Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати

 Большие маневры Ариэля Шарона

Ариэль Шарон вновь подтвердил свою славу не только искусного военного стратега, но и мастера политического маневра. Остается только пожалеть, что столь одаренный лидер надолго был фактически отлучен от большой политики.

День 26 февраля 2003 бесспорно войдет в историю израильской политики как "Большие маневры". Отметим, что именно в этот день премьеру исполнялось 75 лет и ему очень хотелось сделать себе подарок ко дню рождения - сформировать окончательную структуру кабинета министров. Однако именно его ближайшие коллеги по партии как будто задались целью испортить ему праздник.

А ведь еще утром 26 февраля ничто не предвещало особых тревог: коалиция Шарона составляла 68 мест (из 120) и включала партии "Ликуд", "Шинуй", блок "Национальное единство" и Национально-религиозную партию (МАФДАЛ). Все идеологические вопросы были благополучно разрешены, все портфели розданы, исключение составлял лишь пост министра финансов.

Занимавший этот пост в прежнем кабинете Сильван Шалом (отметим - представитель сефардской общины) проявил себя не лучшим образом. В обстановке экономического кризиса оставить Шалома на посту означало рискнуть доверием общества к самому премьеру. Шарон начал вести переговоры с двумя известными экономистами Яковом Неэманом (бывшим министром финансов в каденцию Нетаньяху) и Яаковом Френкелем (бывшим главой Центробанка), но они не принесли успеха.

Между тем Шалом не желал покидать свой пост или соглашаться на менее важную должность. И здесь Шарон проделал маневр, который отличает гениального политика от рядового интригана. Он предложил пост главы минфина... министру иностранных дел Биньямину Нетаньяху. В ответ Шарон услышал жесткий отказ, и обозреватели заговорили о крахе почти сформированной коалиции. Тем временем Сильван Шалом согласился принять пост главы МИДа и у Биби практически не осталось выхода. Либо он в кабинете - либо вне его. После длившихся всю ночь переговоров Нетаньяху пошел на попятную, вырвав себе ряд дополнительных полномочий.

Этой политической "рокировкой" премьер убил нескольких зайцев. Первое - нейтрализовал потенциально опасное недовольство сефардских избирателей, формально повысив их представителя в должности. Второе - вернул себе доверие деловых кругов, назначив министром финансов гораздо более компетентного в экономике Биби и получив надежду на решение экономических проблем. Третье - в случае провала Нетаньяху Шарон окажется лично не причастен к неудаче. Четвертое - бывший мэр Иерусалима Эхуд Ольмерт, один из самых верных сторонников Шарона, которого поначалу прочили на пост главы минфина, удовлетворился должностью министра промышленности, торговли и труда. Таким образом, была поставлена последняя точка в создании коалиции.

Окончательный состав кабинета выглядит следующим образом. У правящей партии "Ликуд" вместе с "Исраэль ба-Алия" - 40 мандатов и 12 портфелей:

Ариэль Шарон (премьер-министр); Шауль Мофаз (оборона); Сильван Шалом (внешняя политика); Биньямин Нетаньяху (финансы); Лимор Ливнат (образование); Эхуд Ольмерт (промышленность и торговля); Цахи Ханегби (внутренняя безопасность); Исраэль Кац (сельское хозяйство); Дани Наве (здравоохранение); Ципи Ливни (абсорбция); Гидеон Эзра, Узи Ландау, Меир Шитрит, Дан Меридор, Натан Щаранский ("Исраэль ба-Алия") - министры без портфелей.

Главный союзник "Ликуда", партия "Шинуй", имеет 15 мандатов и пять портфелей: Томи Лапид (юстиция); Авраам Пораз (МВД); Иосеф Парицки (инфраструктура); Элиэзер Зандберг (наука); Иегудит Наот (экология).

Блок "Национальное единство" - 7 мест и два портфеля: Авигдор Либерман (транспорт); Бени Элон (туризм).

Религиозная партия МАФДАЛ (религиозные сионисты) - 6 мест и два портфеля: Эфи Эйтам (строительство) и Звулон Орлев (социальное обеспечение).

На сегодня данная диспозиция в персональном плане выглядит для премьер-министра вполне устойчивой и стабильной.

На важнейших постах остаются члены партии "Ликуд", деловые и компетентные лидеры на которых можно положиться: финансы, оборона, образование, промышленность и торговля. Внешнюю политику Шарон все равно оставит за собой.

В русле общей политической линии коалиция также имеет ясную стратегию. "Шинуй" заявляет о себе как о светской правоцентристской партии, но на фоне праворадикального "Ихуд Леуми" выглядит вполне либеральным. "Ликуд" в этой ситуации занимает удобную центристскую позицию, а МАФДАЛ придает кабинету легитимность в плане единения с религиозными кругами.

Самые спорные вопросы в коалиции разрешены путем различных компромиссов. В сфере безопасности МАФДАЛ и "Ихуд Леуми" "подстраховались" обещаниями Шарона не вести переговоры о создании независимого палестинского государства без их согласия. В области отношений между религией и государством МАФДАЛ и "Шинуй" также достигли ряда важных соглашений, при этом сохранив "статус-кво" (принципы раздела полномочий между светскими и религиозными кругами в ряде сфер общественного устройства). В сфере экономической между сторонами и вовсе не может быть разногласий, все понимают необходимость срочного вывода страны из экономического кризиса.

Другой вопрос, что данная правительственная структура может оказаться недолговечной. В случае, если Шарон нарушит свои договоренности по палестинскому вопросу, правый фланг коалиции ("Ихуд Леуми" и МАФДАЛ) может рухнуть. Но и здесь у Шарона есть пространство для маневра: партии "Авода" и ШАС вполне смогут заменить несговорчивых партнеров в будущем.

Владимир Поляк, MIGnews.com

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.