Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Новый Вавилон

План Буша - Блэра: дворцы Саддама - иракским диссидентам, деньги на восстановление страны - американскому генералу, иракскую нефть - западным корпорациям, а демократические ценности - народу Ирака

За четыре дня до начала войны в Ираке на одной из тихих улиц датского городка Сере произошло малопримечательное событие: во время вечерней прогулки бесследно исчез импозантный иностранец восточной наружности, находившийся в Дании под домашним арестом. След арестанта был обнаружен лишь на следующий день уже в Лондоне, откуда он спецбортом был доставлен в Кувейт - в расположение американской военной группировки. Его имя - Низар аль-Хазраджи. Генерал, бывший начальник генштаба иракской армии и самый высокопоставленный иракский диссидент в изгнании. Именно этого человека Вашингтон готовит на роль главы оппозиции - с прицелом на высший государственный пост Ирака. План вступил в действие? Для начала, как сообщает лондонская "Аш-Шарк Аль-Аусат", генералу предложено сотрудничество с американским командованием в организации военных действий. Но, судя по всему, роль главного военного эксперта для аль-Хазраджи временная: союзники, начавшие войну в Ираке, остро нуждаются в союзниках в самом Ираке.

То, что американцы и британцы одержат военную победу в Ираке, - уже не вопрос. Вопрос в другом: смогут ли они так же в одиночку, без помощи мирового сообщества, обустроить послевоенный Ирак? Как бы то ни было, но соответствующий план у союзников по коалиции уже разработан. Некоторыми ключевыми его деталями мы располагаем.

Протекторат Буша - Блэра

По информации, которой располагают "Итоги", союзники остановились на варианте долгосрочной военной оккупации Ирака с последующей трансформацией ныне унитарного государства в "демократическую федерацию".

По предварительной информации, численность американо-британского контингента в послевоенном Ираке составит до 200 тысяч человек. Предполагается, что эти силы будут находиться там минимум шесть месяцев, затем их численность сократят до 90-20 тысяч. В целом же срок пребывания оккупационных сил в Ираке определен в два года. Все это время американскими войсками будет руководить генерал Томми Фрэнкс, глава Центрального командования ВС США. Когда же безопасность будет восстановлена, руководство гражданским правительством возьмет на себя американский гражданский чиновник. Иными словами, речь идет о протекторате по той модели, которую в свое время "обкатал" в Японии американский проконсул генерал Дуглас Макартур, командовавший в 1945-1951 годах оккупационными войсками. На пост администратора по гуманитарным вопросам прочат отставного генерал-лейтенанта Джея Гарнера, которого еще в январе Пентагон назначил куратором работ по послевоенному восстановлению Ирака. Затем его сменит "видный гражданский американский государственный деятель", вероятнее всего, из бывших губернаторов и послов. В обязанности "проконсула" войдет и формирование иракского правительства. При этом часть полномочий по управлению страной оккупационные власти должны передать переходному правительству Ирака "настолько быстро, насколько это возможно".

Страну задумано разделить на три "субъекта федерации": центральный (где, главным образом, живут сунниты), южный (с преобладающим шиитским населением) и северный (курдский). Помощниками Гарнеру станут три его гражданских наместника в этих регионах. План Буша - Блэра предполагает включить в структуру будущего управления страной представителей всех крупнейших этнических, религиозных и племенных групп. Согласно плану Ирак должен стать федерацией, где ущемленные в правах при Саддаме шииты и курды получат равные права с суннитами.

После того как градус межэтнической напряженности в Ираке будет понижен, союзники планируют внедрить рыночную модель экономики. На базовые экономические реформы отпущен год.

По плану Буша (у Блэра есть и свои мысли на сей счет) основную роль в деле восстановления Ирака сыграют американские корпорации, между которыми уже распределены первые подряды более чем на 1,5 миллиарда долларов. Самые крупные достанутся компаниям, тесно связанным с Пентагоном и Агентством по международному развитию США. Так, на 900-миллионный строительный контракт претендуют Halliburton (которой ранее руководил вице-президент Дик Чейни), "дочка" этой компании Kellog Brown & Root, а также Bechtel Group Inc., Parsons Corp., Louis Berger Group и Fluor Corp. Нюанс: общая сумма политических пожертвований этих компаний в 1999-2002 годах составила 2,8 миллиона долларов; более двух третей досталось республиканцам.

Всего администрация Буша намерена запросить у конгресса 100 миллиардов на ведение войны, из этих средств - 1,8 миллиарда на восстановление Ирака и еще 800 миллионов на оказание гуманитарной помощи. Лишь небольшую часть работ планируется поручить международным неправительственным организациям (их доля составит не более 50 миллионов долларов).

Далее - сенсация политическая. Демонтировать нынешнюю саддамовскую вертикаль власти - министерства, ведомства, а также регулярную армию - Вашингтон не планирует. Речь может идти лишь о "косметическом ремонте".

В отношении правительства логика в общем-то ясна: структура кабинета Саддама вполне светская и абсолютно "техническая": порядка 20 отраслевых министерств плюс два министра без портфеля. С армией же и спецслужбами, каждое звено которых Саддам выстраивал по принципу жесткой лояльности себе, союзникам по коалиции, будь их план осуществлен, придется туго (тут-то, скорее всего, и востребуются старые армейские диссиденты и огромный штат западных военных советников).

Да, крушение саддамовой диктатуры многие в Ираке воспримут с радостью - и шииты, составляющие 60 процентов населения Ирака, и, возможно, курды на севере. И тем не менее пружина религиозных и этнических распрей, которая десятилетиями удерживалась жестокой диктатурой, распрямившись, способна ударить по американо-британским послевоенным планам. Пессимисты не исключают вероятности гражданской войны вплоть до распада Ирака на три независимых государства - шиитского, суннитского и курдского.

Багдадский трон

Нынешняя же властная саддамовская вертикаль прочна, как утес. По действующей временной конституции (обнародована 16 июля 1970 года) высший орган госвласти - Совет революционного командования (СРК) - возглавляет Саддам, президентом и верховным главнокомандующим является он же. Высший орган законодательной власти - однопалатный Национальный совет (НС) - тоже его епархия. Согласно декрету Саддама от 24 января 1996 года 220 депутатов избираются всеобщим прямым и тайным голосованием и 30 назначаются им лично от трех северных провинций, контролируемых курдами. В последний состав НС (избран 27 марта 2000 года) вошли 165 представителей возглавляемой Саддамом партии БААС, 55 "независимых" (те же баасовцы, представители профсоюзов и общественных движений), 30 - назначены президентом. Партийная структура вообще четко делится на две неравные во всех отношениях части: партию БААС и три курдские партии.

Собственно, "баасизация" всей страны - ключевой принцип иракского госстроительства, и осуществляется он (со всей строгостью вечно революционного времени) с середины 70-х годов. Несогласные с линией партии (за малым исключением) либо репрессированы, либо эмигрировали.

Премьерский пост Саддам тоже никому не доверил. У него четыре вице-премьера: Ахмед Хусейн Худейр, Тарик Азиз (оба курируют широкий круг вопросов), Хикмат Ибрагим аль-Аззауи (министр финансов) и Абдель Тавваб Мулла Хуэйш (министр военной промышленности).

Саддам, по сути, сам назначает себе вице-президентов. Их два (Таха Ясин Рамадан и Таха Мохи эд-дин Мааруф), но должность эта чисто декоративная и никакого отношения к наследованию власти не имеет. Сам же глава государства в соответствии с принятыми в сентябре 1995 года поправками к конституции стал избираться на всенародном референдуме. 15 октября 1995 года его президентский мандат был продлен на семь лет; на октябрьском референдуме в 2002 году - еще на столько же. Практически единогласно. Причем списывать такое единодушие исключительно на работу саддамовских "политтехнологов" не приходится: иракцы своего лидера боготворят. Отчасти это заслуга самого Саддама (механизм распределения гуманитарных товаров, поступавших по программе "Нефть в обмен на продовольствие", в лучшие для страны времена был признан ООН одним из наиболее эффективных), отчасти благодарить надо "американских агрессоров", работающих на повышение рейтинга Саддама и его имидж защитника и патриота. Словом, ожидать, что граждане Ирака выйдут на улицы и сами сдадут своего "милошевича", не приходится.

Вряд ли всерьез ожидают этого и союзники. По плану Буша - Блэра костяк переходного "правительства в режиме ожидания", помимо американских советников, задумано укомплектовать лидерами иракской оппозиции. Основная ставка сделана на зарубежную иракскую диаспору. Но и здесь не все благополучно: на данный момент большинство из двадцати "партий в изгнании", в частности компартия, настроено против американской оккупации.

Возможно, в переходный кабинет войдут некоторые представители обосновавшейся в Лондоне оппозиции, которой администрация Буша в последнее время оказывает серьезную финансовую поддержку. Но, как показала прошедшая в августе 2002 года в Вашингтоне встреча с ее вождями, до взаимопонимания между будущими "партнерами по власти" далеко.

Лондонская диаспора (делегация во главе с президентом Иракского национального конгресса Ахмедом Чалаби состояла из вождей шести оппозиционных групп, в том числе двух курдских организаций, а также Шарифа Али бен аль-Хусейна, двоюродного брата свергнутого и убитого в 1958 году короля Фейсала) настаивала на самостоятельном праве решать, какая форма власти будет установлена после Саддама. Американская же сторона заявляла, что ее устроит лишь установление демократического режима и сохранение территориальной целостности. Потенциальные преемники Саддама были заметно разочарованы. Ведь Шариф Али бен аль-Хусейн не раз заявлял о своей готовности вернуться на монарший трон.

По некоторым данным, большие надежды американцы возлагают и на Ахмеда Чалаби. 58-летний потомок могущественного иракского рода покинул страну, когда ему было 11 лет, и большую часть жизни провел в Великобритании и США. В 1996 году он возглавил неудачную попытку переворота против Хусейна. Казалось бы, выбор оптимальный. Но проблема в том, что сей либерал не пользуется популярностью даже у иракских эмигрантов, не говоря уже о нынешней багдадской элите.

Запах нефти

Естественно, важнейшую часть плана Буша - Блэра составляет реструктуризация нефтяной отрасли Ирака. Багдадскую нефтяную "бочку" союзники, похоже, уже поделили между собой.

По подсчетам компании British Petroleum, контроль над иракской нефтью крайне важен в стратегическом плане. При нынешних темпах добычи нефтяных запасов Ирака хватит почти на 129 лет (первое место в мире по этому показателю). Для сравнения: кувейтские месторождения иссякнут через 128 лет, саудовские - через 85, российские - через 20, американские - через 10 (учитывались лишь ныне эксплуатируемые месторождения).

Статистика говорит сама за себя. Ирак, по данным BP Statistical Review of World Energy, обладает вторыми по величине нефтяными запасами в мире, уступая только Саудовской Аравии (261,8 миллиарда баррелей). В 2000 году Ирак занял седьмое место в мире по поставкам нефти, пропустив вперед Саудовскую Аравию, Норвегию, Россию, Иран, Венесуэлу и Нигерию. А в 2001 году он уже не вошел и в десятку крупнейших нефтепроизводителей. Антииракские санкции подточили позиции не только Багдада, но и мировых импортеров нефти. По данным International Energy Agency, война с Ираком в 1991 году привела к сокращению поставок нефти на 4,3 миллиона баррелей в день. Тогда мировая экономика лишилась еще и ежедневных 1,6 миллиона баррелей кувейтской нефти. Сходный эффект имела ирано-иракская война. Вот и теперь нефтеимпортерам приходится копить черное золото впрок: стратегические запасы 26 индустриально развитых стран мира (рассчитаны на "аварийное" снабжение национальных энергосистем в течение 90 дней) в конце 2002 года составляли около 1,3 миллиарда баррелей, запасы частных компаний - еще 2,5 миллиарда.

Нефтяные компании США и Британии (на правах потенциальных победителей) разработали свой собственный план, сводящийся к разделу нефтяных скважин. Фаворитами гонки являются Exxon Mobil, Chevron Texaco, Shell and BP. Компании намерены добиваться спецконтрактов, которые сделают их совладельцами месторождений, освободят от налогов и законов по охране окружающей среды. (Объем исследованных иракских месторождений составляет 112 миллиардов баррелей; предположительно еще 220 миллиардов баррелей находится в неразработанных кладовых.)

Победа победой, но делиться нефтяным "пирогом" союзникам все же придется. Без плотного участия в послевоенном ремонте Ирака мирового сообщества американо-британский план выглядит маниловским прожектом, ибо свою роль тут неизбежно сыграет фактор политический. У тех же курдов, например, свои виды на нефтяное месторождение Киркук. Шииты в южных районах страны тоже будут настаивать на том, чтобы иметь по меньшей мере материальную долю от прибыли, получаемой от экспорта нефти, - требование, которое в связи с угрозой в регионе шиитского фундаментализма вряд ли можно будет проигнорировать. Но это лишь вершина айсберга. Ибо выстроить постсаддамовский режим, интегрировав его в арабский мир, можно лишь путем кропотливых и ювелирно отлаженных усилий международной дипломатии и спецслужб. Тем более что американцы к такой работе не привыкли - наведение порядка в оазисах экспортированной демократии они предпочитают уступать другим.

Делиться надо...

ООН начиная с января втайне разрабатывает собственный послевоенный план. Суть в следующем: примерно через три месяца после свержения Хусейна ООН включится в послевоенное обустройство Ирака, в частности станет "прорабом" будущей системы самоуправления. За основу взята афганская схема, когда спецпредставитель генсека ООН Лахдар Брахими работал вместе с американскими чиновниками над созданием временного правительства.

Сегодня представители ООН заявляют, что до сих пор не получили четких разъяснений, каким образом международное сообщество сможет управлять восстановлением Ирака, особенно учитывая, что большая часть масштабных восстановительных работ уже досталась американским компаниям. Намек прозрачен: надо делиться. И скорее всего, американцам придется этот намек понять. Свидетельства того уже есть: США не исключают, что могут расширить фронт работ ООН в послевоенном Ираке.

По оценкам экспертов Центра стратегических и бюджетных расчетов США, лишь гуманитарная помощь иракцам обойдется от 1 до 10 миллиардов, помощь в управлении страной - от 5 до 12 миллиардов, помощь союзникам США в регионе - еще 10 миллиардов. Облегчение налогового бремени съест от 10 до 361 миллиарда и "реконструкция" - от 10 до 105 миллиардов. Итого потребуется от 36 до 498 миллиардов долларов. При этом финансовая ситуация в США оставляет желать лучшего: в нынешнем году бюджетный дефицит составит около 400 миллиардов. 90 процентов издержек прошлой войны в Заливе оплатили союзники США по коалиции. На сей раз ЕС уже пригрозил не дать денег на восстановление Ирака, если оно будет проходить не под эгидой ООН. Более того, президент Франции Жак Ширак заявил, что его страна заблокирует принятие любой резолюции ООН, в которой будет содержаться хотя бы намек на право США и Великобритании управлять послевоенным Ираком. Скорее всего, Вашингтону в конце концов решат передать реконструкцию Ирака под контроль международных организаций.

Шансы России поучаствовать в послевоенном восстановлении Ирака очень неплохие. Благодаря гибкой дипломатической позиции Москва сумела не только укрепить отношения с ведущими европейскими партнерами, но и не рассориться ни с США, ни с арабским миром. В этом смысле показателен предвоенный телефонный разговор Владимира Путина с Бушем - по сути речь шла и о будущем партнерстве в послевоенном Ираке.

Кстати, безоговорочная поддержка планов США вряд ли бы улучшила шансы Москвы сохранить свои экономические интересы в Ираке. В этом случае Россия лишилась бы своего главного козыря: доверия иракской элиты и арабского мира в целом. А именно эти факторы способны сыграть важнейшую роль в деле "вживления" нового режима и наведения порядка в стране и регионе.

Валерия Сычева, Наталья Калашникова, "Итоги"

  • 26-03-2003, 16:08
  • Просмотров: 332
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список