Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Интервью

Версия для печати

 Аркадий Инин: "Я дарю жене только деньги"

Аркадий Инин улыбается из самой надежной крепости на свете   из дому. Дом возник, когда сорок три года назад он
женился на сокурснице, ее звали Инна, и она была самой длинноногой студенткой Харьковского политеха. С тех пор, где бы
ни находился дом, все события за забором   только повод любить его еще больше. Лелеять детей и внуков, а в перспективе
правнуков. Однако это не значит, что за забором совсем нельзя пошалить. Наоборот, будучи самыми надежными, семейные
ценности позволяют во всем прочем оставаться легким, гибким  и переменчивым. Позволяют насмешливо относиться к себе и
жизни, невзирая на прожитые годы. Кое у кого из начинающих эта возможность справедливо вызовет зависть, особенно 3 мая,
в день его рождения.

      Какими книжками, фильмами, передачами порадуете в ближайшее время?
      Если и порадую   только книжкой. Только что вышел мой том в "Антологии русской сатиры и юмора России ХХ века". В
этой серии книги Аксенова, Войновича, Горина, Искандера, Шварца, Хармса, находиться среди них   большая
честь для меня.
      Чувство юмора   это последнее, что человек должен терять на смертном одре, или в жизни есть что-то еще?
      До одра пока не добирался, но в обычной жизни, мне кажется,   да. Если уж человек теряет чувство юмора, значит, у
него ничего не осталось. То есть события достигли такого ужасного накала, что ты не можешь взглянуть на них с улыбкой.
Все, дальше бороться нет смысла.
       Насколько все на свете зависит от настроения?
       У меня почти ничего не зависит от настроения. Я обычно могу заставить себя делать то, что надо.
       Можете заставить рассмеяться человека, которому плохо?
       Это абсолютно индивидуально. Механику не знаю, иду всегда на ощупь, чаще удается, но изредка бывает, что я со
своими дурацкими шуточками только ухудшаю ситуацию. Если вижу, что достал, то огородами, огородами тихонько отползаю.
       Есть такие люди   они очень любят говорить другим гадости как бы для смеха, но страшно обижаются на любую шутку
на свой счет. Как бы вы их охарактеризовали?
       Это злобные люди.
       Над какой книжкой вы в детстве смеялись больше всего?
       Марк Твен "Укрощение велосипеда"   хохотал как ненормальный и потом детям своим читал. Еще "Трое в лодке"
Дж.К.Джерома, в особенности история дядюшки Поджера, который вешал картину.
       Ваш образ жизни? Какие в ближайшее время предстоят поездки, выступления, сочинительство?
       Предстоит юбилейный вечер, когда каждый раз говоришь себе: "Да не надо ничего устраивать",   но боишься, что
друзья скажут "зажал", поэтому делаешь. В конце мая будет фестиваль театральных капустников "Веселая коза" в Нижнем
Новгороде, а потом наш любимый "Кинотавр".
       Присутствуя нынче на великосветских тусовках, от чего вы получаете наибольшее удовольствие?
       От фуршета, если он удался.
       Когда вы только родились, в каком доме жили? Был там водопровод, канализация?
       Не знаю. Я вообще помню, дай бог, последние пять лет жизни, а лучше всего   сегодня с утра. Прежде всего,
конечно, был барак   война, эвакуация и город Чебоксары. Потом мы вернулись в Харьков и жили у бабушки с дедушкой в
частном доме. Понятия не имею, был ли там водопровод. Потом маме дали комнату в коммуналке с соседями, там уже все было.
Мама работала инженером в гальваническом цехе.
       А папа?
       Папа погиб на войне в октябре 41-го, под Черниговом. Я его, честно, не помню, хотя мне было три года. У меня
вообще все смутно начинается с того, что я в эвакуации потерялся в пурге. Почему потерялся, куда шел   бог весть. Но
помню, что я в сугробе, метет пурга, и люди кругом с фонарями ищут, ищут+
       Когда провинциальный еврейский мальчик впервые столкнулся с антисемитизмом, к каким выводам пришел?
       Ни к каким. Я никогда в жизни с ним не сталкивался. Нет, я знаю, что он существует, что каких-то людей по пятому
пункту не принимали в институт, не брали на секретные заводы   это я слышал все время, но самого бог миловал. Я считаю
себя абсолютно русским человеком по всем статьям.
       А как появилась на свет ваша первая литературная строчка?
       Я никогда не мечтал быть писателем. Нормально закончил школу, мама сказала: "Иди в политехнический"   я пошел, у
меня не было никаких литературных амбиций   даже в стенгазету не писал. Но когда послали на кукурузу, устроился в
агитбригаду, сказал, что буду конферансье, и мы в каждом колхозе сочиняли куплеты на злобу дня про конюхов и
комбайнеров. Было мне тогда лет двадцать. По возвращении в институт агитбригада не распалась, а превратилась в
студенческий театр. Придумывали капустники, нас звали на местное телевидение, вот тогда я и стал записывать сочиненные
сценки. Начали получаться юмористические рассказы, которые я носил в харьковские газеты. Публикуюсь, значит, лет с
двадцати пяти.
       Я пару раз слышала, как вы поете, а в одном интервью вы сказали, что можете влюбиться только в девушку, которая
поет застольные песни. Сложись обстоятельства иначе, может, мы бы имели сегодня в вашем лице второго Лещенко
или Кобзона?
       Нет, во-первых, девушка может и не петь совершенно, но если она однажды затянет "В лесу родилась елочка" и
сфальшивит   считай, она меня навеки потеряла. Хотя это, конечно, глупость. А во-вторых, из меня бы тоже никакого певца
не вышло. Вот инженера вы могли бы иметь в моем лице   я восемь лет работал, был уже групповод, меня повышали и зарплату
повышали.
        Как же так получилось, что вы вдруг уехали из Харькова и отправились покорять Москву?
       Да не покорял я ее, я абсолютно не амбициозен. Но я человек ответственный и, работая в проектном институте, а
потом параллельно печатаясь, однажды обнаружил, что зарабатываю литературой деньги, уже сопоставимые с инженерной
зарплатой. Надо было понять, писать диссертацию или углубиться в литературный процесс. На харьковском уровне это было
невозможно, сказать правду могли только в Москве. Я знал всего два места, где учат на писателя,   Литинститут и ВГИК.
Собрал свои телесценарии, юморески и под копирку два экземпляра отправил. Был уверен, что в ответ получу страниц десять
разбора, совершенно честно ждал серьезного отношения, хотя мог бы уже не быть таким идиотом в свои двадцать восемь лет.
Получил две маленькие бумажки. Из Литинститута: "Вы не прошли творческий конкурс", из ВГИКа: "Вы прошли творческий
конкурс и допущены к экзаменам". Я, естественно, первую бумажку спрятал, а вторую стал всем показывать.
       И поехали сдавать экзамены?
       Никуда я ехать не собирался. Просто мой давний друг Валера Харченко, который сам хотел на режиссуру к Герасимову,
сказал: "Ну все, складывай вещи". Я ему: "Ты с ума сошел? У меня жена, ребенок". А он: "Да это один шанс в жизни,
другого не будет!" Короче, взял меня за шкирку и привез в Москву. И вот два никому не известных гэкающих провинциала,
один из которых к тому же еще еврей, без всякого блата с первого раза поступили во ВГИК. А вы все говорите про "деток",
про "только для своих"+
       Вам крупно повезло.
        Можно и так считать. Теперь я уже сам шестнадцать лет преподаю и понимаю, как "серьезно" все это бывает. У моего
рецензента из Литинститута, возможно, болел живот или девушка ему в тот день отказала, или, наоборот, он был нормальный
и правильно решил, что у меня дурацкие тексты. А рецензенту из ВГИКа, может быть, девушка сказала "да", у него перестал
болеть зуб и было чудное настроение   вот и мои сочинения пришлись ему по душе.
       С какими проблемами в 70-е годы сталкивался начинающий сценарист?
       Ни с какими, кроме творческих. Наш опыт не имеет никакого отношения к нынешним начинающим, потому что мы жили в
прекрасной советской стране.
       Но как-то же надо было себя вести?
       Так же, как и везде. Если ты работаешь на стройке, тоже не надо хамить начальнику или быть некорректным со своими
коллегами. А все разговоры, что можно протолкнуть дурацкий сценарий, на мой взгляд, беспочвенны. При любых связях
максимум, что можно было пробить,   это договор и аванс. Но дальше наступал момент запуска, а режиссер не идиот брать и
ставить дерьмо. Другое дело, что молодым всегда трудно пробиваться, будь они хирурги или шоферы.
       Так что с вами произошло?
       В наши времена, как правило, молодые сценаристы шли на так называемую работу неграми. Мы уезжали в
среднеазиатские республики, где писали за местных классиков. Они были очень мудрыми, кстати, настоящими аксакалами, но
не владели русским языком и профессией кинодраматурга. Иногда соавторство было анонимное   только через бухгалтерию, без
упоминания фамилии,   но чаще также в титрах, что для нас было не менее важно, чем деньги. Мы уже могли сказать: "А вот
у меня картина+ И вот еще картина+" Пройдя этот совсем не бесполезный этап, поскольку азы профессии в Голливуде надо
осваивать так же, как в Душанбе, мы перебирались из Азии в Европу   в Белоруссию, Молдавию, на Свердловскую студию   и,
наконец, кому повезло   на "Мосфильм" и "Ленфильм". Весь этот путь я прошел и ни одного дня об этом не жалею. Это были
прекрасные времена, края, друзья, которые остались до сих пор, и опыт, опыт, опыт+
       Почему вы не вступили в партию?
       А кто тебе сказал, что не вступил? Вступил практически перед ее закрытием, но это долгая история.
       Я потерплю.
       Парторгом Союза кинематографистов был когда-то замечательный человек Павел Дмитриевич Котов   полковник, бывший
летчик, фронтовик. Почему-то особенно он полюбил меня и Витю Мережко. Все время звал нас в партию, а мы, естественно,
отказывались. Я по привычке твердил, что не готов, не созрел, а Витя придумал хорошую отмазку. Он обнимал парторга и
говорил: "Понимаете, Павел Дмитриевич, вот если бы в партии все были такие же коммунисты, как вы, мы бы, не задумываясь,
вступили. Но вы посмотрите, столько там сволочи+" И тот таял, просто расплывался, хотя и отвечал: "Ну, Вить, там тоже
есть порядочные люди". А потом на место покойного Павла Дмитриевича пришел уже не такой простодушный Иван Дмитриевич, и
я прокололся на природном чувстве юмора. Новый парторг заперся со мной в кабинете и сказал проникновенно: "В Грузии,
чтобы вступить, дают десять тысяч рублей. Тебя я приму бесплатно". Я рассмеялся и сдался.
       Какой сценарий сделал вам имя?
       У меня не было такого, чтобы на всю страну прогремел. Я думаю, совокупность картин, которые сняли Юрий Егоров и
Самсон Самсонов: "Однажды 20 лет спустя", "Одиноким предоставляется общежитие", "Отцы и деды"   вот они меня каким-то
образом утвердили в профессии.
        Когда-то после двух фильмов с Гундаревой вы обещали написать для нее еще один сценарий, чтобы закончить
трилогию. Этого уже никогда не будет?
       Нет, я по-прежнему мечтаю. И Наташа мне тоже при встречах напоминает: "Ну хорошо, а где Любовь?". Имеется в виду,
что наших прежних героинь звали Верой и Надеждой.
       К началу 80-х пришла настоящая популярность, и у вас в 40 лет родился второй сын. Вы можете сказать: "Да, тогда я
был чертовски счастлив"?
       Я всегда "чертовски счастлив". Сейчас тоже. Я счастлив тем, что есть работа, что дети здоровы, внук   умница...
        Вы когда-нибудь объяснялись в любви своей жене?
       Да, когда мы встречались, конечно. Я и сейчас могу сказать ей "я тебя люблю", вполне.
       Что вы подарили ей в последний день рождения?
       Я теперь дарю только деньги. Когда были времена дефицита, я дарил вещи, это было некой доблестью   достать
кофточку, духи, туфли. Выбора не было, все было в радость. А теперь я не могу угадать, что ей больше по вкусу, что ей
нужно. Но в любом случае с деньгами приношу и цветы.
       Когда в последний раз в вашей квартире был ремонт?
       Тут я не образец. Всю жизнь борюсь с ненужными телодвижениями, в частности, с зарядкой и ремонтом. Если не течет
крыша и не дует, а просто оборвались обои   ничего страшного. Ну оборвались и оборвались. Конечно, это не имеет ничего
общего со взглядами жены, которая периодически порывается что-то делать. Но в одиночку это ей тяжело   она у меня не
вулканическая женщина, и за 27 лет проживания в нашей квартире побелка потолков и переклейка обоев случались три-четыре
раза, а капремонта не было никогда.
        Почему из всех возможностей, даваемых успехом, вы в основном всегда пользовались одной   попутешествовать по
миру?
       Я так устроен. Тратил на это все заработанные деньги, и объездили мы стран, наверно, пятьдесят-шестьдесят. Нет,
не могу сказать, в какой мне уютней. Я вообще человек неприхотливый   где ни положи, там и засыпаю. Везде гостиница,
кондиционер и т.д. Но интереснее мне в странах экзотических. Поэтому даже в советские времена мне было легко попадать в
турпоездки от Союза кинематографистов. То, на что я претендовал, не пересекалось с тем, на что претендовало большинство.
Все рвались в Рим, Париж, Лондон, а я просился в Индию, Монголию, Вьетнам. На меня смотрели, как на недоразвитого, но
ведь Индия   это другая планета, а Париж   почти та же Москва, только больше шмоток и еды в магазинах. Ну там Эйфелева
башня, а у нас Красная площадь. По-настоящему интересны мне другие планеты. Никто в Непал не хотел ехать, а я залез на
крышу мира, стоял и балдел.
       Почему тогда вы не писали приключенческие сценарии, а сочиняли обычно только про дом и семью?
       Я пишу про людей, которых знаю. Недели в Непале недостаточно, чтобы писать про непальцев и непалок.
       Кто был для вас авторитетом в детстве и можете ли вы назвать живого человека, которого сегодня ставите над собой?
       В детстве не было и сейчас нет авторитетов, если под этим понимать, как у Маяковского, сделать бы жизнь с кого. Я
многих уважаю, некоторыми даже восхищаюсь, но никого не ставлю над собой как образец для подражания.
        В одном телешоу вы недавно сказали, что нравственность в наше время мешает жить. В какое время она не мешала?
       Да, нравственность действительно мешает делать карьеру, заниматься бизнесом, вообще достигать экономических и
служебных высот. В этом смысле мешала всегда.
       Зачем же тогда не нужно делать подлостей, с какой такой стати?
       Потому что это подло.
       Веселый человек Ширвиндт однажды ответил мне на вопрос: "За что вам больше всего в жизни стыдно?"   "За
излишнюю трусость. Очень часто дрейфил, когда еще можно было подождать". Вы тоже веселый человек+
       Если говорить о том, за что стыдно, то это совпадает с Шурой. Только он придает стыду политический смысл, вроде
того, что кого-то в былые годы не защитил на собрании. Такого у меня не было, не сложилось. Мне стыдновато за
повседневную, чисто бытовую трусость.
        Сколько вам лет внутри себя, в душе?
        По умственному состоянию мне немного лет, по физическому много больше, а по душе мне и в двадцать лет, наверное,
было тридцать.



МК
Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Инна Чурикова