Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати


 Свастика всходит над Россией?


На днях состоялось первое заседание Хамовнического суда, ответчиком на котором выступал Александр Рекемчук - писатель, общественный деятель, директор антифашистского и правозащитного издательства "Пик". Иск в "защиту чести и достоинства" против писателя подан Александром Аратовым - владельцем и главным редактором ультраправой газеты "Русская правда". Ответчики выдвинули встречный иск. В ожидании решения суда Рекемчук комментирует перипетии процесса - и процессов. Правовых, исторических, общественных.

- Александр Евсеевич, каким образом ваша издательская деятельность завела вас на правовое поле?

- Полтора года назад нас, руководителей издательства "Пик", а также представителей фонда "Антифашист" пригласили в Пресненскую прокуратуру для беседы. Дело в том, что издательство "Пик" выпустило брошюру "Нацистские игры", подготовленную общественным фондом "Антифашист". (К сожалению, фонд уже "приказал долго жить"). Именно в этом издании господин Аратов увидел повод для затеянной им судебной тяжбы. Александр Аратов упоминался в этой брошюре как редактор "Русской правды", откровенно фашистского издания. В этом он нашел основание обратиться в Пресненскую прокуратуру с требованием привлечь нас к уголовной ответственности.

После знакомства с нами Пресненская прокуратура рассматривать это дело в конце концов отказалась. Не нашла достаточных оснований. Почему? У меня есть собственное мнение. В разговоре со следователем выяснилось, что среди нас, потенциальных ответчиков, нет ни одного еврея. Харламова, исполнительный директор фонда "Антифашист", русская. Я русский. Моя дочь, директор издательства, тоже. И Валентин Дмитриевич Оскоцкий, известный правозащитник, секретарь Союза писателей Москвы, тоже русский. Есть у нас и украинские, и белорусские корни, но еврейских - нет. Чему в прокуратуре очень удивились - видимо, они считают, что фашистская угроза никого в нашей стране, кроме евреев, не интересует. Пресненская прокуратура отказала Аратову в возбуждении дела. Однако он не сдавался и подал заявление в Хамовнический суд.

- Что же так обидело господина Аратова? Насколько обоснованы его претензии?

- В исковом заявлении Аратов пишет: "Именно за мою гражданскую позицию подлые русофобы называют меня одним из идеологов русского фашизма. Сам термин "русский фашизм" я считаю недопустимым в обращении, оскорбляющим великий русский народ, разжигающим межнациональную рознь. Какой может быть русский фашизм, когда мы, русские, потеряли в борьбе с немецким фашизмом больше всего народу? Значит, Аратов считает термин "русский фашизм" недопустимым в обращении, но при этом издает книгу Родзаевского "Завещание русского фашиста". И сам же, кстати, ее распространяет по почте. 240 р. удовольствие стоит:

Интересно процитировать в этой связи выдержку из публикации в последнем номере (?28, 2002) газеты "Русская правда", издаваемой г-ном Аратовым: "Право знать Гитлера оплачено кровью 20 млн. человек. Мы имеем право знать о Гитлере все и вся. Мы обязаны не просто знать Гитлера, мы обязаны изучать Гитлера в школах и институтах". Эти строки принадлежат перу Барышенко - весьма одиозной и скандальной фигуры, одного из постоянных авторов "Русской правды". По мнению Барышенко и Аратова, 20 млн. наших соотечественников погибли для того, чтобы изучать Гитлера? Изучать для того, чтобы вводить его методы, идеи и средства в России? Что ж, слово у них не расходится с делом. "Майн Кампф" Аратов издал. И распространяет через ту же рубрику "Книги почтой": "Моя борьба" А. Шикльгрубера. А вот и произведение другого "классика", Бенито Муссолини: "Доктрина фашизма". Разумеется, не обошел он стороной и "мировой бестселлер" "Протоколы сионских мудрецов".

Со времен дела Смирнова-Осташвили на моей памяти не было ни одного процесса против фашистов, закончившегося обвинительным приговором. А ведь после приговора Сиронову-Осташвили прошло больше десяти лет!

- Да, за последнее десятилетие фашизм в России успел обзавестись историей.

- За десять лет? История фашизма в России гораздо дольше, чем вы думаете и чем принято считать. Разумеется, не стоит считать фашисткой императрицу Александру Федоровну, изголовье кровати которой украшала свастика. До Гитлера это был всего лишь один из древних оккультных символов, и еще никто не мог предполагать, что самый кровавый режим поместит его на свои знамена.

Однако уже в то время появился кое-кто посерьезнее мистической императрицы. Сейчас наше издательство работает над новой книгой: "Парадоксы В.В.Шульгина". Речь в ней идет об историке и общественном деятеле начала прошлого века Василии Шульгине, авторе книги "Три столицы", о его нелегальной поездке в Москву после победы Октябрьской революции. Уже в 1922 году этот человек сказал о себе: "Я - русский фашист". Шульгин был в восторге от Муссолини, но "пальму первенства" оставлял за своим соотечественником: "Я - русский фашист. Основателем русского фашизма я считаю Столыпина. Он был предтечей Муссолини". И Шульгин был недалек от истины! Столыпин исповедовал националистические, шовинистические идеи. А практика его не расходилась с идеологией: "столыпинские галстуки", выселение крестьян в Сибирь. А в 20-е годы в Манчжурии, в Харбине начал свою деятельность основатель одной из первых русских фашистских партий - Родзаевский. Как вы догадываетесь, это была эмигрантская партия. Родзаевского погубил "идеализм": он написал Сталину письмо примерно такого содержания: "собственно, какие у нас расхождения, мы одно дело делаем...". Сталин пригласил его в Москву, где Родзаевского арестовали и расстреляли. Первая масштабная акция российских фашистов состоялась 20 апреля 1982 года. В центре Москвы, на Пушкинской площади - массовый митинг в честь дня рождения Гитлера. Еще при жизни Брежнева! Со всей атрибутикой: приветствиями "Хайль Гитлер!", нарукавными повязками со свастикой. Официальные источники, кстати, все отрицали. Я сам, мои студенты, многие преподаватели Литинститута видели этот митинг своими собственными глазами! После той демонстрации фашистов на Пушкинской я очень сильно возмущался. И тогдашний ректор Пименов мне сказал: "Саша, не волнуйся. Там наших студентов не было!".

А в конце 80-х появилось пресловутое общество "Память" - фундамент постсоветского фашизма. 9 января 1990 года банда погромщиков из общества "Память" ворвалась в Центральный дом литераторов во время собрании писателей демократической ассоциация "Апрель". Свою "акцию" они провели в "лучших традициях" Черной сотни - с мордобоем, с плакатами примерно такого содержания: "Убирайтесь из России в Израиль!", "Сегодня - с плакатами, завтра - с автоматами!". Привел эту банду Смирнов-Осташвили, которого и осудили летом 90-го на два года тюремного заключения. Однако из тюрьмы он не вышел: его нашли повешенным в камере. Это весьма подозрительные обстоятельства. Не был ли этот поход весьма стандартной провокацией, организованной спецслужбами, которые и убрали затем орудие своего произвола? С учетом того, что спецслужбы и выпестовали первые фашистские партии СССР-России, эта версия представляется вполне вероятной. Так что процессы, которые сегодня в нашей стране происходят, не начало, а продолжение истории фашизма в России.

- Хочется думать, что продолжения не будет...

- Хочется думать. Для России приход к власти фашистов обернется гораздо более страшными последствиями, чем для Германии. Германия мононациональна. Конечно, там были евреи и цыгане, незначительное количество славян, выходцев из соседних стран Восточной Европы. Однако этнический "общий фон" в этой стране достаточно ровный, однородный. Россия же с момента зарождения, на протяжении всей истории и по сей день - полиэтническое, интернациональное государство. Это империя - как Византия, как Рим. И нет такой национальности, которую без натяжек можно было бы называть "титульной". Русские? Русский этнос формировался очень сложно, путем слияния множества народов. Поэтому все разговоры о моноэтничности просто противоречит природе не только государства, но и всего народа. Приход к власти фашистов означает для России кровавую бойню.

Да, национальные проблемы всегда существовали, существуют, будут существовать. И решением этих проблем должны заниматься специальные общественные и государственные институты, в которых работали бы профессионалы. Но сейчас национальным вопросом ни государство, ни общество не интересуется. И национальные проблемы России создали нишу, где фашистские партии и движения отлично себя чувствуют.

- Повлиял ли на их "самочувствие" закон о противодействии экстремизму?

- Пока влияет. Силовики обязаны изымать из продажи фашистские книги, задерживать распространителей. Так что полностью игнорировать этот закон силовики не смогут. В одном из номеров газеты "Завтра" появилась статья "Шмон на Комсомольском", в которой речь идет об акции милиции на Комсомольском проспекте, где торгуют подобной литературой в вестибюле Союза писателей России. Кстати, в других точках тоже поубавилось фашистских изданий: рядом с "Библио-Глобусом" (напротив ФСБ, между прочим), у бывшего музея Ленина. Да, закон пока действует. Однако есть два "но": Во-первых, мало ли у нас неработающих законов? В 95-м году Ельцин издал антифашистский указ. Документ вышел после встречи президента с писателями в Кремле. (Там выступили Окуджава, Бакланов, я тоже, кстати.) Указ вышел, вызвал общественный резонанс, и пока резонанс был, правоохранительные органы его исполняли. Как только внимание прессы исчезло, про указ "забыли", органы стали его игнорировать. Боюсь, что такая судьба ждет и новый антиэкстремистский закон. Фашистские партии, торговцы экстремистской литературой переждут период милицейской активности и снова выползут, опять начнут торговать своими "Протоколами" и "Майн Кампф".

- Если не закон, то что же сможет остановить российский фашизм?

- Противостоять фашизму может только общественный антифашизм! Как во Франции накануне Второй мировой войны. Там был очень крепкий антифашистский фронт, который изменил баланс сил и не пропустил Лаваля и ему подобных.

- Карта антифашистского фронта в нашем обществе определилась? Россия готова противостоять фашистам?

- Нет. Я не верю в то, что существующие демократические партии смогут эффективно противостоять фашизму. За последние десять лет неудачных реформ они утратили авторитет в обществе. Партии власти, "Единство" и им подобные? Их державническая идеология сама находится на грани фашизма.

Особенно тревожат "Идущие вместе". Куда они идут? Движение уже успело получить кличку "Путинюгенд". Что можно сказать о движении, которое осмеливается жечь книги на площадях? До того как они устроили это дурного тона представление с книгами того же Сорокина, того же Бояна Ширянова. Кстати, я отнюдь не превозношу ни того, ни другого. Но у нас в стране разве все в порядке, все хорошо - кроме книг Сорокина и Ширянова? Однако с сожжения книг начинала и инквизиция, и гитлеровский режим, а в конце концов были газовые камеры и печи Освенцима.

Эти молодые люди ходят в майках с портретом президента. И господин Путин считает возможным поддерживать их, освящать именем президента движение, проводящее такие акции. Скандальные, некорректные, отдающие тоталитарным душком!

- Но ведь есть еще и общественное мнение. С ним как же?

- Общественное мнение усиленно готовит почву для прихода фашистов к власти. Совсем недавно состоялся столетний юбилей Лени Рифеншталь, немецкой кинодокументалистки тридцатых годов. Свою славу она заслужила фильмами "Триумф воли", "Олимпия" - лентами, прославляющими Третий рейх, гитлеровский режим. В прошлом году она приезжала в Санкт-Петербург, где триумфально прошли показы ее фильмов. Демократические газеты, "Независимая", "Коммерсантъ", посвятили целые полосы ее юбилею.

- Но ведь фильмы Лени Рифтеншталь обладают несомненными художественными достоинствами. Демократические газеты отдали дань таланту Рифтеншталь, а не ее убеждениям.

- Должно же быть и общественное порицание, не так ли? Ее фильмы - весьма действенная, талантливая пропаганда фашизма. Как можно восхищаться художественными достоинствами ее фильмов в стране, которая стоит на пороге фашизма? Знаете, к каким это привело результатам? Через пару месяцев после питерских сеансов ее фильмы демонстрировались уже в Екатеринбурге, где зрителям при входе в зал выдавали нарукавные повязки со свастиками.

- В последние годы репутация Литературного института, в котором вы преподаете, стала весьма одиозной. Она соответствует истине?

- Не совсем. Я не могу сказать, что в Литературном институте возобладали фашисты. Вуз возглавляет Сергей Николаевич Есин - осторожный и разумный человек. Он прекрасно понимает - если институт окажется во власти литературных фашистов, его закроют. Но главное - взгляните, кто преподает в Литинституте. Евгений Рейн, Татьяна Бек, Владимир Орлов - автор "Альтиста Данилова", много других известных писателей и достойных людей. Неужели вы думаете, что мы останемся работать в Литинституте, если он превратится в филиал фашистского движения? Нет. Конечно, есть среди преподавателей и писатели из того крыла. Но в институте они ведут себя прилично. Потому что понимают: если мы схватимся, на этом может закончиться Литературный институт.

В мае этого года я выступил в газете "Литературная Россия" со статьей "Кто сеет ветер?", которая была направлена против руководства Союза писателей РФ и его московской организации во главе с профессором Литинститута Владимиром Ивановичем Гусевым. Они организовали травлю плеяды молодых и очень талантливых писателей - Романа Сенчина, Маргариты Шараповой и других, за то, что те являются членами Союза писателей Москвы, демократического, а не националистического союза. После этого в газете "Московский Литератор", которую издает Гусев, появилась статья против меня под рубрикой "Ксенофобия". Впрочем, ксенофобия - официальная позиция этой газеты, которая называет всех своих идейных противников евреями или "нерусями". Это была оскорбительная статья. За ней стоит мой коллега по Литературному институту, заведующий кафедрой критики Владимир Иванович Гусев.

- Вы уже не первый раз упоминаете Союз писателей России. Он красно-коричневый?

- В Союз писателей РФ входят тысячи писателей из всех регионов страны. Что же вы думаете, все они фашисты? Нет. Среди них люди совершенно разных национальностей, много фронтовиков, которые воевали с фашизмом. Многие из них вступают в Союз писателей РФ потому, что в их регионах просто нет иных литературных творческих организаций, кроме филиалов СП России. Наш союз, Союз писателей Москвы - городская организация, у нас нет филиалов на местах.

Но в СП России есть три-четыре десятка людей, которые задают тон. Например, руководитель Союза Ганичев. Я знаю его 40 лет. Разумеется, Ганичев может зарабатывать какие-то деньги, он неплохой организатор, но не писатель. Никогда им не был и не станет. Недавно газета "Завтра" опубликовала беседу Владимира Бондаренко, редактора "Дня литературы", с Ганичевым, в которой последний поделился воспоминаниями о своем редакторстве в "Комсомольской правде". Его назначили главным редактором "Комсомолки" в 1972 году, и он сразу же выбросил из редакции тридцать "самых яростных русофобов". Кстати, один из этих "русофобов" - Юрий Щекочихин, депутат Госдумы и сотрудник "Новой газеты".

Подобные высказывания Валерия Ганичева бросают тень на все руководство Союза писателей России. Теперь Cоюз просто унижен. Между тем, именно в эту организацию правоохранительные органы посылают на экспертизу различные издания - книги, газеты, журналы, статьи. А как вы думаете, каких решений можно ждать от этих экспертов? Например, в вопросе о разжигании межнациональной розни?

Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека
(Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР)
103045 Москва, ая 18
Тел. 2073913, факс 2076069,
e-mail mucsj@rambler.ru


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив