Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Война приближается к Ираку

Режим Саддама Хусейна неизбежно будет свергнут.

Стратегия

Основным аргументом Вашингтона по правомочности использования силы в отношении Ирака до последнего времени являлась разработка Багдадом оружия массового уничтожения (ОМУ). Однако в результате предстоящих инспекций ООН он потенциально может быть опровергнут. Поэтому с большой вероятностью в ближайшее время следует ожидать наращивания Соединенными Штатами аргументационной базы по поддержке Ираком террористических организаций в Афганистане и на Ближнем Востоке. Первоначальный предлог для силовой акции - невыполнение резолюции ООН, требовавшей от Багдада отказаться от производства ОМУ и допустить на свою территорию международных инспекторов, стремительно теряет актуальность и также в ближайшей перспективе будет заменен.

Информационная политика США в ближайшее время, возможно, будет перестраиваться на всестороннее обоснование связей режима Саддама Хусейна с организацией "Аль-Кайеда" и террористическими организациями Ближнего Востока, тем более что фактических материалов, подтверждающих производство ОМУ Багдадом, не предъявлено. Идея возобновления инспекционной деятельности ООН на территории Ирака крайне невыгодна администрации Джорджа Буша. Она не только может разрушить всю антииракскую внешнеполитическую конструкцию США, затруднить поиск оправданий военной агрессии, но даже в конечном итоге привести к возможности снятия санкций против Ирака.

Союзники и противники США

Попытки США сформировать коалицию против Ирака пока успехом не увенчались. Позиция ФРГ определилась - в перспективе столь же серьезную отрицательную позицию, возможно, займет и Турция, опасаясь образования Курдистана. Курдская оппозиция, по аналогии с афганской, может в перспективе стать инструментом внутреннего военного вмешательства США в дела Ирака. Не исключается, что при отказе Турции от прямого участия в операции проблема Курдистана будет выдвинута США в разряд первоочередных по "обеспечению прав человека" для легализации создания военных баз оппозиции (ССО США) на территории Ирака.

За последнее время позиции принципиально необходимых союзников в регионе не изменились. Против проведения военной операции по свержению Саддама Хусейна высказалось руководство Саудовской Аравии, Египта, Катара, Ливана, Бахрейна, Йемена, ОАЭ, Ирана, Сирии; возможно участие Иордании; безоговорочно поддерживает только Израиль. Кувейт не поддерживает какие-либо силовые акции против Ирака, так как, по мнению политиков этой страны, военная операция против Ирака может еще более дестабилизировать арабский мир и нанести непоправимый урон региону. Сирия опасается, что удар по Ираку повлечет за собой приток беженцев, создание независимого курдского государства, а также убытки от прекращения торговли с Ираком.

Вашингтоном принимаются серьезные меры экономического плана по формированию коалиции арабских государств, поддерживающих силовые действия США против Ирака. На эти цели предлагается выделить 17 млрд. долл. (Израилю - 2 млрд., Египту - 1,5 млрд., Иордании - 200 млн. - военная помощь и 250 млн. - экономическая помощь).

Таким образом, усилия администрации США по созданию международной антииракской коалиции к настоящему моменту успеха не имеют, но активная работа американской администрации, подкрепленная финансовыми возможностями может принципиально в ближайшее время изменить заявленные позиции ряда государств.

Традиционно о поддержке США и готовности к полномасштабному участию в операции заявила Великобритания, которая, несмотря на согласие Ирака возобновить сотрудничество с ООН, продолжает подготовку совместной с американцами военной акции. К концу ноября с.г. британцы предполагают завершить переброску своей группировки войск в район Персидского залива. Ее численность должна превысить 30 тыс. военнослужащих.

Свежий член НАТО Польша уже начала интенсивную подготовку спецподразделений к переброске в район предполагаемых боевых действий. Варшава также готова использовать с этой целью своих военнослужащих, уже находящихся в Кувейте в рамках операции "Несгибаемая свобода".

Критической позиции в отношении планов США придерживаются Франция, ФРГ и Бельгия. По мнению немецкого руководства, военные действия против Багдада могут быть начаты только по решению Совета Безопасности ООН. При этом последствия таких действий окажут негативное влияние на ситуацию не только в Персидском заливе, но и в мире в целом, а самостоятельные действия Вашингтона, без поддержки ООН могут подорвать единство антитеррористической коалиции и полностью дискредитировать международные усилия по борьбе с терроризмом. Сильное давление со стороны США вынуждает Германию сдерживаться от практического противодействия американским планам. В частности, руководство ФРГ подтвердило возможность использования в случае необходимости натовской инфраструктуры на территории страны участниками военной операции против Багдада.

Франция и Бельгия занимают менее жесткую позицию в отношении планируемых Соединенными Штатами военных действий. Руководство этих стран считает, что Вашингтон имеет право начать операцию против Ирака, но только в случае если Саддам Хусейн вновь откажется от продолжения инспекции иракской территории представителями ООН и будут исчерпаны все дипломатические средства урегулировать ситуацию. Франция требует более конкретных доказательств работы Багдада над созданием оружия массового уничтожения и его связей с международными террористическими организациями. Такая позиция французской стороны связана прежде всего с вероятностью срыва ряда перспективных совместных с Багдадом экономических проектов.

Остальные страны НАТО заняли выжидательную позицию, заявив, однако, о праве Соединенных Штатов на самостоятельное проведение военной акции против Багдада. Таким образом, соглашательская позиция европейских стран НАТО, даже несмотря на особое отношение к планируемой Соединенными Штатами операции против Ирака со стороны Франции, Германии и некоторых других членов альянса, позволит США при необходимости добиться их поддержки и нейтрализовать противодействие европейцев намечаемым планам.

Планирование и подготовка силовой акции

Планирование военной операции, очевидно, завершено. Своеобразная "разведка боем" была проведена в сентябре в ходе нанесения ударов авиации по объектам на территории Ирака, которые явно выходят за рамки санкционированных ООН действий. Отрицательной реакции мирового сообщества в ходе этих ударов отмечено не было. Серьезного противодействия силы ПВО Ирака средствам воздушного нападения оказать не смогли.

По состоянию на конец сентября 2002 года США и их союзники сосредоточили в регионе группировку сил и средств, включающую сухопутные войска. Одна бронетанковая и одна механизированная бригады вооруженных сил (ВС) США занимают первую линию обороны к югу и юго-западу от демилитаризованной зоны в Кувейте; одна американская механизированная бригада находится в резерве в 40 км к северу от Эль-Кувейта, имея задачу оказать в случае необходимости немедленную поддержку бригадам первой линии; в окрестностях Эль-Кувейта развернуты пять временных лагерей спецназа США; около 2500 американских военнослужащих находятся в Иордании, но их участие в операции против Ирака зависит от позиции Аммана; 50 тыс. американских и турецких военнослужащих сосредоточены в Восточной Турции.

Военно-воздушные силы. На трех авиабазах в Кувейте находится около 400 американских военных самолетов и около 80 вертолетов "Апач". С началом боевых действий их готовы поддержать самолеты ВВС США, базирующиеся в Катаре, Иордании и Турции.

Военно-морские силы. В Индийском океане находятся авианосцы "Карл Винсон" и "Джордж Вашингтон" (один из них постоянно в Оманском заливе). Стратегически важные пункты в районе между Эль-Кувейтом и демилитаризованной зоной прикрывают около десяти батарей ЗРК "Пэтриот" ВС США. Для защиты столицы страны и международного аэропорта задействованы также две батареи ЗРК "Пэтриот" вооруженных сил Кувейта.

Силовая акция против Ирака, по последним данным, спланирована по следующим этапам:

- интенсивные удары с воздуха для подавления средств ПВО;

- захват Басры и создание плацдарма для развертывания сил с моря; наступление из Турции, Иордании и Кувейта с целью захвата стратегических линий коммуникаций и изоляции Багдада;

- установление власти нового президента.

Однако Ирак тоже не дремлет - сосредотачивает крупные силы вокруг Басры, ведет разведку на иракско-кувейтской границе, развернул пусковые установки ракет "Скад" для ударов по Израилю (80 ракет выделено для обстрела Израиля и 40 - американских объектов в Кувейте, Бахрейне и Катаре).

Цена вопроса

Ключевым пока остается вопрос выделения Конгрессом США дополнительных финансовых средств на ведение войны против Ирака. Бюджетный комитет палаты представителей Конгресса США проанализировал возможные расходы на военную операцию против Ирака. Это первые детальные подсчеты стоимости возможной военной кампании. Примечательно, что исходные данные не предполагают сопротивления со стороны ВС Ирака и использования против группировки войск США оружия массового поражения; предполагают, что США имеют свободный доступ к базам и аэродромам на территории большинства стран Персидского залива и Турции и несут незначительные потери в технике и личном составе. Подразумевается проведение операции группировкой численностью до 250 тыс. человек в течение 30-60 суток. По первоначальным прикидкам, стоимость военной кампании составит около 100 млрд. долл.

При определении затрат не рассматривалось оказание гуманитарной помощи; послевоенное восстановление инфраструктуры Ирака; сроки послевоенного пребывания войск США на территории Ирака для поддержания мира и наведения порядка в стране; совместные действия с союзниками.

По оценке Конгресса Соединенных Штатов, это значительно увеличит расходы на проведение операции, которые существенно превысят 100 млрд. долл. В случае изменения условий проведения операции затратная часть также существенно возрастет. Обращается внимание на то, что очередная война в заливе спровоцирует негативные последствия для мировой экономики и экономики США, что также увеличит стоимость военной операции. Окончательная сумма затрат составит до 250 млрд. долл. Подобные цифры военных расходов не могут быть проигнорированы Конгрессом, тем более с учетом дефицита государственного бюджета около 130 млрд. долл.

Финансовые аспекты для принятия решения по ведению военной операции пока также не обнадеживают. В 2002 финансовом году в отличие от ряда предыдущих твердо наметился дефицит государственного бюджета США. Бюджетным управлением Конгресса подготовлен развернутый доклад с оценкой текущего состояния американской экономики, а также перспектив ее развития на ближайшие десять лет. Главный его аспект - вывод о том, что дефицит государственного бюджета США резко возрос и к окончанию 2002 финансового года многократно превысит ранее прогнозировавшиеся уровни. По сравнению с бюджетом 2001 года, имевшего профицит в 127 млрд. долл. (около 1,3% от ВВП), к концу 2002 финансового года (впервые с 1997 г.) возник дефицит бюджета около 157 млрд. долл., что составит разрыв в 280-285 млрд. долл.

Необходимо отметить, что администрация Джорджа Буша понесла значительные расходы на борьбу с международным терроризмом (прямые расходы - 24 млрд. долл.). Более половины этих средств (13,3 млрд. долл.) затрачены Пентагоном на антитеррористическую операцию (5 млрд. долл. - уже в текущем финансовом году).

Последствия

По мнению экспертов, если США будут проводить военную операцию против Ирака без согласия и поддержки стран региона, возможны весьма негативные последствия: высока вероятность эскалации войны и вовлечения в нее других крупных государств региона и мира. Кроме того, в случае неспособности израильских и американских средств ПРО прикрыть Израиль от ракетных обстрелов, последний нанесет мощнейший ответный удар. По мнению экспертов, заявления израильских руководителей о том, что он приведет к исчезновению Ирака с карты мира, говорит о готовности Израиля применить ядерное оружие. Не исключается, что ударам могут также подвергнуться ядерные реакторы в Иране и объекты организации "Хизболла"; высока опасность применения Ираком химического оружия; резко активизируется террористическая деятельность в странах Запада; с началом боевых действий в Саудовскую Аравию и Кувейт прибудут в течение нескольких дней до 3 млн. беженцев; с отстранением Саддама Хусейна от власти стабильность в регионе не повысится, поскольку предлагаемый США кандидат на пост президента Ирака рассматривается в регионе как марионетка Вашингтона; поддержка странами региона под давлением США операции против Ирака может привести к массовым выступлениям населения против правящих в них режимов, способных поставить под угрозу само их существование.

По мнению зарубежных экспертов, президент Буш полностью исключает возможность сохранения у власти в Ираке Саддама Хусейна даже в случае соблюдения им всех требований США и выполнения резолюций СБ ООН. Западные эксперты отмечают, что если внесенный Бушем в Конгресс проект резолюции по Ираку будет одобрен парламентариями, то президент США получит свободу действий. Заручившись принципиальной поддержкой демократов, Буш рассчитывает продемонстрировать электорату полную поддержку обеими партиями его политики в области безопасности и защиты национальных интересов.

  • 11-10-2002, 14:31
  • Просмотров: 393
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список