Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати


 Субботние войны


Несмотря на всю мою нерелигиозность, "еврейскость" (есть такое слово в израильском диалекте русского языка), очевидно, сидит во мне на генетическом уровне. Потому что я обожаю Субботу. Причем полюбил я ее с первого моего Шаббата в Израиле.

Я помню, как после первой бурной недели обустройства в стране (а прилетел я в воскресенье) - посещений разных бюрократических учреждений, банка, больничной кассы - вдруг наступил Шаббат. И воцарилась совершенно неестественная, неправдоподобная для большого города тишина. Улицы буквально вымерли. Машины почти исчезли. И я вдруг понял, что пришло время остановиться и расслабиться... Никуда спешить больше не надо, потому что никуда, кроме синагоги, уже и не пойдешь. Даже телевизор не посмотришь (в то время в Израиле был всего один канал телевидения, который в субботу начинал работать лишь в четыре часа пополудни). Можно почитать книгу, погулять по парку, просто поразмышлять. Так я полюбил Субботу.

С тех пор прошло двенадцать лет. Многое изменилось и во мне, и в Израиле за эти годы. Но мое нежное отношение к "Царице Субботе" (о, незабвенный Бабель!) осталось.

Зато я узнал, что аккурат по Субботе пролегает своеобразная "линия фронта" (слава Б-гу, в чисто переносном смысле) между так называемыми борцами с религиозным диктатом и ревнителями еврейских традиций. Именно вокруг Субботы и идет борьба за сохранение легендарного "статус-кво", который давно уже "не кво".

На самом деле, пропагандистская борьба за право открывать магазины в субботу, за движение по субботам общественного транспорта имеет чисто символическое значение и ведется лишь ради привлечения голосов избирателей перед выборами. Вот, говорят некоторые партии, причем называющие себя как левыми, так и правыми: как только торговые центры будут работать по субботам и рейсовые автобусы начнут бороздить просторы страны, сразу все проблемы решатся, и заживем мы свободно и счастливо.

Между тем лидерам этих партий страшно даже подумать, что будет, если они добьются своего. На какой крючок после этого они будут ловить избирателей?

Я опросов не проводил, но подозреваю, что 90 процентов людей, добивающихся превращения Субботы в заурядный день, хоть и выходной, на самом деле все равно не будут в Шаббат пользоваться общественным транспортом и ходить по магазинам. А если и будут, то проклиная бездарно потраченное в магазинах время. Им в этой борьбе важен принцип. Важно, чтобы была свобода, а уж что с этой свободой делать, потом подумаем.

Увы, теперь, когда говорят, что жизнь в Израиле в субботу замирает, то это не совсем так. И светские медленно, но верно отвоевывают у Шаббата территорию благости и тишины. Я лично не уверен, что это хорошо: ведь постепенно стирается исключительность Субботы - одного из важнейших символов еврейства.

Причем, как ни странно, в драматизации борьбы вокруг Субботы одинаково виноваты обе стороны - и светская, и религиозная.

Мне, например, как-то довелось быть в Лондоне в воскресенье. Все закрыто, над всей Британией царит воскресная скука... Но почему-то не слышны в туманном Альбионе яростные крики борцов за открытые по воскресеньям магазины. Я думаю, задай англичанину вопрос о том, как он относится к такой воскресной ситуации, он выразительно покрутит у виска. Может быть, именно поэтому и воскресенье там соблюдается куда строже, чем у нас Суббота.

Эта псевдопринципиальность воюющих за соблюдение Cубботы, с одной стороны, и за право ее нарушать - с другой, приводит к тому, что недовольны обе стороны.

Между тем, как ни странно, тихой сапой вопрос общественного транспорта по субботам решается сам собой, и выявляется очень странная, но вполне понятная картина. Например, из моего Реховота в Тель-Авив в субботу свободно можно проехать на маршрутном такси, причем стоимость проезда в нем даже меньше, чем в рейсовом автобусе. Но... И вот тут-то самое интересное. Эти микроавтобусы часами стоят в ожидании пассажиров. Оказывается, что никому особенно в Тель-Авив в день отдыха не нужно. И не "особенно" тоже. Люди хотят отдыхать. Так что толку гонять по субботам пустые автобусы? Разве что как символ принципиальной победы над "религиозным засильем"?

Еще один любопытный факт. Несколько лет назад в районе Рамат-Авив, в светской вотчине элиты Тель-Авива, постоянно голосующей за сторонников "свободы в Шаббат", построили новый торговый центр. И, естественно, возник вопрос, что неплохо было бы, чтобы кинотеатры, кафе и магазины в этом центре работали и по субботам - в порядке пресловутой свободы. Так вот, именно жители окрестных кварталов первыми встали на защиту "святости Субботы". Потому что они представили, как в субботу будут шуметь машины, все улицы вокруг будут заставлены припаркованными автомобилями, какой гвалт будет стоять в их тихих кварталах. И те самые люди, которые хотели общественного транспорта и открытых магазинов, теперь по-прежнему хотят того же... Повсюду, но только не в своем микрорайоне. Как в знаменитой хасидской притче, только наоборот: чтоб повсюду был "четверг", а у них - "суббота".

На самом деле, даже вполне светская суббота стала еврейской, укладом жизни целого народа, пусть и не соблюдающего все субботние предписания. Да, на отдельных торговых площадях в субботу идет бойкая торговля, и там не протолкнуться от автомашин и народа. Таких мест в стране два-три, и поэтому там тесно. Ну, бывают люди, для которых эта толкучка - приятное времяпрепровождение. Но в массе своей народ, я убежден, не готов к изменению своих субботних привычек.

Есть, конечно, в отсутствии общественного транспорта неудобство для "безлошадного" населения. Но многие проблемы в принципе решаются предприимчивостью людей. Для тех, кто хотят поехать на пляж в субботу, частники организуют подвозку туда-назад на микроавтобусах.

Кинотеатры с некоторых пор в большинстве мест тоже работают по субботам, да и кафе открыты - те, которые не блюдут кашрут...

Между прочим, в Израиле в последнее время все больше приверженцев находит идея дополнительного выходного дня в воскресенье. Интересно, что у этой идеи есть сторонники как среди светского, так и среди ортодоксального населения. То есть вот здесь действительно есть шанс достичь желаемого статус-кво. Суть идеи в том, чтобы на час в будний день удлинить рабочий день, пятницу сделать сокращенным, но рабочим, днем, зато в воскресенье - отдыхать. Плюсов - уйма! Во-первых, наконец-то и соблюдающие традицию евреи смогут выехать на автомобиле на природу в выходной день (воскресенье). Во-вторых, в этот день могут удовлетворить свою страсть фанаты шопинга - все магазины работают, торговлю ожидает бум. Не имеющие личного транспорта граждане смогут в воскресенье навестить своих друзей на автобусах. К тому же фирмы, задействованные на международные связи, все равно в воскресенье работают вполсилы - во всем мире выходной. Для них пятница в качестве рабочего, пусть и неполного дня важнее воскресенья.

А главное, можно будет вернуть без всякого напряжения субботе ее истинную святость или, по меньшей мере, благостный покой.

Единственно, кто против этой революционной идеи, - промышленники, которые полагают, что народ и в короткий пятничный день толком работать не будет. А три выходных израильская экономика не переживет.

Ну, знаете, эта экономика много чего пережить не может! Однако переживает.

Лев Авенайс, Алеф


| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив