Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Наш собеседник - Евгений Бунимович

Москва в течение нескольких веков является многонациональным городом. Сейчас среди ее жителей существует около 15 диаспор, которые сформировались из народов России, бывшего СССР, а также приезжих из зарубежных стран Европы и Азии. Что они привнесли в жизнь столицы? Каково отношение к ним в обществе? Какая политика по отношению к ним проводится со стороны представителей власти? На эти вопросы отвечает депутат Московской Городской Думы Евгений Абрамович Бунимович, известный поэт, а также обладатель звания Заслуженного учителя Российской Федерации.

  • Когда впервые были созданы национальные общины?
  • Они впервые стали создаваться во время перестройки, у некоторых народов их было несколько, на неформальной основе они возникали и в доперестроечное время.

    Какие общины кажутся Вам наиболее интересными?

    Татарские, армянские, украинские, еврейские.

    Как Вы считаете, у какой из проживающих в Москве общин лучше всего укоренились национальные традиции?

    На мой взгляд, прежде всего у тех, кто придерживается католической веры (поляки, немцы, западные украинцы и т.д.). И то, в основном это те, кто приехал в Москву будучи носителем культурных традиций своего народа. Далее, наверное, следует говорить о представителях восточных диаспор: среди, живущих в Москве армян, грузин, таджиков и узбеков, я встречал мало людей, которые свои традиции сохранили.

    Каково было отношение властей к их созданию?

    Со стороны власти поддержка была, развитие отношений проходило в два этапа: сначала просто не было препятствий, например, к созданию национальных школ, театров и т.д., затем в диалог с общинами вступила московская власть. В настоящий момент создается Дом национальностей.

    Какой вклад внесли общины в развитие культуры города?

    Мультикультурность определяется не только по национальному признаку. Существуют традиционная культура и авангардная, каждая диаспора может предлагать собственные культурные проекты. Национальные проекты реализуются при проведении фестивалей, недель культуры того или иного народа, в театральных постановках. Но при этом таких проектов, которые затрагивали бы всю культурную жизнь города, в настоящее время не представлено.

    Как Вы оцениваете религиозную жизнь в Москве?

    К сожалению, среди представителей национальных диаспор встречаются люди, которые не имеют представления о религии своего народа. Этому, на мой взгляд, способствует отсутствие веротерпимости у большинства отцов современной русской православной церкви. Хотя о необходимости возрождения культурных традиций в среде народов России говорил даже Юрий Лужков в своей речи, произнесенной во время празднования Хануки.

    Считаете ли Вы искренним декларируемое им расположение к евреям?

    Да, действительно считаю, поскольку знаю Юрия Михайловича достаточно давно. Когда во время проведения еврейского праздника он надевает кипу, это, безусловно, политический жест. Но, чтобы сделать его, психологических усилий ему не требуется. Но существует серьезная проблема, связанная с враждебным отношением большинства российского общества к другим народам, прежде всего к кавказским. Сейчас заметна тенденция к усилению этой враждебности.

    Меняют ли москвичи свой менталитет под влиянием диаспор других народов?

    Меняют, но в разные стороны. В сторону фашизма тоже.

    Находите ли Вы возможным преодолеть подобного рода тенденции?

    Находил, но сейчас понимаю насколько это трудно, пока идет война в Чечне, и совершаются террористические акты. Ксенофобия, особенно по отношению к мусульманам, проявляется не только в России.

    Как Вы оцениваете культурную жизнь чеченской диаспоры?

    Им сейчас не до культуры. Конечно, в Москве проходят совместные спектакли с участием чеченских и русских студентов и школьников, проходят выставки вывезенных из Грозного произведений искусства, но кардинально отношение к представителям чеченской диаспоры, как и всю ситуацию в Чечне в целом они изменить не в силах.

    Вызывает ли политика московских властей по отношению к кавказцам неприязнь у представителей других народов?

    Такая политика - серьезный прецедент. Поэтому каждый умеющий анализировать события человек понимает, что если позволительно проводить политику дискриминации по отношению к чеченцам, то же самое может ожидать и его семью, и его самого. Под влиянием этих размышлений (когда с началом военных событий в Чечне у моего сына стали постоянно проверять паспорт) - я и опубликовал в "Общей газете" статью "У моего сына лицо кавказской национальности"

    Как Вы считаете, содействует ли мэрия адаптации приезжающих в Москву представителей других национальностей?

    Да, но добиться этого трудно, если люд: поселяются в Москве временно, например сезонные рабочие из Молдовы, Турции и т.п Хотя мэрия всегда готова пойти навстречу если достаточное количество людей заявило о необходимости создания государственной школы на том или ином языке (по крайней мере, в течение года решить такую проблему вполне возможно). Выбор типа школы с преподаванием национального компонента в виде постоянной сетки дополнительных учебных часов или просто факультативов зависит от самой общины. Тем не менее, в Москве до сих пор нет специальной школы на украинском языке - просто потому, что до последнего времени никто всерьез этот вопрос не решался поставить. В то же время у этой проблемы существует и оборотная сторона... Например, тот, кто окончил грузинскую школу, не может идти учиться дальше, так как экзамен нужно сдать только на русском языке. В Конституции записано, что любой гражданин России имеет право сдавать экзамен на языке своего народа, и во Франции существует практика сдачи экзаменов на языках народов бывших колоний. Но в условиях России гарантировать такое право невозможно по ряду причин, в том числе и экономических.

    Таким образом возникает культурная проблема преодоления языкового барьера?

    Она может возникнуть в том случае, если претензии будут выходить за рамки диаспоры. Многие проекты реализуются не в рамках того или иного языка. Так, например, при проведении татарского фестиваля "Сабантуй" постановки делаются на русском языке.

    Проводятся ли в Москве межнациональные фестивали?

    Проводятся, но они не межконфессиональные. Так, "Сабантуй" проводят представители нескольких диаспор, но связанных общей религией.

    Возможен ли в настоящее время в писательской среде феномен, подобный писателю из Абхазии Фазилю Искандеру?

    Возможен. Подобное явление сейчас можно наблюдать и в поэтической среде. Мы собираем поэтов диаспоры, пишущих по-русски. Наиболее известные существующие вне России поэтические школы - ферганская и ташкентская. Один из ее представителей, Сандар Янышев, недавно получил премию "Молодой триумф". Его собрат по перу Шамшат Абдулаев ныне живет в США и выпускает журнал "Шелковый путь".

    Можно ли причислить к этому кругу поэта Бахыта Кенджеева?

    Я говорю о тех поэтах, которые не только пишут стихи на русском языке, но и связывают свое творчество с культурой своего народа. Бахыт Кенджеев - явление русской литературы, сам он казах, но к самому Казахстану его творчество имеет мало отношения.

    Сейчас возникла новая своеобразная диаспора: это так называемые "билингвы", т.е. люди, свободно говорящие и пишущие на двух языках, в частности на русском и английском, среди них встречаются и евреи.

    Существуют ли свои издания у представителей диаспор?

    У представителей всех диаспор есть литературные альманахи, но они не достигли универсального уровня.

    То есть они не представляют современное искусство? Да, но с этой точки зрения весьма интересными мне кажутся организуемые в центре Мейерхольда Валерием Фокиным курсы стажировки режиссеров - выходцев из стран СНГ, поэтические сборники представителей народов России, которые недавно начало выпускать издательство "О.Г.И.".

    Появляются ли у проживающих в Москве представителей культурных диаспор произведения, затрагивающие проблемы межнациональных отношений?

    Такого рода произведения публикуются каждый год и получают всевозможные литературные премии, включая букер и анти-букер, но, как правило, они возникают на общероссийском литературном небосклоне, как появились в свое время "Ночевала тучка золотая" и "Кукушка" Рогожкина.

    Я благодарю Вас за согласие дать интервью нашей газете и за интересную беседу. Всего Вам самого хорошего.

    С Е.А. Бунимовичем беседовал C.А.Крапошин

    Международная Еврейская газета

    • 10-01-2003, 17:36
    • Просмотров: 1003
    • Комментариев: 0
    • Рейтинг статьи:
      • 0
       (голосов: 0)

    Информация

    Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Ещё в разделе:
    Инна Чурикова




      Друзья сайта SEM40
      наши доноры

    • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
    • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
    • 26 декабря  Efim Mokov Германия
    • 25 ноября   Mikhail German США
    • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
    • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

    смотреть полный список