Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Российские мусульмане и антисемитизм

Прежде чем приступить к анализу антисемитизма в российской исламской общине (умме), представляется оправданным хотя бы бегло рассмотреть, кто такие российские мусульмане. Вопрос о количестве мусульман в современной Российской Федерации не имеет простого ответа. Ислам традиционно исповедуют многие народы, проживающие на территории современной России: татары, башкиры, чеченцы, аварцы, кабардинцы, ингуши, карачаевцы, адыгейцы и др. Для определения представителей этих народов существует термин "этнические мусульмане", и их численность - это максимальная цифра, которой можно оценивать российскую умму. Неправомочность такого подхода очевидна. Секуляризация и порой насильственный отрыв от религии в ХХ веке сильно ослабили позиции мусульман в обществе, и называть всех "этнических мусульман" верующими столь же неоправданно, как и всех русских или украинцев причислять к православным. И все же, если ислам и не является реальным вероисповеданием представителей этих народов, бесспорно, что мусульманские стереотипы оказывают значительное влияние на их культуру и мировоззрение (что в таких вещах, как традиционные религиозные и этнические фобии, немаловажно). Максимальная оценка численности мусульман в стране - 15-20 миллионов человек, более реалистичная - 4-9 миллионов россиян.

На 1 января 1998 года в Министерстве юстиции РФ и его органах в субъектах Федерации были зарегистрированы и действовали 2734 мусульманских религиозных общины, примерно столько же существовали без регистрации. По оценкам мусульманских лидеров, в стране функционирует более 5000 общин. Единой организации, которая объединяла бы всех российских мусульман, не существует. В отличие от христианства, которое провозглашает, что спасение вне Церкви не возможно, в исламе церковная организация не играет такой роли. Жесткой вертикали власти в исламе нет. В исламе нет жесткого клерикального аппарата, легитимизированного непосредственной передачей благодати. Согласно мусульманским богословам, мечеть - это место собрания для молитвы и для поклонения Богу, в котором не существует алтаря, завесы, в котором нет священника, стоящего спиной к Богу и лицом к пастве. Имам, который возглавляет молитву, также стоит вместе со всеми перед Богом. Он предстоит пастве только для того, чтобы остальные, глядя на его движения, синхронизировали свои; он является эталоном этих движений. В традиционном исламе отсутствует понятие "духовного окормления".

В Советском Союзе существовало четыре центральных духовных управлений мусульман: ДУМ Закавказья (в Баку), ДУМ Средней Азии и Казахстана (в Ташкенте), ДУМ Северного Кавказа (Махачкала). Духовные управления возглавляются муфтиями. На территории муфтиятов существовали подконтрольные им мухтасибаты - местные центры областного и районного уровня. Сейчас независимые духовные управления есть во всех исламских государствах СНГ, большинстве республик и областей РФ.

После распада СССР основные мусульманские центры, равно как и наиболее многочисленная община, оказались в Азербайджане и Средней Азии. Духовное управление мусульман Северного Кавказа быстро сошло со сцены, поскольку во всех республиках провозглашались независимые ДУМы. Таким образом, основную роль в постсоветской России стало играть расположенное в Уфе Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС). С 1980 года ДУМЕС возглавлял муфтий Талгат Таджуддин. В 1992 ДУМЕС было преобразовано в ЦДУМ, единственное объединение мусульман на федеральном уровне. Казалось, ничто не угрожало статусу Таджуддина как безальтернативного представителя российской мусульманской уммы. Он даже получил пожизненный титул верховного муфтия. Однако бурная постсоветская действительность быстро внесла свои коррективы. На волне парада суверенитетов" не без содействия со стороны светских республиканских властей возникли самостоятельные ДУМы - сначала в Татарстане и Башкортостане, а затем и в других республиках. В настоящее время религиозной жизнью приверженцев ислама в России руководит в общей сложности 43 Духовных управления мусульман. По инициативе казанского муфтия Габдуллы Галиуллы "раскольники" (не только из упомянутых республик, но и других регионов) объединились под эгидой Высшего координационного совета духовных управлений мусульман России (ВКЦ ДУМР). Через несколько лет ВКЦ ДУМР частично развалился и сократил влияние, а роль основного конкурента ЦДУМа стал играть Совет муфтиев России (СМР).

Основообразующим для СМР стало Духовное управление мусульман европейской части России (ДУМЕР) с центром в Москве. Возглавляющий ДУМЕР (и избранный главой СМР, хотя, естественно, не пожизненно) муфтий Равиль Гайнудтин - сторонник непростой, но дающей неплохие результаты игры на информационном поле. Дипломатичный и изысканный московский муфтий сумел очаровать журналистов, и во многом благодаря организованному им удачному пиару, к уфимскому верховному муфтию Таджуддину приклеился ярлык "советского муфтия". Определить истинные пропорции влияния альтернативных духовных управлений на мусульман России сложно - сами муфтии склонны преувеличивать собственный авторитет среди рядовых верующих, а местные общин зачастую не хотят влезать в эти распри и не торопятся определяться. Газета "НГ-Религии" приводит такие данные: около 2100 общин находится в юрисдикции ЦДУМ (это практически совпадает с самооценкой), более 3000 относятся к СМР.

Однако надо понимать, что если ЦДУМ - централизированная организация с жесткой иерархической структурой, то СМР - куда более аморфное объединение. В него входят независимые ДУМы, глава каждого из них становится сопредседателем Совета муфтиев. На этих же условиях в СМР было предложено войти и ЦДУМу, естественно, безответно). СМР - скорее консультативный орган, в него входят далеко не только единомышленники, пожалуй, единственная реальная объединяющая черта - неприязнь к авторитарному стилю руководства Таджуддина. Кроме того, многих отталкивает "экуменические" взгляды уфимского муфтия - например, одним из поводов к возмущению было его распоряжение украсить новую мечеть в Набережных Челнах витражом с изображением полумесяца, креста и шестиконечной звезды. Столь смелое решение вызвало волнение среди радикалов и консерваторов; витраж сначала был завешен цитатами из Корана, а затем и просто разбит.

И Таджуддин, и Гайнутдин претендуют на представительство российской уммы перед лицом светских властей и на международной арене. Поэтому оба верховных муфтия стараются поддерживать имидж респектабельных и толерантных религиозных лидеров, не позволяющих себе никакой ксенофобии и заявлений, которые могут быть расценены как проявление средневекового мракобесия. Таджудинн вообще является представителем "исламского экуменизма" (как хорошо заметно на вышеупомянутом примере с витражом в мечети Набережных Челнов). Гайнутдин, хотя и является скорее "традиционалистом", чем "либералом", и постоянно обвиняется в связях как с иностранными, так и с отечественными "ваххабитами", тоже неоднократно выступал за религиозную терпимость. Он осуждал любые проявления антисемитизма.

Пеструю картину "чересполосицы" ДУМов усложняет продолжающаяся деятельность ВКЦ ДУМР (который также еще претендует на всероссийский размах), Абдул-Вахеда Ниязова (Исламский культурный центр, ИКЦ), Гейдара Джемаля (Исламский комитет) и др. Именно альтернативные, неофициальные исламские авторитеты, не связанные с иерархией ДУМов, но активно действующие на политической сцене, являются наиболее активными антисемитскими лидерами в мусульманской среде. Россия в какой-то степени копирует установившуюся в других странах с многочисленной мусульманской общиной норму: официально исламские организации и структуры объединяют лояльные властям и склонные к толерантности лидеры, но при этом существует мощный пласт "параллельного", неофициального ислама, приверженцы которого стоят на радикальных фундаменталистских позициях, в частности, со свойственным им антисемитизмом. Известна, например, антисемитская позиция Луиса Фаррахана, лидера крупнейшего объединения американских мусульман - Нации ислама.

Конечно, антисемитизм - достаточно эклектичное явление. В нем сложно переплетены предрассудки, свойственные массовому сознанию, религиозные и политические идеологии, циничное использование образа врага и противоречия, основанные на столкновении реальных интересов. Однако, несколько утрируя, можно выделить два основных направления развития антисемитской идеологии современных российских мусульман: это собственно религиозный, догматический антииудаизм и антисионизм (идеология и деятельность, направленная против сионизма, государства Израиль и проводимой им политики), основанной на чувстве панисламской солидарности. Солидарность и ощущение религиозной общности для ислама свойственны, пожалуй, куда больше, чем для других мировых религий: в идеале, вне зависимости от этнической и государственной принадлежности, все мусульмане ощущают свою принадлежность к единой умме (общине). Естественно, что эта идея вступает в противоречие с родившимся в ХХ веке национализмом народов, исповедующих ислам. Однако с точки зрения антисемитизма противоречия нет: для обостренного национального сознания необходим выплеск ксенофобских чувств, и из истории известно, что объектом такового не в последнюю очередь являются евреи, и для традиционного религиозного исламского сознания евреи являются естественным, известным из традиции врагом.

Характерным примером такого симбиоза на основе "общего врага" является Чечня в середине 1990-х годов. Сначала Джохар Дудаев при поддержке национальной интеллигенции пытался сформировать базис для светского этнического государства чеченцев. Однако в трудной ситуации военных действий в целях мобилизации сторонников и иностранной помощи Дудаев был вынужден апеллировать к исламской идее: "Россия... вынудила нас встать на путь ислама, хотя мы и не были хорошо подготовлены к восприятию исламских ценностей". Информационное обеспечение чеченским сепаратистам осуществлял Мовлади Удугов, известный своими антисемитскими взглядами. В результате после временной победы сепаратистов в 1996-1999 годах Чечня стала регионом победившего антисемитизма (что прекрасно иллюстрирует тезис о возможности антисемитизма без евреев - ведь речь идет о мифологии, а не о настоящем противостоянии с реальным врагом). Журналисты с удивлением констатировали, что "до войны чеченцы относились к этому народу достаточно доброжелательно, сегодня же ситуация резко изменилась". Чеченские боевики в интервью журналистам утверждали, что "чеченцы стали жертвой мирового сионистского заговора", или что "евреи руками глупых русских убивают мусульман". Как нечто само собой разумеющееся утверждалось, что мировой сионизм, захватив власть в христианском мире, ведет борьбу против единственной на мировой арене еще не покорившейся силе - мусульманской уммы. Чечня - один из фронтов этой тотальной мировой войны сионизма с исламом. Чеченские радикалы участвуют в том же конфликте, что и палестинские или ливанские. Исход войны зависит от борьбы на всех фронтах. Понятно, что эта пропаганда Удугова была предназначена в первую очередь для привлечения средств со стороны радикальных различных исламских фондов, однако она весьма удачно способствовала консолидации самих чеченцев.

Вторжение исламистов в Дагестан летом 1999 года было провозглашено его инициаторами как продолжение борьбы не с русскими, а с "мировым сионизмом", а конечной целью начавшейся войны называлось - "освобождение Иерусалима". Таким образом, на чеченском примере очевидно, как гремучая смесь догматического исламского и совершенно мифологического конспирологического антисемитизма может стать основой для агрессивной и популярной в мусульманской среде идеологии, прямо провоцирующей на кровопролитие.

Догматический антииудаизм: идеология исламских фундаменталистов

Ислам, равно как и христианство, в силу особенностей своего генезиса и вероучения, имеет определенные ярко выраженные догматические претензии к иудаизму. Антиудаизм является фундаментальной частью мусульманского вероучения, он отражен в религиозных памятниках почти с самого начала проповеди Мухаммада. Аналогия с христианством напрашивается, хотя в христианстве напряженность во взаимоотношениях с иудаизмом в силу совершенно очевидных элементов обеих доктрин (особенно - в области сотериологии и христологии) несколько более обостренная. Распространена даже точка зрения, согласно которой именно христианско-мусульманская цивилизация ответственна за появление антисемитизма как уникального феномена. Такая позиция представляется нам сильно упрощенной, очевидно, что антисемитизм присущ не только христианско-мусульманской цивилизации, однако данный вопрос явно выходит за рамки вынесенной нами в заголовок темы.

В Коране антииудейские пассажи, порой довольно агрессивные, весьма многочисленны. Согласно священной книге мусульман, например, те из иудеев, "которые не уверовали - в Огне геенны, вечно прибывая там. Они - худшие из тварей". Несомненно, что Мухаммад и другие лидеры раннего ислама были уверены, что люди, знакомые с Библией, должны скорее принять мусульманскую проповедь, чем язычники. Когда же этого не произошло - христиане и иудеи (причем последние - даже в большей степени) не торопились признавать в Мухаммаде последнего пророка, мусульманские проповедники обрушили на них всю тяжесть своего негодования и религиозного пыла. Однако исторически так сложилось, что христиане и иудеи находились в мусульманских странах в несколько привилегированном положении по сравнению с язычниками. Если последние считались "неверными", и по отношению к ним исламское право допускало применение насилия, то народы, исповедующие "религии Откровения" авраамического корня, считались "людьми Писания" (зимми) и, по крайней мере, теоретически, находились под защитой властей. Эта двойственность отношения к "людям Писания" сохранилась в исламе до сих пор.

И хотя в современном мире межконфессиональный диалог и попытки взаимопонимания между представителями различных религий стали нормой, исламские фундаменталисты продолжают прибывать в уверенности, что исповедовать иудаизм (равно как и христианство) - значит, находиться в плену у опасного заблуждения. Более того, для т. н. "ваххабитов" (или "салафитов", как они сами себя иногда называют) характерна даже более радикальная, чем в Средневековье точка зрения - они считают, что христиане и иудеи являются неверными, и призывают к джихаду против них. Основание для своего радикализма ваххабиты находят в том, что христиане и иудеи отошли от жесткого единобожия: "Да падет проклятие Аллаха на иудеев и христиан, которые превратили могилы своих пророков в храмы!", они "относятся к числу наихудших созданий перед Аллахом". В конспектах ученика фундаменталистского учебного заведения "вера в разрушительные доктрины, такие как... иудаизм, коммунизм, иудейское еврейское масонство" названа "тягчайшим грехом".

Соседство иудаизма с коммунизмом и масонством объясняется дальше: согласно автору конспектов и его преподавателям, "иудаизм стоит за спиной всех врагов Аллаха и каждой разрушительной доктрины, подрывающей мораль и духовные ценности. Мировой иудаизм внедряет в ряды масонских лож принципиальных, хитрых и осведомленных мыслителей. Они не только идут в ногу с каждой исторической эпохой, но и гибко приспосабливаются к конкретным условиям каждой нации, народа и страны". Этот пассаж из конспекта ваххабита взят из популярной книги Мухаммада ибн Джамил Зину. Он представляет собой развернутое изложение тезиса про "иудаизм, который стоит за спиной всех разрушительных доктрин, подрывающих мораль и духовные ценности".

Очевидно, что в отличие от средневековых мусульман, для современного исламского фундаменталиста антиудаизм - не просто часть последовательного и бескомпромиссного исповедания собственной веры; это скорее часть мифологизированной в конспирологическом ключе политической идеологии, которая может быть названа антисемитской в полном смысле этого слова. Современный исламский фундаментализм - скорее политическое, нежели действительно религиозное движение, и антисемитизм занимает в нем немаловажное место, способствуя мобилизации и консолидации сторонников перед лицом общего (правда, мифологического) врага, который описывается в религиозных терминах, но при этом распознается в политических реалиях.

В качестве политической идеологии исламский фундаментализм объявляет войну современный западным демократическим ценностям как "еврейским": "суть демократического общества состоит в том, чтобы евреи... могли без проблем развратничать, лгать и обманывать". Другой автор пишет: "Любой, кто отрывает умму от ее религии и Корана, может быть только еврейским агентом - вольно или невольно, вне зависимости от происхождения".

Особенностью антисемитов-мусульман является то, что они не просто борются с евреями как проводниками модернизма, демократии и, по мнению исламистов, несовместимых с Кораном общечеловеческих ценностей: борьба приобретает характер противостояния с метафизическим, абсолютным Злом. Популярный и авторитетный исламский богослов пишет: "Аллах приказал мусульманам бороться с друзьями Сатаны повсюду, где они могут быть найдены. И среди друзей Сатаны - наверное, его лучшие друзья в наше время - евреи". Исходя из собственного понимания проблемы, мусульманские радикалы, обращаясь в прошлое ислама, видят там только подтверждение своих взглядов. Так, например, на наиболее популярном мусульманском веб-сайте "Независимый исламский информационный канал "Ислам.ру" была опубликована статья Мохаммеда аль-Аси "Правда и кривда о мусульманах и сионистах со времен Пророка (мир ему) до наших дней". Автор цитирует несколько традиционных жизнеописаний пророка Мухаммада, в которых фигурируют евреи, узнающие в основателе ислама посланника Всевышнего, и, иногда, подозреваемые в дурных замыслах по отношению к нему. Из этих легенд автор делает вывод: "...Когда же предсказанное Библией время появление Пророка (мир ему и благословение) пришло, и стало ясно, что он будет не из евреев, то они не на шутку встревожились. Вскоре в их среде возникла идея заговора против Посланника Аллаха (мир ему и благословение), оправдываемая тем, что он покушается на религиозно-национальные привилегии иудеев. Не будет преувеличением сказать, что народ, чья история знает нападки и предательские убийства Пророков и апостолов, если проповедуемое ими было не в интересах Израиля, по этой же причине мог вынашивать идею устранения Мухаммада".

В этом тексте интересно не только то, что автор легко верит (или делает вид, что верит) раннесредневековым антииудейским легендам, и оправдывает ими дальнейшее насилие над иудеями в Мекке. Автор перекидывает "мостик" от событий тех лет к нашему времени, прекрасно иллюстрируя, каким образом догматический антииудаизм мусульман становится параноидальным политическим антисемитизмом: "В атмосфере современной политики, где существует Израиль, в котором прекрасно осознают, какую угрозу представляет Ислам для глобального господства сионистской элиты, прекрасно видно, что общественные настроения схожи с теми, что были во времена Пророка (мир ему и благословение). Сегодняшние политические потомки Бану канида, Бану надир и Бану курайда (семитские племена, проживавшие на аравийском полуострове и исповедовавшие иудаизм, - прим. В.Л.) стремятся найти союзников в среде международной финансовой и промышленной олигархии. Последние же, несмотря на то, что у них есть возможности узнать и принять Пророка (мир ему и благословение), предпочитают по-прежнему лишь преследовать свои узкокорыстные интересы и навязывать чуждые подавляющему большинству населения планеты ценности".

Антисионизм: идеология, доступная массам

Таким образом, догматический и конспирологический антисемитизм прочно увязывается в идеологии мусульманских радикалов с агрессивной критикой государства Израиль. Антисионизм возможен у мусульман в различных формах - от выражения солидарности с "борющимся палестинским народом" до выражения поддержки фанатикам-террористам. Но если позволить себе заявления о готовности послать отряд добровольцев для участия в войне в Святой земле против "неверных и сионистов" могут только такие радикалы, как М. Удугов, то поддержка "справедливого права палестинского народа на создание независимого государства со столицей в Иерусалиме" - общее место для всех российских мусульманских лидеров. В этом опасность антисионизма.

Догматический антииудаизм в полной мере может быть частью идеологии только исламских фундаменталистов. Он подразумевает серьезное отношение к основам мусульманской веры, что в условиях достаточно своеобразного российского ислама, столетиями находящегося в активном взаимодействии как с православием, так и с языческими традициями народов России, означает острый конфликт с общепринятыми, традиционными формами ислама в нашей стране. Кроме того, фундаментализм подразумевает бескомпромиссную борьбу не только с иудаизмом, но и с христианством, и даже в еще большей степени - со светской демократической моделью государства.

Неизбежный конфликт с властью и с заинтересованным в стабильности исламским духовенством толкает радикалов в подполье, что, конечно, чревато экстремизмом и террористическими методами борьбы, однако все же обрекает фундаменталистов на маргинальность. Антисионизм же вполне может быть приемлемым как для широких масс верующих мусульман (в силу чувства солидарности с палестинской частью уммы), так и для политического истеблишмента современной России (в силу традиций советской пропаганды). Антисионизм был частью официальной идеологии и пропаганды советского режима. Поэтому мусульманские лидеры легко находят по этому вопросу общий язык с российскими коммунистами. С учетом антисемитизма, имманентно присущего Коммунистической партии Российской Федерации и некоторым ее первым лицам, эта тенденция приобретает значительный размах. Газета "Советская Россия" регулярно публикует пропалестинские материалы. Зачастую - это статьи с весьма несдержанной критикой Израиля, переходящей в откровенно антисемитскую риторику. Как бы это не показалось странным, даже некоторые православно-фундаменталистские издания (например, "Русский вестник") освещают противостояние в Святой земле исключительно с палестинской точки зрения, а представители Палестинской автономии, со своей стороны, постоянно подчеркивают положительные контакты с православной Церковью. Хотя в качестве "козыря" антисионистской пропаганды в российской православно-патриотической прессе используется тот факт, что среди па лестинцев есть христиане, однако подача материала однозначно свидетельствует, что речь скорее идет об общей платформе на базе антисемитизма. Так, акции израильтян (армии или иудейских радикалов) против христианских зданий Святой земли находятся в центре внимания православной печати, но при этом аналогичные - и не более редкие - действия мусульманских радикалов находятся вне прицела российской прессы.

Тезис об антисемитизме как общей базе для исламских радикалов и российских национал-патриотов (особенно, в силу традиции, просоветской, национал-большевистской ориентации) может быть проиллюстрирован на примере избирательного объединения "Движение в поддержку армии" (ДПА), участвовавшего в выборах в Государственную думу в 1999 году. Лидеры движения - Альберт Макашов и Виктор Илюхин - откровенно позиционировали избирательное объединение как противостоящее "сионистам". А. Макашов даже предлагал переименовать ДПА в "ДПЖ" - Движение против жидов. В общефедеральный список движения вошел один из лидеров российских исламских фундаменталистов Гейдар Джемаль, неоднократно выступавший с радикальной антисемитской пропагандой.

Конечно, в вышеупомянутом случае речь идет о маргиналах политической сцены. ДПА завоевало всего 0,58% голосов избирателей, а Г. Джемаль не представляет никакой всероссийской мусульманской организации. Другие факты сотрудничества русских и исламских радикалов носят столь же маргинальный характер (например, функционирующий на сайте Национально-патриотического фронта "Память" Дмитрия Васильева раздел "Радио Ислам" или сотрудничество главного редактора этого "радио" Ахмеда Рами с издателем санкт-петербургской радикальной антисемитской газеты "Наше отечество" Евгением Щекатихиным). Полноценной смычки русских националистов и исламских фундаменталистов не произошло, да и вряд ли это возможно - объединяет их только антисемитизм, и, отчасти, антизападничество, а разъединяют многие куда более принципиальные факторы (например, чеченский вопрос). Несколько более серьезным фактором является усиление антисемитских тенденций в широких кругах российских мусульман. Антисионизм вполне понятен и приемлем для российских мусульман, но под его маской можно протащить не только критику государства Израиль, но и вполне антисемитские в прямом смысле этого слова конспирологические идеи. Толчком к обострению подобных тенденция стали террористические акты против США 11 сентября прошлого года, а также последующая реакция западной общественности. Российские мусульмане уверены, что "Запад объявил войну исламу", и ищут (и находят) за спиной у мифического агрессивного "Запада" еще более мифических сионистов. Так, на наиболее популярном отечественном мусульманском интернет-ресурсе "Ислам.ру" была опубликована редакционная статья "Теракты в США: кому это выгодно?". Авторы статьи совершенно уверены, что "никто из мусульман по религиозным основаниям такого действия совершить не мог", "шумная" же "компания в СМИ по обвинению Ислама и мусульман" является частью плана, автором которого является или Израиль, или "международная финансовая мафия". "Какая выгода от терактов Израилю?"- задаются вопросом авторы, и отвечают на него: "По всем направлениям... Происходит ослабление мусульманских стран, которые не хотят признавать законной оккупацию Израилем чужих земель; дискредитируется сам Ислам - религия, проповедующая подлинный монотеизм, очищенный от языческо-иудейского нацизма. Израилю удается натравить христианскую общественность на мусульман, столкнуть две крупнейшие религии мира, так что христиане, идя на поводу у Израиля, становятся его "боевым слоном"... Под предлогом борьбы с терроризмом Израиль получает право безнаказанно совершать акты террора против палестинского населения на оккупированных территориях. Израиль получает возможность "задавить" палестинцев, закрепить и легитимизировать фактическую аннексию чужой собственности".

Однако авторы статьи не утверждают однозначно вину Израиля, а предлагают альтернативную версию, возложив ответственность за заговор, приведший к терактам, на "международную финансовую мафию, стоящую за евро и пытающуюся обвалить доллар". Однако эта "мафия" тоже имеет ярко выраженные этнические черты, ведь речь идет о "европейском олигархическом капитале (Ротшильд и компания, Израиль)". Подчеркнем, что подобные идеи пропагандируются не на контролируемом радикалами сайте типа kavkaz.org, а на солидном мусульманском интернет-ресурсе.

В статье "Иудейский миф как "средство борьбы с терроризмом"", опубликованной на том же сайте, редакция снова возвращается к этой заговора, повлекшего за собой теракты и "войну против мусульман". Согласно статье, США, преследуя геополитические цели, сами породили международный терроризм, и теперь он, по парадигме Голема, вышел из-под контроля и стал опасен для его создателей. Однако и здесь "еврейская тема" не ограничивается упоминанием легенды о Големе: согласно авторам, создание американскими спецслужбами "исламской дуги нестабильности от Балкан до Суматры" "влекло за собой конфликт мусульман и христиан, а значит, и двух из трех авраамических религий, что объективно играло на руку только ортодоксальным иудеям". Насколько можно судить по обсуждению этих статей на форуме сайта, российским мусульманам такая трактовка мировых событий оказалась близка.

Таким образом, антисемитизм имеет относительно прочные позиции в среде российских мусульман. В форме догматического антииудаизма, он является традиционной частью исламского вероучения; в форме антисионизма он вполне может претендовать на популярность в современном российском политическом и культурном контексте. Переплетаясь и взаимодополняясь, эти антисемитские доктрины образуют сложный и причудливый идеологический лабиринт, ведущий к параноидальным конспирологическим теориям "всемирного еврейского заговора".

Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека
(Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР)
103045 Москва, ая 18
Тел. 2073913, 9239078.
e-mail: mucsj@rambler.ru
При перепечатке ссылка на МБПЧ обязательна.

  • 27-11-2002, 15:16
  • Просмотров: 493
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список