Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Палестина во времена "золотого века" ислама

В мае 1999 года на "Межкультурной конференции", проходившей в Тегеране, выступал один из палестинских религиозных лидеров, шейх Юссеф Саламах. Он предложил урегулировать арабо-еврейские и арабо-христианские отношения путем введения системы "аль-дхимма", практиковавшейся мусульманами в течение нескольких веков, начиная с VII века нашей эры, в отношении немусульман - евреев и христиан, покоренных во время джихада. "Дхимми" ("защищаемое меньшинство") - так мусульмане называли покоренных "неверных". Жизнь дхимми протекала сообразно правилам, установленным мусульманскими правителями. По мнению Юссефа Саламаха, аль-дхимма является хорошей парадигмой отношений между сегодняшними мусульманами и немусульманами, поскольку, по его мнению, во время "золотого века" ислам уважал народы других религий и не причинял им вреда.

Эта точка зрения была практически слово в слово повторена представителем палестинской администрации шейхом Мохаммедом Ибрагимом аль-Мадхи в проповеди в мечети шейха Иджлина в Газе, транслировавшейся по палестинскому телевидению 6 июня 2001 года и посвященной, в том числе, отношениям с евреями:

"Мы приветствуем, как и в прошлом, всех евреев, которые захотят жить на этой земле в качестве дхимми, подобно тому, как они и раньше жили в наших странах. К дхимми хорошо относились, и некоторые из них кое-где получили посты советников и министров. Мы одобряем проживание евреев на этой земле в качестве дхимми, но правление на этой земле и во всех мусульманских странах должно быть правлением Аллаха".

Итак, евреям предлагают статус дхимми, ссылаясь на якобы положительный опыт "золотого века" ислама, когда евреи пользовались заботой, опекой, равноправием со стороны мусульманского владычества.
Но совпадают ли заявления мусульман о положении дхимми в Палестине в те времена с исторической реальностью?
Этим вопросом задаются два известных ученых - Бат Йеор, написавшая несколько работ на эту тему ("Дхимми", "Упадок Восточного христианства во время владычества ислама"), и профессор Моше Гил, автор "Истории Палестины, 634-1099 годы".

Мусульмане начали завоевывать Палестину в первой половине VII века. "Во время кампании 634 года весь регион Газы вплоть до Кесарии был разграблен и разрушен, - пишет Бат Йеор. - Были убиты четыре тысячи еврейских, христианских и самаритянских крестьян, защищавших свою землю. Поселения Негева были разграблены... Такие города, как Иерусалим, Газа, Яффа, Наблус и Бейт Шиан, были вынуждены запереть свои ворота и оказались изолированными.

В проповеди, прочитанной на Рождество в 634 году, патриарх Иерусалима Софрониус говорил, что христиане вынуждены оставаться в Иерусалиме, так как они "скованы страхом пред сарацинами", чей "дикий, варварский и кровавый меч" держит их в городе. В проповеди, прочитанной в день Епифания в 636 году, Софрониус оплакивает разрушение церквей и монастырей, разграбленные поселения, опустошенные поля, сожженные наводнившими страну кочевниками города. В письме к Сергиусу, патриарху Константинополя, датированном тем же годом, Софрониус описывает опустошение, которое принесли с собой арабы. В 639-м в Палестине начался голод и разразилась чума - последствия разрушений. Их жертвами стали тысячи людей".

Вот так проходило установление арабо-мусульманского господства. При этом, как отмечает профессор Гил, в начале мусульманского нашествия еврейское население Палестины было очень многочисленным (а вкупе с самаритянами они составляли большинство). Кто были эти евреи? Они были коренными жителями Палестины, "прямыми потомками тех поколений евреев, которые жили здесь со времен Иегошуа Бин-Нуна. Иными словами, они жили здесь как минимум 2000 лет".

С установлением арабо-мусульманского господства многие из них были убиты, а оставшиеся в живых получили статус дхимми. Но реальность существования под властью мусульман была, увы, крайне суровой и отнюдь не романтической, каковой склонны представлять ее нынешние арабские лидеры. В своей работе профессор Гил собрал огромное количество фактов из мусульманских, христианских и еврейских источников и через их четкую и беспристрастную презентацию показал, каково на самом деле было евреям и христианам существовать под мусульманским игом в Палестине. Профессор охватывает пять веков. "Золотой век" ислама, совпадает, прежде всего, с аббасидско-багдадским халифатом, сложившимся в середине 700-х годов нашей эры и просуществовавшим приблизительно до 880 года. В середине 700-х столица халифата была перенесена из Дамаска в Багдад, где установились персидские методы правления. С этим халифат вступил в "золотой век".

Итак, какие правила навязали мусульмане "золотого века" покоренным в ходе священной войны дхимми?

1. Согласно пакту Омара (приписываемому второму преемнику Мохаммеда, но на самом деле появившемуся около 720 года), дхимми должны были признавать свое подчиненное положение по отношению к мусульманам.

Евреи и христиане, например, должны были обещать:

"Мы будем проявлять уважение... и мы будем вставать со своих мест, когда у них (мусульман) будет желание сесть".
Они также обещали "не надевать седла" на лошадей, поскольку, с точки зрения некоторых мусульман, езда верхом на лошади и даже на любом другом животном несовместима с низким статусом "дхимми".

2. Дхимми запрещалось открыто отправлять свои религиозные обряды и проповедовать свои религиозные убеждения представителям других религий. Приветствовалось обращение дхимми в ислам.

"Мы не будем публично совершать наши религиозные акты и не будем никого обращать в свою веру. Мы не будем чинить препятствий никому из наших родственников, если они захотят обратиться в ислам. Мы не будем выставлять на всеобщее обозрение наши кресты и наши книги на улицах и базарах мусульманских поселений и не будем оплакивать вслух наших покойников", - такие слова должны были произнести дхимми.

3. Дхимми предписывался определенный "дресс-код": они должны были носить отличительные знаки, чтобы мусульмане могли легко различить их. В 807 году аббасидский халиф Гарун аль Рашид постановил, что отныне евреи обязаны носить желтую полоску в виде пояса или прикалывать ее к высокой конической шляпе. Поначалу эти же правила распространялись и на христиан, но позже христианам предписали носить голубой цвет.

4. Дхимми были обязаны повесить отличительные знаки и на своих домах. Так, в 850 года халиф аль-Мутаввакиль, проникнувшись постановлением Корана о том, что неверные - дхимми - Сатана и ад, обязал евреев и христиан прибить над входом в свои дома изображения дьявола, вырезанные из дерева.

5. При уплате податей дхимми должны были "исполнять закон", т.е. проходить через определенную унизительную процедуру. Как указывают в своей книге "Почему евреи?" Деннис Прейгер и Джозеф Телушкин, "старинное мусульманское положение четко предписывает эту процедуру унижения евреев и христиан при уплате ими подати:

Дхимми, христианин или еврей, в установленный день лично является к эмиру, присланному для получения подушного налога и восседающему на высоком кресле, подобно трону. Дхимми становится перед ним, протягивая деньги в открытой руке. Эмир берет их так, чтобы его рука оказывалась сверху, а рука "дхимми" снизу. Затем эмир бьет его по шее, а стоящая справа стража грубо выволакивает его наружу. Эта же процедура повторяется со вторым, третьим и всеми последующими. Народу не просто "позволялось" наблюдать за этим унизительным спектаклем, но... присутствие публики было на самом деле весьма существенным, поскольку, согласно шафиитской школе, это демонстрировало политическое превосходство ислама.

Со временем мусульманские правители разработали дополнительные способы унижения дхимми...

Не менее неприятным было получение расписки об уплате налогов, которая, согласно одному старому вавилонскому обычаю, иногда навешивалась в виде клейма на шее "неверного". Эта древняя отметина рабства... явно запрещенная Талмудом, обязывающим в таком случае освободить раба, вновь появилась здесь как позорный знак "неверности".

Тяжелое финансовое положение, непосильные подати практически уничтожили еврейское и христианское крестьянство: "Затурканные и замученные огромными податями и их сборщиками, сельские жители ударялись в бега или переезжали в города, - пишет Бат Йеор и далее приводит отрывок из хроники VIII века, написанной в 774 году одним из монахов: "Люди разбежались, превратившись в странников, поля заброшены, поселки разорены, люди ходят из одной землю в другую".

Таков был "золотой век" Ислама по отношению к дхимми. Это была, по выражению Бат Йеор, "волна религиозного преследования, насильственных обращений (в Ислам) и уничтожения церквей и синагог".

Откуда же взялось представление о равноправии во времена "золотого века"?

Известный исламовед Бернард Льюис 35 лет назад рассказал, что в XIX веке было немало "происламских" евреев, защищавших утопию об эгалитарной (равноправной) природе мусульманского правления. Неудивительно, что в итоге мусульмане взяли на вооружение этот романтический еврейский миф об исламе. В их собственном представлении о себе он занял почетное место и стал еще одной "мирной" деталью.

Однако "золотой век равноправия - это миф, и вера в него была скорее результатом, нежели причиной еврейской симпатии к Исламу", - отмечает Льюис ("Происламские" евреи", "Иудаизм", 1968, с. 401").

Но самое главное заключается вот в чем: даже если согласиться с тем, что для своего времени система дхимми могла считаться "толерантной", с современным понятием равенства людей независимо от их религии она совершенно несопоставима.

Это просто ужасно, что современные официальные палестинские религиозные инстанции, представляемые шейхом Саламахом и шейхом аль-Мадхи, открыто поддерживают восстановление этой тиранической системы. На эти анахроничные исламские взгляды с гневом обрушился в июне 1999 католический архиепископ Галилеи Бутрус аль-Муалем: "Мне становится страшно оттого, что в нашем обществе сохраняется такая отсталость; в то время как человек полетел в космос, на звезды и на Луну, все еще находятся те, кто развлекает себя ископаемыми понятиями".

P.S. Но так ли уж ископаемы эти понятия в современном мусульманском и арабском обществе? То, что их озвучивают высокопоставленные палестинские персоны, говорит о том, что на самом деле мусульмане и арабы допускают существование евреев как индивидуумов лишь в том случае, если евреи принимают статус дхимми, подчиненных, унижаемых. Но если еврей стремится к равенству среди мусульман, если еврей стремится к положению, более высокому, чем "унижение и бедность", что и происходит сейчас, пора браться за оружие и вести джихад до последнего еврея. "Поэтому мусульмане призывают не к тому, чтобы нанести поражение Израилю, но к тому, чтобы его уничтожить. Само существование еврейской нации вызывает в них ненависть и желание с ней покончить" (Деннис Прейгер, Джозеф Телушкин, "Почему евреи?").

Эндрю Г. Бостом, FrontPageMagazine.com
Перевод Ирины Ревякиной, Sem40.Ru

  • 16-12-2002, 18:02
  • Просмотров: 823
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 85
     (голосов: 2)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список