Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати

 Искусство Освенцима

Играй во всю клавиатуру боли.
Ольга Ивинская

Искусство Освенцима. Искусство обреченных. Творчество тех, кому предстоит умереть и кто об этом знает... Величие духа человеческого - подлинное, невероятной силы. Это единственная выставка, где я видела плачущих мужчин. Где невозможно оставаться равнодушным. К этому искусству - искусству Освенцима, Биркенау, Терезина, Варшавского гетто - нужно прикоснуться - глазами, сердцем, душой. Самому. Это очень тяжело, но это необходимо.

Сюда, в Бруклинский музей, эти рисунки, живопись, карикатуры, литографии, открытки пришли из разных музеев мира. Из Израиля, Польши, Чехословакии, Германии, Соединенных Штатов...

Мы входим в зал, и первое, что поражает, - тишина, не музейная даже, а какая-то необычная тишина, в которой растворились ужас перед тем, что было, и страх перед тем, что может быть, что пытаются навязать миру новоявленные фашисты с зелеными знаменами и бомбами. Тишина почитания мужества и таланта, дань памяти убиенных. Господи, какие одаренные художники, какие люди были брошены в страшную мясорубку, перемоловшую жизни миллионов! Мечислав Кошельняк, портретист от бога. Автопортрет, которому можно дать название "Стойкость, победившая муки", потрясает, его галерея лиц тех, кто ушел в дым, - единственная память о них. Его портрет Винсента Гаврона - один из лучших образцов портретного искусства. И все это сотворено в Ос-вен-ци-ме, в цитадели смерти, голода и ужаса, в условиях полной невыносимости. Как? Как смогли они выстоять, не опуститься, творить - непостижимо!

Винсент Гаврон, которого писал Кошельняк, - участник польского Сопротивления, газетчик, превосходный график, заражавший выдержкой и свободолюбием товарищей. Еще один его портрет, написанный неизвестным узником, так и называется "Дума о воле". Сам Гаврон продолжал в лагере свое дело газетного карикатуриста. Его острые карикатуры-памфлеты на лагерных охранников - разве не акт беспримерного мужества? Он - один из немногих - выжил. Рассказал и описал. И до последнего дня - а умер он в 1991 г. - бил в набат: "Люди! Помните!".

Жак Маркиль прошел все круги ада. Дранси, Бухенвальд, Освенцим. Дожил до освобождения, добрался до Парижа, но силы были на исходе. Умер.

А Михаилу Финну из Екатеринослава было всего двадцать пять, когда нашел он смерть в газовой камере Освенцима. Две его работы сохранило для мира беспощадное время - женский портрет и рисунок углем и мелом "Деревья". Шедевр.

Автопортрет Петера Эделя, немецкого юноши, боровшегося с фашизмом, не клюнувшего на призывы гитлерюгенда. Автопортрет оптимистичен - в Заксенхаузене! Где, где эти люди брали силы?!

Айзик Федер из Одессы был к началу войны уже известным художником. И в лагере продолжал творить. Пока не был брошен "в газ". В 1943-м. Колорист от бога.

Ягов Готко - тоже одессит, тоже художник с именем, тоже погиб в печи в сорок третьем. Его наследие - талантливейшие рисунки и портреты. София Степен-Батор из знатной польской семьи вынесла все, жива по сию пору. "Я пишу портреты многих друзей, чтобы сохранить в себе способность видеть даже тогда, когда все вокруг серо, уродливо и страшно". Ее портрет Малки Зиметбаум, покинувшей безопасное убежище, чтобы быть рядом с любимым, и оказавшейся в аду Освенцима, потрясает. София написала подругу такой, какой была бы та, если бы...

Как судьба занесла харьковчанина Давида Брайнина во Францию, в лагерь Компьен, одному богу известно, но там, в кошмаре пересыльного лагеря, люди, говорившие на разных языках, продолжали жить. Свидетельство тому - необыкновенно остроумно составленная программа концерта. Очень способный график, Брайнин был транспортирован в Освенцим и убит.

Вас, возможно, удивило то, что в аду концлагеря могло прозвучать слово "концерт". Но звучали иногда и слова "поэзия", "искусство", даже "кабаре". "О, Терезиенштадт, ты маленький ад", - напевал Карел Швенк, поэт, конферансье, блистательный артист, чье имя гремело в Европе, как позднее имя Пресли в Америке. Терезиенштадт - так называли Терезинскую крепость под Прагой, и был это обычный чистенький гарнизонный городок. Но в 1941-м всех жителей выселили и превратили Терезин в гетто, в концлагерь, окруженный массивными крепостными стенами. Заключенные - только евреи, в основном интеллигенция, люди искусства, чьи имена были знакомы подчас всей Европе. И всей Германии, кстати, потому что было среди них множество немецких, а вместе с ними австрийских, бельгийских, чешских писателей, художников, университетских профессоров, учителей, поэтов. Музыкантов и артистов больше всех. Недаром фашисты называли Терезин музыкальным гетто. Организовал, возглавил и был душой, сердцем, мозгом терезинского кабаре Швенк. Искрящееся весельем кабаре в концлагере! Тексты реприз и песен создавал Густав Шорш. Музыку - Гидеон Кляйн, которого считали гением и который умер в Терезине двадцатипятилетним, за неделю до того дня, когда войска будущего маршала Конева ворвались в гетто, застав там меньше сотни полуживых людей. А прошло через лагерь чуть ли не двести тысяч.

Тяжелейший труд, голод, полное отсутствие медикаментов, еженедельные транспорты в Освенцим - но были лекции, школы, театральные спектакли. Сохранились тексты многих песен, либретто опер, стихи, дневники, рисунки, эскизы декораций. Пепек Тауссиг - звезда кабаре, писатель, театральный критик и художник - умер от голода за три дня до освобождения. "О, кабаре!" - этот его сверкающий остроумием очерк сохранился так же, как многие зарисовки таких замечательных художников, как Кин, Бурешова, Унгар, Аузенберг. Как удалось сохранить? Через чешских жандармов передавали друзьям. Но многое открылось в тайниках, обнаруженных при перестройке и реставрации крепости.

Павел Фантл, друг Кафки, его акварели и виртуозные рисунки потрясают. Карел Фляйшман - талантливая, выразительная графика. Бедржих Фритта - это он оставил документальную картину жизни (если это можно назвать жизнью) Терезина. Лео Хаас, один из тех, кому посчастливилось выжить, тоже бытописатель Терезина. Самая жуткая его картина "Морг": штабеля трупов-скелетов и санитары в колпаках средневековых инквизиторов. Отто Унгар, сверхталант. Выжить не удалось, погиб в 1945 в Бухенвальде. "Стены гетто" Унгара - это предупреждение: "Люди, будьте бдительны!" Эти же стены видим мы в коротком фильме о Терезине, агитке, снятой по заданию нацистов для демонстрации Международному Красному Кресту, дескать, вот как замечательно живется евреям в наших лагерях. Может, веселенькая эта короткометражка и есть самое гнусное, что мы увидели, - по уровню фарисейства и лжи. Сегодня подобных примеров тоже хоть отбавляй. А правда - это "Транспорт ушел" Мальвы Шалек: куча вещей, которые их владельцам уже не понадобятся. "Жилой квартал" - соты, под завязку набитые обреченными, и рельсы - в смерть, в никуда! Савелий Шлейфер из Одессы был мужественным человеком. Иначе как бы мог он создать такие дивные оптимистичные акварели в Компьене, откуда отправлен был в Освенцим, где и погиб.

В Освенциме был музей. Практичные немцы старались из творчества несломленных художников извлечь пользу - рисуйте, пишите. Бумага, краски и карандаши к вашим услугам! После 12-часового рабочего дня и без всяких доппайков. Благодаря музею сохранилось кое-что из того, что делали художники. Очень немногое удалось переслать в письмах узников неевреев. Были еще какие-то каналы. Например, поздравительные открытки, которые вручную делали для немцев или поляков-охранников. В них частенько были зашифрованы сообщения - холмы, солнышко, и черный состав влачится по черным рельсам. Новогодние открытки с традиционным трубочистом и магическим циферблатом часов, отстукивающих минуты жизни... Иногда люди приобщались к искусству там, в Освенциме, как Бронислав Чех, горнолыжник, чемпион Европы - а какая графика! Картины, бывало, делали по заказу. Великолепная "Ню" и марина Чеслава Ленжовского - за миску лагерной баланды. Творили под аккомпанемент выхлопов из труб крематория. Ян Комский по памяти писал импрессионистические пейзажи. "Я писал после тяжелейшей работы, - рассказывал он потом, - это давало мне силы жить и забывать, где я". Он дожил до старости и умер в 87 лет в Америке. Похоронен, как воин, на Арлингтонском кладбище.

Творчество загнанных в гетто было настоящим подвигом. Торопливые рисунки-документы, живопись. Шедевры Галины Оломучки из Варшавского гетто, Гирша Жилиса из Лодзинского гетто. Петру Гинцу было всего шестнадцать, когда ушел он в "дым". Он стал бы великим художником, коль сумел мальчишкой написать поразительный свой "Подсолнух", сверхэмоциональную акварель, солнечный цветок, в котором угадывается лагерный плац, преддверие смерти.

Одновременно с выставкой в музее проходит цикл концертов "Музыка из-за стен". 23 марта, в 3 часа дня будет исполнен "Квартет для конца времени" Оливера Мессиаена, написанный им в шталаге 8А в Силезии. Один из исполнителей - знаменитый кларнетист Ивен Шпритцер. В следующее воскресенье, 30 марта, тоже в 3 часа оркестр "Элизиум" исполнит произведения убитых в Освенциме известных в предвоенной Европе композиторов Виктора Ульмана и Павла Хааса.

Маргарита Шкляревская, Русский базар

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.