Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

: "Антисемитизм, угрожающий существованию всего еврейства . это равнодушие самих евреев"

.Прошла информация, что к нам в Брянск должен приехать главный раввин России (по версии ФЕОР. . Ред.) Берл Лазар. Это правильно?

. Скажем так: мы очень хотим, чтобы Берл Лазар приехал к нам. Практически во всех регионах России он уже побывал, и для нас было бы большой честью, если бы он посетил и Брянск.

. А почему он до этого к нам не приезжал?

. Почему? Тут две причины. Первая . мы не очень об этом думали. А вторая . визит человека такого уровня должен быть подготовлен. Причем подготовлен реальной деятельностью . когда община начинает развиваться, когда в общине начинают происходить какие-то реальные события . открывается школа или возвращается синагога . события действительно масштабные для общины, тогда мы можем говорить: "Пусть приедет рав Лазар на это мероприятие". Рав Лазар не тот человек, который может приехать просто в гости.

. Так все-таки можно ждать его приезда еще в этом году?

. Нужно не ждать! Нужно делать все для этого визита! Я говорил с рав Лазаром, он мне сказал: "Будет причина . я приеду!"

. У вас есть какие-то договоренности с властями по этому поводу?

. С властями мы стали достаточно активно взаимодействовать, начиная с Хануки. Мы начали с того, что принесли поздравления Берл Лазара главе администрации области и главе города. Потом мы начали контактировать с областным отделом по делам религий, который возглавляет Тришин Алексей Федорович, то есть потихонечку у нас стал складываться более-менее конструктивный диалог с властью. Нам нужно расширять школу, нужно возвращать синагогу, и диалог с властью идет по всем этим вопросам. Сказать, что это простая работа или простой диалог, нельзя, но, по крайней мере, власти настроены нас слушать и, я думаю, не только слушать, но и помогать.

. Каковы сейчас главные проблемы общины?

. Главный вопрос сейчас . школа. После восьми лет жизни в городе я могу сказать очень четко: для того, чтобы община жила, ей нужна полная школа. Я сказал бы даже больше: школа . это общинообразующий элемент. Есть какие-то мероприятия, которые мы проводим в синагоге, есть детские лагеря. Все это прекрасно, но подобные мероприятия не являются общинообразующими. По крайней мере, мы не видим, чтобы за счет них община могла бы самовоспроизводиться. Единственный способ сделать здоровую общину . это создать полную школу. Потому что родители этих детей . это тоже община. Дети, которые выучатся, их дети, дети их детей . это тоже община. И мы приходим к той модели общины, которая существовала две тысячи лет в диаспоре и которая доказала свою жизнеспособность. Поэтому главный вопрос для нас . школа. Будет школа . будет, кому ходить в синагогу, будет, кому молиться, будет, кому отмечать праздники.

Но этот же вопрос и самый сложный . сложный с двух сторон. Сложный технически . в нашем городе ?проблемное? положение со свободными помещениями . их строится сравнительно мало, и все наши запросы и просьбы найти какое-то подходящее помещение под аренду пока не увенчались успехом. Мы сидим в этом здании (сейчас школа располагается на улице Луначарского, 41а . Ред.), здесь 250 квадратных метров, на которых с трудом размещается начальная школа, а полная здесь не уместится просто по определению. Причем, если мы посмотрим на запросы родителей, то они говорят нам: да, мы хотим отдать к вам детей, но мы хотим, чтобы была полная школа, чтобы мы отдали его в детский сад . и он вышел из вашей школы в девятом или одиннадцатом классе. Второе . безусловно, школа должна иметь уровень. Она должна быть на уровне лучших школ города, может быть, даже гимназий . и сейчас мы работаем над этим. Я могу с удовольствием сказать, что с нами сейчас активно сотрудничает известный педагог в городе Григорий Иванович Куцебо, который предложил концепцию создания именно школы повышенного уровня . гимназии. Итак, первый вопрос . помещение, второй вопрос . финансирование, третий вопрос . самый главный, хотя они все главные . найти детей. Каждый из этих вопросов в принципе нерешаем, но все в сумме мы их попробуем решить.

Я надеюсь, что у нас будет помещение под школу, будут деньги на школу и будут дети, которые пойдут в эту школу. На чем основана эта надежда? Евреи недаром называются "верующие . сыновья верующих". Первый (из шести) седер Мишны называется "Зроим" . "Посевы" . и начинается фразой, смысл которой: "он верит в Творца мира, потому и сеет". Вы спросите, где логика . ведь тот, кто не верит в Творца мира, все равно сеет. Но тот, кто верит, надеется не только на закон природы и не столько на закон природы, сколько на то, что Вс-вышний даст успех его делу. Даже в ситуации, когда другие скажут, что здесь нечего сеять, потому что здесь ничего не вырастет, он знает, что Вс-вышний приказал здесь сеять.

. .Значит, здесь все вырастет.

. Да, именно так. На сегодняшний день примерно в пятнадцати городах России такие школы созданы и успешно функционируют. Причем в городах со сравнительно малочисленным еврейским населением . 5-10 тысяч человек.

. А у нас сколько? . Тоже пять-десять тысяч. Скажем, в Волгограде . городе явно не с самым большим еврейским населением . школа на 120 детей. Такая же школа в Оренбурге, школа на 200 человек в Екатеринбурге, в Челябинске на 80 человек. То есть, многие уже прошли этот путь . и теперь его проходить нам. Если приложить достаточно усилий, упорства и веры, то все получится. Может быть, мы в течение всех этих восьми лет просто слушали тех, кто говорил нам, что это невозможно.

. А вам все восемь лет говорили, что это невозможно? . Конечно! Спросите любого еврея на улице, что он думает о перспективах развития еврейской жизни у нас в городе. Он ответит, что, во-первых, это невозможно, во-вторых, это опасно из-за антисемитизма, в-третьих, все евреи уже уехали, в-четвертых, даже если такая школа будет, то я все равно не отдам туда своего ребенка. Такое вот "мнение общества". Другое дело, что, если идти за мнением общества, то ни одного реально значимого дела сделать не удастся.

. А существует сейчас, кстати, бытовой антисемитизм?

. Если считать антисемитизмом то, что в этой школе один раз в год побили стекла, то я первый скажу, что это несерьезно. Нет, антисемитизм, угрожающий существованию всего еврейства, . это равнодушие самих евреев. Больше ничего реально нам не угрожает. Процесс эмиграции практически прекратился, да и едут отнюдь не в Израиль, а, скажем, в Германию. Но едет все равно достаточно мало, а потому все люди, которые остались здесь, они же и останутся здесь, и их дети останутся здесь, в особенности, если это будет город, в котором можно жить. И для них нужна община . нормальная классическая община, которая существует во всей диаспоре. Может быть, десять лет назад мы думали, что у российского еврейства какой-то особый путь: то ли мы все ассимилируемся, то ли мы все уедем. Оказалось . нет. Сейчас практически все проблемы российского еврейства идентичны проблемам любой диаспоры. Антисемитизм играет в этом ряду проблем совершенно незначительную роль. Если мы прочитаем, что происходит во Франции, то можно сказать только одно: слава Б-гу, что мы живем не там! Что у нас нет такого количества мусульман, которые устраивают погромы.

. Погромы?!

. Да, в Европе уже погромы. В России, слава Б-гу, все нормально. Так вот, реальная опасность для российского еврейства заключается в том, что в отличие от любой другой диаспоры, у нас нарушена преемственность поколений. Три поколения фактически были оторваны от традиций.

. Три советских поколения?

. Да. В той же Америке, конечно, есть определенный процент ассимиляции, но вместе с тем там существуют четко отлаженные еврейские структуры, и каждый еврей в той или иной степени участвует в общинной жизни. Даже если он ортодокс. Ортодоксов, кстати, немало: в каждой нормальной еврейской общине их 10-20% . в шляпах, с пейсами, соблюдающих все заповеди. Еще 20-30% . просто консерваторы. Эта статистика верна даже для Израиля. Религиозное еврейство везде имеет определенный вес . и экономический, и политический, и культурный. Не то в России, хотя здесь и совсем нерелигиозные евреи . потому что малорелигиозных, на которых община по идее должна держаться, здесь практически нет . посещают какие-то мероприятия, которые запоминаются, как-то участвуют в жизни общины. Вместе с тем во всем мире продолжается и ассимиляция . то есть любой общине угрожает просто растворение. Так насколько же серьезней положение здесь, в России, где ультрарелигиозных евреев . хранителей традиций . нет вообще! Все ультрарелигиозные евреи здесь на 98% . приезжие.

. Или раввины.

. Ну, я и говорю . приезжие раввины. Прослойка людей, которые близки к религии, очень мала. Все это надо создавать заново.

. Какова роль раввина в общине? Ведь раввин . это и персонаж анекдотов, и советчик, и. Кто еще?

. Я могу дать вам определение, которое прочитал у Любавичского Ребе. Ребе пишет в одном из писем: "Я не знаю, хорошо это или не очень, но в наше время раввина рассматривают, как социального работника". Я думаю, что это самое точное определение.

. Главный социальный работник общины?

. Точно. Ведь посмотрите, какие нам вопросы приходится решать . вопросы помощи, вопросы создания школы, вообще вопросы создания структуры. Община должна нормально существовать, а потому религиозные вопросы отходят на второй план. Даже гораздо дальше.

. Кстати, почему Вы всегда говорите . "возвращение синагоги"? Может быть, гораздо проще построить новую?

. Сложный вопрос. Во-первых, это памятник архитектуры, мы недавно получили бумагу, в которой это здание признано "вновь обнаруженным памятником архитектуры" под названием "Синагога", которая, я считаю, должна принадлежать нам. Во-вторых . и это главное. Мы встречались и с Поляковым (глава Брянска . Ред. ), и с Геращенко (начальник областного управления образования . Ред.), и с Кларштейном (руководитель аппарата обладминистрации . Ред.), и все в один голос твердят: "А не хотите построить?" Но все они не отдают себе отчета в том, насколько разрушена здесь община. И для того, чтобы начать строительство, нужно сделать еще несколько шагов. Ведь никто не даст денег на строительство, пока община не покажет, что она жива. Деньги считаются . нельзя сказать, что у нас без счета денег.

. Тем не менее, существует такая легенда.

. Существует много легенд: и что евреи едины, и что евреи не пьют, и что евреи богаты, и что евреи умны.

. А что, евреи не умны?! . (смеется) Сложный вопрос. Написано, что, если уму предшествует страх перед Вс-вышним, то это то, что надо. А если не предшествует, то ничего хорошего в этом уме нет. А возвращаясь к тому, о чем мы говорили, то, если мы сможем вернуть эту маленькую полуразрушенную синагогу, то это будет маленький, но шаг вперед . к строительству и новой синагоги, и школы. Если же мы не делаем этого шага, то невозможны и следующие шаги. Община должны доказать свою жизнеспособность.

. Кроме брянской, какие еще крупные общины есть в нашей области?

. Сложно их назвать, конечно, крупными, но, тем не менее, они существуют. Самая большая и самая активная . в Клинцах, есть общины в Новозыбкове, в Унече, в Сураже. Но детей в них очень мало. В основном, это общины стариков. Если в Брянске есть около двухсот настоящих еврейских детей . по маме, и процентов двадцать из них имеет какую-то еврейскую мотивацию, то у нас есть шанс сделать здесь школу на 40-50 детей. А если в ней будет общежитие, то мы сделаем интернат . вот это точно будет шаг вперед.

. Как будет дальше развиваться община, по вашим прогнозам?

. Весь фокус в том, чтобы найти правильное соотношение между элементами духовными и религиозными и элементами земными и материальными. Если забраться слишком высоко в духовное и Б-жественное, то мы потеряем всякую привязку к местности. Если играть полностью по правилам этого мира, то эта игра не будет иметь никакого отношения к еврейству. Задача . найти правильное соотношение между небесным и земным. Причем вопрос пропорции не только чисто брянский . это вопрос вообще существования еврейства. Еврейство две тысячи лет было духовным . евреи жили в гетто, им запрещалось заниматься активной экономической и политической деятельностью, поэтому духовность расцветала. Но пришел двадцатый век . система гетто рухнула, и еврейство должно показать свою материальность, силу этой материальности. И это самое сложное. Последние сто пятьдесят лет вообще продолжается кризис иудаизма, вызванный конфликтом духовности и материальности. Никакой антисемитизм тут ни при чем . это внутренний вопрос иудаизма, который существует с тех пор, как евреи ходили по пустыне.

Ведь пока евреи бродили в пустыне . это была чистая духовность. Потом Господь говорит: погуляли . хватит, теперь зайдите в Израиль. И начался кризис . мы не хотим! Как, вы не хотите войти в самую святую землю, которую Я создал для вас?! Евреи посылают разведчиков . лучших из лучших, глав колен Израилевых. Они возвращаются и говорят странные слова: "Это земля, которая пожирает своих жителей". Казалось бы, если Б-г говорит идти в Израиль, то нужно взять под козырек . а они говорят: "Мы не хотим туда идти". Странная история . на первый взгляд.

На самом деле все не так просто. И не так странно. Пока евреи были в пустыне, они были полны духовностью . одежда духовная, еда духовная, вода духовная. Написано: "Твоя одежда не из нашего мира", еда . это манна, которая падает с неба, вода . это колодец Мириам. Но стоит зайти в Израиль . надо пахать и сеять, надо собирать урожай, а когда духовностью заниматься?! Ведь мы станем полностью земными! Вс-вышний, за что ты нас наказываешь?! А ведь Он наказал за "грех разведчиков", объявив, что все это поколение вымрет и в Израиль не зайдет. На самом деле Вс-вышний хочет, чтобы мы работали в Израиле.

. Совмещали.

. Не совмещали, а приносили в земной мир нечто Б-жественное. И это самая сложная задача. Она настолько сложна, что требуется сорок лет блуждать в духовности, чтобы потом выйти в материальность и эту материальность наполнить духовностью. Две тысячи лет евреи находились в изгнании . это было как бы блуждание в пустыне. Задача нашего поколения . вернуться в материальность и наполнить ее духовностью. А материальность сопротивляется, говорит, что не хочет никакой духовности, и задача состоит в том, чтобы убедить ее, что она таки да, хочет духовности . вот это задача. Интересно, что из всех направлений иудаизма только "ХАБАД" (ребе Ройтман исповедует именно это направление иудаизма . Ред.) ставит такую задачу, так прочитывает Тору. Остальные считают, что и в пустыне неплохо, неплохо "ходить вокруг горы". Однако в Торе написано: "Хватит кружить вокруг этой горы, идите дальше на Север".



Наш Брянск

  • 15-05-2003, 11:44
  • Просмотров: 674
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Инна Чурикова


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список