Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архитектурные причуды "еврейской улицы"

Известная тесными связями с предпринимателем Борисом Березовским газета "КоммерсантЪ" включилась в очередной виток кампании по перестройке "еврейской улицы" России. На днях эта газета опубликовала материал, посвященный встрече лидеров еврейских организаций России с целью создать структуру по типу американской Конференции Руководителей Главных Еврейских Организаций. Собрание прошло 14 октября в синагоге на Поклонной Горе и увенчалось успехом: новообразованный Конгресс Руководителей Еврейских Организаций России (КРЕОР) избрал известного предпринимателя, фактического хозяина холдинга "Альфа", Михаила Фридмана своим Президентом.

"КоммерсантЪ" не преминул указать, что Главный раввин России Адольф Шаевич в своем выступлении "объяснил" учреждение очередной структуры "политической смертью" старейшей еврейской организации страны - Ваада России.

Генеральный секретарь Евро-Азиатского Еврейского Конгресса (ЕАЕК), профессор Михаил Членов и Главный раввин России Адольф Шаевич комментируют информацию, появившуюся в "КоммерсантеЪе".

Корр.: Михаил Анатольевич, недавно в Москве были учреждены две новые еврейские "крышевые" организации. 14 октября был учрежден КРЕОР, а на следующий день, 15 октября, в помещении Московского Еврейского Общинного Центра на Марьиной Роще создали Ассоциацию Еврейских Общественных Организаций России (АЕООР). Какая общественная потребность вызвала к жизни эти структуры, особенно учитывая тот факт, что уже более 10 лет существует Ваад России, который объединяет большую часть светских еврейских организаций страны. Может быть дело в том, что Ваад России, как сказал раввин А. Шаевич в интервью "КоммерсантЪу", - "умирающая организация" и новые структуры призваны заменить его?

М. Членов: Что касается высказывания Главного раввина России (по версии КЕРООР) А. С. Шаевича, то полагаю, оно вызвано тем, что, увлекшись распрями в раввинском сообществе, Адольф Соломонович перестал следить за тем, что происходит в реальной жизни еврейской общины России. Ваад России, он же Федерация Еврейский Организаций и Общин России, по-прежнему насчитывает в своем составе более 100 различных организаций во всех регионах России. Ваад представляет российское еврейство в Евро-Азиатском и Всемирном Еврейском Конгрессах. Кроме того, именно Ваад России представлен во Всемирной Сионистской Организации, в Совете попечителей Еврейского Агентства ("Сохнут"), проводит разнообразные координационные общинные программы, содействует своим членам в поисках финансирования для осуществления их программ.

Нет необходимости заменять Ваад России другими организациями. В последние годы Ваад, стоявший в стороне от жесткой схватки между Российским Еврейским Конгрессом (РЕК) и Федерацией Еврейских Общин России (ФЕОР), заметно укрепил свои позиции, количество наших членов выросло. Мы активно работаем сейчас в новых для нас сферах общинной жизни, например, в сфере развития и преподавания родного языка (иврит, идиш, татский), чем кроме нас практически никто не занят. Так что в данном случае могу сказать глубоко мною уважаемому Адольфу Соломоновичу: "Ребе, ты не прав!"

Корр.: Но если так, то зачем возникли эти другие организации?

М. Членов: Это, как принято говорить в подобных случаях, "хороший вопрос". На поверхностный взгляд, создание этих структур связано с уже упоминавшимся мной противостоянием между РЕК и ФЕОР. Многие считают, что оно вызвано, главным образом, амбициями лидеров и свидетельствует о каких-то глубинных изъянах в еврейской общине, которая-де должна быть единой, сплоченной и т.д. и т.п. Амбиции лидеров действительно имеют место, чего скрывать, как бывают они везде, где есть толковые и энергичные люди.

Но это само по себе не является признаком кризиса, это, наоборот, вполне нормальное развитие. Более важно, что за конфликтом двух влиятельных организаций стоят и иные причины, чем просто лидерские амбиции. Секретом Полишинеля является тот факт, почему-то редко упоминаемый в печати, что конфликт этот в какой-то мере инициирован и поддерживается вовсе не еврейскими участниками игры. Он имеет прямое отношение к попыткам сегодняшней российской администрации выстроить "вертикаль власти", в которой, так или иначе, контролировались бы все разнообразные силы государства, в том числе и общественные национальные и религиозные структуры.

Так называемый "скандал" в еврейском семействе имеет самое непосредственное отношение и к памятным всем россиянам событиям "равноудаления" В. Гусинского и скандалом вокруг НТВ. В своей борьбе против неугодного олигарха Кремль решил опереться на российское движение хасидов "ХАБАД-Любавич", которое возглавляли два энергичных молодых лидера: промышленник Леви Леваев, уроженец Узбекистана, уехавший в юношеском возрасте в Израиль, и итало-американский раввин Берл Лазар, приехавший возрождать в России свое ортодоксальное направление иудаизма в конце 80-х годов. Отношения этих господ с Гусинским и его командой испортились в силу ряда причин, и они охотно пришли на помощь Кремлю в трудный момент, когда казалось, что любой "наезд" на Гусинского будет воспринят за рубежом как проявление государственного антисемитизма.

Вместо этого российский президент смог опереться на раввина, пусть плохо говорившего по-русски, но зато, как положено, в шляпе и лапсердаке, который открыто заявил, что в стране нет никакого антисемитизма. Что никто из евреев не желает никуда уезжать из России, и что вообще лучше, чем путинская Россия для еврея страны в мире нет. За это раввин был вознагражден мгновенно выданным российским гражданством и благословением власть предержащих на что, чтобы объявить себя главным раввином России, не взирая на то, что титулом этим уже обладал А. Шаевич.

Союз между Кремлем и Марьиной Рощей в течение нескольких лет развивался и креп, так что создал у лидеров хасидского движения по-своему понятное желание монополизировать контроль над еврейской общественной и религиозной жизнью евреев в стране. Почему бы и не попробовать, если у тебя такие отношения с властью?

Вместе с тем, ФЕОР - головная организация этой группы - зарегистрирована только как религиозное объединение. Для полноты охвата еврейских общинных институций не хватает светской компоненты. Попробовали вступить в переговоры с Ваадом, но это уже партнерство, а не собственный контроль.

Так и возникает мысль создать под эгидой и на деньги ФЕОР еще одну светскую ассоциацию, призвав в нее сильно нуждающиеся в средствах региональные еврейские организации. Часть из них состоит в Вааде, часть - нет. Ваад не возражает против того, что его члены сотрудничают с другими еврейскими организациями и даже входят в них. Об этом мы известили всех наших членов, подчеркнув, что Ваад как организация не участвует в создании АЕООР. Но мы не против них, я был на заседании, приветствовал их, пожелал успеха, тем более что знаю, что работать хасиды умеют.

Другое дело - наше отношение к их попытке монополизировать еврейскую жизнь. Это очень опасная тенденция, как и любая попытка монополизации. Тем более что хасидизм - ультраортодоксальное направление в иудаизме, в последние годы ставшее еще более маргинальным из-за того, что любавические лидеры открыто объявили своего покойного главу мессией и ждут его "второго пришествия". Такая позиция, по мнению многих ортодоксальных раввинов, противоречит самим принципам иудаизма. Но дело не только в этом.

Ортодоксальная монополия на формы еврейской общественной и религиозной жизни в целом нерелигиозного российского еврейства неизбежно приведет к тому, что значительная часть евреев нашей страны просто-напросто не пойдет в эту синагогу, а будет искать себе другую религиозную общину, может быть и за пределами иудаизма.

Позиция Ваада заключается в утверждении необходимого плюрализма в еврейской жизни диаспоры. Каждый еврей должен иметь возможность найти в общине ту дверь, в которую ему захочется войти. В этом мы расходимся с хасидами. Поэтому нам не удалось сложить с ними действительно объединенную общину.

Корр.: Марьинорощинская конференция 15 октября стала нам чуть понятнее. А зачем тогда собирались какие-то люди 14 октября на Поклонной горе?

М. Членов: И это тоже звено в той же цепи. Во-первых, руководство РЕК решило заиметь небольшое тактическое преимущество и за день до собрания в МЕОЦ успеть создать под своей эгидой тоже некоторую общественную структуру, хотя бы для того, чтобы показать, что "объединительные" претензии ФЕОР не имеют реальных оснований. Но дело не только в этом.

РЕК, созданный еще Гусинским, выстроился как собрание еврейских богачей, которые захотели собрать между собой деньги для того, чтобы финансировать какие-то еврейские общинные программы. Хотя с тех пор утекло немало воды, структура РЕКа не изменилась. Доноры не должны были, по изначальной идее, сидеть на одной скамье с реципиентами.

Таким образом, РЕК, претендовавший когда-то на лидерские позиции в еврейской общине, остался фондом, слабо связанным с многочисленными еврейскими организациями. Легитимация РЕК как политического органа без опоры на еврейские организации, в первую очередь, на Ваад России, конечно, не может быть реализована. Этой потребностью РЕК в дополнительной легитимации через создание Конференции руководителей и вызвано собрание в синагоге на Поклонной горе.

Имеет значение и то, что РЕК еще со времен его основателя стремится выстроить еврейскую общину России по американскому образцу. Там, как известно, есть влиятельная политическая структура, которая называется Конференция президентов основных еврейских организаций Америки. Вот теперь и у нас будет.

Но самое интересное, конечно, не в этом, а в фигуре главы этой новой Конференции. Им стал глава холдинга "Альфа", один из самых крупных промышленников и финансистов России Михаил Фридман. Он - не новая фигура на российской еврейской сцене. Вместе с В. Гусинским он был создателем РЕК в 1996 году. С тех пор он является его вице-президентом.

По общему мнению, именно он и является подлинным главой РЕК. Но все эти годы, даже в период самого острого кризиса, когда, как, например, зимой 2000-2001 годов РЕК мотало по политическому бурлящему морю без капитана и без ветрил, Михаил Маратович ни разу не проявил готовности покинуть позицию "серого кардинала" и выйти в публичную политику.

Теперь он это неожиданно для всех сделал. Сделал тогда, когда, казалось бы, никакого жесткого кризиса нет. Организация продолжает отстаивать свои лидерские позиции и сражается с ФЕОР и его последователями. О чем говорит такой шаг со стороны известного олигарха? Сказать трудно, но полагаю, что грядет изменение баланса сил в российской власти или, по крайней мере, в ее подходу к выстраиванию "вертикали" на еврейской улице. Поживем - увидим.

Корр.: А каково отношение Ваада России к этой новой структуре?

М. Членов: Как легко догадаться, наши представители, в том числе и я, были и на Поклонной горе. Будучи руководителями еврейских организаций, мы приветствовали и эту инициативу. Действительно, форум для встреч руководителей организаций вполне может оказаться полезным. В нем можно обмениваться мнениями, встречаться, пытаться формулировать координированное мнение по ряду вопросов, выяснять круг вопросов, по которому у общины нет единства.

Наконец, на таком форуме можно пытаться определять стратегию развития общины по разным жизненно важным направлениям, таким как образование, социальная помощь, культура, религиозная жизнь и т.д. Всего этого пока нет.

Конференция может стать представительной и авторитетной, если в нее будут входить разные евреи - и РЕКовцы, и Ваадовцы, и ФЕОРовцы и другие. А если будут входить только сторонники одной партии, то ясно, что она не сможет стать консолидирующим фактором.

Для этого нужна нейтральная "крыша", не такая как РЕК. На наш взгляд, такой "крышей" могла бы стать Федеральная Еврейская национально-культурная автономия, которая стоит в стороне от жесткой конфронтации. Она для того и задумана, чтобы служить "крышей" (несмотря на все неприятные криминальные аллюзии, которые вызывает сейчас это слово) для различных сил внутри одной национальной общности.

Захочет ли такого развития новый президент КРЕОР? Хочется надеяться, что захочет и выведет свою Конференцию хотя бы на тот уровень, на котором находится ее американский аналог.


Корр.: Адольф Соломонович, газета "КоммерсантЪ" вложила в Ваши уста поминальную молитву по старейшей еврейской организации страны - Вааду России, в работе которого Вы участвуете с момента его создания. Вас опять хотят подставить?

А. Шаевич: Похоже, что да. Не только "КоммерсантуЪ" удается столкнуть лбами еврейские организации. Приветствуя собрание в синагоге на Поклонной горе, я подчеркнул его перспективность и образно отметил, что Ваад России, к сожалению, этого не сумел сделать. В моем выступлении на учредительном собрании КРЕОР не было даже намека на умаление той значительной роли, которую всегда играл и продолжает играть в наши дни Ваад России. Например, весной 2002 года он выступил соучредителем Евро-Азиатского Еврейского Конгресса - континентального отделения Всемирного Еврейского Конгресса. И теперь, Россия достойно представлена в еврейской жизни планеты.

Корр.: А каково Ваше отношение к последним попыткам объединения религиозных и светских еврейских организаций России?

А. Шаевич: Еврейская жизнь - это не только религиозные обряды и церемонии. Это тяжкий каждодневный труд по строительству еврейского дома, еврейской семьи, еврейской общины. А еще - это работа по сохранению еврейского культурного наследия, участие в межнациональном диалоге, и многое другое.

С такой работой уже более 10 лет успешно справляется множество местных светских еврейских организаций по всей стране. Ваад России координирует их деятельность: помогает решать вопросы местных организаций на федеральном уровне и защищает их от произвола на местах.

Многие религиозные евреи, и я в том числе, активно участвуют в работе Ваада. Рано или поздно мы придем к какой-то легитимной форме организационного единства. Но мне кажется весьма необдуманными нынешние попытки автоматического слияния религиозных и светских еврейских организаций. Все должно делаться по закону: и по религиозному, и по светскому. И мы, российские евреи, обязаны его соблюдать.

  • 23-10-2002, 15:38
  • Просмотров: 657
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список