ôÕÒÃÉÑ - çÄÅ ÖÉ×ÕÔ Å×ÒÅÉ - å×ÒÅÊÓËÉÊ ÍÉÒ - Центральный Еврейский Ресурс. Сайт русскоязычных евреев всего мира. Еврейские новости. Еврейские фамилии.
* на нашем сайте фамилии евреев выделяются синим цветом

 

Неизвестные истории евреев Турции

По словам жительницы Стамбула Иды Сарфетти, ее дед Несим Криспин был обычным евреем с невероятной историей. Сейчас, благодаря новому проекту устной истории, все могут узнать, что с ним случилось.

Криспин был родом из города Эдирне, расположенного у турецкой границы с Болгарией. Его ферма и коровники находились в болгарском городе Варне. Из дома до своего хозяйства ему приходилось добираться целый день верхом. И вот однажды, когда он совершал свою обычную поездку, его схватили бандиты и с завязанными глазами привезли в пещеру. Когда ему развязали глаза, Криспин в изумлении застыл. “Повсюду стояли сундуки и кувшины, до краев наполненные драгоценностями и продуктами, — рассказывает 84-летняя Сарфетти. — Похитители усадили его поближе к огню и угостили молоком”.

Очень быстро выяснилось, что бандиты искали кого-то другого, и они отпустили Криспина, но прежде отобрали у него деньги, часы и любимое золотое кольцо. Вернувшись наконец домой, он слег и не мог подняться с постели несколько дней, сказав семье, что простудился.

Через некоторое время Криспин увидел на базаре в Эдирне человека, который чинил телегу. Узнав в этом человеке одного из своих похитителей, Криспин побежал в полицию, которая и арестовала разбойника. Не выдержав пыток, он привел полицейских в пещеру, где держали деда Сарфетти. “Это оказалось убежище печально известной “Банды 31”, самой жестокой группы убийц и воров в округе, — рассказывает Сарфетти. — Дедушка получил назад свое кольцо, которое со временем отдал внуку, названному в честь деда”.

Яркое повествование Сарфетти — один из нескольких рассказов, прозвучавших в серии интервью, которые составляют проект устной истории, недавно запущенный в Турции. Инициаторы проекта — Стамбульский исследовательский центр оттомано-турецкой сефардской культуры и венский Центр исследований и документации Центральной Европы, Центропа — планируют собрать интервью, а также старые фотографии и составить из них архив на веб-сайте, который, как они надеются, поможет сохранить турецкую еврейскую культуру и приоткроет окно в мир этой обычно весьма замкнутой общины.

“Жизнь турецких евреев кардинально отлична от восточноевропейских. Их не затронул Холокост, но у них происходило множество событий, которые сформировали их взгляд на мир, — говорит основатель и директор Центропа Эдвард Серотта. — Когда читаешь эти истории, то ухмыляешься и говоришь себе: это точно не Варшава”.

Проект Центропа был создан в 1999 году, когда Серотта, известный фотограф и кинодокументалист, находился в Румынии, где снимал сюжеты о еврейской общине для телепередачи. Работая в Румынии, он осознал, как мало делается для документации жизни евреев, оставшихся в Центральной и Восточной Европе после Холокоста. Он также понял, что во многих общинах, где жили эти евреи, сохранились фотографии и другие памятные предметы, которые по-своему могут помочь воссоздать еврейский мир, существовавший до Второй мировой войны.

Сегодня Центропа действует в 13 странах, более 100 человек собирают истории и воспоминания о людях, исчезнувших во время Холокоста. Центропа учредил проект “Свидетель еврейского века”, который способствовал созданию базы данных в Интернете, содержащей в настоящий момент 5 тысяч фотографий и 460 интервью. Вполне вероятно, что число фотографий в этой базе достигнет 100 тысяч.

В базе данных предусмотрен поиск, который позволяет искать по фамилиям, местам проживания и даже по фотографиям, разделенным по категориям. Скажем, можно запросить только свадебные фотографии либо торжества, посвященные тому или иному событию.

В последние несколько лет Центропа начал собирать материалы о жизни небольших сефардских общин, которые сохранились в балканских странах, таких, как Сербия и Болгария. Однако для Серотты работа в Турции была естественным и очень увлекательным этапом его деятельности. “Эта община поистине удивительна, потому что это самая многочисленная в мире община изгнанников из Испании, — говорит он. — Здесь семьи живут в одном и том же городе, на той же самой улице на протяжении 500 лет”.

“Еврейская община Турции особенно подходит для проекта устной истории, — говорит директор отделения устной истории Института современного иудаизма в Иерусалиме Маргалит Беджарано. — Эта цивилизация лучше сохраняла устную культуру. Они не записывают всего, но семейная и общинная культуры богаты вещами, которые передаются устно из поколения в поколение, хотя бы через музыку или поговорки”.

Серотте было непросто заинтересовать своим проектом еврейскую общину Турции. Хотя 25-тысячная община хорошо вписана в местное общество, она старается оставаться незаметной. Во многих смыслах обычаи, традиции и даже история евреев страны остаются полной загадкой для большинства турок.

Впервые Серотта рассказал о проекте лидерам общины еще в 2000 году, но зеленый свет он получил только в прошлом году после создания Исследовательского центра оттомано-турецкой сефардской культуры — турецкого партнера Центропы.

Директор центра Карен Герсон Сархон говорит, что еврейская община осознала важность сбора фактов своей истории для архива, который может быть использован будущими поколениями. Герсон Сархон, которая также является членом самого известного в Турции музыкального коллектива, поющего на ладино, выразила надежду, что команда интервьюеров — в основном это историки-любители, которые проходят инструктаж в Центропе, — сможет собрать около 200 устных историй.

“Совсем непросто будет разговорить людей, убедить их рассказать интервьюерам все, что они хотят услышать, поскольку обсуждение некоторых тем турецкой еврейской истории — скажем, изгнание евреев из Эдирне в 1934 году, налог на имущество, которым облагали евреев и другие меньшинства в 1940-е годы, — долгое время оставались темами, закрытыми для обсуждения”, — говорит она.

Однако при этом Герсон Сархон отмечает, что ситуация в последнее время изменилась: “Двадцать лет назад никто бы рта не открыл. О многих вещах начали писать и говорить по телевидению только недавно. Сейчас очень подходящий момент для этого проекта”.

Работа только начинается. И те немногие интервью, которые уже состоялись, стали скорее тренировкой для начинающих историков. Однако Серотта говорит, что первые интервью, подобные тому, которое дала Ида Сарфетти, приводят в восторг сотрудников его центра: “Это же целый мир, который был закрыт от нас. И вот теперь люди готовы открыться”.

Ваше мнение:
Имя: (обязательно)
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
Редакция не несет ответственности за отзывы, оставленные посетителями под материалами, публикуемыми на сайте.
Перепечатка разрешена ТОЛЬКО интернет изданиям,и ТОЛЬКО с активной ссылкой на сайт www.sem40.ru

Для просмотра статистики используйте счетчик Mail.RU