Все новости

Вчера, 22:40
12-12-2017, 21:31
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати


 Радикальная смена правил игры


"Наша цель - два государства, Израиль и Палестина, живущие бок о бок в мире и безопасности". Так говорил президент Буш на встрече в верхах на Ближнем Востоке 4 июня. Затем, несмотря на вспышку насилия в последующие 10 дней, оставившую после себя 63 убитых, он подтвердил свою веру в "мирное палестинское государство, живущее бок о бок с Израилем", прибавив к этому, впрочем, что "мы должны еще многое для этого сделать".

Цель, которую поставил перед собой Буш, может показаться еще одним дипломатическим ходом в полувековом поиске решения арабо-израильского конфликта. Но это намного больше, чем только дипломатический маневр. Если вдуматься, это может быть его самым поразительным и смелым шагом на посту президента. И вот почему.

Удивляет здесь, прежде всего, то, что он в течение первых двух лет своего президентства оставался в стороне от этой проблемы. Он, конечно, встречался с ближневосточными лидерами, произносил речи и иногда высказывался нелицеприятно, но в общем и целом старался соблюдать дистанцию и давать возможность палестинцам и израильтянам самим разбираться со своими проблемами. Затем в течение последних недель арабо-израильская дипломатия быстро переместилась с периферии в центр, заняв на шкале приоритетов такое же высокое место, как и при всех предшествующих администрациях, если не более высокое.

Во-вторых, президент в конце 2001 года удивил обозревателей тем, что принял в качестве основы идею о том, что создание палестинского государства приведет к решению арабо-израильского конфликта - политика, которой не придерживалось ни одно американское правительство с 1947 года, еще до создания государства Израиль.

В-третьих, эта политика не явилась результатом обычного процесса выработки согласованного решения советниками Белого Дома, предложений Госдепартамента, исследований групп экспертов и инициатив со стороны Конгресса. Она отражала, скорее, личную точку зрения президента.

В четвертых, выбор в качестве цели "создание палестинского государства" удивил всех потому, что это перевернуло всю картину внутренней расстановки сил. "Правые и левые поменялись местами в своих оценках президента Буша", - замечает Джонатан Тобин в газете "Филадельфия Экспонент". Именно так: консерваторы, которые аплодировали требованию президента провести демократические реформы в палестинском обществе, стали выражать свою обеспокоенность тем, как создание палестинского государства повлияет на безопасность Израиля. И наоборот, либералы, которые до сих пор не числились в сторонниках президента, с энтузиазмом одобрили идею создания палестинского государства как цели политики США.

И, наконец, Буш выкинул на свалку прежний свод инструкций американским посредникам в арабо-израильской дипломатии.

Среди эмпирических правил, которые он решил игнорировать, можно назвать следующие:

Не касаться темы финального статуса. Обычно президенты удовлетворялись изложением неких туманных намерений, предоставляя конфликтующим сторонам право решать специфические вопросы; например, президент Джордж Буш-старший в 1991 году так выразил свои планы: "Пришло время решить проблему арабо-израильского конфликта".

Не пытаться навязывать урегулирование конфликта. Ни разу после неудачной попытки Вэнса-Громыко обсудить эту проблему в 1977 году американское правительство не предлагало некоего международного формата для разрешения арабо-израильского конфликта. Более типичным было знаменитое раздраженное замечание Джеймса Бейкера, которое он высказал в 1990 году; он дал израильтянам номер телефона Белого Дома и сказал им: "Когда вы всерьез захотите говорить о мире, позвоните нам по этому телефону".

Не связывать себя временным графиком. Участники переговоров избегают устанавливать даты завершения определенных этапов, хорошо зная, как часто эти даты проходят, а цели остаются недостигнутыми.

Не выбирать лидеров. До настоящего времени американские президенты принимали арабских диктаторов как нечто данное; администрация Буша (уже сместив к этому времени тиранов в Афганистане и Ираке) решила отставить в сторону Ясира Арафата и заменить его на его же заместителя Махмуда Аббаса (Абу Мазена).

Не вовлекать самого президента в процесс переговоров до финального шага. Обычно чиновники более низкого ранга оценивают ситуацию и расчищают дорогу перед тем, как сам президент ввязывается в "драку". Если президент лично начинает заниматься решением проблемы с самого начала, что происходит сейчас, это фактически означает дипломатию под куполом цирка без страховочной сетки.

В целом, по словам сотрудника Вашингтонского института Роберта Сатлоффа, специалиста по американской дипломатии, президент Буш "радикальным образом отошел" от прошлой политики США в этом вопросе.

И так же, как арабо-израильский театр являлся источником взлетов и провалов предыдущих президентов, он может оставить свои метки и на нынешнем.

Единственным достижением Джимми Картера было соглашение 1978 года между Египтом и Израилем в Кэмп-Дэвиде. Худшим моментом в карьере Рональда Рейгана был вынужденный отвод американских войск из Ливана в 1984 году. Билл Клинтон был триумфатором в 1993 году при подписании договора Осло и потерпел решающее поражение на переговорах в Кэмп-Дэвиде в 2000 году.

Короче говоря, судьба "Израиля и Палестины, живущих бок о бок в мире и безопасности", может оказать серьезное влияние на судьбу президентства Джорджа У. Буша.

Дэниэль Пайпс, перевод Эдуарда Маркова, МАОФ


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив