Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Иерусалим как зеркало арабской революции

Вопрос об Иерусалиме, отодвинутый в сторону вопросом о Рамалле и Багдаде, стараниями Конгресса США и президента Буша вновь стоит на повестке дня. Недавно Конгресс США принял постановление, в котором призвал Джорджа Буша выполнить свое предвыборное обещание и перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. В тексте документа под названием "Foreign Relations Authorization Act for 2003" было указано, что отныне во всех официальных бумагах, проходящих через Конгресс и Госдепартамент США, в качестве столицы Израиля должен называться именно Иерусалим, а консульский отдел в Иерусалиме переходит под непосредственное управление американского посла (находящегося в Тель-Авиве).

Это постановление вызвало бурную реакцию как в самих США, так и во всем мире. Причем крайне негативную. Против выступил, прежде всего, госдепартамент, указав, что этот призыв означает признание Иерусалима столицей Израиля. А это приведет к соответствующей реакции среди палестинцев и жителей арабских государств. Кроме того, госдеп указал, что в нынешней ситуации грядущей войны с Ираком такое поведение США может резко обострить положение.

Президент Буш еще два года назад собирался положительно решить вопрос о переносе посольства в Иерусалим, но тогда этому помешала "интифада Аль-Аксы". Учитывая постоянную нестабильность в регионе, подобный предлог означает, что решение Конгресса может быть никогда не выполнено. Вчера - интифада, сегодня - Ирак, завтра - Иран. Вероятно, с учетом этого президент США принял оригинальное решение: с одной стороны, он подписал вышеуказанный документ Конгресса, согласно которому Белый дом признает Иерусалим столицей Израиля. С другой, он отметил, что политика американской администрации в отношении Иерусалима и Ближнего Востока остается неизменной и окончательно вопрос о статусе Иерусалима будет решаться на переговорах между Израилем и палестинцами.

Но подобная двойственность не успокоила арабский мир. Лидеры арабских государств с беспрецедентной резкостью выступили против решения Буша. Бывший министр информации Иордании Сале Каллаб заявил: "Этот законопроект превратил в непримиримых врагов США один миллиард мусульман по всему миру". Это не преминули подтвердить реакции представителей неарабских мусульманских стран: Иран и Малайзия выразили мнение, что решение Вашингтона "развяжет руки сионистскому агрессору, усугубив страдания палестинского народа и вызвав обострение арабо-израильского конфликта".

Эту позицию полностью поддержал генеральный секретарь Лиги Арабских Государств Амр Муса, который все же сделал реверанс в сторону Буша за то, что тот не стал окончательно "закрывать" вопрос о статусе Иерусалима. Гораздо более резкой была реакция со стороны палестинцев. Лидер ПА Ясир Арафат назвал поступок Буша "катастрофой" и заявил, что "мы не можем хранить молчание, поскольку такое решение проблемы Иерусалима не может удовлетворить ни арабов, ни мусульман, ни христиан". За словами последовали дела - в пятницу 4 октября палестинцы устроили массовые беспорядки на Храмовой горе в Иерусалиме. Они также призвали арабские страны срочно собраться на очередное заседание для обсуждения вопроса об Иерусалиме.

На самом деле не так важно, какова была та или иная конкретная формулировка американского Конгресса или заявление Буша по поводу Иерусалима. Чрезвычайно важно понять, почему именно любое упоминание о проблеме Иерусалима вызывает столь болезненную реакцию палестинцев и арабского мира.

Вопрос о статусе Иерусалима является весьма сложным, и палестинцы не случайно пытаются использовать именно проблему Иерусалима для обострения ситуации. Поэтому и нынешнюю террористическую войну против Израиля они назвали "интифадой Аль-Аксы" (хотя этой мечети никто и ничто не угрожает).

Вкратце напомним, что фактическая сторона вопроса состоит в том, что, по первоначальному плану ООН о разделе подмандатной Палестины, Иерусалим должен был иметь статус открытого города с международным управлением. Но поскольку арабы отвергли план ООН и развязали войну в 1948 года, то это решение утратило свою законную силу. В ходе войны 1948 года Восточный Иерусалим был оккупирован иорданцами, а западный был провозглашен столицей Израиля.

В 1967 после шестидневный войны Восточный Иерусалим был освобожден израильской армией и город стал единым. Это решение, безусловно, противоречит решению ООН от 1947 года, но множество решений ООН утратило свою силу или не выполняется, и это не служит причинами изнурительных войн.

Неоднократно было доказано, последним это наиболее убедительно сделал американский публицист Джозеф Фара, что Иерусалим никогда не являлся святым городом для ислама, как это пытаются представить палестинцы. Но это уже не имеет практического значения, ибо исламская пропаганда уже сделала Аль-Кудс (Иерусалим) символом священной борьбы. Палестинцы также пытаются представить Иерусалим чуть не главной проблемой арабо-израильского конфликта, ибо им для оправдания своей борьбы против Израиля остались лишь символы.

То, что для них Иерусалим является лишь предлогом, показал отказ Арафата от плана Клинтона, практически принятого Бараком в 2000 году. По этому плану предлагалось реализовать решение ООН - осуществить раздел Иерусалима на несколько зон контроля: израильскую, мусульманскую и христианскую. Арафат отказался от этого плана, он требовал признания полного палестинского суверенитета над Храмовой горой. Это требование также нереально, как требование возврата нескольких миллионов палестинских беженцев в пределы Израиля. Арафат понимал это и все же отказался от предложения Клинтона.

Но подлинная проблема Иерусалима, очищенная от спекуляций, действительно имеет место, и разрешить ее будет крайне нелегко даже при желании сторон найти компромисс. Ее суть заключается вовсе не в наличии здесь двух красивейших мечетей: Омара и Аль-Аксы, которыми управляет вовсе не Израиль, а ВАКФ (совет мусульманских священнослужителей). Ее корень заключается в наличии в городе значительного арабского меньшинства, составляющего до 30 процентов общего населения. А с учетом окружающих арабских деревень их число почти равно числу еврейских жителей.

Поэтому почти пятьдесят лет израильские лидеры пытаются найти решение этой проблемы: как сохранить Восточный Иерусалим под своим контролем, действовать демократично, но при этом пытаться ограничить рост арабского населения?

Обсуждается несколько вариантов, хотя все они далеки от совершенства. Один, который лоббирует нынешний мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт ("Ликуд"), состоит в создании так называемого Большого Иерусалима. Он хочет присоединить административным путем к городу несколько крупных еврейских поселений, например, Маале-Адумим, и создать подавляющее превосходство еврейского населения. Он требует также предоставить городу ряд льгот для привлечения сюда жителей. Этот план вызывает много возражений. Против него выступают и многие жители близлежащих поселений, не желающие терять свою самостоятельность. Но гораздо печальней является то обстоятельство, что все попытки увеличить еврейское население города, создать здесь условия для развития приводит к парадоксальному результату, впрочем, известному из теории урбанизации. Мегаполис притягивает к себе жителей окрестностей. Поэтому чем больше растет еврейское население Иерусалима, чем больше там возникает возможности для бизнеса, тем больше он привлекает к себе арабских жителей.

План, который предлагает радикально левый лагерь и который надеются реализовать палестинцы - раздел Иерусалима на две части - является неприемлемым для подавляющей части населения Израиля.

Есть и план умеренно левого лагеря, который неявно подразумевался в ходе реализации Норвежских соглашений. Согласно ему, столицей Палестинского государства должен был стать Абу-Дис - крупный населенный пункт неподалеку от Иерусалима. Сам город предлагалось разделить на две муниципальные зоны - палестинскую и израильскую - под управлением общего муниципалитета.

Правда состоит в том, что, по мнению экспертов, в обозримом будущем решения проблемы Иерусалима не предвидится. Правда также и в том, что государство Израиль никогда не откажется от своего права на единый Иерусалим, который для израильтян являет собой главную историческую святыню. В отличие от арабов, для которых этот вопрос - лишь предмет спекуляций. В этом плане поддержка США статуса Иерусалима как столицы Израиля имеет громадное значение для признания этого факта арабами и не случайно вызывает такие опасения среди палестинцев. Это выбивает у них из рук важный религиозный козырь для поддержки их мусульманами всего мира и требует реального подхода к мирным переговорам. А на это они, особенно при нынешнем руководстве, совершенно не способны.

  • 7-10-2002, 13:13
  • Просмотров: 437
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список