Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Пронацистские фильмы шагают по планете

"Тот, кто забывает прошлое, обрекает себя на его повторение", - утверждал американский философ Джордж Сантаяна. Это грозное предупреждение нашим современникам вспомнилось мне в связи с недавними протестами, прозвучавшими в Германии и Испании по поводу показов фильмов "любимицы Фюрера", актрисы и режиссера Лени Рифеншталь, и открытием 12 декабря в "Доме Истории Германии" посвященной ее творчеству выставке.

Для тех, кто не знаком с этим именем, приведем цитату из "Энциклопедического словаря кино": "...немецкая актриса, режиссер. С 1925 года в кино... После прихода к власти Гитлера открыто проповедовала в своих фильмах фашистскую идеологию...".

Решением Федерального Верховного суда Германии от 1969 года госпожа Рифеншталь была лишена авторских прав, а следовательно, и гонораров от проката снятых ею пронацистских фильмов, таких как "Триумф воли" - о съезде нацистской партии, который был сделан по заказу и на средства Рейха, полностью оплатившего все расходы по его созданию.

Как было установлено после тщательного изучения документов Федерального архива (Bundesarchiv) и документов, хранящихся в Германском институте кинематографии, это решение распространялось и на две части ленты "Олимпия", документального репортажа об Олимпийских играх, и на фильм под недвусмысленным названием "Наш Вермахт" (1936 - 1938), и на фильм-оперу "Долина".

Весь доход от проката этих фильмов, снятых полностью на средства Гитлера, был передан компании Transit-GmbH, принадлежащей немецкому правительству. Прежде весь доход от проката этих фильмов в нацистской Германии шел в казну нацистской партии. Однако в 1964 году Transit-GmbH подписала секретный договор, по которому Германия гарантировала госпоже Рифеншталь 70% всех поступлений от проката этих лент. В 1974 году в этот список была включена "Олимпия". Контракт остается в силе и по сей день. Как заявил ряд прогрессивных организаций и деятелей Германии, "так обманывают германскую общественность и немецких налогоплательщиков". Договор этот включает прокат отрывков и целых лент, демонстрируемых публике по национальному телевидению и франко-германскому каналу Arte.

Но помимо этого за госпожой Рифеншталь сохранено право на цензуру над тем, где и что из ее работ показывается, и даже право разрешать или запрещать выступления нежелательных для нее критиков и комментаторов, приглашенных сопровождать ее фильмы. Об этом сообщалось в немецкой прессе.

Скандал разразился неожиданно. Дело в том, что при создании фильма "Долина" из двух концентрационных лагерей были привезены для массовки цыгане, которых после съемок отправили обратно, и позже многие из них были уничтожены. По словам немецкого цыгана и известного писателя Гюнтера Вальраффа, те, кто волею случая остались в живых, сегодня буквально прозябают в нищете, в то время как создатель пронацистских фильмов получает гонорары, в ее честь устраиваются выставки и роскошные приемы, оплачиваемые федеральным правительством.

Возмущенные представители общественности обратились с письмом на имя федерального госсекретаря по культуре госпожи Кристины Вайс с требованием разобраться в создавшемся положении. Совершенно очевидно, что юбилей выдающегося трубадура германского нацизма будет использован для ее реабилитации, писала немецкая газета Die Welt. Уже раздаются голоса, пытающиеся убедить общественность, что она была "художником, стоящим вне политики, ее интересовали лишь формальные средства выражения", и даже ее творчество ставится в один ряд с "Потемкиным" Эйзенштейна. "Даже приготовишка понимает, что насаждать идеологические концепции можно и без прямых словесных призывов. Разве ее фильмы, в которых звучали речи нацистских лидеров, не вдалбливали эти самые ценности?", - говорится в заявлении Ассоциации немецких цыган. Попытка провести параллель с творчеством Эйзенштейна вызвала протест: "Говорите, что хотите, но Эйзенштейн, по крайней мере, не привозил массовки из сталинских концентрационных лагерей".

Попытка устроить показ фильмов Рифеншталь в Испании была сорвана демонстрациями испанских цыган, а мадам была вынуждена ретироваться. Интересно, а платили ли наши телеканалы за право показа отрывков из ее фильмов по российскому ТВ? Известно, что второму каналу ZDF пришлось под угрозой запрета на показ отказаться от "нежелательных" комментариев, в частности от упоминаний о цыганской лагерной массовке.

По словам Ассоциации немецких цыган, они не требуют предать столетнюю даму суду, но убеждены, что правительственные организации обязаны прекратить потворство распространению "интеллектуальных достижений фашизма", хотя бы из уважения к памяти об уничтоженных мучениках в концлагерях.

Все-таки неслучайно я вспомнил о Сантаяне.

Танкред Голенпольский, главный редактор "Международной еврейской газеты", специально для sem40

  • 17-12-2002, 16:30
  • Просмотров: 882
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список