Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Терпимость и ненависть

Характеризуя межнациональные взаимоотношения в Ленинграде-Петербурге (а это главным образом отношения между русским большинством и этническими меньшинствами), нужно различать, с одной стороны, выход на политическую арену националистических, профашистских организаций, пропаганду ими расистских и антисемитских идей, с другой - межнациональные отношения как феномен массового сознания и поведения.

Организации фашистского и национал-патриотического толка вышли с антисемитскими лозунгами на улицы Москвы и Ленинграда весной 1988 г. Поползли слухи (неоправдавшиеся) о предстоящих антиеврейских погромах. Со временем деятельность этих организаций становилась все более активной: распространялась печатная продукция антисемитского содержания, проводились митинги, демонстрации. Примерно с конца 1989 г. антиеврейская пропаганда стала постоянным фактором жизни Ленинграда. В этот период наибольшую известность получает организация под названием "Память", в программу которой антисемитизм входит как главная и основная часть. К 1990 г. имелись уже и другие антисемитские группы, в их числе "Русская партия". Пик антисемитской пропаганды приходится на 1991-1992 гг., после чего она идет на спад, скорее всего потому, что национал-патриоты поняли ее непопулярность. До конца 90-х гг. сохранили антисемитскую платформу только очень малочисленные группы, ослепленные патологической ненавистью к евреям. Некоторые откровенно расистские движения, не отказываясь от пропаганды антисемитизма, топят его в глобальном противопоставлении белых арийцев "желтым" и "черным". Более умеренные националисты публично открещиваются от антисемитизма, сохраняя, впрочем, его для "внутреннего употребления".

Публичная, никем не пресекавшаяся пропаганда самых крайних, экстремистских форм антисемитизма в первую очередь отражается на евреях, вызывая крайне напряженное состояние этнической группы в целом. Это видно из результатов анкетного опроса летом-осенью 1991 г. На вопрос: "Случалось ли вам встречаться с проявлением антисемитизма в последнее время?" - 31% указали, что это коснулось их лично, а 63% ответили, что "их это не коснулось, но в целом такие настроения есть". "С нашей точки зрения, - пишет проводившая опрос М.Э. Коган, - это свидетельствует о психологической напряженности в ожидании проявления той или иной формы агрессии в свой адрес".

Антисемитская пропаганда фашиствующих организаций, стимулируя эмиграцию, с успехом выполняет одну из поставленных ими задач - "изгнать евреев из России". Другую задачу - привлечь на свою сторону широкие массы - осуществить оказалось труднее. Антисемитская пропаганда при всей ее напористости и активности не находит серьезной поддержки у жителей города.

Приведем данные двух опросов, проведенных в Петербурге. Зимой 1992 г. на вопрос: "Бывают ли ситуации, когда вы испытываете неприязнь к евреям?" - 2,5% ответили "да, постоянно", 7,3% - "иногда" (в сумме 9,8%). При опросе, проведенном летом 1992 г., негативное отношение к людям не своей национальности было сформулировано так: "Предпочитаю никак не общаться" и "Надо ограничить их приток в наш город". Предпочитают не общаться с евреями 12,2% опрошенных, в том числе 5,6% считают необходимым ограничить их приток.

В среднем по России доля тех, кто относится к евреям "в целом отрицательно", составляет 13%, 5-6% хотели бы некоторого ограничения их прав, до 2% относятся к евреям наиболее непримиримо. Данные по России - из исследования 1990 г., проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), охватили десять республик тогда еще единого СССР. Это исследование показало, что уровень антисемитизма в России ниже, чем в подавляющем большинстве других регионов. Наивысшие показатели получены на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане, Литве. Авторы пишут об ощутимых следах "черты оседлости" (в Узбекистане антиеврейские настроения имеют другую природу). В великорусских губерниях, вне черты оседлости, евреи появились относительно поздно (в конце XIX в.), жили рассеянно, были в значительной степени ассимилированы. Это различие в известном смысле сохраняется и до сегодняшнего дня. Кроме "следов черты оседлости", которых нет в России, надо отметить и еще одно обстоятельство. В отличие от Литвы, Белоруссии, Украины и Молдавии Россия избежала пагубного влияния гитлеровской нацистской идеологии. В годы Второй мировой войны лишь небольшая ее часть подверглась гитлеровской оккупации, поэтому в России незначительны последствия антисемитской пропаганды, сильно отравившей сознание жителей оккупированных территорий.

Уберегли многих русских от греха антисемитизма (во всяком случае, от антисемитизма расистского толка) также некоторые особенности русского сознания, которым в последние годы принято давать однозначно отрицательную оценку. Я имею в виду так называемое имперское сознание. Для имперского сознания важна не национальность человека, а его включенность в единую "общеимперскую" (общесоюзную) государственную, культурную, языковую структуру; подобная включенность была свойственна евреям больше, чем кому бы то ни было другому. Нельзя не учитывать и воздействие идей "интернационализма", которые в сознание русских вошли глубже, чем в сознание других народов СССР. Имперское сознание для евреев было характерно в не меньшей степени, а "интернационализм" - даже, пожалуй, в большей, чем для русских; это сходство в умонастроении также явилось сближающим фактором.

В последние годы резкое обострение национальных противоречий внутри СССР, его распад, межнациональные войны в бывших союзных республиках, этнические конфликты в России снизили значение "еврейского вопроса". Еврейское национальное движение в сравнении с другими оказалось самым "неопасным": оно не требует национального суверенитета, не имеет претензий к России. Восстановление дипломатических отношений с Израилем, прекращение государственной антиизраильской и антисионистской пропаганды способствует вытеснению из массового сознания страха перед "заговором сионистов". Снятие запрета с еврейской темы привело к тому, что люди получили возможность знакомиться с проблемами евреев. Еврейская эмиграция долгое время была одним из источников напряженности. С одной стороны, она оценивалась как предательство и осуждалась, с другой - являлась еврейской привилегией, недоступной остальным. В настоящее время эмиграция и не осуждается, и перестает быть исключительно еврейской. Сыграл свою роль и опыт общения с новыми иммигрантами, приезжающими в Петербург главным образом с Кавказа. Они сильно отличаются от постоянного населения города поведением, менталитетом, языком. На этом фоне стало очевидным, что евреи среди всех нерусских - наиболее "свои" (почти так же, как украинцы и белорусы). Человеконенавистническая, расистская, оголтелая антисемитская пропаганда на большинство жителей Петербурга оказывает противоположное действие. Она вызывает сочувствие к евреям и отталкивает от антисемитизма тех, кто до этого, может быть, был склонен к некоторым его "мягким" формам.

Противоположное влияние оказывает широкое участие евреев в бизнесе, в том числе самом крупном; частью жителей города это воспринимается весьма болезненно.

  • 10-10-2002, 15:59
  • Просмотров: 499
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список