Все новости

«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати


 "Коррумпированная реальность" в борьбе против Израиля


Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Блез Паскаль

Мы - свидетели парадоксальнейшей ситуации. Дипломатия, призванная облегчать и закреплять военные победы, действует в противоположном направлении. Не стёрлось ещё из памяти, как правительство США, вопреки мнению своих военных, оказались в унизительнейшем положении и в мире, и в Совете Безопасности, буквально вымаливая поддержку "мирового сообщества" в войне против Ирака, а "сообщество" это маршировало миллионными антиамериканскими колоннами на улицах и шантажировало своим правом вето в Совете Безопасности. От позора спасла армия, добившаяся, вопреки своим дипломатам, полной военной победы в удивительно короткий срок. Шок и трепет охватил садаммисткие режимы и их иждивенцев. Приуныли и полувеликие державы, которым после афганской и иракской побед США уже мерещился естественный и пугающий переворот в мироустройстве. Место в прихожей на "пире победителей" казалось им пределом ожиданий.

Но "сообщество" отделалось лёгким испугом - благодаря стараниям Государственного департамента. Он предложил им на равных "умиротворять" Ближний Восток и за счёт Израиля снискать благоволения ещё вчера до смерти напуганного арабского мира. Стоило свергать Саддама, чтобы умолять, унижаясь и клянча, Дахлана, Абу Мазена и всю эту арафатовскую камарилью, "передохнуть" хоть несколько месяцев и выслушивать при этом их "требования".

Военные США - против, но Колин Пауэлл добивается своего и едет уговаривать Асада., хотя это лучше получилось бы у морских пехотинцев. Вывод из поездки ясен: асадам армия США, расположенная теперь столь близко, сейчас не опасна. Все теперь опять переговариваются, а что может быть лучше для полудобитого бандита, чем переговоры, ему ведь надо восстановить силы.

Если проследить за заявлениями глав ряда стран (например, США и России) по проблемам ближневосточного конфликта, то нередко поражает разноголосица между ними и последующей реакцией их министров иностранных дел или ведущих деятелей МИДов. Министры подчинены главам государств или правительств и поэтому, казалось бы, должны юридически и технически оформлять их пожелания или, при существенном несогласии, подавать в отставку. Однако выступления, сводящие на нет мнения "начальников", продолжаются, а в отставку ни Колин Пауэлл, ни Игорь Иванов не уходят. Напротив, мнения их ведомств становятся политической реальностью современного мира в глазах лидеров их стран. Благодаря своим министрам первые лица иногда буквально становятся посмешищами. "Мировое сообщество требует разоружения Саддама"- убеждает публику Джордж Буш, а даже в Совете Безопасности США не могут набрать себе в поддержку простого большинства; "США допускают большую ошибку, игнорируя Арафата", на весь мир вещает Владимир Путин, как будто забывая, что у него под боком есть подпольный Масхадов.

Почему же министры противоречат главам государств, смягчают их позиции против исламистского террора и стран, его поддерживающих, нередко снабжают своих глав искажённой картиной мира?

Думается, что причин такого, казалось бы, странного поведения по крайней мере две. Начнём с первой, в основе которой лежит один из законов Паркинсона: "Администраторы работают друг для друга и притом так, чтобы увеличить число своих подчиненных и повысить свой престиж".

А теперь рассмотрим, насколько применим этот закон к работе МИДов: имеется одно еврейское государство и более двадцати арабских. Таково же соотношения числа посольств. Число же посольств определяет штат их кураторов и экспертов, изучающих и оценивающих поступающую к ним информацию. Чем лучше отношения, тем больше информации, а значит - аналитиков и их кураторов. Деятельность всех этих людей направлена, сознательно или интуитивно, на защиту своих интересов, т.е. на демонстрацию важности и полезности контактов с соответствующей страной, что подразумевает дружественность отношений. Сумма этой односторонней информации и создаёт "коррумпированную реальность", весьма далёкую от действительной, и определяемую групповой и личной заинтересованностью госдеповских чиновников, среди которых, таким образом, антиизраильски настроенных, в двадцать раз больше. Ну а если учитывать еще и заинтересованность стран Запада в арабской нефти, и наличие множества других мусульманских стран, то диспропорция только возрастает, - и не в пользу Израиля, конечно.

Как же должны вести себя министры иностранных дел? С одной стороны, они, несомненно, хотят остаться на своих постах, но этому субъективному желанию противоречит объективная для любого бюрократа необходимость сохранять и даже расширять штат арабистов в составе МИДа. К этим желанным целям ведёт лишь сохранение существующего положения: ни военное поражение Израиля, ни его победа, ни окончательное примирение с арабским миром никаких новых преимуществ бюрократам не сулят.

В свете этого закона Паркинсона становится вполне понятным стремление Госдепа выступить против Афганистана, Ирака, Ирана, Северной Кореи: с ними нет дипломатических отношений, а потому соответствующие подразделения малочисленны и от победной войны США с этими странами могут только расшириться. А вот порча отношений с саудитами может вести к сокращению соответствующей части аппарата, и потому этого надо избегать.

И уж тем более стоит избегать окончательного подавления террористических банд вокруг Израиля - это обернётся безработицей целой армии посредников, консультантов, миротворцев, распределителей помощи и самих переговорщиков! Исчезнут роскошные приёмы, гостиницы не по рангу, "суточные" не по должности - всё, идущее в первую очередь за счёт многочисленных принимающих сторон. Чтобы этого не потерять, стоит сохранять пауэлловско-примаковско-ивановскую "коррумпированную реальность", даже если это вредно не только Израилю - на него, разумеется, всем наплевать, но США и России.

Нам думается, что есть ещё одна причина странного на первый взгляд поведения МИДов, которую Паркинсон не рассматривал и которая может быть сформулирована в виде такого закона: "Если сотрудники учреждения видят, что все их предшественники, ушедшие со службы, обеспечены тем субъектом, которому они безвозмездно содействовали во время своей службы, то у них возникают стимулы продолжать такую же безвозмездную помощь".

Рассмотрим это положение и покажем, что здесь имеет место своеобразный вид коррупции, действующий как во внутригосударственных, так и в международных делах.

Термин "коррупция" обычно означает незаконную помощь со стороны должностного лица, получающего за это некое вознаграждение или, проще, взятку. Коррупция существует с доисторических времён, она многообразна и живуча, так что её уничтожение столь же вероятно, как и, к примеру, построение коммунизма.

Наша цель состоит в том, чтобы еще более обогатить содержание этого термина, введя ещё одно новое понятие: "коррупция с отсроченным платежом" или "отсроченная коррупция" - вознаграждение, получаемое через какой-то, возможно и длительный, срок после предоставления услуги.

"Отсроченная коррупция" не может быть использована при получении разового преимущества, ибо тут легко остаться ни с чем. А вот если, скажем, сотрудники МИДа - нынешние и их преемники - могут регулярно содействовать подшефной стране в получении привилегий, лучших отзывов и т.п., то награждение (не суммой в конверте, а, например, выгодной должностью) плодотворно "проявивших себя" отставников МИДа, показывает нынешним служащим, с кем и как именно нужно себя вести. Цель такого поведения - обеспечение себе дополнительных благ в то время, когда наступит пора уйти с государственной службы. Чьим капиталом контролируется фирма, которая даст им потом работу, уже никого не заинтересует.

Поскольку в мире имеется более двадцати арабских стран и более пятидесяти мусульманских, то естественно, что в МИДах всех стран мира, в том числе США, России, Франции работает громадное количество арабистов и экспертов по этим странам. Заинтересованность этих людей в помощи одной из спорящих сторон вовсе не должна носить явно тенденциозный характер: открытое проявление предпочтений подорвет авторитет эксперта - всё дело в нюансах, в незначительных и мало заметных перестановках и подстановках, в чём дипломаты - мастаки. Словом, создание "коррумпированной реальности" - вполне решаемая задача.

А поскольку никакое Первое лицо государства, занимаясь рядом разных проблем одновременно, не может и не смеет обходиться без помощи советников и экспертов-специалистов, возникает возможность тихого, но весьма эффективного лоббирования интересов одной из сторон, той, у которой большинство.

Можно думать, что так возникают, в итоге, противоречия между программными выступлениями глав государств (например, между речью Буша в июне 2002 года) и повседневной деятельностью подчиненных им внешнеполитических ведомств ("Дорожная карта" Государственного департамента и компании).

Является ли создание "коррумпированной реальности", следование идеям "отсроченной коррупции" уголовно наказуемыми? Можно ли квалифицировать их как коррупцию на основе имеющихся юридических определений? Достаточны ли имеющиеся сейчас законы для преследования лиц, виновных в обсуждаемых нами видах коррупции? Для нас это открытый вопрос. Однако, наиболее вероятный ответ: на практике, увы, нет!

При любых условиях было бы очень интересно исследовать нынешние места работы бывших сотрудников МИДов стран Европы и Госдепа США, отвечавших за страны Ближнего Востока. Думается, что такой анализ - получили ли они "теплые" места после ухода с государственной службы - смог бы многое прояснить в нынешней, слишком часто пропалестинской политике министерств иностранных дел ряда стран, в частности, и в нередких противостояниях и разночтениях между заявлениями и делами Госдепа и Белого дома или Игоря Иванова и Владимира Путина.

Что можно сделать в такой ситуации? Разъяснять и разъяснять всюду, где только можно, причины, обуславливающие антиизраильскую направленность политики чиновников западных ведомств по иностранным делам, равно как и многих международных организаций.

Мирон Амусья, Марк Перельман, МАОФ


| Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.



Наш архив