Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Над Бабьим Яром памятника нет. 60 лет спустя

Десятки лет после войны советская власть не давала увековечить их память. В пятидесятые годы была сделана попытка вообще уничтожить само место трагедии. В 1951-м по решению горисполкома были начаты работы на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов. Непригодную для производства породу смешивали с водой и по трубам отводили в Бабий Яр. Чтобы избежать сползания намывного грунта, соорудили дамбы, а для стока воды - колодцы и отводные каналы. Результатом стала знаменитая куреневская катастрофа. 13 марта 1961-го лавина намытого грунта, под которой лежали кости более 100 тысяч погибших, сорвалась и затопила киевский район Куреневку. Если верить официальным источникам, погибли 140 человек. Однако западные обозреватели писали о десятках тысяч погибших.

Тогда же в Бабьем Яре хотели построить танцплощадку и аттракционы. Протесты киевской интеллигенции (главным образом - известного писателя Виктора Некрасова) не дали совершить это кощунство.

Несмотря на отсутствие памятника, простые евреи всегда помнили это место. Каждый год в сентябре они приходили сюда почтить память своих родных и близких. Их не пускали, арестовывали, но они все равно шли, шли по велению сердца, а не по призыву тогда еще не существовавших штатных еврейских лидеров. И лишь в 1975-м был установлен памятник "замученным советским гражданам" безо всякого упоминания национальности.

После падения коммунистического режима казалось, что Яру отныне ничто не угрожает и он так и останется в веках местом памяти погибших. Однако беда пришла оттуда, откуда ее вообще не ждали.

Два года назад Американский еврейский распределительный комитет "Джойнт" собрал 50 млн. долл. на грандиозный проект. В трех городах Украины, России и Беларуси предполагалось соорудить огромные общинные центры, которые, по замыслу инициаторов, станут средоточием всей еврейской жизни. А это значит, что в таком центре должны существовать еврейский театр, многочисленные кружки для детей и взрослых, молодежные клубы, спортивные залы и кафе. Идея неплохая, поскольку еврейские общины таким образом получают столь необходимые им помещения. Впрочем, Киев, пожалуй, не тот город, который совсем уж задыхается от отсутствия подобных учреждений. По некоторым подсчетам, их там уже шесть. Седьмой центр, конечно, не испортил бы картины. Ну разве что поворчали бы, очень тихо (кому охота ссориться с "Джойнтом", через который на Украину поступает 3/4 всех спонсорских средств), провинциальные общины, у которых и одного-то приличного центра нет.

Но чтобы выиграть конкурс на право построить общинный центр, руководители киевского "Джойнта" придумали "гениальный" ход. Они предложили построить центр в Бабьем Яре. Злые языки говорят, что руководство "Джойнта" просто захотело получить под свой контроль приличную сумму на строительство (около 10 млн. долл.) с приличным же возможным "откатом". Но Б-г с ними, со злыми языками, как говорят "не пойман - не вор". Впрочем, интересно, что затем, когда начались протесты, руководители киевского "Джойнта" объявили, что во всем виноваты злые американцы, которые давали деньги на строительство исключительно при постройке центра в Бабьем Яре. Но зачем же было брать деньги, если в городе уже 6(!) подобных центров?

Идея постройки общинного центра в Бабьем Яре вызывает, мягко говоря, удивление, так как программа предполагает работу театральных и прочих развлекательных кружков, празднование религиозных праздников - в том числе и весьма веселых, проведение торжественных мероприятий. Для того чтобы делать это на месте массового убийства, нужны железные нервы и абсолютное пренебрежение к памяти погибших. Впрочем, сейчас в США модно подобное строительство "на костях", именуемое "возрождением после трагедии", а деньги дают американцы (заметим, что когда речь касается их самих, американцы все же предпочитают на костях не плясать, как это, видимо, будет с постройками на месте Граунд Зеро). .

Согласия руководства киевской общины инициаторы проекта добились за счет обещания включить в состав общинного центра музеи Бабьего Яра и еврейского наследия, а также научно-исследовательский и образовательный комплексы. Община давно мечтала их создать, но денег не было, а тут, вроде, пообещали. Город выделил "Джойнту" (именно "Джойнту", а не общине) площадку под строительство. Прямо в охранной зоне, недалеко от того самого памятника убитым советским гражданам. Президент Украины вместе с израильским послом и юридическим советником израильского кабинета Эльякимом Рубинштейном заложил камень в основание будущего центра. Был объявлен конкурс архитектурных проектов.

Но на общественном обсуждении инициаторов проекта ждал неприятный сюрприз. Часть выступавших дала весьма нелицеприятную оценку проекта. Звучали слова о кощунстве и вопросы, неужели в огромном Киеве нельзя было найти иное место. Дискуссия получила освещение в прессе. "Еврейский Обозреватель", орган Еврейской Конфедерации Украины, предоставил возможность высказаться по этой проблеме всем желающим.

Против выступили сотрудники Института иудаики, руководители многих влиятельных еврейских организаций. Главный раввин Украины р. Я. Д. Блайх обусловил свое согласие сложными оговорками. Он отметил, что центр может быть построен лишь при строгом соблюдении следующих двух условий: он не должен находиться на месте расстрелов и захоронений и там не должны проводиться никакие мероприятия, которые бы могут выглядеть как танец на костях. Зато "за" высказался магнат и олигарх В. Рабинович, имеющий неоднозначную репутацию.

Основными доводами противников проекта было то, что строить центр в таком месте кощунство, ведь нет же подобных центров в Аушвице или Дахау. В Киеве достаточно мест, связанных с историей киевской общины и куда более удобных для постройки, а в Бабьем Яре лучше было бы построить музей-мемориал Холокоста или даже еврейской истории. Такого мемориала в Киеве до сих пор нет, хотя подобные музеи уже созданы в некоторых областных центрах. Кроме того, практически рядом с проектируемым зданием находится место расстрела гестаповцами нееврейского населения Киева, где в настоящий момент установлена часовня. Любая еврейская строительная деятельность в этом районе может стать началом волны антисемитизма. Квинтэссенция этой точки зрения - мемориал должен быть мемориалом, а не клубом.

Сторонники проекта отвечали, что центр будет построен не в Бабьем Яре, а "вблизи от него". Как будто имеет значение, происходили расстрелы прямо на этом месте или на 200 - 600 метров дальше (именно такие цифры приводятся в качестве аргумента сторонниками проекта). Тем более что, по некоторым данным, мест расстрела было несколько, а после уничтожения трупов и куреневского селя в кладбище превратился весь яр. Что интересно, один из защитников идеи создания центра, доктор архитектуры, профессор Генрих Фильваров в интервью газете "Эйникайт" признал, что если бы не "разветвленные контакты" с городскими чиновниками, отвечавшими за оформление сделки, ее бы не удалось провести так быстро, поскольку "намеченный земельный участок в Бабьем Яре действительно представляется достаточно спорным по ряду причин". Заявлялось, что центр будет не столько общинным, сколько мемориальным и научно-исследовательским. Но в таком случае спонсоры, выделившие деньги именно на общинный центр, просто потребуют вернуть средства. Если исключить этот вариант, остается предположить, что руководство "Джойнта" надеется протащить постройку общинного центра "втихую". Приводится и еще один циничный аргумент - не протестовал же никто, когда строили станцию метро, спорткомплекс, телевышку, прокладывали рядом автостраду и т.д. Однако при изложении этого аргумента, в котором слышится надежда "переждем пару лет - и признают", "забывают" о том, что все эти объекты строились в те годы, когда власти старались задушить саму память о Бабьем Яре. При этом сотрудники "Джойнта" выставляют себя радетелями интересов общины, заявляя, что начали постройку по многочисленным просьбам ветеранов, считавших, что только таким образом молодое поколение не забудет о страшных событиях прошлого, подчеркивают, что более всего уважают желания общины, и... представляют своих оппонентов чуть ли не провокаторами, противящимися строительству центра исключительно по причине боязни утратить получаемое ныне с Запада финансирование. Самый убийственный аргумент сторонников строительства - если не построим мы, то купят и сделают торговый центр. То, что выкупленную территорию можно передать под мемориал, им в голову почему-то не приходит. Если свести аргументацию к одной фразе, получится что-то вроде: "Это будет доказательством нашей несгибаемости и возрождения". При этом сразу вспоминается нервная реакция еврейских, и не только еврейских, организаций на любую строительную деятельность даже вблизи кладбищ. Не менее нелепо желание организовать в центре если не ресторан, то хотя бы буфет. Интересно, существует ли подобное заведение в Биркенау? И если да, то как людям лезет кусок в горло на территории, где произошло массовое хладнокровное человекоубийство?

Похоже, что свои слова сторонники проекта подкрепляют и делом. Неожиданно был смещен главный редактор "Еврейского обозревателя" Виталий Нахманович. Сам он не исключает, что его увольнение имело причиной давление "Джойнта" на руководство Еврейской Конфедерации Украины, тем более что после этого критические материалы о проекте центра в Бабьем Яре перестали появляться в газете.

26 августа 24 лидера, представляющие практически все более-менее заметные еврейские организации Украины, опубликовали совместное "Обращение", в котором призвали прекратить конфронтацию, находящуюся на грани, если уже не за гранью цивилизованного диалога. Предлагаемый ими компромисс заключается в следующем: проект "Наследие" остается, в целом, тем же проектом, но внутри делится на две основные части: мемориальную и общинную. Мемориальная часть проекта создается в Бабьем Яре и включает в себя кроме памятника жертвам Холокоста музей Бабьего Яра и Холокоста в Украине, а также исследовательские программы, связанные с Холокостом в Украине. Общинная же часть проекта строится в ином месте Киева и включает в себя весь комплекс общинных программ. Их поддержал и Конгресс национальных объединений Украины, включающий организации украинцев, русских, евреев, крымских татар, болгар, румын. Откликнуться ли на этот призыв руководители "Джойнта"? Очень хотелось бы.

  • 1-10-2002, 17:41
  • Просмотров: 643
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список