Все новости

Вчера, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Антисемитизм

Версия для печати

 Как стать жертвой скинхедов?

Насколько опасны движения ультраправой и фашистской ориентации в России? Сколько людей разделяет их идеологию, не участвуя в их деятельности? Откуда они берутся, и кто может стать их потенциальными жертвами?

На эти вопросы для читателей Дней.Ру отвечает президент фонда "Общественное мнение" социолог Александр Ослон.

«У нас были специальные опросы о скинхедах и РНЕ. С точки зрения общенациональных исследований, это маргинальные группы, которые исчисляются считанными процентами. Больше ничего в виде цифр добавить невозможно.

Но с этой темой мы работали очень внимательно. Каковы выводы? Имеет место размывание понятий "фашизм", "нацизм", "национал-социализм". Размывание того строго негативного отношения этих понятий как глубочайших антиценностей — тех вещей, которые вкладывались в эти слова после Великой Отечественной войны. Фашизм был для всех синонимом страданий, горя, мук и гибели близких. Сейчас это уже не так.

Политическая и социальная значимость такого рода групп никогда не равна процентам людей, которые разделяют или благосклонно относятся к этой идеологии. Считанные проценты это воспринимают "не негативно", но это не значит, что удельный вес подобных групп в социальной жизни такой же. Удельный вес в обществе определятся не мнениями, а действиями. Чем активнее действия нескольких человек, тем они заметнее, и тем сильнее их удельный вес. Это становится значимым фактором и обращает на себя внимание, и они это отлично понимают.

Собственно в этом и заключается тайна пиара, информационного воздействия. Поселить небольшими усилиями во многих головах страх или "нужные мысли", хотя само событие не из ряда вон выходящее. Подумаешь, драка подростков. Но символическое значение события куда выше! Маргиналы создают далеко не маргинальные информационные поводы.

Есть два фактора, определяющие возникновение подобных групп и направленности их действий. Первый - стихийный. Разрядка ксенофобских, разрушительных импульсов легче происходит в отношении тех, кто легче идентифицируется как чужой. И потому скинхедов в большей степени интересуют не евреи, — однако в своих листовках они пишут именно о "жидах", я еще к этому вернусь.

Евреев уже трудно идентифицировать как "чужих". На плакатиках это есть, но это продолжение символической деятельности. В свое время — и до, и после революции — идентификация евреев была значительно проще. Но в то время и альтернатив не было: темнокожие были всегда гостями, экзотикой, а кавказцы и выходцы из Средней Азии интерпретировались как "свои". Традиционный стихийный выплеск шел на евреев. Никогда антисемитизм не был замешан на ксенофобии; он строился на идеях "внутреннего очищения", эта традиция шла из Германии. Идеологическая подоплека, разного рода теории, писания, разъяснения были частью немецкой фашистской идеологии.

Сейчас все изменилось. У идеологии "скинхедов" – сильно ксенофобские черты. Не "чистка изнутри", а "освобождение от пришельцев". Радикалы переопределились, и теперь "чужого" легко идентифицировать. Не нужно тонкой системы признаков, чтобы отличить "своего" от "чужого". Евреи у нас ведь кипу редко носят, пейсы носят еще реже и еще реже ходят в синагогу.

Вторая составляющая – организационная. В такого рода движениях всегда существует тот, кто направляет "разряд". Эти люди, безусловно, вооружены идеологией и могут стимулировать рядовых бритых писать слово "жиды", причем скинхеды евреев на улицах и распознать-то не могут. Но лидеры рассматривают свое дело как бизнес. А бизнес всегда кем-то востребован.

То же самое касается и "зеленых", и антиглобалистов. Зеленые должны иметь признание в виде символического капитала и прямой оплаты. Так же и тут. Вот эта смесь и поддерживает жизнь такого рода маргинальных групп. Кому-то они нужны. Они не только хотят это делать, это еще и оплачивается. Это две стороны одной медали.

Возможности для возврата скинхедов к прежним "идеалам" я не вижу. Слишком много людей должно вдруг решить, что наш враг – такой-то, иначе они не попадут "в резонанс". Так антиглобалисты решили, что их враги – даже не корпорации, а брендоносители, потому что бренд - символ глобализации: отсюда разгромы "Макдональдсов" и так далее. У антиглобалистов ведь те же проблемы.

Евреи и чернокожие – это "бренды" для неонацистов. Возможно, что сходные процессы произойдут у антиглобалистов. На Манежной площади не было никакого идеологического базиса, все произошло стихийно. А экономические корни антиглобализма прослеживаются совершенно явно. Экономическая сторона и для скинхедов будет более выгодна. И все будет зависеть от тех, кто конструирует для них идеологические клише».


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.