Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Антисемитизм в средние века

Враждебное отношение к евреям, проходя чрез всю их средневековую историю, принимало в различных западноевропейских странах самыя разнообразныя формы. Однако основныя черты антисемитизма всюду одинаковы. А. в средние века проявляется, с одной стороны, в форме религиозной нетерпимости, а с другой - принимает характер политической и экономической борьбы. Отсутствие сильной центральной власти и могущество многочисленных корпораций (цехов, гильдий и т. п.) открывали широкий простор для преследования и унижения евреев всеми классами христианскаго общества. Проследить исчерпывающим образом проявления антисемитизма в средние века значит написать историю евреев Западной Европы. Поэтому необходимо ограничиться выяснением происхождения антисемитизма, характерными его проявлениями, наконец, отражением его в литературе.

Лишь только церковь окрепла, она стала стремиться к регламентации жизни средневековаго общества и, прежде всего, к урегулированию отношений христиан к евреям, с которыми обществу приходилось постоянно соприкасаться. Постановления церкви относительно евреев носили ограничительный характер; они были направлены против иноверцев и стремились изолировать последних дабы парализовать их влияние на христиан: евреи не ИМЕЛИ права держать христианскую прислугу, занимать общественные должности, появляться на улицах в Страстную неделю; они были обязаны носить отличительный знак, не имели права приносить жалобы в суд на христиан и свидетельствовать против них, и пр., и пр. В начале эта агитация успеха не имела. В раннем средневековье постановления церкви обыкновенно оставались мертвой буквой и частое повторение их на соборах можно объяснить именно тем, что христианское население, не взирая на запреты церкви, находилось в дружеских отношениях с евреями. Но церковь настойчиво продолжала стремиться к своей цели; постепенно ея принципы проникли в законодательство христианских средневековых государств: Кастилии, Англии, Франции и Португалии - с XIII в., Венгрии еще раньше, с XI в.. и, наконец, позже всего - в Германии. Кроме того, духовенство в проповедях и литературных произведениях непосредственно возбуждало население против "врагов Христа". Характерно в этом отношении послание Петра Клюнийскаго накануне второго крестоваго похода: безполезно вести борьбу с врагами христовой веры в далеких краях, если евреи, которые хуже сарацин, находятся среди нас и безнаказанно издеваются над Христом, над всеми таинствами и оскверняют их; имущество, приобретенное евреями обманом, должно быть отнято; то, что похищено гнусным образом, должно быть вырвано из рук похитителей, ибо не простым земледельческим трудом, не честным и полезным занятием наполняют евреи свои амбары - плодами, погреба - винами, кошельки - монетой, сундуки - золотом и серебром; они отнимают у Христа хитростью; они - воры, скупающие у воров; по самой низкой цене приобретают они самыя священныя вещи. Когда вор ночью уносит из храма священную утварь, кресты или освященные чаши, он избегает встречи с христианами и бежит к евреям; там он не только находить безопасное убежище, но и продает синагогам Сатаны похищенное в святых церквах; покровительствуя этой гнусной торговле между ворами и евреями, христианские князья издавна установили, что если у еврея найдут принадлежащее церкви имущество или даже священную утварь, никто не обязан ни вернуть вещей, ни даже указать похитителя. Клюнийский аббат требовал, чтобы у евреев отняты были их сокровища для крестоваго похода. В таком-же духе проповедывал в XIII в. и Бертольд Майнцский. Вообще, с основания ордена доминиканцев проповеди против евреев участились. Церковь принялась инсценировать ритуальныя убийства, похищения и осквернение гостий. Во время крестовых походов монахи часто открыто призывали толпу к нападению. В результате церковь достигла своей цели - отличительный знак сделал еврея предметом общаго презрения, жалким парией общества.

Нельзя сказать, чтобы христиане, помимо агитации церкви, не питали вражды к евреям. Каким образом и когда зародилась вражда к евреям и в каких классах общества она всего более проявилась - это один из еще невыясненных вопросов, но несомненно, что ненависть, к евреям обусловливалась, среди прочих причин, также в экономическими факторами. Известный экономист Вильгельм Рошер ("Евреи в средние века с точки зрения торговой политики") пытается объяснить усиление ненависти к евреям после крестовых походов возникновением купеческих организаций, которыя начинают вытеснять евреев из их главнаго занятая - торговли, и, таким образом, вынуждают их ограничивать свою деятельность ростовщичеством. Рошер утверждает, что именно тогда, несмотря на успехи культуры, благосклонное отношение к евреям раннего средневековья сменяется жестокой ненавистью, а низшие слои городскаго общества, видя в них капиталистов, грабят их. Можно сказать, говорит Рошер, что благоприятное отношение к евреям обратно пропорционально успехам материальной культуры. Взгляд Рошера не всегда оправдывается фактическим ходом событий. Так, напр., в Италии не замечается экономическаго антисемитизма (хотя известно о мерах венецианскаго сената против конкуренции еврейских купцов в XI в.). Отношение к евреям в Италии ухудшается лишь с XVI в. и то, лишь благодаря воздействию церкви, успевшей оправиться от ударов, нанесенных ей реформацией. Пример Германии, напротив, подтверждает взгляд Рошера. Генигер (Zur Geschichte der Juden im fuheren Mittelalter, в Zeitshrift fur Geshichte der Juden in Deutschland I и сл.) доказывает на основании документов кельнских архивов, что евреи Кельна пользовались равными правами со своими христианскими согражданами, и только после 1146 года положение их постепенно ухудшается. Тоже самое можно сказать и о ЦЕЛОМ ряде других городов в XIII и XIV веках. В Нюрнберге им была запрещена почти всякая торговля; в Аугсбурге они лишены были права заниматься винной торговлей, а в Глогау - торговлей сукном; евреи Линца вовсе не имели права вести торговлю с христианами. При последнем герцоге из дома Бабенбергов, Фридрихе II положение евреев в Верхней и Нижней Австрии было довольно благоприятно: они пользовались особым покровительством герцога, свободно вели торговлю и занимали даже места на государственной службе; все это возбуждало ненависть христианскаго, в особенности, венскаго купеческаго населения. Когда герцог Фридрих возстал против императора Фридриха II и, будучи побежден, был вынужден оставить Вену, граждане поспешили обратиться к императору с жалобой на евреев. Вследствие этого в привилегию, данную императором гражданам Вены, была включена статья (третья), лишавшая евреев права занимать общественные должности, "ибо они, злоупотребляя своей властью, притесняют христиан, а между тем спокон веков осуждены на вечное рабство". Следует также отметить, что в привилегии, данной императором венским евреям в 1238 г., являющейся почти дословным повторением известной Шпейерской привилегии, отсутствует статья, разрешающая евреям заниматься крупной торговлей.

В других германских областях ограничения, направленные против еврейской торговли, возникают около XIV века. Но и в области, отмежеванной евреям, в денежной торговле, их интересы весьма часто произвольно нарушались. В течение всего XIV в. должники евреев -императоры, князья и города - отказываются платить свои долги. С этой целью горожане добиваются даже особых привилегий от императора. Так, в 1385 году 38 городов Швабскаго Союза за 40.000 гульд. приобрели у императора право сократить на одну четверть все долги евреям, жившим в городах Союза; уплату остальной части города брали на себя, причем должники вносили им налог и, в случае несостоятельности должника, залог оставался в пользу города. Все разсчеты с евреями-кредиторами производили города, которые нередко удерживали часть долгов в свою пользу. В 1390 году Нюрнберг, Ротенбург, Швейнфурт, Виндсгейм и Вейссенберг совершенно откупились от долгов евреям. В том же году и город Регенсбург был освобожден от уплаты долгов евреям, причем удержал в свою пользу все залоги должников, императору же уплатил 15% всей суммы - 15000 золотых гульденов. "Евреям, таким образом, давали накоплять капиталы, а затем отнимали их, подобно тому как наполняют и опорожняют копилку". Так распоряжались собственностью беззащитных евреев и в Англии, и во Франции. В последней положение евреев стало ухудшаться после смерти Людовика VII. "В середине XIII в., говорит Гюдеманн, евреев теснят со всех сторон. Их социальное положение непрочно, их имущество находится в зависимости от произвола или близкаго к произволу закона, их отношения к остальным слоям общества натянуты; фанатизм эпохи крестовых походов и миссионерское рвение монахов создали глубокую пропасть между ними и христианами".

В Англии со вступлением на престол Ричарда Львинаго Сердца (1189) положение евреев резко изменяется к худшему. В самый день его коронации происходит нападение на евреев в Лондоне, а вскоре и в других городах. Рыцари убивают евреев и уничтожают свои долговыя записи. Евреи изгоняются из целаго ряда городов. Начинается усиленная агитация церкви. Обостряются отношения евреев к окружающему обществу и, наконец, под давлением общественная мнения, король издает декрет об изгнании евреев из всей Англии, а парламент выражает благодарность королю за эту меру. По мнению историка Абрагамса, главными моментами антисемитскаго движения в средние века являются крестовые походы, войны против альбигойцев, рост монашеских орденов в XIII в., деятельность папы Иннокентия III, "черная смерть" 1348-1349 гг., религизныя волнения во время реформации в Германии и законодательство о гетто в XVI веки. Для испанских евреев критической момент наступает в 1391 году (Севильская резня). В литературных памятниках вражда против евреев выражается уже с самаго начала средневековья. Особенно резко выступали против евреев в IX веки лионские епископы Агобард и Амулон. Еще более учащаются выступления против евреев в последующие века. В классической стране средневековаго антисемитизма, в Австрии, где все классы общества, за исключением крупнаго дворянства, пылали враждою к евреям и где образованные слои общества разделяли с массами эту ненависть, поэт Зейфрид Гельблинг выразил свою ненависть к евреям в следующих строфах:

Der juden ist gar ze vil
Hie in diesem lande
Ihr ist sunde und shande.
Ez wart so groz nie ein stat,
Sie waer von drizic juden sat
Stankes und unglouben
Swelch Christen lernet rouben
Under den juden panir,
Den velle got und tuo gaz schier!

Und ich ein furst ze nennen,
Ich hiez iuch alle brennen,
Ir juden, swa ich iuch kaem an.
Der Kaiser Vespasian
Und sin bruoder Titus
Baten iuch sin nicht umb sus,
Jerusalem sie storten.
Die fuort man an den seilen
Und hiz iuch hin veilen
Um ein kleines ding.
Drizec juden umb ein pfenninc.
Swer iwer koufte ein pfenwert,
In swelch stat er mit in kert,
Daz war von in geunreinet.

(Из второго тома его сатирических, поэм).

(Перевод: "Слишком велики грехи и позор евреев в этой стране, Никогда еще не было государства, удовлетворявшагося тридцатью неверными, вонючими жидами. Кто под эгидою евреев научится похищать христиан, того да покарает Господь Бог. Если бы я был государем, я повелел бы всех вас сжечь. Император Веспасиан и его брат (?) Тит не взяли ваших денег и разрушили Иерусалим. Евреев он увел на веревке и велел им немного подождать; на пфенниг он продавал по 30 евреев; то государство, которое покупало их на пфенниг, осквернялось ими"). С распространением печатнаго станка возникла обширная памфлетная литература. Авторы, принадлежавшие по большей части к образованному духовенству, язвительно чернили евреев, и даже творец реформации, Лютер, не пощадил евреев в своем сочинении "Von den Juden und ihren Lugen". Подобно тому, как для средневековых писателей арсеналом, откуда они черпали злословие и клевету, служат сочинения отца церкви Иеронима, так и книга Лютера является благодарным материалом для антисемитов новейшаго времени. Весьма характерен памфлет: "Враг евреев. О благородных отпрысках талмудических евреев, живущих в настоящее время в Германии; серьезное, основательное сочинение, в котором вкратце, доказывается, что они - величайшие хулители Господа нашего Иисуса Христа, к тому же заведомые и непримиримые враги христиан и, напротив, друзья и союзники турок, кроме того, воры и обманщики, занимающееся ростовщичеством и фабрикацией фальшивой монеты". Автор памфлета, священник Нигринус, особенно возстает против евреев-ростовщиков и обвиняет власти в том, что опт, им покровительствуют. Он предлагает либо изгнать евреев, либо заставить их заниматься полезными ремеслами. В подобном-же духе писал другой представитель духовенства, проповедник Иодокус Эргардт в 1658 г.: "Если кто хочет знать, по каким причинам они находят покровительство и предпочтение у столь многих князей, графов и дворян, несмотря на выжимание соков из народа, то далеко не ПОСЛЕДНЯЯ и даже, можно сказать, одна из важнейших причин состоит в том, что такие высокопоставленные господа сильно задолжены евреям и без последних не в состоянии были бы удержаться на поверхности; это всем, известно и можно было бы (я почтительно умалчиваю о королях и князьях) назвать по имени многих из высшаго и мелкаго дворянства, которых это, как каждому известно, постыднейшим образом касается. Разве бедным христианам не приходится делать для проклятых евреев почти все, что те от них потребуют? И это по той лишь причине, что они так задолжали евреям с обременительными, ростовщическими процентами и процентами на проценты, что часто ничего или только очень немногое из своего имущества могут считать своей собственностью. Как часто полевые плоды переходят к евреям задолго до жатвы и как мало остается видному крестьянину с женой и детьми! Скажи МНЕ: многие ли простые крестьяне имеют еще свой скот в местах, где, живут евреи? Не принадлежит ли он весь или большая его часть евреям? И представители дворянства, которые сами находятся в зависимости от евреев и являются их друзьями и посредниками, оставляют все это безнаказанным и в своих владниях не защищают беднаго человека против дьявольских ростовщиков - что они должны бы делать по справедливости - и даже более того: когда высшая власть страны повелевает изгнать евреев, доставляюсь им убежище и защиту". В сочинении одного ингольштадскаго католическаго священника (1590) сказано, что в вышеописанном Эргардтом бедственном положении народа виноваты не одни евреи: "Как могли бы евреи причинить столько несчастий и вреда ростовщичеством и другими финансовыми операциями, если бы христиане не содействовали им, если бы вследствие лени, неумеренной роскоши и расточительности христиане не нуждались в них, если бы, по крайней мере, не заискивали в них и не принимали участия в их ростовщических сделках? Между тем жалуются на евреев, а не говорят, как по справедливости следовало бы: Mea maxima culpa - больше всего моя в том вина".

Следует заметить, что вытеснение немецких евреев из всех почти отраслей торговли и общие ограничения в правах являются результатом вековых преследований, доведших евреев до полнаго разорения, так что в начале XVI века они занимаются главным образом ростовщичеством и мелкой торговлей. Указанныя обвинения, наравне, с обычными наветами в ритуальных преступлениях, повторяются и в остальной памфлетной литературе до средины XVIII в. Особенным успехом пользовалась книга Эйзенменгера "Entdecktes Judenthum". Вражду к евреям разжигали в христианском обществе также довольно широко распространенный карикатуры и иллюстрации; обычной их темой являлось грубое глумление над еврейскими обычаями, изображение ритуальных преступлений и проч.

М.Вишницер

  • 20-03-2003, 15:49
  • Просмотров: 1284
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список