Все новости

Вчера, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати

 Последние дни Литовского Иерусалима

Герман Крук писал до самой смерти, до того самого дня, как нацисты вывели его вместе с десятками других евреев - узников концлагеря Клоога в Эстонии и безжалостно расстреляли. В 44-м война уже перекинулась на территорию Германии, и специальные подразделения СС получили приказ уничтожить следы преступлений на оккупированных территориях. Красная Армия заняла эстонское местечко Клоога настолько стремительной атакой, что костры из трупов только что расстрелянных немцами евреев еще пылали. Некоторые из костров немцы не успели даже поджечь. То, что увидели прибывшие первыми минеры, не укладывалось в сознании: дымящиеся костры из бревен и трупов, сгоревшие бараки с обгорелыми телами жертв, уложенных в три слоя. Трупы на бревнах и недалеко от штабелей - это те, кто пытался бежать. Их догнала немецкая пуля. Искаженные предсмертной мукой лица, обгоревшие конечности - чудовищная картина чудовищного преступления...

Крук начал вести дневник еще в 1939, описывая ежедневные события в гетто Вильны (нынешнего Вильнюса), не прекращал делать записи и позже, в лагерях, где стал писать еще стихи и прозу.

В одном из стихотворений он задается вопросом, что заставляет его писать в "такие времена", если он знает наверняка, что не переживет их, что заставляет его браться за перо, если он не останется в живых. И сам отвечает: "придет день, и кто-нибудь найдет" "листья ужаса", которые он собрал. Он жил и творил ради того дня, когда будущие поколения прочтут его записи.

"Последние дни Литовского Иерусалима: хроники вильнюсского гетто и лагерей, 1939-1944" - так называется сборник уникальных документальных и художественных произведений Германа Крука, вышедший в этом году под редакцией профессора Йельского университета Беньямина Харшава. Перевод с идиш на английский был сделан Барбарой Харшав, а все издание подготовлено "Нусах Вильне" (Виленский стиль), - организацией, объединившей горсточку виленских евреев, чудом выживших в годы Холокоста и оказавшихся затем на американском берегу.

"Литовским Иерусалимом" в еврейской диаспоре называли Вильну (Вильнюс). Как отмечает Беньямин Харшав, Вильна была интеллектуальной столицей, одним из крупнейших центров мирового еврейства. Все последователи ортодоксального иудаизма знали виленского Гаона Элияху бен Залмана.. Молодежь со всей Восточной Европы стекалась в Вильну, чтобы учиться в ешивах и семинариях. Однако в отличие от всех других центров иудаизма - самого Иерусалима, Цфата, или Салоников (Балканский Иерусалим), "Литовский Иерусалим" был не только религиозным центром. Именно в Вильне практически возникла и сформировалась светская культура ашкеназских евреев.

У еврейской общины Вильны были свои спортивные клубы, библиотеки, газеты, объединения, образовательные учреждения. Её члены вели активную социальную, политическую, культурную и просветительскую деятельность. В учительских семинариях Вильны готовили учителей иврита и идиш для религиозных и светских школ самых отдаленных уголков еврейской диаспоры. Многочисленные еврейские типографии ежегодно печатали сотни наименований книг. Именно здесь в 1897 году был создан знаменитый Бунд - Еврейский рабочий союз, в 1916 году - первый постоянный идишский театр "Вильнер трупе", чуть позже - еврейская драматическая школа. В 1925 году в Вильне был организован Еврейский Научный Институт. К началу 30-х здесь сформировалась группа молодых писателей и поэтов, пишущих на идиш, - "Юнг-Вильне".

Это было "светское, современное, европейское, автономное еврейское государство - хотя и лишенное власти и территорий", указывает Харшав.

Поэтому Холокост в Вильне был не просто геноцидом еврейского народа - нацисты убили 60 тыс. человек, включая исконных жителей города и переселенцев. Холокост в Вильне был уничтожением всей "современной еврейской культуры Восточной Европы".

Дневник Крука был найден в 1944 году после освобождения Вильнюса в июле, в одном из подвалов гетто, где спрятал его Крук.

Герман Крук родился в Польше в 1897 году. По профессии он был фотографом, был активен на политическом и культурном поприще. С ранней молодости Крук был убежденным сионистом и коммунистом. Когда в 1939 году к Варшаве вплотную подошли немцы, Крук бежал из польской столицы и сумел добраться до Вильны. Когда немецкие войска оккупировали и Вильну, бежать было больше некуда.

Оккупанты создали гетто сразу же после захвата города, окружив еврейский квартал колючей проволокой и заставив всех его обитателей носить "знаки отличия". Нередко среди ночи нацисты сгоняли на улицу всех жителей какого-нибудь дома и уводили. Домой они больше не возвращались. Крук тщательно фиксировал все мучения и страдания гетто, беспорядочные и жестокие убийства, зверства нацистов.

На окраинах гетто ютились обветшалые и полуразрушенные здания, в стенах которых были бреши - окна в "потусторонний мир", мир за пределами гетто. За все время его существования через эти проломы в партизанские отряды бежали более 200 евреев. Постоянно же ими пользовалась молодежь -активные и проворные "орды" подростков от 9 до 11 лет, которые выбирались из гетто и отважно прогуливались по улицам Вильнюса.

За редактуру дневников Крука Беньямин Харшав взялся не случайно. Харшав родился в Вильне. Ему было всего 13, когда началась война и его семья бежала в СССР. Поэтому для него работа над хрониками гетто носила личностный характер.

"Мне знакомы почти все имена в этой книге, - пишет он во введении. - Когда я читаю дневник Крука, мне кажется, что на какой-нибудь из страниц вот-вот появлюсь и я!"

Эти дневники очень важны для понимания того, что значили во время Холокоста жизнь и смерть. Но здесь также проявляется и писательский талант Крука. Его произведения обладают "силой, заставляющей читателя содрогаться от ужаса", но в то же время они служат "утешением для будущих поколений".

***

Сегодня в Вильнюсе от "Литовского Иерусалима" почти ничего не осталось. Здесь живут всего несколько тысяч евреев, а из 96 синагог сохранилась только одна.(В числе уничтоженных синагог - и самая величественная, построенная в стиле Барокко).


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.