Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Расизм без злого умысла

В последние годы в России стали усиливаться расистские тенденции, а на Западе уже около двух десятилетий настойчиво пробивается неорасизм. Что это за идеология, насколько она опасна, и как ее распознать? Об этом рассказывает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии Российской академии наук Виктор Александрович Шнирельман.

Грех науки

Расизм - это одно из проявлений вульгарного материализма, о котором мы все читали в детстве в романе Тургенева "Отцы и дети". Расизм родился на заре современной науки и прямо с нею связан. Само понятие расы как групповой целостности, выделяемой по внешним физическим признакам, является научной концепцией и появилось в XIX веке. События и сам дух того времени способствовали появлению расизма. Наука двигалась семимильными шагами. Ламарк положил начало научной теории эволюции в живой природе, Кювье попытался объяснить смену видов теорией катастроф, Лайел обосновал идею эволюции геологически и, наконец, Чарльз Дарвин разработал теорию естественного отбора. Политическая активность была не менее бурной - совершались революции под знаменами демократии, эмансипации, свободы, равенства. Все это вызывало тревогу у консерваторов, и они попытались по-своему объяснить эти процессы, также опираясь на науку.

В Европе первым расовый подход к истории сформулировал французский аристократ Артюр де Гобино. Он видел, что великая французская аристократия клонится к упадку, и ему важно было понять, почему. Он объяснил катаклизмы истории с точки зрения расы. Нас в школе учат, что Великая французская революция - это победа третьего сословия над аристократией. Это правильно с точки зрения классового подхода. Но Гобино увидел в ней столкновение двух рас. Французские короли и аристократия были потомками франков, германских племен, которые когда-то завоевали территорию, населенную галлами и ставшую затем Францией. Галлы - подчиненные, многовековые рабы - восстали против своих господ, против расы франков. Гобино рассматривал историю с точки зрения древней великой традиции, носителем которой была великая раса франков, представляющих германцев. Ее упадок он объяснил тем, что она позволила себе расовое смешение. Потеря чистоты крови повлекла коллапс.

О Гобино сейчас мало кто помнит, да и тогда во Франции его книгу никто не читал; после революции в плоть и кровь нации вошли идеалы гражданского равенства, братства и свободы. Зато в Германии идеи Гобино прижились. Германия была политически раздробленной и вечно битой - и Наполеоном, и русскими. В то же время, существовала великая немецкая культура и тяготение к единству Германии. Еще один немаловажный момент - немцам очень мешали славяне, чьи территории они веками прихватывали. Отношения были, естественно, конфронтационными. Расовый подход к истории оказался здесь весьма уместным.

В США расовая теория возникла независимо от Гобино. Там она наложилась на заимоотношения белых и черных. В Америке закончилась война за независимость, американцы освободились, но негры свободы не получили. И в то время, когда аболиционисты уже начали борьбу за освобождение негров, некоторые американские консерваторы подхватили расовую идею. Она проста: мир населяют белые, черные, желтые люди. Что стоит за внешним различием? Это, кстати, представляло интерес и для науки, которая в Германии называлась антропологией, в англо-саксонских странах - физической антропологией, и изучала вариативность физического облика человека. Но расовая идея не ограничивалась рассмотрением физического типа. Она утверждала, что есть теснейшая связь между обликом и духовным миром человека; за внешними различиями расисты видели то, что сейчас принято называть ментальностью или духовностью. Забегая вперед, отмечу, что человечество представляет собой единый биологический вид, и внутренний мир человека не связан с его физическим обликом.

Во второй половине XIX в. исследования физических антропологов наложились на идеи Дарвина и на политическую ситуацию в мире. Появился соблазн объяснять историю и все, что происходит, существованием рас, которые по-разному воспринимают мир, действуют и движутся к разным целям.

История мира, с точки зрения расового подхода, - это история борьбы рас. Это крайнематериалистический, вульгарный взгляд на мир и взаимоотношения между людьми, но в конце XIX - начале XX веков, в период расцвета империалистических идей (и в политике, и в науке), расовые идеи были легитимными, воспринимались как вполне научные и влияли на ситуацию в мире. Все верили, что развитие определяется только борьбой между разными группами людей. Тогда происходили американо-испанская война 1898 г., англо-бурская, русско-японская войны, потом Первая мировая.

Превозносился (и искусством, литературой, в том числе) идеал мужчины-воина, белого человека - первопроходца, который преодолевает необычайно тяжелые условия, борется не только с дикой природой, но и с "дикими людьми", несет им прогресс, а вовсе не закабаление.

Шок Холокоста

Почти одновременно с возникновением расистских идей в ученой среде появились люди, которые стали бороться с расовым мышлением, хотя это было очень непросто, им приходилось преодолевать огромное сопротивление. Этот процесс шел в науке постоянно. Но противники расизма не победили бы, если бы не было Второй мировой войны и Холокоста. Только эта трагедия показала воочию, что такое расизм и куда он ведет. Это был шок. Не только Германия, но вся Европа 1920-30-х годов была антисемитской, а корни антисемитизма очень глубоки. В Европе в Средние века господствовал христианский антисемитизм, который на бытовом уровне выглядел очень просто: евреи распяли Христа, а потому плохие. В течение сотен лет аргументы христианского антисемитизма (начиная с отцов церкви - святого Августина, святого Иеронима) развивались, способствуя мифотворчеству и демонизации евреев. Миф говорил о том, что евреи - дети дьявола, который восстал против настоящего Бога. Христианство решительно отделялось от иудаизма, хотя мы знаем, что оно выросло из него. Но христианский антисемитизм все-таки давал еврею выход - тяжелый, почти невозможный, - стать христианином. Как только еврей расставался с иудаизмом, теоретически заклятие с него снималось. На практике все было не так гладко, выкресты становились изгоями и у христиан, и у иудеев. К тому же иной раз это было чисто внешнее принятие христианства; считалось, что внутренне человек не менялся. Но все-таки христианский антисемитизм давал еврею выход. Ужас расового антисемитизма в том, что он выхода не давал - человек не мог расстаться со своей расой, типом, разделаться с ним можно было одним лишь истреблением. В XIX веке произошел сдвиг от христианского антисемитизма к расовому.

В Европе и США после Холокоста возникло мощное антирасистское движение. Ученые задумались - насколько выделение рас оправдано научно. Здесь огромную роль сыграла западная генетика. В начале 1960-х годов было показано, что на самом деле понятие расы, господствовавшее в умах физических антропологов до середины XX века, - это категория субъективная. На бытовом уровне мы различаем людей по цвету кожи, структуре и цвету волос, по форме носа, ушей и так далее. Но европейцы и индусы, например, одинаковы по носам и ушам, а вот по цвету кожи - разные.

Географически изменение пигментации происходит постепенно от Европы через Ближний и Средний Восток, Индию, и четкой границы нет. В Африке - то же самое. Арабы Северной Африки светлые, а арабы Судана темные, хотя по другим показателям они очень похожи. Кстати, в еврейской нации - та же картина, достаточно съездить в Израиль, чтобы убедиться в этом. Многие ученые в конце 1940-х годов вообще стали высказывать сомнение в существовании единой еврейской расы или нации - евреи же такие разные. Так вот, как выяснилось, отдельные признаки принадлежности к расе не срабатывали, комплекс признаков - тоже. Генетики установили, что даже за каждым внешним физическим показателем человека стоит не один ген, а много разных генов, что человек - это страшно сложное существо. Если мы начнем картографировать его гены, никаких рас мы не получим, не найдем также четких географических ареалов, которые бы соответствовали строго определенным генетическим комплексам. Ученые пришли к выводу, что изменчивость постепенна, резких границ нет. Поэтому многие ученые на Западе считают, что рас как таковых не существует, а есть вот эта постепенная изменчивость. А поскольку понятие расы субъективно, в науке стали использовать более четкий термин - социальная раса. Но с ним уже работает не физическая антропология, а социология.

Расиализация

Социальная раса - это группа людей, которую выделяют другие люди в качестве группы по некоторым показателям, как, например, белые американцы - черных. В период официального, государственного расизма в США определяли черных по крови. Человек мог выглядеть абсолютно белым, но в его крови была незначительная примесь негритянской крови - и он уже считался черным. Определить это можно было, только подняв его генеалогию. Он это знал и не имел права входить в места с табличкой "Только для белых". Так работает механизм социальной расы - люди выделяют какие-то категории других людей и дискриминируют их. Те, кто испытывают притеснения, сами себя начинают считать другой расой. Этот механизм базируется не на объективных физических показателях, а на взаимоотношениях между группами людей. Это иной раз даже не расизм, и недавно появился термин расиализация - расовое видение мира. Вы можете хорошо относиться к человеку, но воспринимаете его как представителя другой расы. Это и есть расиализация. Она очень интересно выглядит в американском законодательстве.

К началу 1970-х годов "черное" движение в Америке достигает не только колоссального размаха, но и громадных успехов. Государственный расизм уходит в прошлое, между белыми и черными устанавливаются совершенно иные отношения. Американские чиновники, законодатели пытаются с помощью закона исправить положение - вводят то, что мы называем аффирмативной политикой. Это политика квот, привилегий, она была и в Советском Союзе, когда некие привилегии давались меньшинству за счет большинства, например, квоты представителям северных народов для поступления в институты. В США это практикуется в отношении темнокожих, чтобы подтянуть их по уровню развития к белым, чтобы открывать им школы, давать субсидии, предоставлять возможность учиться в университетах. В середине 1970-х годов в США было принято соответствующее законодательство.

Население делилось на пять категорий (знаменитая пентагональная схема): белые американцы, черные, латинос, азиаты и коренные (индейцы и эскимосы). Эта схема действовала до 2000 года, а введена она была специально для того, чтобы по данным переписи населения знать, кого - сколько, и соответственно планировать бюджет. Сам этот подход, сама бюрократическая процедура причисления людей (и самих себя) к какой-то расе делает мир расовым.

Это так же, как у нас этничность - в законодательстве, переписях, до недавнего времени в паспортах. Сохраняются республики, образованные по этническому принципу. Борись не борись, но это глубоко сидит в политической структуре, а потому и в сознании людей. Это не генетическая память, это культивируется политикой, школой, а потому играет огромную роль в нашем обществе. То же самое в Штатах - расизм сохраняется в сознании, в быту (при приеме на работу ты заполняешь форму и фиксируешь свою расу), в законодательстве.

Расистский интернационал

У нас уже звучит термин "русская раса", хотя в многонациональной России русские не могут говорить о себе как о расе, они - продукт невероятного смешения. Люди, склонные мыслить в расовых категориях, в своей риторике могут ссылаться на якобы научный подход, на самом деле таковым не являющийся. Как правило, их понимание термина "раса" весьма субъективно. Вот, например, в Германии существовал тезис об арийской расе, на основании которого были введены знаменитые Нюрнбергские законы 1935-го года. У немецких ученых была четко разработана методика, существовали приборы, с помощью которых они измеряли носы, черепа и все прочее. И вдруг выяснилось, что большинство лидеров нацизма во главе с Гитлером не соответствуют показателям арийской расы. Поэтому к концу 1930-х годов от этого термина в Германии отошли и стали говорить о германской расе, но и это понятие субъективно. В России существует и развивается русская идея, но расизм вырос не из нее, а привнесен с Запада. Всё, что у нас звучит - расистские лозунги, категории, размышления, идеологемы, - имеет основы на Западе. Кстати, эзотерика - одно из тех направлений, которые тесно связаны с расизмом.

Не случайно говорится об оккультном рейхе, о том, что оккультные подходы сыграли большую роль в формировании нацистской идеологии. Есть люди на Западе - бывшие нацисты, эсэсовцы, которые заинтересованы романтизировать свое прошлое, показать, что за нацизмом стоят оккультные представления, магия, высшие силы, инопланетяне, гиперборейцы, тибетские махатмы. Восходит это к Блаватской. Все эзотерические учения очень туманны и непоследовательны, в них можно вычитать, что угодно. Расисты вычитали то, что им было нужно. Блаватская говорит о смене рас (понимая под этим словом совсем не то, что нам привычно), о том, что остатки прежних рас обречены кармической необходимостью на вымирание. Но одними туманными намеками она не ограничивалась и относила к "остаткам прежних рас" реальных австралийских аборигенов, папуасов Новой Гвинеи, эскимосов и прочие народы с архаической культурой. У нее же звучала идея об арийской расе, связанной с Атлантидой и Северным Полюсом. Так вот этот самый арийский миф, популярный в нацистской Германии, вновь расцвел сейчас и подхватывается нашими национал-патриотическими изданиями.

Расистская идея очень проста, легко усвояема и может объяснить все беды. Она очень привлекательна на фоне социальной безысходности, кризиса. В 1980-90-е годы Европа и США переживали колоссальный наплыв иммигрантов, мягкое законодательство не препятствовало этому.

Сейчас, в русле борьбы с международным терроризмом, оно ужесточается. У нас в последние десятилетия тоже очень большой поток иммигрантов, да к тому же чеченская война, сложная экономическая ситуация и немало еврейских имен на виду, которые действуют на некоторых людей как красная тряпка на быка. Вместе с тем, национал-патриоты чувствуют себя неуютно. В их изданиях рефреном проходит жалоба на то, что русский народ их не поддерживает, не пробуждается из-за своей инертности, ленивости. Это их очень тревожит, им нужны союзники. То же - на Западе. Неонацисты, неорасисты отходят от своего кондового патриотизма, господствовавшего десятилетиями, уходят в оппозицию и некое диссидентство ради организации международных сетей White Power (белое могущество, власть, сила). В Интернете есть их сайты. Взрыв федерального здания в Оклахоме несколько лет назад показывает, что американские неонацисты и расисты, которые раньше были ультрапатриотами, сейчас начинают бороться со своим правительством и народом, чтобы приблизить нацистскую, расистскую революцию, которая перестроит общество на расовых началах. Вот эта идея свойственна всем расистским движениям Америки, Европы, России. У нас на глазах создается расистский интернационал, который основывается на эзотерических и оккультных идеях, на арийском мифе - наследии нацизма.

Коварные идеи

Не так давно у нас открыли имя Карла Юнга. Ученые с восторгом приняли и стали использовать его понятие архетипов. Они, должно быть, не знают о том, что в молодости Юнг был очень склонен к немецкому национализму и отошел от классического фрейдизма именно потому, что высказал идею архетипов. Для него они означали то же самое, что для германских националистов расовая душа - нечто изначально свойственное расам и сопровождающее их через всю историю. Архетипы Юнга - это ментальность, духовность, которая замыкается в расовых границах. Они имеют прямое отношение к расизму. К сожалению, и наши либерально настроенные мыслители сейчас широко используют этот термин, не понимая, что за ним стоит. Это очень нездоровое явление. Об этом нужно писать, говорить, объяснять.

Вообще наше общество очень плохо понимает угрозу расизма. Запад развивается более плавно, чем мы, там выработалась устойчивая традиция борьбы с расизмом, имеются научные школы, литература с критикой расизма, антисемитизма. А что у нас? Опасность недооценивается. Либеральное, демократическое движения должны бы озаботиться ею, но их внимание направлено на экономику, внешнюю политику, военную реформу. Это все нужно, конечно, но и проблемой расизма нужно заниматься. Уже в учебниках появились некоторые концепции, которые будят расовое отношение к миру, хотя расистскими их, конечно, не назовешь. Например, стал модным цивилизационный подход к истории. Он очень сложен, его по-разному интерпретируют, обсуждают, но он еще очень сырой, не разработанный. Непонятно даже, что называть цивилизацией, каковы ее границы. Несмотря на это, цивилизационный подход в вульгарной форме пошел уже в вузовские и даже школьные учебники. Цивилизации рассматриваются как некие замкнутые общества, которые проходят этапы рождения, развития, смерти и фактически биологизируются, обретают некий менталитет. Практически здесь обнаруживается та же логика рассуждений, та же мировоззренческая основа, что и в расизме. Она, несомненно, готовит почву для порочных логических цепочек. Там уже выстраивается некая иерархия цивилизаций: западных с безграничным развитием; восточных (Китай, Индия), которые тоже достигают определенного развития, но замкнуты и варятся в собственном соку; и цивилизаций типа аборигенов Австралии и северных народов, которые будто бы могут существовать только на примитивном уровне. Если подумать, это - расистская идея. В принципе, с цивилизационной концепцией можно работать, но в определенных рамках. Можно говорить о цивилизации как о некотором культурном сообществе. Но есть еще экономическое и социальное развитие, непрерывно идущее от низшего к высшему. Кстати, расисты с этим спорят и утверждают, что развитие идет в противоположную сторону - от "золотого века" до полного упадка, который будто бы наступил сейчас. Это противоречит фактам, но у них своя логика рассуждений, идущая от эзотерики. Эзотерика - не наука, она основана на вере, как религия - можно верить, можно нет. Но в отличие от традиционных религий, не претендующих на сферу политики, науки, эзотерика пытается создать новый взгляд на мир, интегрировав в него известные ей научные достижения, и определять мировоззрение человека, политику, международные отношения. Это очень опасно.

В группе риска - мы все

Еще 10 лет назад некоторые прозорливые люди говорили, что в нашем обществе нет иммунитета от расизма, потому что нас долго держали в тепличных условиях, в рамках коммунистического мифа. Что мы знали о фашизме и нацизме? Лишь то, что это плохо с точки зрения нравственных категорий. Но этого недостаточно. Чтобы бороться, надо знать идеологию противника, ее основы. На смену старому биологическому расизму сейчас приходит, а на Западе уже 20 лет существует, новый расизм - культурный, который рассматривает расы в виде уже не биологических категорий, а замкнутых культур. Они якобы развиваются своим путем, не могут друг друга понять и имманентно присущи своим носителям, как данность, как почти физическое качество.

Далеко не каждый расист будет откровенно оперировать расистскими категориями, у них для этого есть масса эвфемизмов, слов-маркёров, символов, знаков. Расистское мировоззрение может излагаться через терминологию, связанную с культурой, с этничностью, с цивилизацией. Это - термины, которые не воспринимаются как расовые, но их сегодня активно используют расисты во всем мире и за ними нередко скрываются расовые представления. Нужно уметь понимать это, особенно журналистам, правозащитникам. Иной раз, борясь с расизмом, они основывают свои взгляды на тех же расовых подходах, сами того не замечая. Это существует и у нас, и на Западе, но там специалисты по расизму уже давно вовсю критикуют антирасистов за то, что те не всегда осознают, с чем борются, и сами зачастую являются носителями расовых взглядов и расового отношения к миру.

Знания, самообразование в этой области чрезвычайно важны, в группе риска - все мы, раз уж некое расовое мировоззрение можно почерпнуть в школьных или вузовских учебниках. И это идет от Министерства образования, разумеется, без злого умысла, просто от непонимания.

Материал подготовлен при содействии Московского бюро по правам человека
(Объединение комитетов в защиту евреев в бывшем СССР)
103045 Москва, ая 18
Тел. 2073913, 9239078.
e-mail: mucsj@rambler.ru
При перепечатке ссылка на МБПЧ обязательна.

Записала Инна Переверзева

  • 8-01-2003, 14:38
  • Просмотров: 392
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список