Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Состояние нации

Именно так переводится на русский язык ивритское словосочетание "мацав ха ума". Это выражение, кстати, мы употребляем в Израиле все реже и реже, а жаль. Это значит, что базисные вопросы нашего существования интересуют нас все меньше. Нас волнуют сиюминутные экономические и политические коллизии, борьба с палестинским террором, очередные "заклятые друзья" вроде Абу Мазена и Башира Асада, мы приветствуем реформы в Палестинской автономии, мы вновь и вновь рискуем всем "ради мира и прогресса" (а как же иначе?), короче, мы обсуждаем что угодно и рассуждаем о чем угодно, но только не о самих себе как о нации. Мы не находим времени подумать о том, в каком же состоянии находится наш народ на данном отрезке истории, о том, кто мы такие, куда идем и в каком составе.

Выглядит по меньшей мере странно, когда страна, имеющая сильнейшие в мире (конечно пропорционально ее размерам) разведслужбы с их мощнейшими аналитическими отделами, не в состоянии серьезно проанализировать свое настоящее, прошлое и предполагаемое будущее и выстроить для себя хотя бы приблизительный маршрут движения вперед.

Чтобы понять, почему так случилось, не надо быть семи пядей во лбу, хотя, впрочем, ответ на этот вопрос неоднозначен. Сегодняшнее израильское общество состоит из нескольких и, как правило, почти не пересекающихся друг с другом слоев. Все они, как это ни парадоксально, начинают слаженно функционировать с оптимальным КПД в условиях максимального давления. Например, в последние два года палестинской интифады. А когда давление извне падает - начинается распад.

Так происходило, например, в период подписания соглашений в Осло и последовавшего за ним "мирного процесса". К моменту начала того периода в стране давно сформировались те общественные группы и полюса противостояния, которые мы наблюдаем и сегодня. Религиозная ортодоксия, умеренно религиозное, светское и антирелигиозное большинство уроженцев страны и голодная группа выходцев из распавшегося Советского Союза, которая в соответствии с названием кулинарной передачи на русскоязычном канале телевидения "хочет все съесть". Конечно то, что я делаю здесь - это грубое упрощение, ведь среди самой большой, реально правящей группы, есть немало больших и влиятельных подгрупп, т. е. расслоение существует и внутри каждой группировки, но оно, на мой взгляд, менее важно. Объясню, почему. Та большая группа, на самом деле и является Израилем. В ней существует социальное расслоение, богатые и бедные, религиозные и антиклерикалы, правые и левые, "черные" и "белые", но это - единый организм. Параллельно ему существуют еще три. Израильские арабы, чье отчуждение от Израиля и слияние (в экстазе или без такового) с "Палестиной" растет день ото дня. Ортодоксы, никогда с момента создания страны не считавшие себя ее интегральной частью и лишь приспосабливающиеся посредством различных ухищрений к жизни в ней. Как правило, участие этой группировки в жизни страны сводилось к отстаиванию писаного или неписаного статус-кво (определявшего взаимоотношения государства и религии), а так же делегированием своих представителей в законодательную власть. Последнее, кстати, верно и в отношении арабов-израильтян.

Следующее государство в государстве - это "русские". Огромная группа людей, построивших для себя за последнее десятилетие с небольшим культурно-потребительскую автономию и живущая в ней достаточно комфортно, хотя и без серьезного влияния на остальной Израиль. Репатрианты, так же как арабы и ортодоксы, послали своих представителей во власть, через Кнессет и муниципалитеты, но в силу постсоветского индивидуализма и пассивности больших результатов не добились и уже на последних выборах значительную часть своего влияния растеряли. Партия "Исраэль ба-Алия", открыто заявлявшая о том, что она их представляет, снизила свое представительство в три раза и после выборов влилась в правоцентристский и не имеющий четких идеологических контуров "Ликуд". "Русские" интересны тем, что в отличие от двух других маргинальных групп, они числят себя патриотами, несут на себе все тяготы израильской жизни и хотели бы себя чувствовать "своими", но из-за большого количества и неумения организовываться они остаются, в массе своей, на задворках большого Израиля. Последний же, особенно теперь, заручившись в ходе последних выборов всеми доказательствами успешной абсорбции Борисов/Леонидов/Татьян, перестал их рассматривать как группу, с которой нужно всерьез считаться.

Осознание и верная оценка устремлений этой огромной общины лежит вне рамок понимания серьезных аналитических структур Израиля и исследуется лишь узко функционально. Так вот после выборов в 1992 году, на которых израильские левые впервые использовали "русскую общину" для политического переворота, погнав их как баранов к избирательным урнам, начался период ослабления давления, а значит и распада. Одним из ясных признаков разложения явилось убийство лидера левых Ицхака Рабина евреем - правым экстремистом. Затем, под ударами палестинского террора израильское общество вновь консолидировалось, а затем, к 1999 году, под впечатлением, казалось бы, приближающегося мира вновь стало разваливаться. Интересно, что и второй за последние годы уклон влево произошел также не без массовой промывки "русских" мозгов посредством мощнейшей агиткампании с приведением их к избирательным участкам под лозунгами, как правило, имевшими мало общего с их подлинными интересами. Постоянные перемены курса и отсутствие преемственности вынуждало серьезные исследовательские отделы каждый раз прекращать аналитическую работу и/или подстраивать ее под интересы нового политического руководства. Армейские и другие аналитические структуры в Израиле неразрывно связаны с политической верхушкой и обычно находят в политике естественное продолжение своей карьеры. Поэтому самые серьезные аналитики никогда не решались продолжить самостоятельные исследования и построение моделей, когда концепция не соответствовала запросам их политических боссов. Затем те же самые люди плавно перетекали из армии во власть. Научившись уже в армии наступать на горло собственной песне и поступаться принципами во имя карьеры, они делали это с куда большей легкостью в политике. Замечательный пример - все те же ословские соглашения. Осведомленным людям хорошо известно, что в АМАНе (военная разведка, аналог российского ГРУ) были резко против этих соглашений. Однако политическое руководство попросту наплевало на рекомендации одной из лучших в мире аналитических служб. И уже через несколько недель после подписания соглашений разведчики вовсю занялись построением моделей мирного Ближнего Востока. Пришедший к власти в 1996 году Нетаньяху заставил все разведструктуры выбросить в помойку двухлетние разработки и вернуться к прежнему концепту. А вот Эхуд Барак вновь выпрыгнул из открывшегося, как ему казалось тогда, "окна возможностей" и волевым усилием вывел наши войска из зоны безопасности в Южном Ливане, предав союзников - христиан, сломав концепцию активной обороны и устрашения, которую сам же и разрабатывал несколькими годами раньше, когда стоял во главе военной разведки. Мой первый подпольный учитель иврита в Москве рассказывал мне об израильтянах как о людях рисковых и беспечных, примерно таких, какими рисовали лубочных русских плохие писатели почвенники. Я ему не верил. Но приехав в Израиль, не перестаю убеждаться в его правоте.

Принявшее угрожающие масштабы срастание политики и армии, отсутствие преемственности в работе спецслужб и неучастие широчайших слоев населения в построении будущего израильского общества - похоже, это и есть состояние нации на сегодняшний день. А о перспективах пока говорить трудно. Беда, кроме всего прочего, еще и в том, что т.н. левый лагерь израильской политики упорно цепляется за свои идеологические установки и концепции, которые он навязывает обществу, не считаясь с тем, что жизнь давно и решительно их опровергла, а правый лагерь умеет только предостерегать об опасностях, не имея собственных идеологических установок или четкого плана действий. Государство продолжает двигаться влево, не размышляя о своем внутреннем орнаменте, не думая о судьбе арабов, ортодоксов или "русских" и их участии в жизни страны. И перемен в этой области не видно. Будем надеяться на чувство ответственности тех, кто задает в Израиле тон, на то, что они спохватятся вовремя. Такой шанс, безусловно, есть.

Бени Брискин, Израиль, Центрально-Азиатские новости

  • 6-05-2003, 14:33
  • Просмотров: 339
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список