Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати


 Едвабне все еще пытается забыть свое темное прошлое


10 июля 1941 года, вскоре после того, как нацисты оккупировали небольшой городок Едвабне на северо-востоке Польши, сотни евреев из этого города и окрестных деревень были согнаны на городскую площадь. Часть из них убили прямо на площади, а остальных жестоко избили и согнали в амбар Бронислава Слечинского. Затем амбар облили керосином и подожгли. В результате в огне заживо сгорели более 400 человек.

Об этой истории никто не вспоминал, пока в 1999 году историк Ян Гросс не собрал доказательства того, что погром в Едвабне - это дело рук не польских горожан, действовавших по приказу нацистских солдат, как гласила местная легенда. Из документов и показаний свидетелей выяснилось, что уничтожение своих соседей-евреев организовали и осуществили поляки-католики.

Всей нации пришлось пересматривать многолетнее представление о том, что Польша, которая потеряла во Второй мировой войне шесть миллионов человек (три миллиона из них евреи), сама была жертвой, а не преступником. Наивысшей точки полемика достигла с приездом в Едвабне президента Польши Александра Квасьневского, принесшего официальные извинения за то, что поляки одной веры сделали с поляками другой веры.

Однако в прошлом месяце прокурор Радослав Игнатьев, который в 2000 году возобновил расследование событий в Едвабне, закрыл следствие, мотивируя это отсутствием достаточных доказательств. В судебных разбирательствах в 1949 и 1953 годах более десятка поляков были признаны виновными в убийстве евреев в Едвабне.

В отчете прокуратуры говорится, что в амбаре сгорели около 400 евреев, и совершено это было руками поляков. Кости и обугленные останки были эксгумированы, а современные отчеты указывают, что половина населения Едвабне принимала участие в погроме: кто-то - просто наблюдая, кто-то - задерживая тех, кто пытался сбежать, а кто-то - убивая евреев своими собственными руками.

Несмотря на такие ужасающие подробности, большинство местных жителей закрытие следствия воспринимает как подтверждение их мнения, что у них нет нужды извиняться за прошлое.

"Евреи сотрудничали с русскими, - прокричал журналисту какой-то старик, выходящий из церкви Едвабне. - Вы лучше спросите, что евреи сделали с поляками! Но об этом никто не спрашивает". Нацисты заставляли поляков убивать евреев, сказал он. "Сибирь", - добавил он, утверждая, что евреи Едвабне были убиты за то, что помогали Красной армии депортировать католиков на восток во время недолгой советской оккупации Едвабне.

"Это немцы убили евреев, а не поляки", - сказал городской священник Эдвард Орловский. Он утверждает, что у него есть доказательства того, что резня была совершена немецким подразделением, возглавляемым евреем, который стал нацистским генералом.

Лидер католической церкви кардинал Джозеф Глемп ничего не сделал для того, чтобы обуздать полет мысли отца Орловского. Напротив, вместо этого он пришел на литургию в память о евреях Едвабне, а затем попросил выживших польских евреев извиниться за то, что они принесли в Польшу коммунизм.

Многие поляки придерживаются иного мнения. Варшавский философ Анджей Краевский считает, что "Едвабне стал символическим местом, и немалая часть его жителей более связана с ним, чем все остальные поляки, даже если многих из сегодняшних жителей Едвабне в 1941 году здесь не было"... "Гораздо безопаснее отрицать то, что произошло, потому что признание факта преступления предполагает следующий шаг, а именно, поиски виновных", - сказал Анджей Краевкий.

Дорота Рамотовска, 24-летняя парикмахерша, живет в сотне ярдов от того места, где стоял тот самый амбар Слечинского. По ее мнению, эту резню нужно забыть; она сбивчиво объясняет это было ошибкой, и тут же добавляет: "Все это произошло так давно, и вообще, кто знает, может быть, все это неправда".

"Кроме того, евреи тоже несут ответственность за то, что они сделали с поляками", - сказала она. По ее словам, дед ее мужа, которого судили в 1949 году за соучастие в погроме, и другие старые родственники рассказывали историю, которая сильно отличается от того, что пишут в газетах.

Михаил Чаевскис, новый мэр Едвабне, заявил в резкой форме, что пора прекратить "этот балаган". "Если поляки действительно виновны в этом преступлении, то почему доказательства этого не предоставлялись раньше?", - вопрошает он и добавляет, что Едвабне был лишь одним из многих городков в регионе, где летом 1941 года прошли антиеврейские погромы.

"Нельзя бесконечно говорить об этом, - говорит Кржиштоф Монке, директор городской школы. - Даже Национальный институт памяти признал, что погром был спровоцирован немецкими оккупантами".

Госпожа Рамотовска сказала, что когда летом в Едвабне приезжают туристы и показывают на нее пальцем, она чувствует, будто она несет ответственность за погром. Она собирается уехать из Едвабне, из места, запятнанного преступлением, за которое она не несет и не может нести ответственности.

"Конечно, правду необходимо знать, - добавила она, - но в таком случае нужно справиться с прошлым и продолжать жить. Ведь нельзя же все время продолжать теребить старые раны".

Редакции сайта sem40.ru интересно узнать мнение наших читателей по поводу ситуации, описываемой в этой статье.

Питер Грин (перевод с английского Светланы Шкуратовой), New York Times


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив