в очередь 358-м москвичом или 643-м нью-йоркцем...
...вокруг сразу шепоток раздастся: «Смотри, он такой же, как мы»...
Не такой же, а хуже «Мы-то здесь родились, а эти понахаели, понимаешь, локтями работают».
Как в последний раз, танцует
эмиграция,
За столами что ни пара,
то трагедия.
Вы как к этим людям относитесь?
Все, что о них думаю, я написал, но они же все разные. Понимаешь, раньше, когда мы впервые туда приезжали, для нас все было внове со многим мы только знакомились, всю эту историю постигали (есть эмиграция первой волны, второй, третьей в каждой люди со своими целями и задачами). Сегодня обладатели огромных кошельков эмигрируют, а в свое время туда устремились интеллектуалы, вынужденные, сунув подальше докторские диссертации, торговать швармой или пирожками, работать няньками и прислугой в богатых домах.
Пути у всех были разные, и нельзя их стричь под одну гребенку. Среди эмигрантов, как и здесь, у нас, есть и хорошие, и плохие, но поскольку сегодня мы часто за океаном бываем и чувствуем себя там, как у себя дома, общаемся с ними и смотрим на них уже по-другому. Более того, у бывших соотечественников тот угар брайтонский...
...растворяется потихоньку...
У них же ничего раньше не было, кроме возможности в пятницу или в субботу пойти в ресторан и после тяжелейших трудов оторваться. По сути, наши рестораны 60-х-70-х автоматически вместе с музыкантами переехали на Запад, и все там у них застыло. Мы видели лишь гульбу отрывную, и она поражала, конечно...
... «Во люди живут!»...
...но нам, приехавшим из другой страны, из другого мира, невдомек было, что это, по сути, гетто, где люди забыться пытаются. Сегодня там все совершенно иначе, и многие из них не только в Киеве или в Москве оттягиваются, но и работают здесь постоянно. Более того, некоторые вообще вернулись домой.
А я всю жизнь пролетаю
мимо кассы,
Потому что не умею воровать.
Не кусаете локти из-за того, что так и не научились?
Нет однозначно, хотя, казалось бы, можно порой и пожалеть, что не подсуетился. Признаюсь как на духу: я ничего не вывез и не продал из имущества Группы советских войск в Германии, хотя такую возможность имел. Оттуда можно было ракеты «земля-воздух» привозить, понимаешь не говоря уже о каком-то другом бизнесе. Огромное количество людей разбогатело тогда, но я в этом мародерстве участия не принимал.
И нормально себя теперь чувствуете?
Не то слово: горжусь этим, счастлив, легко дышу и крепко сплю.
А воры законные
люди очень милые,
Ну все мои знакомые
(а многие любимые)...
Можете их назвать поименно?
Нет, конечно, no comment на эту тему. Ты всякий раз пытаешься раскрутить меня на мои, так сказать, криминальные связи, и на все твои происки ответ у меня один: я артист и никогда от моего слушателя, кто бы им ни был, не бегаю...
...от некоторых и не убежишь...
...за исключением случаев, если буду уверен, что передо мной насильник малолетних или убийца (не тот, кто в пьяной драке к своему раскаянию и несчастью порешил человека, а отъявленный, понимаешь, садюга). Вот если узнаю, что это те, по ком плачут петля и пуля, и для кого мораторий на смертную казнь абсолютно не приемлем, тогда развернусь, а все остальные люди. Лю-ди!
«ПОСАДИТЬ МОЖНО ЛЮБОГО... ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ РАЗВЕ ЧТО ГОСПОДА БОГА И АПОСТОЛОВ, КОТОРЫХ НЕТ С НАМИ»
И друзей наковырял,
куда всех денешь,
Ну самых разных
от министров до воров.
Вы пытались когда-нибудь собрать этих друзей вместе?
А они без меня собираются.
Нормально себя при этом чувствуют?
Думаю, да. Связи правящих кругов с криминальными структурами не только в нашей стране существуют они были, есть и, к сожалению или к счастью, будут во всем мире.
Мэр то ли хан, то ли пахан,
Мат-перемат, да семечек
шелуха...
Вы такого городского голову видели?
И сейчас вижу. А как же! Разве они у вас в Украине перевелись?
У нас мэры хорошие...
Ну да, понятно. У нас тоже...
«Бабки» вместо берез шелестят
над страной,
«Мерседесы» да девки-огонь,
Но понятия здесь поросли
трын-травой,
Нарушает закон шелупонь.
Россия по-прежнему живет по понятиям?
А Украина?
Она, как написал в своей книге Леонид Данилович Кучма, не Россия...
Знаешь, что, по большому счету, для меня понятия? Те же заповеди. Если мы говорим «не укради!», а воруют ежедневно вагонами, тоннами, кубометрами...
...ракетами...
...и кораблями, если Библия увещевает: «Не убий!», а продолжают убивать из-за «прихватизированных» ракет, кораблей... Ужас! Кошмар!
Меня не посадить -
я это твердо знаю,
Пусть отдохнут пока казенные
дома.
Меня не посадить,
хотя давно пугают,
Меня не посадить
я сам себе тюрьма.
Вы когда-нибудь в тюрьму угодить могли?
Конечно не зря поговорка возникла: «От тюрьмы да от сумы не зарекайся». Послушай, если захотеть, посадить можно любого абсолютно. Ну, за исключением разве что Господа Бога и апостолов, которых нет с нами. Для всех остальных можно совершенно спокойно найти повод и находят.
И в Кресты, и в Эрисмана,
И в Скворцова, и в Степана
Возим мы клиентов
круглосуточно -
Пьяных, битых, алкашей,
Трупов, психов, малышей.
«Скорая» занятие не шуточно.
Много на «скорой» насмотрелись?
Очень. На всю жизнь хватило...
Вы как-то сказали: «Я видел двух явно нездоровых руководителей государств, как доктор говорю это Константин Черненко, у которого была бронхиальная астма, и Михаил Саакашвили, у которого характерные глаза». Вы сразу, с первого взгляда определяете, что человек болен?
С большей долей достоверности. Если, к примеру, дышит с трудом и хрипит, понятно, что он астматик, если губы синюшные сердечник.
А Саакашвили?
Когда этот господин смотрит в камеру (не говорю уже о галстуке, который я даже в тяжелом состоянии задумчивости, наверное, не стал бы жевать), глаз у него неадекватный. Не хочу обидеть его может, он с детства такой, я ж не знаком с ним лично. Мне меньше всего хотелось бы ставить ему какие-то диагнозы, но как у доктора он вызывает у меня опасение.
«ЗА СЧЕТ ЧУЖАГО ВОДОЧКИ С ЗАКУСЬЮ ДА НА ВОЗДУСЯХ? ОДНАКО ПРЕДЕЛУ НЕ ВИЖУ»
Разве в том моя вина,
Что заставила страна
Задыхаться от вина с водкой?
Никогда не прикидывали, сколько за свою жизнь выпили?
Много. Очень!
Это вагон, цистерна?
А сколько в цистерне тонн? 30? 60?
За один присест вы могли выпить литр, два?
Ну, литр это минимум.
А максимум?
Это с хорошей закусочкой, да? В нормальной компании? На этот счет есть анекдот хороший, который один священнослужитель мне рассказал.
Прихожанин спрашивает: «Скажите, батюшка, а сколько бы вы могли выпить?». Святой отец на секунду задумался: «Так водочки али вина, сын мой?». «К примеру, водочки, батюшка». «Водочки... Позволь уточнить, сын мой: с закусью али без оной?». «К примеру, с закусью». «Водочки с закусью... А в закрытом ли помещении, али на воздусях?». «На воздусях, батюшка». «На воздусях водочки с закусью... Последний вопрос: за свой счет али за счет чужаго?». «Ну, к примеру, за счет чужаго». «За счет чужаго водочки с закусью да на воздусях? Однако пределу не вижу».
Моня не гордый,
Моня пьет на свои.
Саша, он же Александр Яковлевич, тоже?
Абсолютно. Не утверждаю, что всю жизнь пью на свои, меня, разумеется, угощали, и я с удовольствием это принимал, но и сам реку могу разлить хорошую. Никогда ни у кого не попрошайничал.
Кстати об «угощали»...
Люди приглашали посидеть
у костра,
Я приходил к ним, не зная,
как дожить до утра...
Неужели и впрямь не представляли, как дотянуть до рассвета?
Ну, а чему ты удивляешься? Просто мне было плохо.
Плохо физически или морально?
Конечно, морально что там физически?! Тяжелые времена были, есть и, к сожалению, будут, однако это мои проблемы. Люди приглашали к костру, чтобы я посидел с ними, повеселился, поговорил ну, и я шел, потому что, может, искал в этом спасения.
Не раз судьба натягивала вожжи,
Я видел смерть,
я видел мушку на стволе.
Действительно видели или это поэтическое преувеличение?
Мушку на стволе? Видел.
В какой ситуации?
Приходилось стрелять.
Говорят, в последнее время у вас начались со здоровьем проблемы...
Есть хорошая поговорка: «Если я просыпаюсь и у меня ничего не болит, значит, я умер». Дима, ну все-таки не мальчик уже, и хотя, в принципе, я нормально себя чувствую, определенные возрастные изменения в организме происходят, и они дают о себе знать. Это не значит, конечно, что я уже на финишную вышел прямую, но кокетничать со «старухой» совершенно не собираюсь слишком хорошо ее знаю.
Вечный ребус:
Почему смерть
щадит ненужных?
Кто ей дал права?
Вы себе уже на этот вопрос ответили?
Однажды мы говорили с тобой о теории, которую я сам для себя придумал: нужные уходят раньше потому, что достигли совершенства, и Господь забирает их, дабы дать им возможность пожить в раю.
Но, господа, как
хочется стреляться
Среди березок
средней полосы.
К суициду вы никогда близки не были?
- (Отрицательно мотает головой).
И слава Богу!
Суицид, я считаю, удел...
...слабых?
Нет, я не думаю, что многие, ушедшие добровольно из жизни, были людьми слабыми. Наверняка, среди них было большое количество сильных личностей, просто, чтобы на такое решиться, нужно пошатнуться в мозгах, перейти в некое болезненное состояние. Я, слава Богу, никогда до такого не доходил.
Я часто просыпаюсь в тишине
От свиста пуль и визга бомб
фугасных.
Мне кажется, я снова на войне,
И кто кого пока еще неясно.
Откуда у вас, человека послевоенного поколения, такие яркие фронтовые впечатления?
У меня есть, признаюсь, два навязчивых сна: об одном говорить не буду он мой, а второй это война, он все время меня преследует. Думаю, в одной из прошлых жизней это со мной было.
В Афганистане
В «черном тюльпане»,
С водкой в стакане
Мы молча плывем над землей.
Скорбная птица
Через границу
К русским зарницам
Несет наших братьев домой.
Вам хотелось бы сейчас хотя бы на часок снова оказаться в Афганистане?
Очень, но с правильным пониманием вопроса, да? Вернуть войну не хотелось бы ни в коем случае!
Но в места, где когда-то уже были, тянет?
Да. Очень-очень-очень!
Хотя бы в отдаленной перспективе вы такое возвращение планируете? Туристом...
В Афган? Ну а почему нет? Вообще-то, туристических красот мы там не много видели, но если собрать пацанов и рвануть посмотреть, где бывали, это было бы интересно, наверное.
«ВЫСОЦКИЙ ЭТО СГОРЕВШИЙ АСТЕРОИД, КОМЕТА. ОПАЛИЛ ХВОСТОМ ОГНЕННЫМ МОЕ ПОКОЛЕНИЕ, И ВСЕ МЫ СО ШРАМАМИ ОТ ЕГО ОГНЯ»
Прощается с теплом Нескучный сад
Чуть раньше, чем обычно так бывает.
Но не проститься с нами голосам,
Которые с полноты понимают,
Кому небезразличны небеса.
Кому, на ваш взгляд, эти голоса принадлежат?
Прежде всего, конечно, Иосифу, которому посвящена эта песня, а еще многим: и тем, кого больше нет, и тем, кто сегодня по-прежнему с нами, дай Бог им здоровья! Я, например, очень радуюсь, встречаясь с Владимиром Михайловичем Зельдиным, бесконечно счастлив видеть Галину Павловну Вишневскую все это знаковые личности, без которых наше общество было бы гораздо беднее. Своей жизнью, своим творчеством, своими делами они обогатили наш духовный мир.
Над заснеженным садиком
Одинокий фонарь,
И, как свежая ссадина,
Жжет мне сердце луна.
В эту полночь щемящую
Не заказан мне путь
На Ваганьково кладбище,
Где он лег отдохнуть.
Когда вы начинали, многие часто сравнивали вас с Высоцким: интересно, что Владимир Семенович значит для вас сегодня?
По крайней мере, он один из тех голосов, о которых я только что говорил, причем очень явный голос, задающий тональность.
Вы слушаете его? Просто так, для себя, в машине?
Безусловно. Из людей с гитарой они разные! постоянно слушаю двух: Высоцкого и Визбора. Высоцкий это комета: он, словно астероид, попавший в плотные слои атмосферы, сгорел, но опалил своим хвостом огненным Землю, мое поколение. Таких ярких шлейфа, я думаю, было в моей жизни два «Битлз» и Высоцкий, но если Джон Леннон и компания это музыкальная в чистом виде эпоха, то Высоцкий наша история, наша философия, наша жизнь. Владимир Семенович оказал на нас колоссальное влияние, но и Булат Шалвович Окуджава, к примеру, для меня планета. Согласен, никого он не опалил, но не стало его, и что-то сместилось, да? Планета вышла из Солнечной системы, и нарушились какие-то центробежные силы...
Здорово как сказали!
Это с уходом многих людей происходит, и хотя никого некоторые не опалили, как, например, Пастернак...
...Солженицын...
...да, совершенно верно, а вот Владимир Семенович просто ф-ф-ф-фух! и все мы со шрамами от его огня.
Какая его песня вам больше всего нравится?
Ой, да почти все. Есть у него вещи и проходные, как и у «Битлз», типа: «Дизи-дизи-дизи, мисс Лиззи». Ясно же, рок-н-ролл. Ну и замечательно такой рокешник...
...вы тоже можете выдать...
Запросто отвечаю, и даже лучше, наверное, но 98 процентов творчества «Битлз», как и творчества Высоцкого, мне очень близко, понятно и дорого.
Телевизор включаю тоска.
Так и хочется вскинуть
С Афгана не стрелявший АК...
А выбросить телевизор вообще не хочется?
Нет, это тот же наркотик.
Новости, небось, не пропускаете, а что еще смотрите?
Предпочитаю «НТВ плюс», где масса замечательных телеканалов (в том числе восемь спортивных один лучше другого), в основном выкраиваю время на новости и какие-то официальные истории.
Чем шире лоб и выше рост,
Тем лилипуты злее!
(Улыбается). Аксиома!
Лилипуты часто вас донимали?
Они и сейчас донимают, просто раньше я внимание на них обращал, а сейчас нет.
Извините, что на свадьбах не играю,
На застольях, извините, не пою.
Ведь фокусник обычно не «катает»,
А бармены, как правило, не пьют.
Неужели за очень большие деньги не споете на чьей-то свадьбе?
Спою.
Изменилась, получается, ситуация? Кризис?
Нет, просто такую запрошу цену, за которую ни одна свадьба меня не возьмет. С другой стороны, если планку эту все же преодолеют и выплатят гонорар, я, конечно, закрою глаза, поставлю перед собой воображаемую стену и спою, потому что уважительно отношусь к денежным знакам.
Но к себе-то еще уважительнее?
Разумеется, себя почитаю больше, но сумму, которую попрошу за свадьбу, мне вряд ли заплатят гарантирую на 99,9 процента.
Озвучьте, пожалуйста, цифру...
Коммерческий секрет сам понимаешь...
Ах, если б было бы можно,
Я б всю душу свою промотал у цыган...
Любите ромов?
Обожаю!
И промотали бы у них душу?
Думаю, если бы жил в ХIХ начале ХХ века, со мной были бы сложности, я бы, наверное, присел на цыган, как сегодня некоторые на казино. Для меня ромы это опасная история: я всегда их готов слушать, и меня они любят, узнают на вокзалах. Цыгане ко мне очень тепло относятся, и я к ним тоже, потому что, повторяю, национальностей для меня не существует.
Братство угнетенных народов?
Не думаю, что уж такие сегодня они угнетенные, просто ведут жизнь, какая им нравится. Любой цыган может получить нынче медицинское образование, другое дело, что им это не очень, наверное, нужно.
Я много пил и знал красивых женщин,
И через шар бил в середину от борта...
В бильярд вы играете?
А как же...
И нормально выходит?
Ну, мой уровень где-то между средним и хорошим, то есть выше среднего, но послабее хорошего.
Любитель?
Конечно, не профессионал. Я тут недавно встал с бронзовым призером Союза, так они же с кия восемь шаров забивают это нормально.
Зачем им партнеры?
Я просто хочу, чтобы ты понял. Ты сам вот в бильярд играешь?
Посредственно...
А что значит профессионал? Сегодня, кстати, бильярд, как и вообще весь спорт, очень помолодел. Мальчики по 18-20 лет, ну, может, на год-два старше, стоят за столом по восемь-десять часов ежедневно это колоссальный труд и не очень денежный. Знаешь, есть замечательное выражение в бильярде: «Классный удар, но не денежный», с финансами они, к сожалению, нынче не очень в дружбе. Скуповато их мастерство оплачивается, но они фанаты.
«ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ, ЧТО БЕССИЛЬЕ МУЖЧИН РАСТЕТ ИЛИ МАТРИАРХАТ ПОЯВЛЯЕТСЯ, А В ТОМ, ЧТО РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ УНИСЕКСТВО»
При косе про коней
И романс при серьге.
Боже, где ж вы, мужчины России?!
Нынче бабы правы:
Лучше сдохнуть в тоске,
Чем быть сильной при вашем бессилье.
Бессилье усугубляется?
Есть у меня в тему старое четверостишие:
Мужчины! Говорят, нас стало меньше,
По пальцам можно всех пересчитать.
Ну что ж, мы умираем раньше женщин,
Но женщин тоже надо поискать.
Сегодня усугубляется унисекство, и это на самом деле плохо. Понимаешь, проблема не в том, что бессилье мужчин растет или матриархат появляется, а в том, что распространяется унисекство, и когда оно еще и поощряется, это ужасно!
Слушай, у меня есть администратор... Я очень люблю свой персонал и эту женщину, в частности, она со мной уже много лет и все время в джинсах, а тут вдруг платье надела: у ее мужа был день рождения, и она при параде пришла на работу, чтобы оттуда потом ехать праздновать. Я восхитился: «Оля, это же колоссально! Боже, какое счастье ты же красавица». Нет, я не против джинсов, брюк и тэ дэ, и тэ пэ, но это одна из причин того, что мужчин, как нашим девушкам кажется, меньше становится. Ладно, пусть так, ну а вы пробовали побыть женщиной? Пробовали сделать что-нибудь для того, чтобы муж или бой-френд почувствовал себя в большей степени сильным полом? Вы же сами во многом не даете нам ощутить себя мужиками, и потом, красавицы, вы насмотрелись французских, итальянских, американских и прочих киношек мачистых...
...и ищете суперменов...
...а здесь в Киеве, Виннице или в Воркуте их нет. Мы абсолютно другие, у нас иная история. Процесс отношений полов взаимосвязан и взаимообразен, ничего друг без друга не получится, но до тех пор, пока все будут идти в этой упряжке унисекса, нам будет сложно находить взаимопонимание.
Женщина моя моя гитара.
В каком смысле?
Во всех, кроме физиологического, до этого извращения я еще не дошел.
Не зарекайтесь!
Ну ладно тебе!
Под солнцем южным, как под грудью у мадам,
Немножко жарко, но до одури приятно...
Вы любите большой бюст или маленький?
Зависит от времени года и состояния души.
Дома ждет холодная постель,
Пьяная соседка, а в глазах похоть.
Со сладострастными соседками у вас что-то было?
В основном у меня были соседи. Дамы попадались чаще всего пожилые, поэтому как-то не срослось, но с соседками, так сказать, по планете кое-что, конечно, случалось...
С детства верил я поэту,
Чьи стихи учили в школе.
Он сказал, что счастья нету,
В жизни есть покой и воля.
Здесь с покоем напряженно,
Да и воля под надзором.
Дарят нам чужие жены
Счастье темным коридором.
Насчет чужих жен и темных коридоров автобиографично?
Собирательно...
Лаконично...
Зато правда!
Будний день,
Он иногда бывает праздником
Всего-то встретиться с товарищем
Да из дому удрать.
По-прежнему удираете?
Естес-с-но, хотя дома-то и так три-четыре месяца в году бываю куда же еще сбегать? На восемь месяцев завеиваюсь...
Какая разница в том, что со мною было?
И где меня три дня, как облачко, носило?
Что, пропадали иной раз на три дня?
Ох, пропадал...
И не звонили родителям, не говорили, где вы?
Один раз получил от интеллигентного папы за это по морде. Ну что поделаешь заслужил: это же мальчишеские дела. Кто из нас не убегал, кто не хватался, как за соломинку, за идиотскую фразу: «Папа, у меня не было двух копеек позвонить»? Эта отмазка известна многим и вызывает у взрослых людей смех. По крайней мере, усмешку.
Белла, не ломайся,
Не рассказывай мне майсы!
Помнишь, Белла, как в Херсоне
Мы давали изумительный гастроль?!
Песня посвящена вашему директору Белле Михайловне Купсиной?
Это, видимо, Господь так распорядился, потому что все песни про Беллу были написаны, когда Купсину я еще и в глаза не видел.
А когда увидели, поняли, что она прирожденный административный талант?
Можно сказать и так.
«ПРИНАДЛЕЖУ К ТОМУ ТИПУ МУЖЧИН, КОТОРЫЕ НЕ РАССКАЗЫВАЮТ О СВОИХ ЖЕНЩИНАХ ДАЖЕ РОДНОМУ ОТЦУ И БРАТУ»
Когда ты далеко,
Не шевельнуть рукой
И рифмы мне не найти.
Я пробовал петь,
Но голос хрипел
И не попадал в мотив.
Кому посвящены эти строки?
А вот это уже, прости, тебя не касается. Всегда говорю, что принадлежу к тому типу мужчин, которые не рассказывают о своих женщинах даже родному отцу и брату (как-то у нас в семье так заведено). Более того, я резко негативно отношусь к мужикам, которые...
...любят чересчур откровенничать...
...и либо в собственных книгах, либо в бане о своих сердечных делах и похождениях треплются. Не мужское это, считаю, дело, и очень нечестно по отношению к женщинам так поступать, поэтому никогда и никому о романах своих не рассказывал, не рассказываю и рассказывать не буду.
Как любил я Зойку одевать
Ей, что ни надень, всегда к лицу.
Любите слабый пол принаряжать?
Очень!
Вещи покупаете лично?
По-моему, гораздо интереснее так: вы вошли, ты сел, а женщина...
...встала...
А женщина одевается. Ты ею любуешься, а потом достаешь кошелек и платишь это такой кайф!
Снова на дворе
Сердце надвое.
Я год за два ел довела.
Заневестились
Струны песнями,
А моя вдовой померла.
Неужели финал действительно оказался таким прискорбным?
Та струна да, благополучно скончалась.
Жалели об этом?
Нет другую нашел.
Было время, были силы,
Да уже не то.
Годы волосы скосили,
Вытерли мое пальто.
Неужели это про вас?
И про меня в том числе. Это такой собирательный, если хочешь, образ вечного жида, к коим я тоже отношусь.
А старый конь -
Он, детка, борозды не портит.
Старый конь «в законе» -
Он вообще не пашет...
Что конь понятно, но почему старый?
Потому что и я уже немолодой.
Можно же было написать «немолодой конь». Или по мелодике лучше «старый»?
Есть поговорка такая: «Старый конь борозды не портит», но, чтобы не услышать в ответ от девушек, что он глубоко не вспашет, лучше сразу предупредить, чтобы вопросы потом не возникали: «Да он вообще не пашет».
И на болотах все как прежде -
Крылья хлопают вдали.
Все буянят, все расплескивают удаль.
Но а я уже не буду -
Занавесочку спалил,
И то вспомню, то забуду,
Как за птичками ходил.
Вы свою занавесочку спалили?
Вышил себе новую. Одну перевел другую повесил, эта выцвела, та засохла... Разным временам и занавесочки необходимы под стать.
Это хорошо?
Это правильно (копирует Горбачева), потому что мы перестраиваемся постоянно, понимаешь?
Было все это так, только время не ждет,
Вот сейчас бы и дать самый полный.
Я в машины кричу: «Самый полный вперед!»
Но не тянут винты, вязнут в волнах.
Ваши винты еще не буксуют?
Да вроде бы нет.
А творческие?
Бывает, что и стопорятся... Приходится посылать водолазов счищать с лопастей водоросли...
Сами этим не занимаетесь?
Ну, я не могу же сам себе провести техобслуживание. Бывает, горючка кончается надо заправиться. По-разному происходит: постоянно в одинаковом режиме винты крутиться не могут нет такого механизма, который работает, не уставая. Не придумали еще perpetuum mobile ищут, но пока безуспешно, и то же самое с человеком, с его творчеством. Слава Богу, я пока чувствую в себе силы, и ходовая моего, так сказать, судна...
...смазана...
...еще может работать.
Зашуми, пойди опять ты кругом,
Голова бедовая моя!
Раз отмерю, да семь раз потом отрежу,
Закушу узду и разорву подпругу.
Где-то там, вдали, живет моя надежда,
Где-то там бежит по заливному лугу...
Ваша бедовая голова еще зашумит? Вы можете себе такое представить?
Конечно. Господи, да она совсем недавно шумела почему нет?
Без последствий?
Так я же не про алкоголь!
И я о другом...
Ну да, без последствий, а че? Все-таки человек я... Мы же договорились, что пусть старые или немолодые, но ходовая-то еще в порядке...
Любовь мою последнюю
За слухами да сплетнями
Ты, осень, разгляди и сбереги.
Последняя любовь еще впереди?
Never say «never» никогда не говори «никогда», да и как можно загадывать? Как? Может, она впереди, может, и позади не знаю. Человек, я так думаю, способен влюбиться и в 80.
И, говорят, влюбляются...
Ну, вот видишь...
«МОЯ ДОЧЬ, ПРЕДУПРЕДИЛ Я БУДУЩЕГО ЗЯТЯ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗВЕДЕННОЙ: МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ВДОВОЙ»
Как трещали цикады,
Пахло липовым цветом.
Над скамейкой качалась голубая звезда.
И немела эстрада
Пред картавым поэтом.
Был отец мой нестарый и мать молода.
Часто ли вы видитесь с родителями, и какие знаки внимания им оказываете?
Родителей навещаю всегда, когда нахожусь в Питере. Сегодня я для них (после смерти брата особенно) все и моральная поддержка, и материальная: един во всех лицах...
И свет в окне, и смысл жизни, правда?
Совершенно верно, поэтому какие знаки внимания? Они обо мне думают ежедневно, ежечасно, ежеминутно и ежесекундно, и если не позвоню день домой, мама уже претензии предъявлять начинает...
Вы что-то им дарите?
Ну, конечно.
Чем в последний раз баловали стариков?
Папе подарил пару свитеров на зиму, а маме привез из Израиля картофелечистки она очень просила. Да нет, я постоянно им что-то тащу, не прихожу никогда в дом без цветов и сумки продуктов. Ну а как же?
Благодарю, Господь, за счастье дней,
В которых дочь моя была моей.
Что это были за дни?
До ее замужества, а сегодня она...
...не только ваша?
(Грустно). Не только моя. Теперь она принадлежит мужу, двум своим детям.
Вы к супругу ее ревнуете?
Нет. Абсолютно. А че?
Зять нравится вам?
Хороший парень. Ты пойми: я отец...
...атэц...
...мне главное, чтобы он ее любил.
Любит?
По-моему, да.
Тогда пусть живет!
Ну не случайно же перед свадьбой я его предупредил: «Моя дочь не может быть разведенной может быть только вдовой, понимаешь?». Он понял...
Не зная русского языка, по выражению глаз...
Короче, объяснил ему, что к чему. Нет, произнес это, конечно, шутя, но в каждой шутке есть доля правды. Смотри: они уже 11 лет вместе, старшему внуку 22 декабря исполнится 10 лет. У них в семье ладно я это вижу, а родителям ничего больше не надо: все остальное приложится. И мы поможем, и они сами с усами, но если он ее любит, папа доволен.
Уже старушки кажутся родными,
А девочки как куклы заводные,
И Моцарта усмешка все слышней.
Уже уходят за полночь соседи,
Не выпито вино, и торт не съеден,
И мусор выносить иду в кашне.
Неужели действительно бабульки родными кажутся?
Они тоже, чтобы ты знал, бывают разные. Встречаются такие ой-ой-ой! И девочки-старушки бывают, и старушки-девочки...
Не хочу стареть, не хочу,
Дело запахло внуками...
Скоро и правнуками запахнет вы к этому философски относитесь?
Ну ладно, ладно! До правнуков у меня еще время есть.
Ну, еще лет 10 и...
Нет, мне не хотелось бы, чтобы Дэвинька в 19 лет стал отцом я консервативный человек, патриархальный, и считаю, что тинэйджеру это рано. Да, неизвестно, что лучше, а что хуже, но мне кажется все-таки, что мужчина готов быть отцом не раньше 24-х-25-ти лет.
В этот вечер я так одинок,
Я так промок, налей, сынок.
Ну и можно дополнить эту цитату:
Сорок лет почти один,
Лампу тру, как Аладдин...
Вы часто чувствуете себя одиноким?
Думаю, чем более человек публичен, тем более он одинок.
Высота одиночества
Элемент ультра-си,
И спускаться не хочется,
И стоять нету сил...
Что же, простите, делать?
Ну, не случайно же этот элемент исполняют только хорошо подготовленные гимнасты.
Ведь нет у одиночества
Имени и отчества,
Ну а мне в плечо твое
Так уткнуться хочется.
В чье плечо вам хочется уткнуться сегодня?
В плечо близкого человека. Могу уточнить: прежде всего в мамино...
Достойный ответ, между прочим... Чтобы никого не обидеть, да?
Дим, ты пойми: все в этой жизни бывает. Вообще-то я никогда не плакался, но могу представить себе ситуацию: сядем с каким-нибудь дядькой, бухнем при наличии желания и возможности, и в его плечо, допускаю, мне захочется вдруг уткнуться (что не значит броситься и обрыдаться). Близкий человек может появиться в любую секунду все зависит от ситуации, но мама она вечна, и в ее плечо хочется утыкаться 24 часа в сутки, потому что оно мамино.
«ПАМЯТНИК СЕБЕ Я УЖЕ МЫСЛЕННО ПРИГОТОВИЛ: ХОЧУ, ЧТОБЫ НА ПЛИТЕ У МЕНЯ СОБАКА ЛЕЖАЛА»
Одинокий волк это круто,
Но это так, сынок, тяжело.
Ты владеешь миром как будто
И не стоишь в нем ничего.
В каком смысле ничего не стоишь?
Да во всех. Мы уже с тобой говорили: от сумы да от тюрьмы не зарекайся, и в нашей новейшей истории проходим это едва ли не каждый день. Гиганты мысли...
...отцы русской демократии...
...апологеты бизнеса и денежных знаков только вознеслись: «Все, я владею миром» бах! послезавтра на нарах...
...и по этапу в Читу...
...к примеру.
Одиноким волком я бегал
И одиноким волком умру.
Хорошая смерть?
Не очень приятная, наверное, но уважаемая.
Интересно, а вы видели документальный фильм про эвтаназию, который недавно показали? Как вы относитесь к уходу по собственному желанию?
Это один из моментов, провоцирующий жаркие споры у студентов мединститута, но чем ты старше, тем больше видишь смертей родных, и тем сложнее к этому вопросу относишься. Не знаю!.. Только сам человек в силах принять такое решение никто за него это сделать не может. Представь: твой близкий-преблизкий при смерти, сильно страдает ему остался, ну, скажем, год мук, но кто даст гарантию, что через семь месяцев не изобретут какое-нибудь лекарство, которое его вылечит?
Довод...
Да, эти семь месяцев бедняга промучается, но появится препарат, которым ты его вытащишь с того света, и он проживет еще лет 20, а то и 30 да даже пусть год или два. Это, повторяю, конкретный близкий тебе человек, которого жалко, а не какой-то неведомый дяденька N. Будем мы его эвтанировать или нет? Я почему так напрягся сейчас, почему даже присел поближе?
Тема такая...
Потому что это проблема важнейшая и нужно очень точно ее понимать.
Песни дочке завещавши, я уйду, не попрощавшись,
Упадет на лист опавший первый снег...
Обо мне не надо плакать пусть придет моя собака
Поскрести могилу лапой по весне.
Некоторые, как поэт Танич, пишут заранее сценарии собственных похорон и отдают указания по судьбе творческого наследия. Вы, простите за бестактный вопрос, над этим задумывались?
Задумывался, только никак не могу с духом собраться. Прикидывал, как это сделать...
Ну и какие соображения?
Памятник себе мысленно уже приготовил.
Какой?
Хочу, чтобы на плите у меня собака лежала все!
Процедуру в общих чертах тоже определили?
Я тебя умоляю зачем, хотя музыку, которая должна играть у меня на похоронах, придумал. Вот ее распишу если будет, конечно, время.
Музыка ваша?
Нет, разумеется, зачем мне моя? Я что, сумасшедший, что ли? Черная такая, негритянский госпел чтобы народ просто отваливался. Черные душу рвут здорово!
А как здорово в «Спящей красавице»
По бумаге летало перо.
Только в жизни не часто встречаются
Эти сказочки Шарля Перро.
Вам тоже встречались нечасто?
Да много, наверное, было в моей судьбе сказок: красивых и не совсем, страшных и добрых. Вся жизнь человеческая сказка.
Я знаю, что у вас есть идея вы ее даже запатентовали! выпускать газету под названием... «Радость»...
Да, только профессионалов нужно найти.
Классная мысль в эпоху победившей чернухи дарить читателям что-то светлое, феерическое...
Пожалуйста, ты медиа-босс предлагаю издавать вместе. А что, давай сделаем! Газета «Радость» должна выходить на хорошей бумаге, цветная, красивая, радостная, там будут поздравлять звезду Машу Сидорову со свадьбой, но не станут перечислять количество гостей и выпитого шампанского, а просто напишут: «Дорогая Маша, с бракосочетанием...
...мы так за тебя рады!..
...Желаем тебе счастья, здоровья и деточек, как на елке веточек!». Вот так надо приветствовать звезд, а у нас из этого делают балаган, от которого просто тошнит.
И так как все мои вопросы
Остаются без ответа
(это я не о себе. Д. Г.),
Две мечты имею: космос
И сто первый километр.
В космос точно не забраться -
Для него не вышел рожей.
Так что двину-ка я, братцы,
К светлым далям Подпорожья.
Вы что же, действительно мечтали полететь в космос?
А я и сейчас бы не отказался, если бы было здоровье и 20 (или сколько там это сегодня стоит?) миллионов долларов.
Вроде уже под 50 инфляция...
Короче, если бы у меня были лишние, с удовольствием туда бы рванул.
Если завтра Мавзолей будет срыт,
Если вдрызг развалит Землю атомный взрыв,
Если бифштекс подадут мне сырым -
Плевать, я хуже знал времена.
Дальше фраза просто гениальная.
Если черный попадет в Белый дом,
Моя жена начнет учить айкидо,
А лучший друг расскажет анекдот с бородой
Плевать, я хуже знал времена.
Насчет черного, который попадет в Белый дом, предсказание покруче Глобы. О чем вы думали, когда это писали?
Просто я люблю и знаю Америку, а ты что хотел бы чтобы при таком количестве афро и латиноамериканского населения черный не смог бы стать президентом Соединенных Штатов?
Но вы довольны, что Обама им стал?
Я в США не живу, но раз они посчитали нужным его избрать нормально.
«АБСОЛЮТНОГО СЧАСТЬЯ НЕТ: ДАЖЕ ЧЕЛОВЕКУ В КРАЙНЕЙ СТЕПЕНИ ДЕБИЛИЗМА, КОГДА ОН КАШУ РУКАМИ ЕСТ, МУХИ МЕШАЮТ»
Безответны многие вопросы.
Параллели, иксы, параллаксы...
Почему так часто люди босы
В туфельках за пару тысяч баксов?
А действительно, почему?
Ты наверняка сталкивался с очень богатыми людьми, которые приходили к тебе и просили помочь им издать книжку или записать диск. Лично я таких видел, и это очень смешно. Им хватает всего, но хочется еще популярности: «Хорошо бы, чтобы узнали меня как писателя, чтобы я песни спел». Это оттого, что здесь (показывает на грудь) маловато: весь в шоколаде, туфли за две тысячи баксов, а сердце, душа босые какие-то.
Диссонанс...
Еще и какой!
Иногда богаче нищий,
тот, кто не успел скопить,
Тот, кого уже никто нигде
ничем не держит.
Это уже о других людях.
Вы в этом уверены?
Абсолютно. Почему опять-таки Гоген из Франции махнул на Таити? Почему некоторые...
...навсегда в Тибет уезжают...
...и уходят в монастыри? Потому что, наверное, хотят быть богаче духовно.
Йом ве-лайла, йом ве-лайла
Еврей судьбой каждый день играет.
Вы тоже?
Да, потому что с тех пор, как распяли Христа, определенные сложности в существовании еврейского человека и в его отношениях с остальным миром имеются.
Целая жизнь легла в землю проседью,
Целую жизнь все бегал по просекам,
Целую жизнь я с бору по сосенке
Эти слова собирал...
Целую жизнь с друзьями отечными,
Целую жизнь в плевках и в пощечинах,
Целую жизнь здоровьем по счетчику
За счастья миг платил.
Александр Яковлевич, разве же это жизнь?
Конечно!
Вы сейчас, по-моему, призадумались: «С чего это я так?»...
Да нет, правильно все написал и убежден, что тот, кто достиг определенного положения в профессии, в обществе, ну, если только он не украл, не убил! просто обязан был пройти через многое. Особенно в нашей стране: куда ни глянь, с этим столкнешься. Возьми любого (повторяю, если он не украл и не убил) это очень много вытерпевшие в жизни люди, терпигорцы.
Ау... Днем и ночью счастье зову.
Ау... Заблудился в темном лесу я.
Я почему-то вспомнил сейчас одну песню ее Иосиф Давыдович пел когда-то: «И счастья нет, и счастье ждет у наших старых, наших маленьких ворот». Где же оно счастье? Вы для себя нашли на этот вопрос ответ?
Для меня счастье что-то мгновенное, оно может длиться час, день или месяц, хотя месячное это уже много: хорошо бы недельное было. Как правило, оно одномоментное: ты что-то классное сделал и испытал счастье, встретился с каким-то человеком красивым, с которым тебе хорошо было, счастье, ты, предположим, голоден, как волчара...
...позорный...
...желудок свело, и вдруг тебе подают сумасшедший бифштекс счастье. Свое! Настоящее! Поэтому для меня... Не знаю, есть ли абсолютно счастливые люди, которые пребывают в этом состоянии постоянно... Думаю, нет.
В психбольнице таких много...
Ну, не скажи даже человеку в крайней степени дебилизма или имбецилу, когда он, абсолютно, казалось, счастливый, кашу руками ест, мухи мешают приходится их отгонять. Ему тоже кое-что не по кайфу, ты понимаешь, поэтому абсолютно всем удовлетворенных на этом свете не бывает. Возможно, в раю, куда Господь прибирает...
...но и там мухи райские...
Не знаю... (Задумчиво). Сам я там не был, писем оттуда мне никто не писал, но, может, там есть для особо отличившихся умерших абсолютное счастье... На земле, убежден, его нет.
«ХОРОШИЙ ДОМ, КРЕПКАЯ СЕМЬЯ ЧТО ЕЩЕ НУЖНО, ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬ СТАРОСТЬ?»
Тот, кто беды не знал,
Тот счастья ни капельки не нашел.
Это аксиома?
Да, я в этом уверен. Так уж устроен мир.
Мужское плечо и женская рука
Друг друга в ночи коснутся боязливо.
Есть океан у моряка,
У пирамид века,
И у поэта есть строка,
А значит, мы живы.
Жизнь для вас это наличие новой строки?
И это тоже, а еще возможность ощутить себя нужным в профессии, почувствовать благодарность человеческую за то, что для людей сделал, ничего выше для меня нет. Все остальное замечательно: хороший дом, крепкая семья что еще нужно, чтобы встретить старость? Но все теряет смысл без огромного удовлетворения тем, что свою жизнь ты смог построить правильно чтобы она послужила не только тебе самому.
Прошлой жизни вернуть ворожбу
Никогда никому не дано.
Как-нибудь, где-нибудь, с кем-нибудь
Всем нам быть суждено.
И вам тоже?
Конечно.
Вам грустно это сознавать или радостно?
Хм, а что же здесь радостного? Повторюсь: мы с тобой не в раю, а в совершенно другом месте, где терпим смертные муки.
Махну, не глядя, думский кабинет
На тихий, с райской яблоней, пригорок.
Друзей не предавал, и не был вором,
Старался жить, как истинный поэт.
Я жил, как настоящий музыкант,
Я пил мелодии, разбавленные водкой,
И глотку драл, натруженную глотку
По зонам и на сценах разных стран.
Жизнь удалась?
Есть (смеется) шикарный плакат: красная икра, и на ней черной икрой написано: «Жизнь удалась»...
Но это же не про вас...
Слава тебе Господи, не про меня. Икру в больших количествах я не ем и вообще не очень ее люблю, а удалась жизнь или нет не мне судить и не сейчас: об этом могут сказать люди, когда меня не станет. Только после ухода человека о нем вправе говорить: «Его жизнь удалась» (или «Не удалась») имея в виду не количество автомобилей или карет, на которых он ездил, а прежде всего то, что он после себя оставил.
Не жалею, что живу я часто, как придется...
Действительно не жалеете?
Нет. Абсолютно. Каждый день моей жизни разный, и я никогда не сожалею о том, что было. Могу лишь посетовать на что-то, и все так уж распорядился Господь.
Александр Яковлевич, спасибо вам за интервью, за удовольствие, которое я получил... Мы вот сейчас беседовали, я вспоминал ваши песни... У вас не закралась при этом шальная мысль: «Господи, неужели это я все написал?»?
Периодически я об этом думаю... Вот вышла недавно моя новая книга, меня спрашивают: «Хорошая?», и я отвечаю: «Шесть с половиной сантиметров».
Вы знаете, так расставаться не хочется... Может, напоследок что-нибудь свежее прочитаете?
А почему бы и нет? (Читает):
Заливали каток, изоленты мотали на клюшки,
В медвежат превращалась орава худых малышей.
Береженого Бог бережет, говорила мне бабушка Нюша,
Горло шарфом укутав до глупо торчащих ушей.
Мы росли на дрожжах и на танцы ходили по средам
(В выходные дороже на тридцать копеек билет).
Береженого Бог бережет я внимал наставленьям соседа,
Опуская в карман из свинца самопальный кастет.
Зачем? Опять?
Забыть... Не вспоминать...
Но даже рыба через всю планету
Идет к себе домой икру метать,
И память, как мечта, нужна поэту
Детей взрастить и воспитать.
Духовитый Афган пацанов хищной лапой зацапал.
На войне, как всегда, нету мамки бойца пожалеть.
Береженого Бог бережет! горло рвал перед вылетом прапор,
Подгоняя в плечах и под мышками бронежилет.
Месяцами в пути. Города проезжаю и села,
Часто сплю в поездах, пересек не один океан.
Береженого Бог бережет я стучу суеверно по полу
И икону с Николой прячу в левый нагрудный карман.
Через два шестьдесят, а я покоя, как прежде, не знаю.
Все хочу отдохнуть, ведь не вечны ни разум, ни плоть.
Береженого Бог бережет. Мне велят я таблетки глотаю,
Понимая, что их не берет во вниманье Господь.
Береженого Бог бережет регулярно таблетки глотаю,
Занял Розенбаум нишу Высоцкого (так он подспудно считает). Но творческих прорывов не видно, только многословие. Тексты слабые. Над словом нужно работать тщательнее и больше читать.
24 - Сергей
11-11-2009 15:54
Тут еще вопрос восприятия музыки лежит и в культурной плоскости. Негри в подавляющем большинстве не воспринимают классическую музыку. Соответсвенно чтобы человек понимал Розенбаума должен еще быть соответствующий тип культуры.
23 - Лео
11-11-2009 14:57
"И икону с Николой прячу в левый нагрудный карман" -- Не знал, что он выкрест.
22 - Сергей
11-11-2009 09:23
Если у человека нет чувств, он не знает что такое страсть, не знает что такое страдание и радость, потери и приобретения, в конце концов - рождение и смерть, то, конечно, Розенбаума не понять. Его песни для людей, не для роботов.
21 - Игорь
11-11-2009 05:01
для- Сергей: Прослушал "утиную охоту" (??? !!!). Впечатлений нуль. В чём фишка то? Уж лучше "Вальс Бостон", да и то на историческое событие не тянет. А толпа, она дура. Она и Жириновскому аплодирует.
20 - Сергей
10-11-2009 21:34
Песня "Утиная охота" (утки) изменила жизнь многих людей! Уже одной этой песни достаточно чтобы Александр Розенбаум вошел в историю! Пожалуй никто не собирал на площадях многосоттысячные толпи людей разных возрастов и национальностей, у многих людей были слезы на глазах.
19 - Сергей
10-11-2009 20:34
Видно что творчество Розенбаума задевает многих - это видно по обилию комментариев!
18 - Справедливы
10-11-2009 17:38
Фу!!!
17 - Сергей
10-11-2009 17:10
Вообще-то не одно поколение выросло на песнях Розенбаума.
16 - Borisytch
10-11-2009 16:48
Надо, наверное, разделять отношение к личности артиста (писателя, художника) и к его творчеству. Розенбаум талантливый человек, поэт, певец, композитор, киноактер Общественная деятельность Розенбаума, вызывает неуважение и даже отвращение. После того, как он подписал письмо против Ходора хотел выкинуть его диски ... не выкинул, однако
15 - Сергей
10-11-2009 14:35
Конечно у каждого человека есть недостатки. Более того каждый человек делает ошибки - на то она и жизнь. Но человек талантливый и хороший, этого не отнимешь.
14 - Roma
10-11-2009 05:32
Для Бибы- Да
13 - я
09-11-2009 18:59
путинская шавка
12 - PHONE A.G.
09-11-2009 06:24
Ответ для - Игорь. Уверен, что вы знаете, но кокетничаете. В старом кодексе были Ст.70 - Антисоветская агитация и пропаганда, и Ст.190 - Распространение сведений порочащих советский государственный и общественный строй. Новый ещё лучше - имеется всеобъемлющая статья 282.
11 - Игорь
08-11-2009 22:15
Для - PHONE A.G.: Можно бы поспорить по каждому пункту, но меня образумил ваш последний довод. Вы бы уж сразу назвали номер статьи в уголовном кодексе.
10 - Барух
08-11-2009 17:09
Существует граница в оценке Розенбаума-до и после.До-это честная работа врачем скорой,первые песни под гитару,затем успех и своя жизненная позиция по многим вопросам(война в Афгане где он добровольно пел не единажды,ежегодные концерты в Киеве на годовщину Бабьего Яра с леснями о еврейской трагедии,что вызывало негодование тогдашних властей) затем развал Союза.ломка жизненых устоев,уход от реальности в спиртном и снова сила воли завязать и снова петь и время После-обласканость властью в обмен на подхалимство этой власти( письмо против Ходорковского,участие в партии,депутатство и выступления на митингах "нашистов".Очень жаль-на славу и власть променял совесть.
9 - ed
08-11-2009 10:28
я ни как не мог предположить,что большинство из немногих,написавших отзывы,думают как я.
8 - PHONE A.G.
08-11-2009 08:57
Ответ для - Игорь. Во-первых, какого-то особого казацкого фасона сапог не существовало никогда. Во-вторых, если имеется ввиду сапоги обутые на казаков, то казаков уже не существует. В-третьих, если бы казаки существовали, у них не было бы причин бить Розенбаума сапогами. В-четвёртых, на лице Розенбаума нет следов обуви. Вывод - не нужно понимать буквально заголовоки, добавляя ещё свои измышления, возможно порочащие существующий общественно-политический строй.
7 - Игорь
08-11-2009 07:20
'Сапогами по морде получаю регулярно'. Надо только уточнить - казацкими сапогами.
6 - Влад
08-11-2009 02:47
Вопрос к администраторам сайта. Интересно, как соотносится выделение фамилии Розенбаума синим цветом и следующие его строчки? "Береженого Бог бережет - я стучу суеверно по полу И икону с Николой прячу в левый нагрудный карман".
5 - Вася
07-11-2009 22:55
Чешет складно..НО-как был совком-так им и остался.
4 - Влад
07-11-2009 19:29
Вот мнение участника одной из дискуссий, с которым я полностью согласен. "Герои Бабеля говорит на русском чуть странно для человека, который живёт в средней полосе, это так. Но даже эта странность не лишает слова Арье-Лейба горькой иронии и мудрости. И этот смех, смех скозь слёзы и смех над самими собой и есть настоящий еврейский юмор. Настоящий еврейский юмор это. прежде всего - мудрость и ирония, а не Ой Вэй и Цурес. Я упоминал среди профанаторов, которых я, если честно, ненавижу, за то что они позорят всё то, что связано с моим народом, Александра Розенбаума. Он предложил вам и миллионам других лопухов свою версию так называемых одесских песен. С еврейским акцентом, с упоминанием еврейских имён и еврейских реалий. Каждая вторая строка текстов его песен это враньё и пошлость. Он ещё, при этом, осмелился заявить, что это у него такая песенная интерпретация Бабеля. Ни в каком самом страшном сне Исаак Эмануилович не мог представить таких своих продолжателей, как Александр Розенбаум. Если я уже заговорил о Розенбауме, то мне стыдно не только за его еврейско-одесскую тематику. Мне стыдно за его так называемые казацкие песни тоже. Я смотрел концерт посвящённый его пятидесятилетию. И когда он пел вместе с Бабкиной и с армейским хором свою казацкую пошлость, мне так же было неприятно. Но уже за русских, которые вынуждены слушать этот пошлый бред". Именно так - пошлость, помноженная на поэтическую убогость.
3 - TURBO M.S.
07-11-2009 08:20
Заголовок 'Сапогами по морде получаю регулярно' настораживает, похоже речь идёт о садомазохизме.
2 - оптимист
07-11-2009 08:12
Статьи таких колоссальных размеров надо снабжать рефератами. Тогда с ними могут ознакомится широкие массы читателей, включая и меня.
1 - Byba
06-11-2009 23:09
Если взять за критерий Высоцкого, то между Розенбаумом и им минимум вся раздолбанная федеральная трасса. И не только в музыкальном и поэтическом, но и в человеческом плане. Невозможно представить Высоцкого в паноктимуме типа Думы. А после подписания письма против Ходорковского он у многих нормальных людей вызывает чувство брезгливости.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора. Редакция не несет ответственности за отзывы,
оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям,и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт www.sem40.ru