Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Столкновение двух сознаний: мирное урегулирование и террористы-мученики

Почти 36 лет Запад пытается разрешить "палестинскую проблему". Именно она кажется ключевым моментом в установлении мира и стабильности на Ближнем Востоке. Война в Ираке вновь продемонстрировала, что взгляды Запада на эту проблему должны быть пересмотрены и переосмыслены. Дорога к миру лежит только через ликвидацию арабского радикализма и терроризма, которыми управлял и которые поддерживал Ирак. Логика развития американской дипломатии объясняет, почему появление Махмуда Аббаса на посту палестинского премьера было встречено с одобрением.

Так почему же палестинские арабы и Запад довольны, а Израиль обеспокоен и нервничает? Почему Израиль ощущает неуверенность, хотя главный стратегический враг уничтожен и, вроде бы, появилась новая возможность установления мира?

Многие упорно верят в то, что не желающий поступиться своей территорией Израиль постоянно препятствует мирному урегулированию, но это далеко от истины. Ситуация понимается неверно: Израиль препятствует мирному процессу, а палестинцы настаивают на отношениях "мир за землю".

Давайте посмотрим на проблему с другой стороны. Ее суть - "вы нам мир, а мы вам статус государства".

Десять лет назад Ицхак Рабин и Ясир Арафат обменялись рукопожатием на лужайке перед Белым Домом после подписания очередных договоренностей в Осло. Тогда идея создания палестинского государства резко противоречила позиции Израиля, к тому же всего за несколько лет до этого госсекретарь США Джордж Шульц полностью исключил подобный выход из сложившейся ситуации.

За прошедшие десять лет позиция Израиля по поводу идеи создания "палестинского государства" претерпела огромные изменения - от непроизносимого табу до вполне приемлемого вопроса, по которому может быть достигнуто согласие. Однако в 2000 году переговоры в Кэмп-Дэвиде провалились, в последние 30 месяцев мы стали свидетелями разгула терроризма, и консенсус в арабо-израильских отношениях все еще не найден.

Тогда, в 1993 году, израильтяне не могли себе представить "независимую Палестину", а палестинцы, несмотря на все красивые слова, сказанные в Осло, не мыслили мира с Израилем. Перед переговорами в Осло Организация освобождения Палестины призывала к ликвидации Израиля, многие палестинские арабы были настроены отстаивать свое "право на возвращение". При этом встреча в Осло строилась на том, что Израиль примирится с идеей "палестинского государства", а палестинцы расстанутся с идеей о возвращении в Израиль (кстати, большинство их никогда не жило в Израиле).

Никто и не надеялся на легкое решение проблемы. При подготовке бумаг в Осло "право на возвращение" было аккуратно заменено "потребностью перемещения". Но даже такая формулировка для израильтян была неприемлема, а для палестинцев это было непреложной истиной.

Фундаментальной ошибкой переговоров в Осло стало то, что пересмотр и изменение Израилем своей позиции по отношению к палестинцам остались без взаимности. На протяжении последнего десятилетия палестинские арабы не предприняли ни одной попытки изменить свои жесткие требования по созданию собственного государства и "праву на возвращение" в Израиль.

Могущественным символом палестинской пропаганды и мифологии остаются ключи от домов, в которые они могут вернуться, закрепившиеся в сознании народа как знак возвращения на израильские земли, и этот мотив невозможно уничтожить. Возможно, Абу Мазен готовится что-то изменить.

В будущем, если все же стрельбу и терроризм удастся остановить, мы окажемся в гораздо более сложной ситуации, чем в 1993 или 2000 году. В течение последних 30 месяцев палестинские арабы постоянно прославляли терроризм. Идея мученичества настолько глубоко проникла в сознание нации, что даже речь Абу Мазена, которую считают мягкой и выдержанной, была насквозь пропитана этим настроем.

Многие отметили в речи Абу Мазена фразу: "Терроризм в любой форме, возникающий по нашим религиозным или каким-либо другим традициям, не дает нам поддержки, а только разрушает нас самих". Но в то же время официальный арабский лидер делает различие между террором, против которого он выступает, и нападением на израильтян как "вооруженным противостоянием". Абу Мазен обличает терроризм и прославляет "храброе сопротивление израильской агрессии", заявляя, что воюющие палестинцы заслуживают почтения. Чему могут научить палестинцев его двуличные речи? Быть террористом-самоубийцей или убивать детей - это плохой или героический поступок? Почему Абу Мазен лично не осудил террористов-самоубийц? Как далеко может зайти такая двусмысленность? Если Мазен не в состоянии открыто осуждать терроризм, то сложно представить его четкие действия по борьбе с этой страшной угрозой.

В то время как израильтяне внушают себе, что военное разрешение конфликта невозможно и создание палестинского государства будет не только безопасным действием, но и утвердит позицию Израиля как демократического еврейского государства, арабы вынашивают в своем сознании адскую смесь из "права на возвращение" и идеи мученичества. Непонятно, как палестинцы могут перепрограммироваться на мирное решение. Ясно одно - пока не предпринимается никаких действий, конфликт нельзя разрешить. К тому же наивно предполагать, что решение можно найти за одну ночь.

В заключение хочется сказать: палестинцам нужно многое наверстать, чтобы достичь той точки развития, где они действительно смогут принять право еврейского народа на национальное самоопределение на этой земле. Израиль не в силах существенно ускорить процесс. Свержение Саддама Хусейна - шаг в правильном направлении.

Падение Арафата, когда оно произойдет, будет следующим шагом. С этой точки зрения, борьба с террором и его спонсорами - основной и самый эффективный инструмент мирного процесса.

Сол Сингер, The Jerusalem Post
Перевод Марии Злотник, Sem40.ru

  • 14-05-2003, 14:54
  • Просмотров: 341
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список