История российского сионизма

История российского сионизма

https://rlv.zcache.co.uk/moses_hess_15_cm_square_badge-ree8800540ec6478bae560b8e15a21703_k94rk_324.jpg?rlvnet=1Красочный генсек Аводы Ави Габай - миллионер, успевший за 4 года сменить три партии, возглавляет движение, когда-то создававшее наше государство. Тот факт, что его гротескная фигура вселяет в сегодняшних наследников МАПАЯ надежду на успех, вызывает чувство неловкости – настолько это трагикомично.. Особенно на фоне тех людей, которые когда-то закладывали основы социалистического сионизма и его национальной идеологии. Пришло время поговорить о них.
Раскол еврейского движения России на сторонников национального возрождения – сионистов – и на коммунистов-интернационалистов в 1897 г. (см. часть 8) не был, естественно, черно-белым и однозначным по сути. Между будущими соратниками Жаботинского и Троцкого было много оттенков как красного, так и бело-голубого. А также их комбинаций. С самого начала. А точнее, даже до начала.
Одним из первых предтеч сионизма был человек, которого мы помним благодаря нашим улицам, названным его именем – Мозес Гесс. И поселению Кфар-Хес в Шароне (возле Тель-Монда). Он прославился книгой «Рим и Иерусалим: исследование еврейского национализма», изданной в 1862 г., и во многом предвосхитившей сионизм Герцля сформулированной идеей национального возрождения евреев, вершиной котрого должно стать возвращение в свое государство на родине предков, в Эрец-Исраэль. Вместе с тем, мало кто помнит, что в 1840-е годы Гесс был апологетом ассимиляции и радактором радикальной социалистической «Рейнской Газеты». В этой газете под началом Гесса работал Карл Маркс – впоследствии раскритиковавший своего учителя за «излишнюю либеральность».
Гесс вернулся к национальным корням и тематике после столкновений с антисемитизмом Европы середины 19 в., как и многие другие. Но не перестал быть социалистом-романтиком, мечтавшим о совершенствовании мира через исправление социальных институтов с одной стороны и с помощью морали и нравственных принципов иудаизма, с другой. 
Последователи Гесса появились в сионистском движении уже на первом Конгрессе в Базеле. Их самым ярким представителем – а затем и лидером – был Нахман Сыркин (1868-1924), уроженец Могилева и потомок известной династии раввинов. Примкнув еще в гимназии к революционным кругам в России, он уехал в Германию продолжать образование, и был членом Еврейско-русской научной ассоциации студентов Берлинского университета (вместе с Вейцманом, Моцкиным и другими будущими лидерами сионизма). В Берлине он и получил степень доктора философии в 1903 г.
В 1898 г. Сыркин представляет в Берне – на собрании молодежной сионистской группы «Гессиана», названной в честь Мозеса Гесса – свою концепцию социалистического сионизма, которую затем издает в книге «Еврейский вопрос и еврейское социалистическое государство». 
Из-за ассимиляционного характера еврейского социализма, часто переходившего в коммунизм, сионисты сначала встречают идеи Сыркина в штыки. Такую же реакцию он получает и от социалистов, обвинявших его в предательстве дела классовой борьбы… Но Сыркин не сдавался: "Внутренний инстинкт и глубокая убежденность в высшей истине придали мне в то время смелость взяться за проповедь социалистического сионизма и противопоставить себя всей еврейской интеллигенции... Так я возложил на себя неблагодарную миссию быть социалистом среди сионистов и сионистом среди социалистов; понятно, обе стороны отбрыкивались от меня изо всех сил и отсылали к противной стороне".
Концепция социалистического сионизма была представлена на 3-м Сионистском Конгрессе в 1899 г. Она строилась на синтезе и гармонии социалистических идей и принципа возрождения национального достоинства. Сыркин высмеивал самоненависть ассимилянтов: «Если до того Израиль в собственных глазах был венцом творения, избранником неба и истории, то теперь народ гетто начал так себя презирать в душе и над собой насмехаться, как до того не смели делать злейшие из его ненавистников. Еврей из гетто с гордостью и полным самосознанием выставлял на виду у всех свое еврейство - разговорным языком, одеждой, образом жизни и обычаями; эмансипированный же еврей стремился к тому, чтобы с корнем вырвать из души еврейство.» (Прав, прав генсек Габай! когда сегодня снова замечает, что израильские левые оторваны от иудаизма...)
Вместе с тем, на этом этапе национальное возрождение не связывалось у Сыркина с Эрец-Исраэль. Он становится горячим сторонником плана Уганды, и после его отклонения на 7-м Конгрессе в 1905 г., покидает Сионистскую организацию, и становится одним из лидеров «территориализма» - движения сторонников еврейской государственности/автономии в любом доступном месте. На этом этапе он становится лидером американской ветви движения Поалей Цион – сионистской социалистической рабочей партии, члены которой в Эрец Исраэль и создают потом МАПАЙ.
Партийные догмы и идеология классовой борьбы не давали Сыркину отвлечься от главной цели – национального возрождения еврейского народа. В 1909 г. он вместе с американскими соратниками возвращается в Сионистскую организацию, и присоединяется к борьбе за Эрец-Исраэль. Он пропагандирует иврит как язык будущего еврейского государства, и призывает к сотрудничеству всех фракций сионистского движения для достижения общей цели. Во время 1-ой Мировой войны Сыркин сразу поддержал Жаботинского в создании Еврейского Легиона, несмотря на пассивность и возражения других лидеров сионизма против этого проекта – как, например, Вейцмана. Он горячо приветствовал Декларацию Бальфура, и начал практическую подготовку к ее реализации. Так, он становится одним из учредителей Американского Еврейского конгресса и в составе его делегации едет на Версальскую мирную конференцию отстаивать права еврейского народа после войны. Одновременно он продолжает партийную работу, и на Всемирном съезде Поалей Цион в 1920 г. предлагает либеральную теорию конструктивного социализма, защищая ее от нападок российской фракции последователей Борохова, требовавших разжигания классовой борьбы в Эрец-Исраэль…
В стране он побывал только один раз, в 1920 г. Его поездка совпала с трагическими событиями обороны Тель-Хая, и на похоронах Трумпельдора Сыркин произносит речь, призывая продолжать дело создания еврейского государства и его защиты. Вернувшись в США, Сыркин скоропостижно умирает в 1924 г. Но его сторонники в Эрец Исраэль, и в первую очередь Берл Каценельсон, продолжают его дело – и в итоге Партия Рабочих Эрец Исраэль (МАПАЙ) создается и делает первые шаги, основываясь во многом на идеях Сыркина. 
Что же происходит с ней дальше – раскол с ревизионистами, связи с СССР - и что – и кто – приводит ее к нынешнему состоянию, это уже история Израиля.
24-11-2017, 14:14
Вернуться назад