Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Антисемитизм: проблема прежде всего не полицейская, а медицинская

- Как вы полагаете, евреи принципиально отличаются от других национальных сообществ?

- Давайте вспомним Сталина. Он рассматривал критерии, которые, по его мнению, позволяют народу называться народом: единство территории, экономики, языка, психического склада. Понятно, что евреи ни одному из этих критериев не соответствовали. В силу этого Сталин делал вполне логичный вывод, что евреи - вообще не народ. Нацисты исходили из того, что еврейство - раса.

- Нельзя сказать, что они играли на научном поле.

- При чем тут наука?! Они верили в расу, верили в кровь.

- В России у них есть впечатлительные последователи.

- Это такая социальная психопатология. Разумеется, и индивидуальная тоже. Вообще, когда речь идет об антисемитизме, надо отчетливо понимать, что это прежде всего врачебная проблема. Вроде бешенства. В экстремальных случаях, возможно, без полиции не обойтись, но все-таки главным образом тут показана помощь не полицейская, а медицинская. Кстати, нацисты тратили на расовые исследования большие деньги. И все-таки специфические расовые особенности евреев обнаружить так и не удалось. Сошлись на том, что евреи - расовая смесь.

- А знаменитый еврейский нос - излюбленный атрибут антисемитской карикатуры?

- Послушайте, вот вы ходите по Иерусалиму - много вы таких носов видали? Я - нет. Я допускаю, что если вы займетесь поиском, то в конце концов вам удастся обнаружить десяток таких носов, но, боюсь, что все они скорей всего будут украшать арабские лица.

В течение многих веков еврейство существовало как религиозная община, поэтому результаты нацистской экспертизы были вполне предсказуемы.

- Вы говорите: религиозная община. Но сейчас-то ситуация коренным образом изменилась: большинство евреев либо не имеют ничего общего с иудаизмом либо сохранили с ним более чем условные связи.

- Это верно. Если религиозное определение евреев в прошлом было адекватно, то сейчас это действительно не так. Но ведь и еврейская религиозная община имеет характер достаточно специфический: человек может родиться евреем, но не может родиться христианином: необходимое условие вхождения в христианскую общину - крещение.

- А как же обрезание?

- Тут причина и следствие меняются местами. Обрезание делается вовсе не для того, чтобы ввести мальчика в еврейство - напротив, оно делается потому, что он еврей. И если он в силу неудачных биографических обстоятельств обрезан не будет, то все равно останется евреем.

Я бы предложил такое качественное определение еврейства, даже не определение, а аналогию: еврейство - это семья. Такая аналогия позволяет понять многие вещи. Человек становится евреем, поскольку он родился именно в этой, а не в какой-то иной семье. И в соответствии с еврейским подходом, этот факт ни при каких обстоятельствах не отменяем: как бы себя ни вел человек, чтобы он ни делал, он все равно остается членом семьи. Для человека естественно жить в традициях своей семьи, ее интересами. Но пусть это не так. В конце концов он может сказать: эта семья мне не нравится. Он может сказать: я не люблю своего отца. Он даже может сказать: у меня вообще не было отца. Что ж, это его проблемы, но это все-таки никак не влияет на принципиальный факт его семейной принадлежности.

- Хорошо, но в чем тут специфика? Разве русские, немцы, французы не могут сказать о себе то же самое?

- Специфика заключается в том, что русским нужно непременно родиться - нельзя сделаться русским по собственному желанию. Но евреем можно стать, приняв иудаизм. Многие выдающиеся личности в иудаизме были прозелитами или потомками прозелитов.

- И как же это обстоятельство вписывается в изложенную вами семейную концепцию?

- Очень просто. Принявшие иудаизм рассматриваются как приемные дети, обладающие теми же самыми семейными правами. У меня много таких знакомых, в числе прочих, китаянка и сицилийский герцог. Молясь, они, как и я, называют Авраама и Сарру отцом и матерью. И это естественно: ведь они вошли в нашу семью.

- А если бы они захотели вернуться в первозданное состояние?

- С еврейской точки зрения, это невозможно. Теперь у них тот же статус, что и у природных евреев.

- То есть в еврейство можно войти, но из него нельзя выйти?

- Именно.

- Даже если человек принимает другую религию?

- По-моему, я уже ответил. Сын может делать совершенно непозволительные, с точки зрения семейной морали, вещи - все равно он остается сыном: плохим, непутевым, заблуждающимся, но сыном.

- Ну хорошо, а как же тогда израильское законодательство? Поправка к Закону о возвращении содержит ограничения относительно лиц, принявших иную религию.

- Мы с вами вообще-то о чем говорим: об иудаизме или об израильском законодательстве? Вам известно, что оно не определяется еврейским религиозным правом? Кроме того, Закон о возвращении вообще не содержит национальной дефиниции - он просто говорит о том, кто имеет право на "возвращение", причем, согласно этому закону, этим правом наделяются и некоторые категории неевреев.

- Вы не могли бы объяснить, почему еврейское религиозное право определяет еврейство по матери, а не по отцу?

- Проблема, о которой вы говорите, - это проблема смешанных браков, но в иудаизме нет института смешанных браков. Поэтому в данном случае действует не религиозное, а естественное право, согласно которому дитя всегда принадлежит матери.

Михаил Горелик, "Беседы с раввином Адином Штейнзальцем"

  • 15-04-2003, 14:42
  • Просмотров: 319
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список