Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Антисемитизм

Антисемитизм - термин, получивши широкое распространение после того, как в 1880 г. появился журнал В. Марра под назватемъ "Zwanglose Antisemitische Hefte". Хотя по своему лексическому составу слово антисемитизм и означает неприязнь к семитам вообще, в действительности под ним разумеют вражду исключительно по отношению к евреям. Независимо от элемента личных интересов, антисемитизм питается как врожденными и привитыми неприязненными чувствами, так и предубеждением, будто евреи являются расой низшей и порочной, враждебно относящейся к прочим народам; что их вероучение стоить в полном противоречии с началами христианской религии и цивилизации; что, всюду приобретая господство, евреи влияют разлагающе на политический и социальный строй тех стран, в которых живут и подрывают благосостояние кореннаго населения. Проходя широкой волной чрез всю еврейскую историю, антисемитизм принимал самыя разнообразные формы; орудием его служили кровавыя преследования, суровые законы, направленные к стеснению евреев в правовой и экономической жизни, заведомо ложныя обвинения и мн. др. Борьбу с евреями вели как правительства, так и само общество. В нижеследующих статьях (Антисемитизм в древности, в средние века, в Польше, во Франции с Алжиром, в Германии, в Румынии и т. д.) уделяется преимущественное внимание общественному антисемитизму; ограничительное законодательство излагается в статьях по истории евреев в отдаленных странах.

Антисемитизм в древности

Враждебное отношение к еврейскому народу начинается почти с самой колыбели его - во время его пребывания в Египте, но усиливается со времени рассеяния иудеев среди других народов. После освобождения из вавилонскаго плена персами создалась та реформа Эздры и Нехемии, которая укрепила еврейство, как строго теократическую, замкнутую общину, резко обособляющую себя от всего окружающаго политическаго мира. Тем не менее, параллельно с этим обособлевлем идет тенденция распространения иудаизма в смысле его пропаганды.

В период греческаго расцвета сношения эллинов с евреями еще очень ограничены. Мы имеем лишь отрывочныя свидетельства об евреях у Аристотеля, Мегасеена и Феофраста. С началом эллинизма греки близко сталкиваются с евреями, как в самой Сирии, так и в египетской диаспоре. Уже у Гекатея Абдерскаго (при Птолемее I, 305-285), передающего фантастическую генеалогию евреев и историю изгнания их из Египта, звучит отрицательная нота в их характеристики: "В отместку за собственное изгнание (из Египта) он научил своих чуждаться людей и ненавидеть иностранцев", - говорит Гекатей о Моисее. Если отбросить это отрывочное замечание, то первым теоретиком антисемитизма придется считать жреца Манефона, жившаго при Птолемее II Филадельфе (285-246). В его полуроманическом повествовании об исходе иудеев из Египта они представлены как "нечистые"; они были изгнаны фараоном для умилостивления богов; соединенные с пастухами (Гиксами), они завоевывают обратно Египет, грабят его, оскверняют храмы, поедают жертвенных животных. Предводитель их -гелиопольский жрец-ренегат Осарсеф, впоследствии принявши имя Моисея. Вслед за Манефоном выступаетъ Мнасей Патрский, ученик Эратосфена, впервые пустивший в ход столь распространенную потом легенду о том, что иудеи почитают в своем храме золотую ослиную голову.

Эти выступления еще единичны и не ведут ни к каким практическим результатами. Наоборот, известно, что в царствования Птолемея II Филадельфа и Птолемея III Эверегета число евреев в Александрии было очень велико; селение Самария близъ Фазия указывает на целую иудейско-самарянскую колонию; надписи гласят также о постройках еврейских молитвенных домов; один из них построен в честь Птолемея, Береники и их детей, что указывает на мирныя отношения между правительством и евреями. Общая политика Лагидов, клонящаяся к поддержке в Сирии всех элементов, враждебных Селевкидам, сказывается и в еврейском вопросе; особенно резко это отношение определяется во II веке. В это время эллинизирование евреев идет своим путем и все больше приближает их к эллинам; но это течение круто прерывается с царствованием Антиоха IV Епифана (175-164 до хр. эры). Но основная тенденция - резкое нивелирование пестрых азиатских народностей под знаменем единой эллинистической культуры; национально-религиозный конфликт возникает прежде всего на почве еврейства. Воспользовавшись распрями из-за первосвященническаго престола, Антиох вторгается в 169 г. в Иерусалим, разоряет храм и оскверняет его, обрызгивая святая святых и книги закона свиной кровью, а через два года (167) обращает весь город в сирийскую крепость, а храм в святилище Зевса Олимпийскаго. Этим поступком Антиох достиг только взрыва национальной ненависти и героизма; иудеи восстали под предводительством Иуды Маккавея и образовали после упорной борьбы самостоятельное государство. Изгнанные в 169 году из Иерусалима, Иудеи вместе с первосвященником Онией были приняты в Египте Птолемеем VI Филометором (181-145), и в городе Леонтополе, вблизи Гелиополя, был заложен новый храм. Это время является поворотным пунктом в истории еврейства. Ожесточенная оборонительная война и преследования развивают уже заложенную в нем тенденцию обособленности.

Такое настроение еврейства, объясняемое отчасти сирийскими гонениями, объясняет и то, что пропасть между еврейским и эллинским миром росла, и тенденции антисемитизма приобретали все более резкий характер. Аполлоний Молон с Родоса, учитель Цицерона, в особом полемическом сочинении против евреев, обвиняет их в отрицании греческих богов и атеизме, а также - что гораздо более характерно - в человеконенавистничестве и обособленности от всех, кто верует иначе; далее, в том, что они самые неспособные из всех варваров и одни не хотят внести никакой лепты в общее дело культуры. Те же обвинения повторяет Посидоний (в свидетельстве, переданном нам Диодором): иудеи изгнаны из Египта за проказу и другия отвратительныя болезни; основной их закон - ненависть к чужестранцам, с которыми они не желают разделять даже стол. В противоположность Посидонию и Аполлонию можно привести генеалогический труд Тимагена Александрийскаго, разсказывающаго о том, что Моисей запретил иудеям сношения с чужеземцами, чтобы опять не заразить последних и не вызвать ненависти к ним, как в Египте. Здесь подтверждаются факты обособленности иудеев, но ей придается более дружелюбная окраска; есть основание думать, что как Тимаген, так и писавший вскоре после него Страбон черпали из иудейских, а не из антииудейских источников: все отношение их глубоко-сочувственное. Однако они являются исключениями. Истории об изгнании "не-чистых" и "безбожных" иудеев из Египта, об осквернении ими храмов, богов повторяются александрийцами Лисимахом и Апионом. Последний возобновляет также разсказ о почитании иудеями золотой ослиной головы; культ этот учрежден, будто бы, в память того, как иудеи, мучимые жаждой при скитаниях в пустыне, нашли оазис, идя по следам ослинаго стада. Но гораздо более важное значение, по своим страшным последствиям, имела легенда о ритуальном убийстве, впервые пущенная в ход тем же Апионом и повторяемая малоизвестным писателем Демокритом. Рассказывалось о том, как царь Антиох VII Сидет (138- 129) впервые, при взятии Иерусалима, нашедший в храме ослиную голову (по другой версии, статую Моисея верхом на осле), обнаружил также пленнаго грека, котораго откармливали, чтобы принести его потом в жертву. По его рассказам, такая церемония происходила в лесу при торжественной обстановке; поедая внутренности убитаго, иудеи клялись над его трупом в вечной и непримиримой вражде к грекам. Подобные рассказы, конечно, разжигали массу и были чрезвычайно популярны. Но политика Птолемеев сдерживала возбуждение, всячески покровительствуя иудеям: в Александрии они образовали громадное гетто; еврейския имена встречаются среди высших должностей (напр., военачальники Хелкия и Анания, сыновья первосвященника Онии, являются главнокомандующими при царице Клеопатре III, вдове Птолемея VI Филометора, 181-145). Они пользуются многими юридическими привилегиями, напр., правом не принимать никакого участия в государственном культе; полной внутренней автономией; им принадлежат многия экономическия преимущества, напр. монополия в торговле папирусом, откуп на некоторыя дорожныя пошлины, этим еще больше питая враждебное к себе отношение других.

При наследниках Птолемеев, римских императорах, отношения правительства к иудеям меняются, но не сразу. При Августе и Тиберии евреи не только сохраняют полную внутреннюю автономию, свободу религии и даже освобождение от военной службы, но проявляюсь тенденцию к требованию полнаго уравнения в правах с александрийскими гражданами, ссылаясь на мнимое обещание равноправия, данное им Александром Великим. При Калигуле (37-41 гг. после Рожд. Хр.) политика правительства круто меняется и приходит к той ненависти и вражде, которая до тех пор сдерживалась искусственно. В 38 году царь Агриппа подвергается открытым оскорблениям александрийской черни и высмеивании на улицах и в мимах, а вслед за тем толпа переходит к требованию, чтобы во всех еврейских молельнях были воздвигнуты статуи обоготвореннаго императора. Освобождение от культа императора, обязательнаго для всей остальной империи, составляло важнейшую привилегию иудейской общины; ясно было, что она ея не отдаст без боя. Везде воздвигание императорских статуй сопровождалось их низвержением, а низвержения погромами и полным разрушетем молелен. Вслед за этим правитель Египта Авл Авилий Флакк, издал эдикт, объявлявший иудеев лишенными прав гражданства и совершенно бесправными чужеземцами. Наряду с этим запрещалось праздновать субботы. С своей стороны чернь произвела полный разгром всего еврейскаго населения; остатки спаслись, запершись в маленькой части гетто. На улицах иудеев побивали камнями, сжигали, распинали на крестах, по повелению наместника, в театре публично высекли тридцать восемь старейшин иудейской общины. В 39 году, вместе с отставкой Авилия Флакка, в Рим отправляются одновременно два посольства: иудейское и антиудейское; во главе перваго стоит философ Филон, во главе второго Апион. Калигула осыпает иудеев упреками в том, что они никогда не молились за него и его власть, а если и молились, то неизвестному Богу за него, а не ему самому. В результате - ответом на иудейское посольство было приказание воздвигнуть императорския статуи не только в молельнях, но и в иерусалимском храме. Готовившийся взрыв приостанавливается убийством Калигулы.

Император Клавдий (41- 54) не только возвращается к прежней покровительственной политике относительно иудеев, но и привлекает к суду и казнит двух главнейших участников погрома 58 г., Исидора и Лампона; кроме того, он дарует иудеям права александрийскаго гражданства. Но это нисколько не останавливает ожесточенной борьбы; мы знаем о новых еврейских погромах в Александрии при Нероне и Веспасиане. Параллельно с этим замечается глухое недовольство и в самой Иудее. Идумейская династия, сменившая Маккавеев, совершенно подпала влиянию римскаго правительства; еще при Августе Иудея вместе с Сирией была подчинена римским прокураторам. В 66 году вспыхнуло восстание, поддерживаемое партией зелотов и окончившееся в 70 году полным разгромом Иерусалима Титом. Храм был разрушен н население рассеяно. При Нерве гнет стал несколько легче, при Траяне он опять усилился. В 115 и 117 гг. в Египте, Кирене и на Кипре происходят восстания иудеев, сопровождающаяся жестокими массовыми избиениями римлян. В ответа, после подавления бунта, иудеям под страхом смертной казни запрещают въезд на Кипр. При Адриане вспыхнуло последнее восстание под предводительством Бар-Кохбы, в 135 г., вызванное запрещением обрезания. Побежденные иудеи были окончательно изгнаны из своей страны и рассеяны повсюду с запрещением проповедывать свою веру, а Иерусалим преобразован в римскую колонию - Aelia Capitolina.

Теоретическая сторона антисемитизма продолжает развиваться. Упомянув о воспитателе Нерона, Херемоне, повторяющем в своей истории исхода иудеев из Египта вымысел Манефона, остановимся на именах Тацита Ювенала. Говоря об исходе евреев, об их религии и обычаях, Тацит (Hist;., V, 2 и cл.) повторяет общия обвинения: иудеи почитают ослиную голову в воспоминание о спасшем их стаде; всех переходящих в их веру они учат прежде всего "презирать богов, отрекаться от отчизны, пренебрегать родителями, детьми, братьями"; все, что у других народов "profanum", у них "sacrum" и наоборот; все их обычаи мрачны и развратны; ко всем иноземцам они дышат непримиримой ненавистью; празднование субботы и юбилейнаго года объясняется только ленью. Но наряду с этим Тацит, со своей обычной гениальной психологией, отмечает у евреев внутреннюю солидарность, верность клятвам, смелость и презрение к смерти, а относительно религии, параллельно с нелепой сказкой об ослиной голове, говорит, что они веруют в единаго, вечнаго, духовнаго Бога. - Въ XIV Sat. аd Caj., 96-106, Ювенал повторяет обвинения в лени, в обособлении себя от всего мира, в презрении к римским законам, в ненависти ко всем необръзанным. Тацит и Ювенал являются типичными представителями языческаго мира въ его отношениях к иудаизму в начале II века христианской эры.

Н. Брюллова.

  • 14-03-2003, 17:48
  • Просмотров: 544
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список