Религия - Еврейский Мир - Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии.
* на нашем сайте фамилии евреев выделяются синим цветом
.
«Прокляты все неевреи»?

Когда настанет весёлый праздник Пурим, мы будем читать Мегилат Эстер (Свиток Эстер), а после чтения произнесём благословение-благодарение за наше спасение и громко скажем: Проклят Аман, который хотел погубить меня! Благословен Мордехай-иудей! Проклята Зереш, жена напугавшего меня! Благословенна Эстер, заступившаяся за меня! И Харвона тоже пусть будет помянут добром.

Так указано в сидурах. Это начало длинного пиюта, полностью приведённого в древнем Махзоре Витри. Вполне понятный текст, разве что о Харвоне помнят лишь те, кто внимательно читал книгу Эстер: это ведь именно он сообщил царю Ахашверошу, что злодей Аман приготовил для праведного Мордехая виселицу, и тогда Амана на ней же повесили (Есф 7:9). Смысл этих благословений и проклятий раскрывается в постталмудическом трактате Софрим, где сказано: «Следует восхвалить Всевышнего за чудо, а также восхвалить праведников: благословен Мордехай, благословенна Эстер, благословенны все евреи». Поэтому благословение Мордехая следует за благословением самого Всевышнего, совершившего чудо Пурима, и даже формулируется так же, со словом «барух».

Когда-то хвалы Мордехаю и проклятия Амана, видимо, произносились прямо посреди текста Мегилы. Это явствует из мидраша Берешит Раба (49:1): «Сказал рабби Ицхак: всякий, кто поминает праведника и не благословляет его, нарушает повеление, как сказано: «Память праведника – к благословению» (Мишлей 10:7), а каждый, кто поминает злодея и не проклинает его, также нарушает повеление, как сказано: «А имя злодеев пусть сгниёт» (там же)». Поэтому Рав, когда слышал в Пурим имя Амана, приговаривал: «Проклят Аман, прокляты и дети его» (сказано в том же мидраше, а также в Иерусалимском Талмуде (Мегила 2:7) и в упоминавшемся месте в трактате Софрим). Так понимает этот текст и рабби Мордехай Яффе в Левуш малхут, и наш современник рабби Моше Файнштейн в Игрот Моше.

Слова Рава повторяются в мидрашах Берешит Раба, Эстер Раба, Мидраш Шмуэль, Ялкут Шимони. Их приводит как обязательные Сефер га-Итур, Сефер Ман.иг, Рокеах, Раавья, Шиболей га-Лекет, Гагагот маймониот и другие древние авторитетные источники. Похвалы Харвоне основываются на словах р. Пинхаса в том же отрывке Иерусалимского Талмуда.

Однако рабби Ашер бен Йехиэль (РоШ) в своем комментарии на трактат Мегила предписывает произносить эти слова после чтения Мегилы, а не во время чтения. Кроме того, в приведённом выше месте из трактата Софрим есть одно добавление к списку героев книги Эстер: там прибавляют «благословенны все евреи». Так рекомендует поступать и знаменитый .алахический авторитет Средних веков Мордехай Га-Коген, и Махзор Витри, и Менорат га-маор. Это добавление оправдано: если уж мы отступаем от правила благословлять праведника и проклинать злодея в момент упоминания их имён, отодвигаем эти слова в конец чтения Свитка, то можно заодно и всех евреев благословить.

Глубокий смысл ежегодных проклятий Амана раскрывает третий Гурский ребе в своей книге Сфат эмет:

В каждом поколении обязан человек чувствовать, что тот злодейский указ был издан против него лично. … В каждом поколении, когда евреи освящают Имя Всевышнего, Он наказывает того злодея различными казнями, … а Мордехая благословляет. …То есть каждый Пурим мучения Амана в аду усугубляются, а награда Мордехая в раю растёт. Потому мы обязаны прочувствовать события Пурима, представить себе Мордехая и Амана рядом с нами – и, разумеется, вознаградить одного и наказать другого.

А у некоторых средневековых еврейских мудрецов (ришоним) возникло другое интересное добавление к формулировке. Тот же РоШ формулирует (со ссылкой на Иерусалимский Талмуд) пуримские проклятья-благословения следующим образом: «Проклят Аман, благословен Мордехай, проклята Зереш, благословенна Эстер, прокляты все злодеи, благословенны все евреи, и Харвона пусть будет помянут добром». Сын РоШа, рабби Яаков бен Ашер, автор знаменитого кодекса Арбаа турим, основного источника еще более знаменитого Шулхан аруха, формулирует окончание более симметрично: «Прокляты все злодеи, благословенны все праведники» . Его ученик рабби Давид Абу-Дирхам (он же Авудрагам) выражается даже резче: «Прокляты все поклоняющиеся звёздам, благословенны все евреи», а рабби Йосеф Каро в Шулхан арухе добавляет еще один оттенок: «Прокляты все ненавидящие Б-га, благословенны все верящие в Б-га».

А после Шулхан аруха наступает неожиданное молчание. Разве что рабби Йехиел-Михл га-Леви Эпштейн в своём галахическом сочинении Арох га-шулхан восстанавливает формулировку Арбаа турим: «Прокляты все злодеи, благословенны все праведники».

Ни комментаторы Арбаа турим, ни комментаторы Шулхан аруха, ни современные кодификаторы и авторитеты галахи не говорят о «прокляты все злодеи» ни слова.

Что за заговор молчания?

А вы подумайте, что, по мнению РоШа, автора Арбаа турим и автора Шулхан аруха, должно происходить в синагоге после чтения Свитка Эстер? Хазан должен громко, во всеуслышание проклясть всех гоев. Именно так: ведь если «благословенны все евреи», то «проклятые злодеи» — это, однозначно, неевреи. «Поклоняющиеся звёздам» и «поклоняющиеся идолам» – стандартное обозначение всех без исключения неевреев в средневековой литературе. Если же, как известно каждому еврейскому мальчику, по-настоящему верим в Б-га лишь мы, евреи, то «ненавидящие Б-га» – опять-таки наши соседи за забором.

Это неприятно, это некультурно, и главное – это опасно. Ведь, услышав о таком обычае, местные жители могут, мягко говоря, обидеться, о последствиях чего лучше не думать. Особенно неприятно вспомнить, что именно в этом обвинял евреев Аман перед Ахашверошем: «На праздниках своих они едят, пьют и проклинают тебя, царь, и нас» (Таргум Шени на Эстер 3:8). Мы привыкли считать, что Аман оклеветал нас перед царём, а теперь он задним числом оказывается прав?

Возможно, поэтому мудрецы-ахароним в эпоху после Шулхан аруха предпочли не замечать такую опасную галаху и понадеяться на то, что она со временем «сама отвалится». Так и случилось. В современных синагогах гоев в Пурим не проклинают.

58 - Fraier
31-03-2008 22:24
Нация, по сути - большая семя (особенно в древнее, сравнительно малочисленное время). Благославлять свою семью - естесственно, понятно и абсолютно приемлемо. Желать "загнуться" злодеям (по отношению к своей семье) тоже, вполне по-человечески. Во всяком случае, это своественно практически всем, считающимеся психичечески здоровыми, людям. То, что автор статьи увидел в "проклятии злодеев" (злодеев по отношению к семье, народу) якобы "проклятие для всех не входящих в семью, народ" - весьма вольное личное допущение автора, говорящее, скорее всего о его некоторой интеллектуальной небрежности, чем о "злом умысле". Кстати, те кто "изрыгает" свою личную злость и ненависть к конкретному народу - сами ставят себя в положение "злодеев" по отношению к этому конкретному народу. Желаю всем психического и физического здоровья. Лэ_хаим, бояре!
   
57 - Я
31-03-2008 21:21
Эти мрази даже не лостойны того что бы о них писали.
   
56 - alex
31-03-2008 10:13
ответ для мих-м номер: 23 а мира и так не было, нет и не будет. мне за 40 и бояться нечего. надеюсь дожить до "горячей" фазы конфликта и пострелять по Вам за всех бронштейнов,бланков,чубайсов и абрамовичей.
   
55 - мих-м
31-03-2008 02:16
21-у: тогда уж точно мира не будет. Пора элитам всех наций в дискуссиях устранять противоречия в культурах-религиях. 22-у: славяне, как северный народ,очень терпимы и нанавидят не по национальному признаку, а по делам. Российские олигархи, костяк революционеров, народовольцев подпортили репутацию евреям. Рохлин, Агурский, Мень из современных, Иисус Христос, Апостолы, Спиноза и т.д. из прошедших времен - всегда будут поддерживать авторитет этой нации
   
54 - alex
31-03-2008 01:41
ответ для  Имя номер: 13 - ничего страшного, когдая был ребенком, "еврей" было ругательством, уж очень хорошо помним устроителей голодомора в Украiне.ау овчарки моего друга слово "еврей" и указание на объект =команде "фас". так что мы Вас тоже ненавидим и рано или поздно выразим свое мнение всем славянским миром.
   
53 - игорь
30-04-2008 18:59
Всем! Прочитайте книгу Князева "Имя мое легион". Найдете ответ.
   
52 - Sturmfuhrer
30-03-2008 10:22
Евреи, неевреи, что богоизбранную расу нашли???? Евреев в Израиль, Армян в Армению, Грузин в Грузию, цыган в КРЕМАТОРИЙ, каждому своя земля и будет мир во всем мире и никаких межнациональных конфликтов
   
51 - Фан Томас
30-03-2008 08:19
А евреи...Это кто?
   
50 -  Имя
29-06-2008 13:35
ответ для Любопытная Вот именно, ничего не изиенится, только некого больше будет в своих проблемах винить.
   
49 -  Имя
29-06-2008 13:32
ответ для И Кого надо любить, тебя лично или весь русский народ? Нет евреев, которые любят или ненавидят русских. Каждый формирует свое отношение к какой-либо конкретной личности.
   
48 -  Имя
29-06-2008 13:27
ответ для Михаил Простите пожалуйста нас, евреев, за то, что вы антисемиты. Я тебе еще раз повторю, что тут было сказано, прокляты были злодеи, а не все другие народы. Почему нельзя стать терпимее и оставить нас уже в покое. Какое отношение имеют евреи к тому, что было написано тысячи лет назад? Вы о себе, кстати позаботьтесь, среди русских очень выросли фашистские настроения, ненависть ни к чему хорошему не приведет.
   
47 - Захарова Ла
29-03-2008 23:44
Автор пишет полную чушь. Проклинать всех злодеев, вовсе не значит проклинать всех неевреев. Даже, если потом идет фраза о благословении евреев. Глупая статья, рассчитанная на примитивных антисемитов.
   
46 -  Имя
29-03-2008 17:56
ответ для shasa номер: 17 в газовую печь ???
   
45 - shasa
29-03-2008 11:58
ответ для И номер: 5 Я бы чуть перефразировал: Пусть выстраиваются в одну очередь, кто куда хочет! )))
   
44 -  Имя
29-03-2008 01:20
ответ для Funster номер: 15 Антисемитизм порождают еврейские СМИ и всякие еврейские организации которые призывают к нац. самосознанию воимя высокой цели " В следующем году в Иерусалиме!" А на самом деле только отдаляют от этого и подвергают народ к новым холокостам !
   
43 - Funster
29-03-2008 00:44
9 - Да все и так в курсе... Оттого и цветет антисемитизм махровым цветом... Просто это кому-то (!) выгодно...
   
42 - Акива
29-03-2008 00:33
У автора явное непонимание основ логики высказываний, так распространенное среди женщин. Если из А следует В, то это совершенно не значит, что из В следует А. Поэтому из "Пусть будут восславлены все праведники" еще не следует, что все не праведники должны быть прокляты. ДОлжны быть прокляты только злодеи. А они не совпадают со множеством всех не праведников. Поэтому никак не идеализируя ветхозаветные представления о взаимоотношениях евреев и неевреев, все же в данном конкретном случае никакого призыва к проклятию всех неевреев в указанных фразах не содержится. Автор притянул эт, что называется "за уши". Хватит нам провокационных статей в черносотенной литературе. А уж на своих сайтах давайте будем более требовательними к материалу.
   
41 - смешанный
28-06-2008 01:14
Был бы еврей, а антисемит придумает за что его ненавидеть. Без всякой писанины.
   
40 -  Имя
28-03-2008 23:24
ответ для А номер: 11 Мне в такой праздник стыдно , что я еврей , но ребёнок в садике еврейском и там каждый пуримшпилькак на новый год как ёлку ставят висилицу для злодея Амана !
   
39 - А
28-03-2008 01:05
Да, ребята... Тяжело жить на свете с такой философией, когда кругом враги
   
38 - Наталья Дми
27-06-2008 20:34
Cами же евреи и провоцируют ненависть к ним.
   
37 - Недобиток
27-06-2008 19:36
ответ для  Имя
   
36 - А
27-03-2008 03:07
У евреев - это всего лишь слова (из древнего манускрипта); никаких действий за этим не стоит. А вот "Deutschland über alles" или "Убей неверного" - это прямые призывы к насилию! В этом большая разница!
   
35 - z
27-03-2008 00:58
вообще прикольно смотреть как на пуримшпилях весело под гиканье и улюлюканье происходит театрализованое повешение злодея Амана ! И это происходит при детях. А потом начинается ещё интереснее ! этих детей угощают ушами Амана ! И это называется высокоразвитая нация .которая пережила холокост ! Интересно что после таких праздников эта нация ждёт ? какого уважения ? Ведь что посеешь то и пожнёшь!
   
34 - Михаил
26-03-2008 16:12
Странно, что статья вызывает возражение. Ведь это настоящий шовинизм благославлять всех евреев и проклинать всех гоев. При таком отношении к другим народам евреев никто никогда и не будет любить, кроме самих евреев. Зло порождает зло. Стоит ли удивляться после этого такому распространению антисемитизма? Неужели нужны еще Холокосты, чтобы понять тупиковость этой идеи?
   
33 -  Имя
25-03-2008 20:47
Меня все время интересует вопрос Аман Тулеев это те самые уши?
   
32 -  Имя
24-06-2008 23:52
boje moy ludi vy v kakom veke givete/ ya evreyka i ne s4itay sebya 4em to hygim ili lutshem 4em kto libo iz vas/ mne interesno avtor etoy statiy hot 4to ponimaet v iydaizme odnozna4ny otvet 4to net/
   
31 -  Имя
23-04-2008 11:37
Антисемиты и без пуримшпиля знают какой народ они ненавидят. Пурим - это защита от таких личностей и их влияния.Неевреям в целом нет дела до евреев, их истории и обычаев.Юдофоб же ненавидит искренне безо всяких причин, за то ему и проклятье.Гои тут не при чем, гой - это любой народ земли.До получения Торы и евреи названы 'гоями'.Прокляты ЗЛОДЕИ. История знала и евреев, становившимися такими злодеями,помогавшими уничтожать свой же народ.Различия между злодеями по этому признаку не делается.Известны и праведники из неевреев
   
30 - V
23-04-2008 11:36
Антисемиты и без пуримшпиля знают какой народ они ненавидят. Пурим - это защита от таких личностей и их влияния.Неевреям в целом нет дела до евреев, их истории и обычаев.Юдофоб же ненавидит искренне безо всяких причин, за то ему и проклятье.Гои тут не при чем, гой - это любой народ земли.До получения Торы и евреи названы 'гоями'.Прокляты ЗЛОДЕИ. История знала и евреев, становившимися такими злодеями,помогавшими уничтожать свой же народ.Различия между злодеями по этому признаку не делается.Известны и праведники из неевреев
   
29 - дос
23-03-2008 00:35
автор статьи написал абсолютную чушь, при этом для важности приписал много разных "умных" цытат. Не плохо бы хоть временами редакции газеты с серьезными равинами консультироваться.
   
28 - Fedia
22-06-2008 13:40
ответ для С 300 не нада жаловатса на то чем занимаютса другие люди ...тоесть их професий ,если ты несмог достигнуть их уровня то ето не значет што они плохие или какието зловещие зоговорщики,просто еслиб провительство в каждой стране попиталось бы побольще вкладивать ресурсов в оброзование а не в оружые ,то может бы нащет рассовова различия не кто би и не сталбы спорить .
   
27 - Julius Frum
22-03-2008 16:57
Г-н Savir, Вы по-видимому имеете конкретный план. Хотелось бы, чтобы Вы изложили его "ясно и чётко".
   
26 - И
22-03-2008 15:20
Всех ненавидящих евреев(а их немало)надо проклинать,а всех любящих нас надо благословлять.Пусть выстраиваются в две шеренги,кто куда хочет!!
   
25 - savir
22-03-2008 15:11
Надо ясно и чётко говорить именно об этом всем, кто способен услышать и захочет понять. Настало время относиться ко всем людям ровно и благожелательно. Настало время требовать этого от других. Мы - евреи - часть единого человечества. Нельзя же древние племенные мудрости или глупости, предостережения или предрассудки постоянно припоминать ныне живущим поколениям и требовать БЕЗДУМНОГО повторения.
   
24 - savir
22-03-2008 15:09
Чудо, что люди так долго верили в это. Второе чудо Пурима состоит в том, чтобы КАЖДЫЙ народ (в том числе и ВСЕ евреи) в этом огромном мире понял, что нельзя свою ненависть к каким-то конкретным людям распространять на род, племя, народ и так далее:Настало время ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЯ.
   
23 - savir
22-03-2008 15:07
Чудо, что люди так долго верили в это.
   
22 - savir
22-03-2008 15:05
Идея избавления народа от смертельной опасности в результате чудесного прозрения какого-нибудь лидера, царя, вождя - просто миф, способствующий тому, чтобы народ не отчаялся в беспросветной вековой мгле.
   
21 - Козьма Прут
21-06-2008 19:21
" Многие люди подобны колбасам : чем их начинят, то и носят в себе. "
   
20 - Елена
16-05-2008 21:57
ответ для z и не только ушами Амана заполнены прилавки в магазинах. Почти в каждом бакалейном отделе любого столичного магазина продаются упаковки печенья "ушки". Чьи ушки? Вы не поняли? Все того же Амана. А, простите, Берлинское печенье? Те же ушки, но в глазури и почти в натуральную величину. Мстительные, заставили всю Европу и половину Азии глодать уши Амана. Очевдно для того, чтобы усилить его мучения?
   
19 - Weisse Frau
14-06-2008 17:32
побежала *с топором* искать раву-каббалиста
   
18 -  Имя
13-06-2008 18:44
Пусть будут прокляты все свиньи злодеи
   
17 - ККК
13-06-2008 01:03
ответ для Я НУ ТЫ И УРОД
   
16 - С 300
13-04-2008 12:59
Эх, где найти князя Святослава, да с его законами?.
   
15 - С 300
13-04-2008 12:38
Вообще то, лучше всего, на эту тему написал Платонов, Жаботинский и Свердлов. Повторяться не охота, кому интересно- найдут источники. Так что, потсаны, скоро приплывут.
   
14 - С 300
13-04-2008 09:03
Китай без евреев обходится как-то. И законы нормальные, и банкиры, и правительство. А у нас......
   
13 - Любопытная
13-04-2008 00:05
Мрази,думаете вам жить лучше жить будет,если не будет евреев?
   
12 - коренной не
12-04-2008 22:55
Это очередной способ выявления недругов "избранных"? А ведь мы все уже открыли глаза - пару сотен лет лет только Россия была инкубатором для сохранения этой нации когда весь мир их уничтожал. Результат черная неблагодарность присвоили природные богатства и уничтожили духовность
   
11 - Прохожий
10-06-2008 01:22
Да, автор однозначно не доказал, что проклинаются ВСЕ неевреи (впрочем, как явно следует из текста, проклинаются все неверные, что практически одно и то же). Зато дословно благославляются ВСЕ евреи - из чего однозначно следует, что злодеев среди них по определению нет и быть не может. ИМХО, это явное проявление расизма.
   
10 - Имя
10-04-2008 03:51
ответ для z номер: 15 а по анологии у христина вкушение плоти божей более нормально чем уши омана?
   
9 - Ratibor
09-05-2008 00:01
бойтесь недруги Руси!!!
   
Ваше мнение:
Имя: (обязательно)
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям,и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт www.sem40.ru

Для просмотра статистики используйте счетчик Mail.RU
Яндекс цитирования