Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати


 Классик и современник


Лесков Н. Еврей в России. Каджая В. Почему евреев не любят. - М., Иерусалим: Гешарим/Мосты культуры, 2003 - 176 с.

Эта книга фактически посвящена разбору первого тома пресловутого сочинения А.И. Солженицины "200 лет вместе", несмотря на то, что первый из ее авторов скончался задолгодо рождения Александра Исаевича. Открывающая книгу работа известного русского писателя Н.Лескова (1831-1895) была написана им для так называемой комиссии Палена, исследовавшей в 1881 году "еврейский вопрос" на предмет его разрешения.

По мнению автора предисловия и сопроводительной статьи, известного журналиста В.Каджая, она не только сохраняет актуальность, но и, более того, является своеобразной рецензией на "200 лет вместе", опровергающей многие мифы, собранные в этом сочинении.

Интересно, что сам Солженицын предпочел не пользоваться данными этой уникальной работы (Лесков писал не столько по чужим книгам и статьям, сколько по личным впечатлениям), единственный раз, позаимствовав у Лескова кусочек фразы, который должен был бы свидетельствовать в пользу тезиса Александра Исаевича о нежелании евреев становится земледельцами и заниматься производительным трудом. Впрочем, при воспроизведении этого отрывка полностью, выясняется, что речь идет об элементарном передергивании - автор "Еврея в России" говорит лишь о том, что евреям, как народу, столетиями не занимавшемуся земледелием действительно трудно вновь освоить это вновь, тем более без поддержки со стороны государства.

В своей небольшой работе Николай Лесков рассматривает практически все ходовые обвинения против евреев того времени (многие из которых, заметим, до сих пор кочуют по страницам разного рода погромной литературы). Опровергая тезис об опасности евреев для христианской веры Н.Лесков в самом начале своей работы напоминает, что именно российские евреи написали знаменитые "Библейские письма", которые смогли остановить безудержную критику Библии со стороны Вольтера.

Еще один миф - безудержная эксплуатация евреями местного населения, или его спаивание, которые де и мешают допустить их во внутренние губернии России. Автор "Еврея в России" в связи с этим напоминает, что в губерниях "черты оседлости" живут такие же православные христиане, как и во внутренней России. Однако же украинские деревни почему-то оказываются богаче российских, при всей пресловутой еврейской "эксплуатации". И при этом украинцы почитают в качестве обманщиков именно "московитов", а не евреев. Кроме того, писатель напоминает, что в 1840-е, когда евреи-ремесленники в поисках заработка хлынули в Россию, мелкие и средние помещики и жители небольших городков с радостью приняли этих умелых мастеров. Против же допущения евреев в деревни восстали прежде всего кулаки и мироеды, которые почуяли неожиданных конкурентов.

Говоря о массовом пьянстве или, как он его называет, "распойстве" Лесков напоминает, что цифры этого позорного явления много выше в тех губерниях, где евреев нет вообще. А происхождение этого позорного обвинения видится ему так: "Перенос обвинений в народном распойстве приходится на самое последнее время, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможность возложить на кого-либо вину за свою историческую ошибку. Евреи оказались удобны: на них и так уже возложено много обвинений, почему бы не возложить еще одно, новое?"

Далее в "Еврее в России" подробнейшим образом разбираются правительственные попытки осчастливить евреев насильственным путем и показывается их несостоятельность. К примеру, Николай I и его министры употребили массу сил на борьбу с традиционной еврейской одеждой, которая после начала реформ Александра II постепенно исчезла у основной массы евреев сама собою. Евреи не хотели отдавать детей в гимназии при Николае I, но не по упрямству или реакционности, а лишь потому, что после окончания гимназии еврейский юноша мог получить лишь медицинское образование, но ведь не все же люди рождаются медиками.

Говоря же о путях разрешения "еврейского вопроса" Лесков считает оптимальным лишь один из них - предоставление евреям полного гражданского равноправия и уничтожение всех существующих ограничений - территориальных, профессиональных и пр.

Эссе В.Каджая "Почему евреев не любят" посвящено в основном разбору первого тома книги Солженицына "200 лет вместе". На ряде примеров автор доказывает, что А.Солженицын всеми силами, не останавливаясь перед умолчаниями (например, практически не упоминаются "дело Бейлиса" или процесс создания "Протоколов сионских мудрецов") или заведомыми подтасовками стремится протащить мысль о виновности еврейского народа перед русским и о том, что именно евреи, недовольные незначительными притеснениями и стали движущей силой революционного движения, которое уничтожило ту Россию, которую Александр Исаевич видит исключительно в сусальных тонах.

Семен Чарный, sem40.ru


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив