Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Нацистское прошлое французских железных дорог.

Прошло шестьдесят лет с того дня, когда родители Курта были арестованы и депортированы из оккупированной немцами Франции. Сегодня Курту Вернеру Шехтеру (Kurt Werner Schaechter) 82 года. Он родился в Австрии, но живет во Франции и теперь обращается в суд с требованием к Национальной железнодорожной компании Франции - признать свою ответственность и публично выразить раскаяние за то, что они увозили евреев в нацистские лагеря смерти.

"То, что я делаю - больше, чем просто дань прошлому", - говорит г-н Шехтер. "Память - вот что отличает нас от животных. Человечество не имеет право забывать свою историю".

Он хочет добиться хотя бы 1 Евро символической компенсации от Национальной железнодорожной службы Франции, так называемой S.N.C.F. Пожилой человек надеется, что суд потребует от S.N.C.F. признаться в том, что при активном участии этой железнодорожной компании из Франции в 1942-44 гг. было выслано в общей сложности около 76.000 евреев. Все они были отправлены в лагеря смерти, из них выжило только 2.500 человек.

Иск восьмидесятидвухлетнего Курта Шехтера был рассмотрен в французском суде. В выступлении защитника интересов французской компании Ива Будело (Yves Baudelot) прозвучало заявление о том, что, согласно закону о 10-ти летнем сроке давности, это уголовное дело должно быть прекращено. Но Джозеф Рубаш (Joseph Roubache), адвокат г-на Шехтера, возразил, что закон о сроке давности не распространяется на преступления против человечности. К тому же, добавил правозащитник, информация по ключевым моментам дела стала известна как раз в последнее десятилетие, не раньшe, а значит, возможность начать этот процесс появилась именно в наши дни, когда стало можно подкреплять устные заявления письменными официальными свидетельствами. Судебное разбирательство продолжается, и ожидается, что решение будет вынесено, как 14 мая сего года.

Курт Шехтер, в прошлом - продавец музыкальных инструментов, в 1991 году обратился во Французский национальный архив города Тулузы в поисках сведений о своих родителях, которые погибли от рук нацистов. Его повергли в шок обнаруженные свидетельства об активном пособничестве Франции нацистам. Тогда он, в обход всех правил, выносил документы, снимал с них копии, а затем возвращал в Архив. Он потратил 9 месяцев, сделав за это время копии более 12 тыс. документов.

Среди этих документов было письмо S.N.C.F. от 12 августа 1944 г., то есть написанное спустя 9 недель после высадки нацистских войск в Нормандии. В письме, адресованном правлению района Верхней Гаронны (южная Франция), была запрошена сумма в размере 200 тыс. французских франков в качестве оплаты за перевозку арестованных евреев из концентрационных лагерей к германской границе. Кроме того, в письме содержалось предупреждение о взыскании процентов в случае если оплата не будет осуществлена своевременно.

Это всего лишь один из мириада документов, при помощи которых уже достаточно долго и на сегодняшний день, к сожалению, безуспешно, пожилой Шехтер пытается заставить Францию открыть свои архивы военного времени, многие из которых до сих пор запечатаны. В начале 1990-х, когда г-н Шехтер предал гласности первые из найденных им давно забытых документов, французские историки строго осуждали его за нарушение правил секретности архивов, а представители средств массовой информации просто игнорировали его открытия, либо отмахивались от него как от чудака. Не смотря на !это, упомянутое письмо S.N.C.F. побудило железнодорожную компанию заняться исследованием собственных деяний во время Второй Мировой Войны и пригласить специалиста-историка Кристиана Башелье (Christian Bachelier). Отчет г-на Башелье был обнародован в 2000 году.

В период с 27 марта 1942 г. по 31 июля 1944 г. на восток было отконвоировано 77 железнодорожных колонн, в которых были высланы 76 тысяч евреев, что подтверждается в найденном архиве. Правозащитник, выступающий на стороне Шехтера, смог обнаружить документы, говорящие о судьбе родителей Курта. Его отец, Эмиль Шехтер, оказался 4 марта 1943 г. в колонне N50. Его доставили в Польшу, в Собибор, где сразу же убили. Мать г-на Шехтера, Маргарита Шехтер (Margarethe Schaechter), была отправлена конвоем N75 30 мая 1944 в Аушвиц, где была вскоре задушена в газовой камере.

В секретных документах сообщалось, что в середине 1942 года в Виши состоялось несколько совещаний в штаб-квартире примкнувшего к нацистам маршала Петэна (Petain). На этих совещаниях руководители Национальной железнодорожной компании Франции детально готовили депортацию евреев из тех районов южной Франции, которые все еще назывались "свободными зонами" и управлялись из Виши, а не немецкими оккупантами.

Французская железнодорожная компания хотела скрыть, что именно перевозится в ее составах. В найденных документах для шифровки содержания перевозок применялся код - IAPT - аббревиатура от французских слов, обозначающих евреев, немцев, поляков и жителей Чехословакии. Кроме того, этим колоннам категорически запрещалось останавливаться на центральных вокзалах городов Марселя, Авиньона и Тулузы, так как там их продвижение могло быть замедленно квакерами (христианскими религиозными пацифистами - прим. перев.) или другими группами, которые давали еду и питье узникам.

Среди секретных документов обнаружено письменное свидетельство того, что именно французская железнодорожная компания была обязана закрывать и запирать двери вагонов с узниками, а ведь именно это было одной из основных причин гибели узников от удушья. Также руководство компании выражало особую обеспокоенность в пунктуальности выполнения этих перевозок. В архивных документах отмечается, что это было очень сложно из-за изменений инструкций, которые вносили всегда в последний момент германские власти и командование города Виши.

Но до последнего времени образ французской железнодорожной компании был выигрышным, так как считалось, что она сыграла огромную роль в движении Сопротивления. Действительно, этот образ подтверждал тот факт, что 8.900 ее служащих погибли в сражениях с немецкими оккупантами, а после войны самой компании был присужден орден Почетного Легиона. Юрист, г-н Рубаш, подчеркивает, что его обвинения направлены исключительно против руководства французской железнодорожной компании, и сам он с большим уважением относится к "мученикам", принадлежавшим к числу работников компании.

Спрашивается, почему даже в наше время S.N.C.F. не в состоянии последовать примеру французских епископов, юристов и полиции, которые в последние годы попросили прощения за свои действия или же бездействие во время нацистской оккупации? В 1995 году президент Жак Ширак впервые самолично признал, что "преступное безрассудство нашло поддержку у французов и французского правительства".

Однако, если говорить о S.N.C.F., г-н Будело утверждает, что ее роль в перевозке депортируемых узников была широко известна во время и после войны. К тому же, как он отметил, по конвенции о перемирии, подписанной в 1940 году Германией и Францией, S.N.C.F. была обязана передать все свое имущество и технику в распоряжение оккупационных войск.

В 2000 году в Америке был возбужден групповой иск против S.N.C.F. В нью-йоркском окружном суде истцами предстали десять американцев, чьи семьи были высланы из Франции, и еще трое истцов представляли интересы около трехсот человек. Эта группа людей обвиняла S.N.C.F. в преступлениях против человечества и требовала возмещения убытков...

Но, не смотря ни на что, в ноябре 2001 года, федеральный суд разрешил S.N.C.F. подать ходатайство, где говориться о возможном отклонении дела, так как в нем затрагивается иммунитет суверенного государства. Прошлым летом истцы апеллировали к постановлению суда и слушание было перенесено на октябрь. Все с нетерпением ждут решение по апелляции...

Алан Райдинг (перевод Марии Злотник), The New York Times

  • 31-03-2003, 17:54
  • Просмотров: 21192
  • Комментариев: 16777215
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

 

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список