Все новости

Вчера, 21:31
11-12-2017, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Интервью

Версия для печати

 : "Евреем года" я так и не стал"

Иосиф Давидович Кобзон — профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных, народный артист СССР, депутат Государственной думы, широко известен в России и далеко за ее пределами не только как знаменитый певец, но и как политический и общественный деятель. За мужество и самоотверженность, проявленные при спасении заложников в театральном центре на Дубровке, И. Кобзон награжден орденом Мужества.

Постоянный спонсор Московского камерного музыкального театра, руководимого Б.А. Покровским, он много внимания уделяет и другой благотворительности, но она остается тайной за семью печатями, ибо это цдака, а Иосиф Давидович прежде всего просто еврей, притом истинный, а не из тех, кто лишь вчера надел кипу. Вот почему именно к этому деятелю культуры мы и обратились с вопросами, беспокоящими сегодня всех, кто причастен к еврейской жизни.

— Есть ли в России будущее у еврейского искусства и литературы, без которых немыслимо существование духовной национальной культуры?

— Я бы рассматривал этот процесс значительно глубже: культура российского, а вместе с ним и всего мирового еврейства переживает сегодня трагедию. Теряется бесценный пласт духовного богатства в области литературы, театрального искусства и фольклора. Он сложился в Европе, когда там, после столетних скитаний, осели евреи галута. Какое-то время спустя они говорили уже не на древнееврейском, а на некоем коктейле иврита, ладино и различных немецких диалектов, получившем название "идиш". Иврит перестал быть для них языком общения, на нем лишь читались молитвы, да в письме использовался его алфавит. С идишем а не с ивритом, переселились в начале XVIII века часть западноевропейских евреев и в Россию.

Казалось бы, не столь уж велик этот временной интервал для истории, но за это время европейские евреи, говорившие на идише, так обогатили еврейскую национальную литературу, песенный фольклор, а позже и театральное искусство, что сумели закрыть белые пятна, образовавшиеся в еврейской культуре за многовековые скитания в рассеянии. К великому сожалению, это бесценное наследие уже сегодняшним поколениям, за редким исключением, доступно лишь в переводе на русский и иностранные языки. Идиш умирает, а следом неизбежно гибнут и идишская литература, фольклор и театр. Вот так мы, евреи, расточительны.

— Но нынче в России, не говоря унес о Европе, можно свободно издавать книги на идише, ставить спектакли, с эстрады, по радио, телевидению петь песни.

— А кто, скажите, понимает его? Послевоенное поколение из городков и бывших еврейских местечек Белоруссии, Украины, западных областей России, пожалуй, последнее, еще как-то знающее этот язык. На самом же деле, идиш ушел из нашей жизни еще с поколением наших родителей.

— Но в современной России работают еврейские школы, ешивы...

— В ешивах изучают Тору, Талмуд, ТаНаХ, другие святые книги. В еврейских школах изучают иврит – государственный язык Израиля. Иначе и быть не должно. Но я полагаю, что параллельно можно было бы изучать и идиш, чтобы сохранить духовную культуру народа, а не отрекаться от нее. Община могла бы открыть курсы, на которых еврейская молодежь учила бы идиш. Однако далеко не все ее руководители разделяют мою позицию. В Израиле же с языком идиш попросту боролись, считая, что он вообще как бы не существует, что он чужд евреям. Там очень неохотно издают еврейских писателей, писавших на идише, а на иврите.

Знаете, когда я в еврейской аудитории пою старые песни на идише, то всегда стараюсь заглянуть в глаза своим молодым слушателям. Они не знают мамэ-лошн, не понимают слов, но я чувствую, что песня пробуждает их генетическую память, и душой они следуют за мной. Замечательные песни есть на иврите - старые и новые, неповторимы мелодии и тексты молитв (чего стоит одна "Кол Нидрей"!), но, скажите, кто способен воссоздать колорит идишской песни, рожденной в еврейском местечке или в гетто, которых уже, к счастью, нет; песни, в которой веселье перемежается с горем, а горе – с буйным весельем?! Да никто! И весь этот бесценный фольклор обречь на гибель? Именно это и делают сегодня многочисленные еврейские ансамблики и солисты, которые, не понимая нашего фольклора, предлагают слушателю и зрителю псевдокультуру. Неужто был прав отлично разбирающийся в этом фольклоре Михаил Глуз, когда на концерте Фестиваля имени Соломона Михоэлса вместо еврейских песен спел популярные американские на английском языке - видимо, считая его более доступным современной аудитории, чем незнакомый ей идиш? Я бы себе этого не позволил. Есть у меня задумка: выпустить сборник идишских песен с переводом на русский язык и с нотами.

— Как вы оцениваете состояние еврейского театрального искусства в России?

— Сегодня у нас есть единственный еврейский, но играющий на русском языке театр "Шалом" в Москве. И хотя им руководит хороший и талантливый человек Александр Левенбук, и у него неплохая труппа, но в целом это местечковое творчество, рассчитанное на очень узкий круг ностальгирующих евреев. Зрительный зал театра пустует, еврейская молодежь его не посещает. Это далеко не ГОСЕТ Михоэлса и не КЕМТ Шерлинга, на спектакли которых приходили не только евреи.

Очень милые, патриотичные люди работают в культурных еврейских центрах на Таганке и Большой Никитской. Всеми силами они стараются возродить еврейскую светскую культуру, дать ей верный импульс, но все это опять же сентиментально-трогательно и провинциально. Все это не то, не то... А взгляните-ка на российское кино, телевидение — когда вы видели последний художественный фильм на еврейскую тему? Если мне не изменяет память, их и с десяток не наберется. В России много евреев-сценаристов, драматургов, режиссеров, но никого из них почему-то не интересует жизнь, культура своего народа.

— К сожалению, нам не хватает бережного отношения ко всем этим ценностям и осознания необходимости единства нации.

— Вы абсолютно правы. О первом мы уже говорили с вами, второе же - отсутствие единства нации – не может не волновать, хотя я не играю во все эти неприглядные игры, разделяющие российских евреев по принадлежности к тому и иному религиозному направлению. Для меня еврей, где бы он ни находился, всегда еврей. Уважаемый, или нет — дело иное. Но петь "Кол Нидрей" на праздник Песах в синагоге в Марьиной Роще при условии, что я не пойду в хоральную синагогу, для меня неприемлемо.

В России сегодня много патриотично настроенных евреев, способных увлеченно возрождать национальную культуру. Кто должен подвигнуть их на это? В Петербургской, Тюменской, Ярославской и многих других синагогах служат разумные, образованные, деятельные раввины, в Москве даже два главных раввина России —Адольф Шаевич и Берл Лазар. Но, к сожалению, руководители общин не занимаются насущными проблемами еврейской культуры.

— Неужто все так безнадежно?

— Я бы не сказал. В России, особенно в провинции, за последние годы заметно активизировалась еврейская жизнь. Но для возрождения, для развития еврейской духовной культуры нужны опытные, талантливые люди. Талантами еврейский народ не обделен. А вот конкретным опытом... Его у нас нет. Многого еще нет. Молодежь может учиться, работать, развлекаться, соблюдать традиции, отмечать религиозные праздники и справлять обряды, но ей еще далеко до уровня жизни европейской, американской, израильской молодежи. Мы нуждаемся в серьезной спонсорской помощи, однако ее не получаем. 15 миллиардов в год тратят США на благотворительные программы. Добрая половина средств уходит в Израиль, что естественно. Меценаты, спонсирующие строительство синагог, благотворительных столовых, еврейских детских садов и школ, забывают об учреждениях культуры, о еврейской литературе, театральном и киноискусстве. В России живут много евреев, растет новое поколение, кто позаботится об их духовной культуре?

Когда я поднимаю вопрос о перспективах еврейской духовной светской культуры в России, мне нередко возражают: у подавляющего большинства еврейской молодежи иные интересы, она уходит от еврейской культуры. А от чего, спрашивается, "уходить", когда ее и не знаешь? Одними лишь убеждениями "ты же еврей", "это нее еврейская культура" делу не поможешь. Надо умело, ненавязчиво знакомить нашу молодежь с произведениями еврейской культуры. К примеру, пусть послушают еврейскую музыку, песни, хор Турецкого или Цалюка, поэзию, еврейского историка, посмотрят спектакль, картины художников, а уже потом решают, интересно им это или нет.

Возрождение и развитие еврейской духовной культуры в России — задача

архисерьезная, и решать ее должны такие же серьезные люди, заранее отдавая себе отчет, что ни наше государство, ни добрый заокеанский дядюшка Сэм, ни такой же из Европы на это не ассигнуют ни цента ни сантима.

Говоря об этом, вспоминаю, как в апреле 1994 года по предложению Всемирной лиги евреев меня избрали "Евреем года". "Грамотные" люди посоветовали мне пригласить на банкет по этому случаю мэра Нью-Йорка Джулнани и 25О-ЗОО богатых людей. Минимальный взнос гостя для присутствия на такой "тусовке" составлял тысячу долларов США, а уж там, кто сколько пожертвует. Соберется 250-300 тысяч долларов. "Это минимально, — пояснили мне. — некоторые дадут по 1ОО-150 тысяч". "Ничего себе! — обрадовался я и на всякий случай поинтересовался, куда пойдут эти деньги. Ответили: на поддержку израильской армии и репатриантов. Действительно, благородные, необходимые цели! "Но хоть немного оставьте для России, у нас старики, дети голодают, - попросил я. – Что скажу я, вернувшись с пустыми руками?" Мне разъяснили, что у них так полагается. "Это ваши проблемы, - вспылил я в ответ, - либо дадите часть денег России, Белоруссии и Украине, либо я отказываюсь от этой чести!" Не дали. В результате мне присвоили звание "Почетного еврея года", а "Евреем года" стал Ларри Кинг.

— Что же делать?

— Я готов обратиться в Российский еврейский конгресс с предложением о создании инициативной группы из кобзонов, шерлингов, глузов, хазановых, других деловых и творческих людей. Пригласить и вас, корреспондентов. Всем миром надо обдумать перспективу создания в Москве Российского центра еврейской культуры, в котором были бы еврейский театр, картинная галерея, музей (сегодня есть лишь небольшой в Мемориальной синагоге на Поклонной горе), кинозал, лекторий, работали бы секции по изучению языков идиш и иврит и по другим направлениям, интересующим современную молодежь. Создать такой центр, но не по принципу "лишь бы был", а на профессиональном творческом уровне, чтобы можно было увлечь нашей культурой не только евреев.



Вестник ЕАР

Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Инна Чурикова