Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Риторика свободы Джорджа Буша

Объявляя нации о том, что отныне Америка находится в состоянии войны, президент Буш указал на три основные ее цели: разоружить Ирак, освободить иракский народ и защитить мир от смертельной опасности. Я бы хотел порассуждать о цели номер два.

За рубежом многие считают, что риторика Джорджа Буша фальшива и ее основной смысл - завуалировать нечто зловещее, что упоминание о необходимости освобождения Ирака и его народа от тирании - это не что иное, как камуфляж, призванный замаскировать истинные намерения Соединенных Штатов. А именно - доминировать в мире как в политической, так в экономической и культурной сферах. Они в этом убеждены. И... ошибаются.

Буш искренне верит в свою риторику свободы, он страстно почитает "самоочевидные ценности", прописанные в "Декларации независимости", - о том, что "все люди созданы равными", что они имеют право на "жизнь, свободу, стремление к счастью". Что правительственные институты создаются для того, чтобы обеспечивать гражданам эти и другие права.

А это означает: люди по своей природе стремятся к свободе - независимо от исторического контекста, местных особенностей и уровня цивилизованности. Давайте исходить из предпосылки, что без свободы человек не может быть счастлив. Но в силу национальной специфики и исторических реалий это естественное стремление к свободе может лежать на поверхности или же скрывается.

Томас Фридман, колумнист The New York Times, так писал об этой войне из Каира: "Она оказалась таким же шоком для арабского мира, как и вторжение Наполеона в Египет или же Шестидневная война. Шок этот замешен на воспитанном пропагандой антагонизме к Америке, с одной стороны, и любопытстве по отношению к потенциально привлекательной новизне, революционной мощи американского меча - с другой. Фридман цитирует слова одного профессора, египтянина-американиста, который полагает, что сейчас идет "первая арабо-американская война". Причем Америка вторгается в арабский мир со своими идеалами. По его оценке, если освободительная миссия провалится, то тогда арабы смогут смело говорить: может быть, американская политика не так уж и плоха, но ваши идеалы фальшивы или же вы не знаете, как претворить их в жизнь.

Другими словами, арабы в принципе открыты для свободы. Другое дело, что для ее осознания им будет необходимо отказаться от того понимания ислама, которое присуще большинству из них.

Главным препятствием перед взращиванием урожая свободы на полях ближнеазиатских пустынь является то, что в глазах обычного обывателя-араба ислам отвергает свободу воли. Проще говоря, воля индивидуума зависит от воли Аллаха - как он пожелает, так и будет. В отличие от иудаизма и христианства, догматы которых признают за верующим право на некоторую отстраненность человека от Б-га.

Что можно сказать по этому поводу... Обратимся к греческой мифологии, согласно которой Древняя Греция существовала исключительно благодаря воле богов.

Как известно, троянская война началась после того, как Парис, которого царь Спарты Менелай принял по законам "ксении" - гостеприимства, взял, да и вероломно нарушил их, уведя от царя его прекрасную Елену. Чуть ли не целое поколение греков объявило свой "джихад" и под водительством царя Агамемнона, брата Менелая, отправилось под стены Трои отбивать Елену у троянцев. Очень многие там погибли. Понятия о добре и зле сместились. Рушились казавшиеся незыблемыми каноны.

"Одиссея" Гомера повествует о том, как с этой ситуацией справилась Афина Паллада, богиня мудрости и правосудия. На старое полотно порядков она наложила новые краски. Она дискредитировала храбрость могучего Ахилла, считавшегося доселе идеалом древнегреческого героя, и отдала свое предпочтение хитроумному Одиссею - даровав таким образом ему право на некоторую автономию от богов.

Плохо это или хорошо, но сейчас настало время одиссеев. Большинство же арабов-мусульман остаются ахиллами. У них много достоинств, но они могут подкрепляться лишь страхом перед децимацией (в Древнем Риме так называлась казнь каждого десятого за какую-нибудь крупную провинность. - "Известия"). Вопрос стоит о выживании. На мусульманском Ближнем и Среднем Востоке должна восторжествовать мудрость Афины Паллады. Громовержец Зевс в конце концов даровал Ахиллу не слишком-то долгую жизнь.

Дамьян де Крневич-Мишкович, "Известия"

  • 23-04-2003, 16:49
  • Просмотров: 378
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список