Все новости

13-12-2017, 22:40
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Образование

Версия для печати


 Пятью пять без калькулятора


Израиль ? страна детей. То есть здесь все для детей, все ? во имя детей. Даже репатрианты, кого из них ни спроси, репатриировались исключительно ради детей. Но что с этими израильским детьми делать, никто, похоже, толком не знает. Поэтому на третьем месте в обществе по важности ? после традиционно больных вопросов безопасности и экономики ? стоят проблемы образования и воспитания детей.

Недаром должность министра образования в табели о рангах министерских постов делит с министерством внутренних дел почетные четвертое-пятое места, после министерств иностранных дел, обороны и финансов... Вы можете себе представить такой статус министра просвещения, скажем, в России?

Казалось бы, все прекрасно в этом смысле, как и должно быть в умном еврейском государстве...

Увы, на самом деле нашу систему образования не ругает только ленивый. А дети, приехавшие из бывшего СССР, переживали буквально культурный и образовательный шок от общения с израильской школой. Причем начиная с сущих пустяков, вроде обращения к учителям просто по имени и отсутствия традиции не то что вставать при входе учителя в класс, но даже и замолкать с началом уроков. При этом школьная программа седьмого класса израильской школы едва дотягивала до уровня пятого класса среднестатистической советской школы. Правда, в последних классах начинается аврал, и в итоге все-таки какое-то образование получается.

Тогда шокированным экс-советским родителям объясняли, что они просто ничего не понимают, потому что сами они учились в тоталитарной школе, а в Израиле главная задача школы ? не сумма знаний (типа валентности марганца в марганцовке), а формирование свободной личности. И что верно ? то верно, со свободой в школе все в порядке. Наблюдается поступательный прогресс в деле потребления алкоголя, наркотиков, подросткового секса и прочих проявлений ультрасовременных свобод. Со знаниями успехи куда скромнее...

Время от времени по израильской прессе проходит очередной всплеск возмущения: наши дети где-то там опозорились на вселенском смотре уровня знаний. Недавно вот опять при международной проверке достижений учащихся в области математики израильские школьники заняли малопочетное 26-е место среди 32-х стран. Причем оказались позади не только таких традиционно Lученых. стран с Lтоталитарной. школой, как Япония или Южная Корея, но и Ирана с Молдовой. Отставать от Ирана еврейским детям уж совсем негоже...

Тут же историки системы образования вспомнили, что почти сорок лет назад, в 1964 году, израильские школьники по уровню знания математики обходили все ? то есть абсолютно все ? страны мира. Куда все подевалось?

И стали евреи задаваться традиционно русским вопросом: LКто виноват?. Одни говорят ? виноваты учителя, другие ? методика преподавания, третьи ? виноваты учителя и методика.

Похоже, что правы все. Учителя у нас, прямо скажем, не ахти... Даже ахти не... Учителя со второй академической степенью (это то, что по российским меркам ? высшее образование) ? редкость, и в основном это выходцы из бывшего СССР. В Израиле профессия учителя в отличие от министерства образования отнюдь не престижна и не слишком оплачиваема. Поэтому учителя очень часто бастуют, на горе родителям и радость ученикам. А с методикой ? во всяком случае, по математике ? вообще конфуз вышел. В те годы, когда мы были первыми, в школе учили счету по русскому образцу ? на наглядных жизненных примерах: у Ицика было одно яблоко, Хаим дал ему еще одно яблоко, сколько теперь яблок у Ицика? И хотя получалось порой в ответе, как в известном стихотворении ? Lдва землекопа и две трети., но дети материал нормально усваивали. Казалось бы, от добра добра не ищут... Но тут принесли в Израиль американскую методику. Никаких землекопов и яблок, числа должны восприниматься только как числа ? абстрактно. Американцам хватило трех лет, чтобы понять, что ошибочка с методикой вышла, и у детей мозг как-то иначе устроен. И там дали отбой.

В Израиле и по сей день считают, что методика может и ничего, да учителя и ученики для нее недостаточно хороши. Поэтому до седьмого, а то и девятого класса многие дети (да какие там уже дети ? бугаи с сигаретой в зубах!) элементарно не знают таблицу умножения до десяти.

Более того, меня один учитель (!) на голубом глазу уверял, что ее и не надо зазубривать, когда есть калькуляторы, а кассовые аппараты (вот оно, торжество прогресса!) сами подсчитывают необходимую сдачу. Чем этот педагог отличается от фонвизинской госпожи Простаковой, которая резонно полагала, что географию учить не надо, потому что извозчик довезет?

Впрочем, в последнее время собираются переходить на некую сингапурскую систему обучения математике... Уже и учебники под эту систему написали. Почему сингапурскую? Очень просто. Сингапур нынче на том самом первом месте, на котором раньше был Израиль. Правда, подозреваю, что эта система дает хорошие результаты только при сингапурском не слишком свободном отношении к учебе.

Но если вы думаете, что дела плохи только с математикой, то ошибаетесь. Недавно провели опрос среди учеников, чтобы выяснить, какой предмет самый нелюбимый. Оказалось... вы не поверите... иврит! Родной язык дети терпеть не могут! Я спросил своего сына, и он объяснил, что школьники вместо живого языка изучают какие-то схоластические грамматические конструкции, которые понять и запомнить просто невозможно...

Обидно говорить, но и Танах в еврейской школе относится к нелюбимым предметам... В конце концов, мы народ Книги, и Книга эта действительно великая. Но вместо того чтобы читать ее вслух (что, как оказалось, могут далеко не все евреи с родным языком иврит), почувствовать вкус великих текстов, заучивать лучшие фрагменты наизусть, проникнуться коллизиями, из которых вышла вся мировая литература, да и культура последних двух с лишним тысячелетий вообще, дети отвечают на идиотские вопросы. Типа: LКуда пошел Авраам?., LЧто увидел во сне Яаков?.... Это пострашнее, чем LПечорин ? лишний человек.. Тут, простите меня за крамолу, возненавидишь и Танах, как, впрочем, и нас в советской школе отучали любить Толстого и Тургенева.

Известно, что по проценту средств, направляемых на нужды образования от всей суммы бюджета, Израиль на одном из первых мест в мире. Но есть одна беда, которая, в сущности, производная от радости: у нас все еще рождается много детей. И слава Б-гу. Поэтому на душу населения средств приходится, к сожалению, меньше, чем в подавляющем большинстве развитых стран. Отсюда и перенаселенные классы ? до 40 учеников даже в старших классах, и недостаточная оснащенность школ! Причина объективная...

Но, на самом деле, все-таки я оптимист. Мой оптимизм основан как раз на том чрезвычайном внимании, которое общество обращает на образование. И характерно, что сегодня, в тяжелейших экономических условиях, когда в стране, фактически находящейся в состоянии войны с терроризмом, значительно снижаются ассигнования даже на нужды армии, бюджет министерства образования будет урезан самым минимальным образом. А там, глядишь, и сингапурской методикой овладеем, и наши дети будут знать, сколько будет пятью пять... Причем даже не прибегая к помощи компьютера.



Лев Авенайс, Алеф


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.


Наш архив