Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати


 Холокост и еврейское сопротивление


Альтман И. Холокост и еврейское Сопротивление на оккупированной территории СССР. М. 2002, 320 С.

Вышедшая из под пера известного российского исследователя Холокоста И.А.Альтмана в рамках программы "Формирование устойчивой толерантности и противодействие экстремизму в российском обществе" книга во многом уникальна.

Прежде всего, это - первый в России учебник для и ВУЗов по такой специфической теме, как Холокост. Мне могут возразить, что, мол, данное пособие далеко не первое. С начала 1990-х в России действуют курсы Открытого университета Израиля, в 2000-м на русский язык было переведена созданная в Швеции книга "Передайте это детям Вашим". Да и в стандартных учебниках замалчивание Холокоста давно ушло в прошлое. Все это так. Заметим, однако, что параграф школьного или университетского учебника не может раскрыть тему полностью. Учебники Открытого университета достаточно сложны для человека, имеющего минимальные представления о войне и режиме, который немцы установили на оккупированных территориях. Шведский учебник, напортив, чрезмерно упрощен. К тому же основное внимание там уделяется Холокосту в Европе, а территории, входившие в состав СССР, упоминаются мельком.

Результаты развернувшихся в последнее десятилетие масштабных исследований проблематики Холокоста на постсоветском пространстве, к сожалению, в основном публикуются в малотиражных научных сборниках. В то же время, как напоминает в предисловии к учебнику его автор, в Интернете студенты, интересующиеся военной тематикой, часто натыкаются на сайты, проповедующие взгляды так называемых ревизионистов Холокоста, в корне искажающих проблему. Поэтому создание учебного пособия, в котором максимально доступно и в то же время на хорошем научном уровне излагаются страшные события, происходившие на территории бывшего СССР в 1941-1945 годах, назрело давно. Причем нужно это, в принципе, не только евреям, как могла бы подумать часть потенциальной аудитории книги. Как подчеркивает сам И. Альтман "Знание уроков Холокоста необходимо для того, чтобы Холокост не повторился применительно к какому-либо народу на Земле".

В учебнике подробно описываются этапы преследования евреев нацистами - от первых антисемитских акций германских властей в 1933-м до лагерей уничтожения и "маршей смерти" в 1945-м. Подробно анализируя пресловутый Ванзейский протокол, который считается документом, окончательно санкционировавшим "окончательное решение еврейского вопроса", И. Альтман указывает, что все упоминания об убийствах были просто-напросто удалены из текста, который, согласно показаниям А.Эйхмана, подвергся не менее чем трехкратной правке, при которой убирались "словесные сорняки".

Подробно, чтобы был понятен фон на котором происходило уничтожение, рассмотрено общее положение оккупированных Германией территорий и положение местного населения.

Специальная глава посвящена процессу уничтожения евреев в различных регионах СССР. Показывается, что темпы и методы уничтожения евреев, несмотря на все представления о нацистской Германии, как о сверхцентрализованной структуре, часто зависели от ретивости и фантазии исполнителей и администраторов на местах, нередко имевших разные точки зрения на вопрос о будущем разных групп евреев. К примеру, гаулейтер Белоруссии В.Кубе, равнодушно относившийся к судьбе белорусских евреев, которых он искренне считал главной движущей силой партизанского движения, в то же время беспокоился о правах прибывших в Минское гетто евреев из Германии. Особой зоной были территории, оккупированные румынами, где уничтожение евреев велось исключительно по политическим мотивам и прекратилось в 1942-м, ввиду стремления румынского диктатора Антонеску на всякий случай не испортить окончательно отношения с западными державами (примерно 70% выживших евреев, остававшихся на оккупированных территориях, - жители оккупированных румынами Бесарабии и Транснистрии).

Отдельно рассмотрен вопрос о вовлеченности в Холокост вермахта и немецких полицейских частей, что в корне меняет сложившееся было представление, согласно которому в расстрелах евреев принимали участие в основном эсэсовцы. Сейчас эта тема широко обсуждается в Германии, как одна из самых болезненных в проблематике Холокоста. Не менее болезненная тема - участие в уничтожении евреев местного населения. Здесь, вопреки еще распространенному мифу о том, что "все немцы делали" констатируется "беспримерная" вовлеченность местного населения в таких регионах, как Прибалтика и (в меньшей степени) Украина, в процесс уничтожения евреев. Специальные разделы посвящены внутренней жизни еврейских общин на оккупированной территории - гетто, юденратам, еврейской полиции. Подчеркивается, что демонизировать юденраты и еврейскую "полицию безопасности" как институты нельзя - и туда и туда попадали очень разные люди - от спасавшихся от гибели уголовников, до подвижников, стремившихся всеми силами облегчить жизнь подвластных им людей.

Одна из глав посвящена еврейскому сопротивлении. Здесь опровергается еще одно широко распространенное заблуждение - о том, что евреи шли на гибель покорно, не сопротивляясь, "как овцы на бойню". На множестве примеров И. Альтман показывает, что еврейское сопротивление варьировалось, в зависимости от возможностей, от пассивного невыполнения требований оккупантов до восстаний в гетто и организации партизанских отрядов.

Специально анализируется и отношение к евреям и Холокосту со стороны советских властей, партизан и населения. Отмечается практически полное равнодушие, а то и замалчивание со стороны властей этой проблемы, что объясняется как нежеланием подкреплять пропагандистский тезис нацистов о "жидовской природе" Советской власти, так и постепенно дававшем о себе знать государственным антисемитизмом, которым в той или иной степени были заражены многие высокопоставленные советские чиновники. В партизанских же отрядах многое зависело от личности командира и дисциплинированности партизан - чем ниже был авторитет командира, и чем сильнее в отряде хромала дисциплина - тем больше было вероятности проявлений антисемитизма со стороны партизан, которые также подвергались воздействию нацистской пропаганды, и наоборот. Что же касается поведения населения, то здесь действовали разные факторы - среди жителей оккупированных территорий были и люди, выдававшие евреев нацистам, были и Праведники Народов Мира, спасавшие евреев (некоторые истории приводятся в учебнике).

В конце учебника приводятся хронологическая таблица, список возможных тем студенческих работ о Холокосте и библиография, включающая наиболее распространенные в России издания, посвященные Холокосту.

Остается лишь сожалеть о том, что столь полезная и интересная книга была издана тиражом всего в 3000 экземпляров. ?

Семен Чарный, sem40.ru


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив