Борис Березовский: "Православие - это религия, а еврей - это национальность"

Олигарх явно переоценивает незримость своего присутствия в российской политике

После скандального интервью газете "Завтра" Борис Березовский был исключен из рядов партии "Либеральная Россия". Сергей Юшенков уже рассказывал на страницах "МН" (N 39, от 8 - 14 октября) о причинах исключения олигарха. Через неделю после "чистки" Березовского партия "Либеральная Россия" была зарегистрирована Минюстом, в чем ей было ранее отказано. На этот раз мы предоставляем слово для объяснений самому Борису Березовскому. С ним встретился наш лондонский корреспондент Ефим Барбан.

- Что побудило вас дать интервью Александру Проханову, числившемуся среди ваших непримиримых врагов?

- Побудительный мотив очень простой: я получил возможность говорить с той аудиторией, с которой никогда не имел возможности говорить напрямую. Газета "Завтра" выражает мнения вполне определенной части российского общества, которую нередко именуют "национально ориентированной" и которая выдвигает лозунг "Россия для русских". Эти люди придают слову "патриот", которым они себя называют, национальный оттенок, называя себя национал-патриотами. Я получил возможность рассказать им о своей позиции и показать ее отличие от их убеждений. Но мне хотелось также сказать им, что между нашими представлениями о том, что происходит в России, существуют не только различия, но и общие места, в которых мы не противоречим друг другу. Ничего нового по сравнению с моими прежними высказываниями я не сказал в этом интервью. Возможно, в более концентрированной форме я повторил то, что не раз говорил и писал раньше, - к примеру, в "Манифесте российского либерализма", где абсолютно отчетливо прописана патриотическая идея. Там я говорю о необходимости "перекрестить" патриотов-державников в патриотов-либералов, что стало бы залогом успешного политического развития России. Главное их различие в том, что патриоты-державники исповедуют приоритет государства над личностью, а патриоты-либералы - приоритет личности над государством. Думаю, что столь громкий резонанс в российском обществе это интервью получило по одной простой причине: в обществе давно назрела необходимость обсудить затронутые в нем проблемы, оно хочет и стремится их обсуждать, ему это интересно. Конечно, этот интерес подогревался еще и необычностью самого диалога, который велся из диаметрально противоположных политических углов. Однако эта "странность" лишь усиливала интерес к затронутой в интервью теме - к обсуждению настоящего и будущего России.

- Но не вызван ли был этот диалог определенными изменениями ваших убеждений?

- Мои политические убеждения никак не изменились. Более того, они абсолютно последовательны: начиная с 1995 года, когда я принял решение поддержать Ельцина, и по сравнению с 1999 годом - когда я решил остановить Примакова и Лужкова и поддержать Путина. Другое дело, что, в отличие от меня, действия сегодняшней российской власти отличаются непоследовательностью по сравнению с курсом предыдущего режима. Я определял цель выборов 99-го года как обеспечение преемственности верховной власти в России, то есть как обеспечение того курса, который проводил Ельцин. Сегодня же я вижу, что этот курс по существу похоронен. Все демократические реформы Ельцина постепенно сворачиваются, в частности, главная из них - ликвидация монополии государства на собственность. Сейчас власть стремится поставить бизнес под полный контроль Кремля.

- Тем не менее, существуют ли у вас какие-либо политические расхождения с партией "Либеральная Россия"?

- Партия "Либеральная Россия" еще только формируется. Если вы под партией имеете в виду ее сопредседателей, то да - у нас существенные расхождения в том, как следует выстраивать либеральную оппозицию нынешней власти. На мой взгляд, как оппозиция "Либеральная Россия" в ее нынешнем виде уже не существует. То, что произошло, - это результат прямой сделки между Юшенковым и Похмелкиным, с одной стороны, и Кремлем - с другой. Впрочем, они сами это особенно и не скрывают. Об этом свидетельствуют все факты, начиная с ускоренной регистрации партии. Меня демонстративно исключили, хотя я предлагал выйти из партии по собственному желанию. Этот жест им понадобился для демонстрации своей лояльности власти: "Мы до того лояльны, что даже выгнали его из наших рядов!" На наши расхождения повлияла и поддержка в Думе Похмелкиным закона об отмене референдума, что явилось изменой любой демократической традиции, как ее ни формулируй. Конечно, у демократии есть изъяны, особенно в нашей стране. Мне очень нравится образное высказывание покойного Александра Лебедя о демократии. Он любил говорить: "В бедной стране большинство не может быть дальновидным. Большинство живет сегодняшним днем. Нищие хотят съесть всё и сразу". Возможно, это главный изъян российской демократии. Однако Россия доказала, что демократия ей по плечу. Посмотрите, как за относительно короткий срок у нас появились миллионы независимых, самостоятельных людей, ответственных за свою и своей семьи жизни. И сопредседатели "Либеральной России" своими действиями выказывают недоверие не только демократии, но и своему собственному народу.

- Существуют ли у вас какие-либо контакты с так называемой "патриотической оппозицией", например, с КПРФ и другими левыми партиями и группировками?

- Ну конечно, существуют. До встречи с Прохановым я встречался и с другими лидерами левой оппозиции. Меня сближает с ними неприятие нынешнего режима, хотя мотивировка этого неприятия и различна.

- Сказалось ли как-то на вашей жизни за рубежом обращение российской прокуратуры к английским властям с просьбой о вашей экстрадиции?

- Вы знаете, у вас ложная информация на этот счет. Никакого требования о моей экстрадиции из России не поступало. Оно не поступало ни в Англию, где я сейчас живу, ни во Францию, где я жил до этого, ни в какую-либо другую страну. То, чем занимается прокуратура, - это абсолютный блеф и шельмование. Единственная цель всех ее акций - не пускать меня в Россию и при этом распространять слух, что Березовского якобы разыскивают международные правоохранительные организации. Зачем меня разыскивать? Я не скрываю своего местопребывания. На самом же деле российские власти прекрасно осознают возможные последствия своих просьб о моей выдаче. Прецедентом здесь для них служит случай с Гусинским, когда они получили по зубам, и они не хотят его повторения. Никаких аргументов, способных убедить западные судебные органы в моей якобы преступной деятельности, у них нет. Впрочем, и цели такой у российских властей нет. Цель одна: заставить меня не приезжать в Россию. Если они так пугаются меня, когда я нахожусь за тысячи километров от них, то трудно представить, что с ними произойдет, если я появлюсь в Москве.

- Однако в Москве возник слух, что вас якобы недавно видели в столице, и не где-нибудь, а в Государственной думе. Насколько это достоверно?

- В России живут очень образованные люди, читавшие Булгакова и верящие в разного рода мистические явления в Москве. Однако, если говорить серьезно и начистоту, то могу признаться, что за последнее время я несколько раз был в России, в том числе и на заседании последнего политсовета "Либеральной России", проходившем в Думе. Я приезжал в Москву, и меня действительно видели там, где я был.

- Мне известно, что вы обратились к британским властям за получением вида на жительство в Великобритании. Получили ли вы его?

- Пока я не получил согласия английских властей на постоянное проживание в Англии.

- В октябре в Москве прошли съезды двух конкурирующих между собой еврейских организаций - Российского еврейского союза и Федерации еврейских общин России. Говорят, что вы, будучи православным человеком, принимали непосредственное участие в создании последней организации и чуть ли не вашими стараниями Берл Лазар стал главным раввином России...

- Я не имел никакого отношения к созданию какой-либо еврейской организации в России. Однако я не вижу никакого противоречия в том, что православный человек поддерживает евреев. Православие - это религия, а еврей - это национальность. Точно так же, как еврей может стать православным, русский может стать иудеем. Будучи евреем по национальности, я, конечно же, пытаюсь помогать евреям, но эта помощь никогда не проявлялась в виде участия в создании какой-либо из многочисленных российских еврейских организаций. Никаких специальных отношений с этими организациями я сегодня не поддерживаю. Что же касается слухов о том, что главный раввин России - чуть ли не мой ставленник, то вызваны они исключительно тем прискорбным фактом, что существуют люди, которые эти слухи сочиняют и распространяют. В свое время в недрах ФСБ был разработан документ, якобы описывающий мою биографию, в котором говорилось, что отец Березовского - известный раввин, хотя мой отец был абсолютно нерелигиозным человеком и всю жизнь проработал главным инженером различных строительных трестов, а потом и сам стал проектировать строительные предприятия уже в должности главного инженера проекта в одном из московских строительных институтов. В этом качестве он и закончил свою жизнь. Хотя, если бы мой отец был раввином, я любил бы его ничуть не меньше.

- А что вас побудило принять православие и когда это произошло?

- Это произошло в апреле 1994 года, за два месяца до покушения на меня, которое трагически закончилось для моего водителя, а я чудом остался жив. Мне трудно рационально объяснить свое крещение, хотя думаю, что в огромной степени это - результат влияния русской культуры. Я пришел к этому после долгих - не один год - раздумий и считаю себя верующим христианином.

ОТ РЕДАКЦИИ:

Сопредседатель "Либеральной России" Виктор ПОХМЕЛКИН так прокомментировал утверждение Бориса Березовского о его присутствии на последнем политсовете партии:

- Да вранье это полное. Во время предыдущих заседаний политсовета Березовский хотя бы находился с нами на прямой телефонной связи. А на последнем, когда его исключали из партии, ограничился тем, что прислал факс.

Ефим БАРБАН, "Московские новости"

22.10.2002

9

 

22-10-2002, 17:19

Просмотров: 15064


 (голосов: 1)


Bookmark and Share

  • Информация


    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

 

Ещё в разделе:
Инна Чурикова