Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати

 Спастись от Холокоста, чтобы столкнуться с ним в море

24 февраля 1942 года в Черном море затонуло судно, на котором находились бежавшие из Румынии еврейские беженцы. Из почти 800 человек, надеявшихся добраться до Палестины, выжил только один человек, 19-летний Давид Столяр. Корабль назывался "Струма", и его трагическая история стала темой книги Дугласа Франца и Кэтрин Коллинз "Смерть в Черном море: нерассказанная история "Струмы" и Холокост Второй мировой войны на море".

Хотя сегодня эта история уже практически забыта, трагедия "Струмы" стала одним из самых страшных случаев гибели мирных граждан на море в военное время. После гибели судна сионисты стали обвинять Британию в том, что она отказала судну как во въезде в Палестину, так и в предоставлении временного убежища в Британской колонии. Но, как проясняют Франц (бывший редактор и корреспондент газеты The New York Times) и Коллинз (журналистка в Турции), ответственность за гибель судна несут также Турция, хладнокровно отправившая корабль с неисправным двигателем в открытое море, и Советский Союз, выпустивший по "Струме" торпеду.

И, конечно же, история разворачивается на фоне страшной войны против евреев в Европе. Билеты на "Струму" поступили в продажу 3 сентября 1941 года, в день, когда нацисты начали свои эксперименты с газовыми камерами в Аушвице. В Румынии "Железная гвардия" начала уничтожение евреев еще до того, как страна вступила в войну на стороне немцев.

Авторы книги предлагают читателям ознакомиться со страшными особенностями Холокоста в Румынии - в стране, которая во время Первой мировой войны переходила на другую сторону три раза, и получившая хорошие барыши от России, Венгрии и Австрии за то, что закончила войну на стороне союзников.

После этого в Румынии (она была последней европейской страной, разрешившей евреям получать гражданство) резко увеличилась численность еврейского населения. В высшей степени показательно, что из 750 тысяч румынских евреев в войне выжила лишь половина. Еще более показательным является факт, что более ранние акты насилия в Румынии превосходят по своей жестокости даже общую бесчеловечность Холокоста: во время погрома в Будапеште в начале 1941 года евреев заставляли ползти через скотобойню, где их убивали как скот, обезглавливали и ставили штамп "годится для употребления в пищу".

Степень жестокости румын объясняет желание евреев бежать из страны, пусть даже с риском для жизни, пусть даже на плохо оборудованных и переполненных кораблях. В основном на "Струме", дунайской барже для перевозки скота, находились богатые евреи, у которых были деньги на дорогие билеты, и молодые люди из "Бетар", правой сионистской молодежной группы, помогавшей в организации нелегальной иммиграции.

Франц и Коллинз рассказывают о многих факторах, что справедливо. Ведь для того, чтобы помочь читателю понять все причины, которые привели к гибели "Струмы", им нужно было рассказать не только об условиях в Румынии в то время, но и о предыдущих попытках перевозки беженцев в Палестину. Они подробно пишут об отношении к этой проблеме Британии, которая в 1939 году выпустила "Белый документ", аннулировавший декларацию, обещавшую евреям Палестину.

Именно по требованию Британии Турция, которая отбуксировала "Струму" в Стамбул, после того, как у нее отказал двигатель, не разрешила судну покинуть порт. Пока британцы обсуждали судьбу "Струмы", Турция, придерживавшаяся нейтральной позиции в страхе рассердить немцев или британцев, держало судно в порту. Авторам удалось уловить прагматизм, антисемитизм, опасения испортить репутацию и редкие проблески гуманных чувств, сопутствовавшие тем дебатам.

Решение позволить детям, находившимся на "Струме", въехать в Палестину, было принято слишком поздно. Турки не разрешали детям (их было около ста) временно сойти с судна на их территорию, британцы же не желали искать другое судно и к тому времени, как они пришли к согласию, турки, - следуя более раннему предложению британцев, - отправили судно в дрейф. А затем советская подводная лодка, - следуя сталинскому приказу топить все корабли в Черном море, - выпустила по "Струме" торпеду, несмотря на очевидность того, что этот корабль не был военным.

Хотя с самого затонувшего судна выжил только один человек, были и другие плывшие на нем, кто мог бы свидетельствовать об этом случае. Пока судно стояло в турецком доке, у одной женщины произошел выкидыш, и ей разрешили лечь в больницу. Кроме того, были спасены еще девять человек благодаря совместным усилиям американцев в Стамбуле, Еврейскому агентству в Палестине и бизнесмену Симону Броду, активно занимавшемуся оказанием помощи беженцам.

Авторы книги прекрасно справились с задачей воссоздания не только фрагментов той трагедии, но и чувства гуманности, как пассажиров, так и тех немногих, кто протянул им руку помощи.

Весьма полезным, хотя и менее эффектным дополнением к общему повествованию является рассказ о молодом британском ныряльщике Греге Бакстоне, чьи бабушка и дедушка погибли на "Струме". Он задался целью найти и исследовать затонувшее судно и в процессе поисков открыл для себя связь с прошлым.

Дуглас Франц и Кэтрин Коллинз очень своевременно напомнили о другой стороне Холокоста. К тому моменту, как читатель дойдет до приложения, в котором перечисляются имена и возраст пассажиров, он будет охвачен печалью и гневом и будет ясно видеть тех мужчин, женщин и детей, которые стали жертвами убийства и хладнокровного равнодушия. Джонатан Розен (перевод Светланы Шкуратовой, sem40.ru)

The New York Times


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.