Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Август 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

: "Говорят, мы - хуже фараона. Значит, мы на правильном пути!"

Виктор Браиловский - известный математик, профессор Тель-Авивского университета. Родился в 1935 году. Бывший отказник с 15-летним стажем, редактор самиздатовского журнала "Евреи в СССР", участник многих подпольных еврейских мероприятий в Москве. Был арестован, сидел в Бутырке. В 1987 году репатриировался в Израиль. С 1999 года - депутат Кнессета от партии Шинуй. С 2003 года - заместитель министра внутренних дел.

- Господин Браиловский, расскажите о специфике вашего министерства. В большинстве стран мира в систему МВД входят полиция, пожарная охрана и служба исполнения наказаний. В Израиле же МВД - структура, напоминающая наши ОВИР и загс, регулирующая перемещения и состояние граждан.


- Дело в том, что в Израиле очень объемная сфера права, регулирующая порядок выдачи виз, регистраций, предоставления гражданства. Потому что Израиль - уникальное государство, у которого есть Закон о возвращении. У нас очень много людей, которые только что въехали в страну, у которых тесные связи с родственниками и друзьями за границей, они все время ездят туда-сюда. В общем, это очень активная и важная сфера жизни и права.

- Когда и почему в Израиле стали возникать проблемы с учетом граждан, с визовыми вопросами?


- Отношения между МВД и гражданами стали осложняться, когда усилилась роль ультраортодоксальных партий и их влияние в правительстве и на общественное мнение. Это происходило постепенно - сразу после Большой алии конца 1980-х - начала 1990-х годов. До этого никаких проблем не было. Могу привести пример. В 1949 - 1950-е годы в Израиль приехала небольшая группа уцелевших немецких евреев, которых спасли их немецкие жены. И эти немецкие жены, естественно, въехали в Израиль вместе с мужьями, и никто не интересовался их отношением к еврейству, никто не выяснял, кто их дети - евреи или не евреи по Галахе… Эти женщины были приняты в Израиле с распростертыми объятиями, ведь они спасли своих мужей, свои семьи.


Я хорошо помню семидесятые годы, когда люди выезжали из Советского Союза в Вену. Там их спрашивали: "Ну, вы, конечно, все евреи?" И те бодрым голосом отвечали: "Да, мы все евреи". И никто даже не проверял всерьез их документы. Раньше ведь считалось, что если советский человек решился на такой шаг, как переезд в государство Израиль, то незачем ему вставлять палки в колеса.
Этот подход, как я уже сказал, стал меняться после приезда Большой алии. Вообще, конец 1980-х - начало 1990-х годов - это годы, когда усиливалось влияние ультраортодоксальных партий, в том числе ШАС. Это влияние и обернулось гораздо большей жесткостью в отношении приезжающих в Израиль. К счастью, политикам этого лагеря не удалось изменить Закон о возвращении, хотя такие усилия предпринимались, и это были очень серьезные усилия.

Я занимаюсь этим вопросом с 1999 года. И за все то время, что я в Кнессете, предлагалось несколько формулировок. Согласно одной из них, только еврей по Галахе может приехать в Израиль. И когда я спросил ее автора, члена Кнессета в то время, как будет обстоять дело со смешанными семьями, он стал мне приводить примеры двухтысячелетней давности: при возвращении из вавилонского пленения было много смешанных семей, и тогда было принято решение изгнать нееврейских жен… Я считаю, что подобные попытки перенести опыт многотысячелетней давности на сегодняшнюю почву смерти подобны для современного демократического государства. Именно поэтому партия Шинуй, к которой я принадлежу, с этими тенденциями активно борется.

- Какого рода проблемы чаще всего возникали?


- В основном, это проблемы со смешанными браками. Поскольку у приехавших сюда из СНГ в стране исхода остаются друзья и знакомые, то довольно часто одинокий репатриант вспоминает, что забыл жениться, а в России (Украине, Беларуси) у него подходящая кандидатура осталась. Вот он и едет, женится и с семьей возвращается в Израиль. Здесь начинаются проблемы c признанием этого брака, с предоставлением израильского гражданства нееврейской половине. Люди пытались найти лазейки в законодательстве, так появились пресловутые парагвайские браки, некоторое количество браков заключено на территории российского посольства, но здесь до сих пор не все ясно. Это связано с определенной идеологией, которую схематически можно передать так: "Гевалт! Гои едут в страну!" С этим отношением нужно бороться, хотя бы потому, что алия, которую мы можем ожидать вообще (а Израиль - страна, созданная алией), - это алия смешанных семей. Уже исчерпан ресурс чисто еврейских семей. В России, по разным оценкам, на сегодняшний день около 500 тысяч потенциальных олим, и это в основном смешанные семьи. Если когда-нибудь начнется массовая алия из Америки, то это будет тоже алия в основном смешанных семей, так как там смешанных браков уже свыше 50 процентов. Из Аргентины сейчас приезжают тоже смешанные семьи. Если мы хотим продолжения алии, мы должны с радостью принимать тех половинок и четвертинок, которые не боятся ехать в Израиль и готовы поддерживать его. Эти люди должны чувствовать себя здесь комфортно.

- Известно, что в Израиле идет работа по введению института гражданских браков - для тех случаев, когда один из пары - не еврей. Кто занимается этим вопросом? И какой орган будет ответствен за регистрацию?


- Регистрировать такие браки будет суд по правам семьи. За его создание и выработку его устава отвечает министр юстиции, председатель нашей партии Томи Лапид.

- Особая головная боль - процесс получения израильского гражданства людьми, уже находящимися в стране.


- Чиновники требуют представить разные документы, иногда такие, которые вообще невозможно добыть. Например, иногда требуют теудат йошер - справку из полиции о несудимости. При этом иногда такую справку получить практически невозможно. Например, вы приехали из Беларуси как турист. Здесь попросили сменить вам статус туриста на статус гражданина Израиля. С точки зрения Беларуси вы нарушили закон, и Беларусь вам ничего не собирается давать. Здесь же требуют справку из Беларуси о том, что вы там не имеете уголовного прошлого. Понятно, что такую справку вы не можете достать по определению.
Иногда для получения израильского гражданства чиновники требуют от человека отказа от предыдущего гражданства. А в некоторых странах - бывших республиках СССР процедура отказа от гражданства вообще не предусмотрена законом. В итоге вы подаете письмо на имя президента, и дай Бог, если за два-три года оно прокрутится в коридорах власти и вы получите какой-то ответ.

- Требование документов, которые трудно или невозможно достать, - частная инициатива чиновников?


- Нет, часто подобные действия предусмотрены законом. Но дело в том, что многие из этих требований в странах с развитой законодательной структурой (странах Западной Европы, США) легко выполняются. Тот же самый теудат йошер получить, скажем, из Франции или Англии, если вы там жили, ничего не стоит. Но на территории бывшего Советского Союза первый, кто может получить теудат йошер, - это преступник, который заплатит деньги в отделении милиции. Человек, неоднократно преступавший закон, легко получит эту справку. Человека, у которого нет денег, скорее всего, просто пошлют подальше и не дадут ему никакой справки.

- Но ведь, с другой стороны, если человек хочет жить в Израиле, он должен подготовиться, изучить специфику страны…


- Изучать могут какие-то специалисты, интеллектуалы. Но нельзя к простому человеку предъявлять сверхъестественные требования. Он жил в одной стране, потом переехал в другую, он просто не ожидал, что ему придется вникать во все эти тонкости израильского права. Вот мы и хотим сделать так, чтобы у человека не требовали документы, которые тяжело или невозможно достать.

- Порой возникают проблемы и у израильтян, которые хотят пригласить в гости родственников или друзей.


- Совершенно верно. Иногда чиновники требуют внести какие-то фантастические залоги до 30 тысяч шекелей. Мы хотим, чтобы такие залоги брали только в самых крайних случаях, чтобы человек мог своих родственников и друзей приглашать без залогов, а в тех случаях, когда залоги берутся, чтобы они были умеренными. Еще мы хотим, чтобы дети и внуки Праведников получали в Израиле рабочую визу. Многие из них живут в тех странах, где трудно заработать деньги. Мы считаем, что у еврейского народа есть моральные обязательства перед этими семьями. Сейчас разрабатывается инструкция, согласно которой дети и внуки Праведников мира вскоре получат возможность приехать сюда, получить рабочую визу и работать легально.

- Насколько я понимаю, чиновники из "старой гвардии" не только чинят непосредственные препятствия, но и обрабатывают соответствующим образом общественное мнение. Вы принимаете какие-нибудь контрмеры?


- С 1999 года я только и делаю, что принимаю контрмеры. Я написал гигантское количество статей в русскоязычной прессе, я постоянно выступаю по телевидению, по радио, где объясняю, что ворота страны должны быть открыты перед смешанными семьями. История сложилась так, что у евреев много смешанных браков. Я считаю, что мы должны принять все смешанные семьи, которые хотят жить в Израиле. На основании этого будет формироваться израильский народ. В истории известны периоды, когда целые гигантские группы принимали иудаизм, и это не привело к катастрофе. Параллельно мы следим за общественным мнением. Мы получаем положительные оценки - и резко отрицательные со стороны ультраортодоксов. Про нас уже говорят, что мы хуже фараона египетского. Это подкрепляет нас в нашем мнении, что мы на правильном пути. Есть положительная реакция, есть и критика. И все это нормально, ведь у людей разные мнения. Я думаю, что мы будем иметь такое государство, которое заслуживаем. А выясняется это в тот момент, когда проходят выборы.

- Что новому руководству МВД удалось сделать в плане законотворчества?


- Мы не пытаемся проводить новые законы, мы меняем интерпретацию существующих при помощи подзаконных актов - инструкций. Так, например, теперь солдат, отслуживший один год в израильской армии, имеет безоговорочное право на израильское гражданство. Это касается так называемого четвертого поколения - детей внуков еврея. Внуки приезжают в Израиль и становятся гражданами согласно Закону о возвращении. Их дети уже не подпадают под действие Закона о возвращении. Им дается виза А5, то есть статус постоянного жителя. В армию берут с этим статусом. Так вот, благодаря нашим нововведениям, после года службы в армии Израиля правнук еврея получает право на гражданство. Проблема гражданства солдат была очень острой не только потому, что человек, защищающий страну, заслуживает ее гражданства. Если берут в плен солдата, который не является гражданином страны, то он рассматривается как наемник, и действие Женевской конвенции на него не распространяется. Первую группу мы приняли перед Днем независимости. На торжественной церемонии десяти солдатам из этой группы мы вручили гражданство. Сейчас мы знаем, что в некоторых отделениях МВД чиновники говорят: "Вам не полагается". Дойти до каждого чиновника мы пока не можем. Вы же знаете, что около 80 процентов сотрудников МВД - люди религиозные. Перестраивать их сознание очень сложно. Идет сопротивление с их стороны. Мы его чувствуем каждый день, стараемся его преодолеть. Заменить их мы не можем, так как они на госслужбе, и в случае увольнения государство обязано выплатить им в качестве компенсации астрономические суммы…

Мы объявили о новом положении во всех газетах. И родителям солдат израильской армии планируем давать гражданство. Уже готовы соответствующие инструкции. Думаю, это начнет работать через два-три месяца. Пока же некоторым родителям мы даем в качестве временного решения продленные визы с правом работы.

- Вы поддерживаете решение сократить расходование бюджетных средств на религиозные учебные заведения?


- Страна не может выдержать, когда имеются многие десятки тысяч не работающих людей, которые всю жизнь учатся в иешиве за счет государства. Сейчас, во время экономического кризиса, остро встал вопрос: переломят ли они Израилю экономический хребет или нет? И те решения, которые приняты в этом направлении, приняты не для того, чтобы насолить ортодоксам, а для того, чтобы выйти из экономического кризиса. Вообще такого положения, когда десятки, если не сотни тысяч людей, не работают, а живут за счет светского населения, нет ни в одной другой стране. Этого просто себе не позволяет никто!



Андрей Мартынюк, Еврейский Интернет Клуб

  • 25-06-2003, 16:06
  • Просмотров: 589
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Инна Чурикова




    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • 26 июня  Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • 3 января Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • 26 декабря  Efim Mokov Германия
  • 25 ноября   Mikhail German США
  • 10 ноября   ILYA TULCHINSKY США
  • 8 ноября Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список