Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Асемитизм

Проблема антисемитизма — далеко не праздный вопрос. Это вечная тема, и не только еврейская. Однако, это наш крест, который мы будем нести, похоже, вечно. Одни относятся к антисемитизму словно к персту Б-жьему, другие — как к исторической необходимости, заложенной изначально в систему межэтнических, межнациональных и, к сожалению, межгосударственных отношений. Третьи вообще считают, что антисемитизм придумали сами евреи, что ничего подобного в природе не существует.

Говорят, когда все евреи соберутся в одном государстве, антисемитизм исчезнет. Не думаю. Например, в Японии практически нет евреев, а антисемитизм за последние годы вырос. В Польше после гомулковской чистки осталось всего около четырех тысяч евреев, а отношение к евреям не стало лучше. Мало того, когда евреи в качестве способа выживания избирали ассимиляцию, антисемитские настроения еще более возрастали. Пример: в предвоенной Австрии, где более половины евреев выкрестились, движение, направленное против евреев, было самым активным в Европе.

Кто мы — евреи, разбросанные по всему миру: нация, народ, этнос? Кто граждане Израиля — евреи или израильтяне? Кто нынешние евреи, например, на Украине, — «украинцы еврейского происхождения», как называют себя лидеры тамошнего «еврейского возрождения»? Наконец, кто такие евреи Америки? Кого считать евреем?

Существует несколько точек зрения по этому поводу.

Первая — ортодоксальная. По ней еврей — это человек, рожденный еврейской женщиной.

Вторая — светская. В соответствии с ней, любой, кто пожелает разделить судьбу евреев, может считаться евреем.

Третья была предложена Полем Сартром: еврейство не имеет общих черт, а определяется мнением окружающей среды. Кого окружение считает евреем, тот и есть еврей. Человек, в соответствии с этой позицией, может прожить жизнь, не подозревая или забыв о своем еврействе. А изменятся условия жизни, система взаимоотношений, и ему об этом напомнят.

И наконец, четвертая точка зрения была предложена Теодором Герцлем. Он считал, что евреи — это общность людей, у которых один общий враг — антисемитизм.

Во время празднования 50-летия Израиля, выступая на митинге в крупнейшей реформистской синагоге мира Eman-El в Манхэттене, экс-премьер Израиля Шимон Перес дал еще одну трактовку того, кто есть еврей: это человек, у которого дети евреи.

По-разному понимали евреи, отнесенные в отдельные разделы этой классификации, проблемы межнациональных отношений, национальные права, национальную самоидентификацию, приверженность единому языку (идишу или ивриту) и, в частности, антисемитизм.

В начале прошлого века лидерами разноплановых, в основном левых, партий были евреи. Однако социал-демократ Каутский, например, отрицал национальный характер евреев, так как у них не было общего языка и территории. Эту идею в дальнейшем использовали большевики.

Другим подходом к национальному вопросу была позиция австрийской социал-демократии, которая ориентировалась на программы культурно-национальной автономии (Шпрингер, Бауэр). Они считали, что нация есть общность национального характера и национальной судьбы. По Бауэру, всем нациям, кроме евреев, нужен свой язык, культура, евреи же должны ассимилироваться в странах проживания.

К.Маркс, которого некоторые в России до сих пор считают воплощением еврейского духа, формально был выкрестом и отвергал еврейство. Г.Гейне рассматривал крещение как входной билет в европейскую культуру.

Известный еврейский политический лидер России С.Дубнов высоко ценил иудаизм, но религиозным человеком не был и наибольшее значение придавал единству культуры, а не территории. По Дубнову нация — это общность людей, которая, несмотря на потерю единого языка и территории, осознает себя нацией, и признак этого — уровень национального самосознания. Именно оно должно укреплять волю и развивать национальную культуру, язык, традиции.

Многие политики, историки, мыслители в прошлом и нынешнем веках пытались и пытаются осмыслить массовую эмиграцию, бегство евреев с насиженных, тяжким трудом обжитых мест экономическими соображениями. Но разве это главная причина?

120 лет назад на территории бывшей Российской империи проживало более 80% всех евреев мира, сегодня — менее 10%, да и те в основном либо старики (только в одном Киеве из 24 тысяч одиноких и больных стариков-пенсионеров, нуждающихся в постоянном уходе, более 10 тысяч — евреи), либо «половинки» и «четвертинки» с проблемами ассимиляции.

Закончился тысячелетний период жизни «русского еврейства», культура которого в основном развивалась на языке идиш. Сегодня на Украине есть еврейские школы (которые главным образом существуют на деньги американских евреев), открыты многочисленные, некогда конфискованные советской властью еврейские архивы, работают сотни самодеятельных еврейских организаций, бесконечно объединяемые под разными крышами. Но в школах этих почти нет еврейских детей, с архивами некому работать, а в «обществах», где представлены лишь «профессиональные» евреи, нет публики.

Может быть, при этом уменьшился антисемитизм? Отнюдь! Изменилась его тональность. На Украине, России, например, регулярно выходят и широко распространяются несколько десятков откровенно антисемитских газет. А евреев стало гораздо меньше. И теперь антиеврейские силы все более активно концентрируются на «мировом еврейском заговоре», «агентах мирового сионизма», на евреях Америки.

А как в этой ситуации ведет себя «коренная» интеллигенция, представители этнического большинства? А никак! По-прежнему молчит. Правда, теперь это опаснее вдвойне. Ибо, если раньше антисемиты еще кого-то «боялись», то теперь как будто бы некого. И молчание, на мой взгляд, есть прямое соучастие.

Тут я не могу не вспомнить статью Жаботинского «Асемитизм» (1911 год), где он писал: «Асемитизм... не борьба, не травля, это — безукоризненно корректное по форме желание обходиться без нелюбимого элемента. Десятки уличных газет разносят ненависть к евреям, и, казалось бы, полагалось передовой печати бороться против этой пропаганды, но желание поднять голос разбивалось обо что-то неуловимое и неосязаемое».

Сегодня «неуловимое и неосязаемое» привело к тому, что тотальный исход русского еврейства завершается, это уже отлично понимают все. И не знаю, кто сегодня больший антисемит: автор откровенно черносотенной статьи из газетенки, не скрывающий своих чувств к «жидам», или респектабельный интеллигент из «коренных», не желающий «пачкать руки».

Сегодня русские евреи все еще растекаются по миру, теперь уже последними ручейками. Один из этих ручейков ведет (кто бы мог подумать об этом 50 лет назад)... в Германию. По этому поводу любопытную статью «Германия и евреи: вторая попытка» опубликовал журнал «Век XX и мир» (? 5, 1992). Приведу одну цитату: «Антисемитизм существует со времен античности и никуда не денется. Сегодня как никогда евреи должны объединиться не для того, чтобы бежать, а чтобы понять свою историю и извлечь из нее уроки. Точнее, извлечь уроки из опасного неизвлечения уроков».

Комплекс еврейской неполноценности, как и еврейской исключительности, может в который уже раз сыграть с нами злую шутку.

Многие бывшие борцы с сионизмом с кафедр марксизма-ленинизма вместо того, чтобы переосмыслить свою жизнь и жить в согласии с совестью и людьми, не менее рьяно прославляют иудаизм и возвращают себе забытые еврейские фамилии и отчества. И ничего, живут все так же припеваючи, и безо всяких угрызений. А ведь Талмуд считает милосердие, стыдливость и взаимопомощь отличительными признаками евреев, и тот, кто лишен этих качеств, не может называться евреем. Вот и шестое определение еврейства.

Можно, при желании, найти и «седьмое», «восьмое» и другие определения. Например, часть иммигрантов в Америке избрали своим богом желание «жить в свое удовольствие».

А если такую возможность предоставляет принадлежность к еврейству, например, к какой-либо форме реформистского течения иудаизма, почему бы не самоорганизоваться, не назвать свой клуб по интересам «синагогой»? Живем-то в свободной стране. И действительно, почему нет?

  • 30-05-2003, 11:15
  • Просмотров: 457
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список