Все новости

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Антисемитизм

Версия для печати


 Опера "Брундибар" в Нью-Йорке и ее трагическая предыстория


Когда опера "Брундибар" исполняется в наши дни - ее можно будет послушать с 14 по 17 февраля в Нью-Йорке (466 Grand Street, Lower East Side) - неизбежно возникает ощущение ее связи с историей. Но сама по себе музыка - это воплощение надежды.

Если бы не обстоятельства, при которых проходили первые представления, камерная опера Ганса Красы "Брундибар" могла бы стоять в ряду приятных, но ничем не примечательных примеров детского хорового репертуара.

Однако первые три премьерных показа оперы "Брундибар", написанной в 1938 году, состоялись три года спустя в оккупированной нацистами Праге, в сиротском приюте. Поскольку евреям запрещалось посещать театр, они ставили подпольные спектакли. Когда в 1943 году Краса и большая часть актеров были отправлены в чешский Терезин, в лагерь Терезинштадт, они восстановили оперу "Брундибар" и дали 55 представлений.

Терезинштадт был временной остановкой на пути в нацистские концлагеря, поэтому там не было газовых камер и крематориев. Поскольку там не было запрещено заниматься музыкой и другими видами искусства, нацисты использовали лагерь для создания у мировой общественности иллюзии, будто там не так уж и плохо. На одном из 55 спектаклей побывали представители "Красного Креста", которые приехали для инспекции лагеря. Другой спектакль был записан на кинопленку для нацистского пропагандистского фильма "Фюрер предоставляет город евреям", в котором Терезинштадт показан как райское гетто.

Большая часть актеров и слушателей оперы была отправлены на смерть. Из 140 тысяч людей, прошедших через Терезинштадт с ноября 1941 до мая 1945 года, выжило меньше 20 тысяч. Краса был отправлен на поезде в Освенцим 16 октября 1944 года, и вместе с ним - композиторы Виктор Ульманн и Павел Хаас. Все трое погибли в газовых камерах.

"Основная причина, по которой я решила поставить "Брундибар", это чувство, что если бы я жила 60 лет назад в Чехословакии, одна из девочек, поющих в этой опере в Терезине, могла бы быть моей дочерью, - сказала Кэролайн Штоссингер, театральный продюсер. - "Брундибар" поможет студентам понять на очень личном уровне, что такое ненависть и расизм. Когда дети запоминают эти мелодии, они выучивают историю и поют искренне в память о тех, чьи голоса умолкли навсегда. Я хочу показать людям, что такое нетерпимость и к чему она приводит. Хочу показать истинное лицо нетерпимости".

"Опера "Брундибар" была очень популярна в лагере, узникам было приятно, что дети поют, - говорит 72-летняя Эла Штейн Вайсбергер из города Таппан, штат Нью-Йорк, которая пела роль Кошки на всех 55 представлениях в Терезине. - И "Песня победы" в конце оперы была очень сильной. Нам всегда приходилось исполнять ее несколько раз на бис. Это было нашим сопротивлением немцам. Мы так чувствовали".

Статья приведена с сокращениями

Ален Козин (перевод М.Гребнева, sem40.ru), The New York Times // sem40.ru


| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив