Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Первые ивритские школы в Эрец-Исраэль

Элиэзер Бен-Йехуда, чей вклад в возрождение иврита как живого языка был самым значительным, назвал первым шагом на пути к этому возрождению встречу в доме писателя Ехиэля-Михаэля Пинеса осенью 1882 года: ее участники условились провести все обсуждение только на иврите. Семь лет спустя, в 1889 году, в Ришон-ле-Ционе была основана первая в мире школа с обучением всем предметам на этом языке. Вскоре и в Яффе открылась частная ивритская школа, директором которой стал Израэль Белкинд, один из основателей известных молодежных поселений Шфейя и Бен-Шемен.

В состав сионистского движения Ховевей Цион ("Радетели Сиона"),основанного Ахад-ха-Амом (Ашером Гинсбургом) в России в 1889 году, в 1893 году вошло учрежденное в Яффе тайное общество Бней Моше ("Сыны Моисеевы"). Оно насчитывало не более 160 членов, но они стали авангардом политического сионизма и оказали весомое влияние на становление современной еврейской школы и печати в Эрец-Исраэль. Характерной чертой начального этапа этого процесса было языковое соперничество: на роль предпочтительного языка обучения претендовали немецкий, французский и английский, были сторонники и русского языка, и идиша.

У последователей Ахад-ха-Ама был иной замысел. Они предложили открыть в Яффе "национальный колледж" с учетом потребностей тех иммигрантов из Европы, которые предпочитали городскую жизнь сельской, но хотели дать своим детям общее образование на иврите, уже существовавшее в сельских поселениях. А в городах тогда были только ультраортодоксальные религиозные школы Талмуд Тора (хедеры). Отдавать детей в христианские миссионерские школы им тоже не хотелось.

Поскольку найти в Эрец-Исраэль средства на создание школы в Яффе оказалось невозможным, их пришлось искать за рубежом. Эти средства предоставил Альянс Исраэлит Юниверсель (Всеобщий израильский альянс) в Париже - международная еврейская организация, поставившая целью создание сети школ для еврейских детей, особенно в арабских странах. Преподавание в этих школах шло на французском языке, и их главной задачей была подготовка грамотных администраторов и чиновников. Такие школы Альянс решил открыть и в Палестине. Выпускники сельскохозяйственной школы в Микве-Исраэль, основанной Альянсом в 1870 году, нередко работали и в соседних странах. Так, один из них управлял королевскими садами в Египте, другой руководил сельскохозяйственной школой в Тунисе.

Несмотря на явное различие в целях и мировоззрениях между Альянсом, приверженным к ассимиляции евреев, и национально настроенными еврейскими поселенцами в Эрец-Исраэль, Альянс открыл свой филиал в Яффе и подал заявление на открытие там школы. И такая школа для мальчиков - Кол Исраэль хаверим - открылась в 1892 году. Яффский филиал Альянса обратился за поддержкой к Одесскому комитету Ховевей Цион, который выделил школе ежегодную субсидию. В Яффе рассчитывали использовать денежную помощь из Одессы и вытекавшее из нее право тамошних благотворителей участвовать в определении школьной программы, чтобы противостоять идеологическому давлению со стороны парижского Альянса. Поскольку филиал в Яффе не был подчинен местным турецким властям, его стали называть "Русской автономией".

Вслед за мужской школой открылась и школа для девочек под руководством Розы Яфе. Среди ее первых 78 учениц большинство было из сефардских семей. До этого ученицы обучались при Шотландской христианской миссии в Яффе. К 1897 году в школе уже насчитывалось 250 учениц, что радовало управлявший ею комитет.

Однако учителя иврита в обеих школах настаивали на превращении их в "национальные ивритские школы как по содержанию, так и по духу обучения". Обучение общеобразовательным предметам стали переводить с французского языка на иврит. Это вызвало недовольство руководителей Альянса в Париже, которые потребовали восстановить статус кво. Директор мужской школы подчинился, но Роза Яфе решительно поддержала позицию учителей. В конфликт, вспыхнувший между Парижем, с одной стороны, Яффой и Одессой, с другой, включилась восточноевропейская печать на иврите, активно участвовали в нем и члены Бней Моше. Спор длился до 1902 года, когда обе стороны, наконец, поняли, что компромисс недостижим. И через десять лет после открытия школ их имущество разделили: мужская школа вместе с двумя третями земельного участка, на котором стояли школы, осталась в ведении Альянса, а женская под руководством той же директрисы в 1903 году перешла в ведение Одесского комитета Ховевей Цион. Французский сохранялся в ней как иностранный язык до 1920 года, а затем был заменен английским ввиду установления британского мандата в Палестине.

В 1906 году открылась школа "Автономия" в жилом квартале Неве-Шалом, который возник рядом с Неве-Цедеком - первым еврейским кварталом вне городских стен Яффы, построенным еще в 1887 году. "Автономия" вскоре стала оживленным культурно-образовательным центром. Учителя, жившие на третьем этаже школьного здания, над классными комнатами, активно включились в деятельность появлявшихся в стране еврейских политических движений и общественных учреждений. Некоторые учителя взялись редактировать журналы, в том числе молодежные. Общими усилиями они переводили на иврит пьесы, участвовали в их постановке. Именно здесь зародился театр на иврите, начинавшийся с "живых картинок" и "летучих плакатов", сценами для которых служили балконы, и здесь же возникла первая театральная студия. Разумеется, местные религиозные круги громогласно возмущались и прозвали улицу, на которой находилась школа, Трейфенгесл (идиш: "Нечиста улочка"). Впрочем, так же осуждалась и всякая иная"безнравственная" деятельность в растущем ишуве (еврейской общине Палестины до создания Государства Израиль).

В здании "Автономии" находили пристанище иммигранты, которым гостиница была не по карману, нашлось в нем место и для печатного станка, и для вечерних занятий со взрослыми, и дл молитвенных собраний в еврейские праздники. Здесь собирались конференции для обсуждения методов преподавания, устраивались вечера, чтения и разные другие мероприятия. Здесь проводили свои собрания идеологические движения Ха-поэль ха-цаир ("Молодой рабочий") и Поалей Цион ("Сионистские рабочие"), а также многие другие общества и политические группировки. На праздники сюда приезжали школьники из Иерусалима, оставлявшие на стенах всякие надписи. Помещением школы пользовалась даже зарождавшаяся секретная служба под сокращенным названием Мааш (по начальным буквам ее полного наименования Мишмаат - Авода - Штика: "Дисциплина - Труд - Молчание").

В начале 1904 года одесским попечителям женской школы удалось укрепить ее педагогические кадры, пригласив на работу в ней блестящего учителя иврита Мордехая Кришевского (Эзрахи) из Иерусалима, а из России - Ехиэля Ехиэли, выдающегося педагога и организатора, возглавившего эту процветающую, популярную школу. Ее слава донеслась даже до сибирского города Иркутска и вдохновила одного тамошнего еврейского благотворителя пожертвовать через Одесский комитет средства на строительство для школы солидного нового здания на границе между кварталами Неве-Цедек и Неве-Шалом. Впоследствии с балкона этого здания глава ревизионистского крыла сионизма Зеэв Жаботинский обратился с речью к добровольцам Еврейского легиона, вошедшего в состав британской армии во время Первой мировой войны. До провозглашения Государства Израиль в здании располагался штаб Хаганы - предшественницы Армии обороны Израиля. В 30-е годы замечательный танцор и балетмейстер Барух Агадати устраивал здесь свои легендарные балы на праздник Пурим. В 1989 году после реконструкции здания в нем разместился центр балетного искусства "Сюзан Делаль".

В конце 1903 года в квартире Фани и Йехуды Метман-Коэнов неподалеку от башни с часами в Яффе была с большой помпой открыта гимназия "Герцлия", в которой начали заниматься 17 учеников. Позже для этой гимназии было построено здание, ставшее одной из достопримечательностей Тель-Авива, но в 60-е годы его снесли при возведении первого в городе высотного здания. Гимназия "Герцлия" и по сей день остается образцом еврейской средней школы.

К тому времени родители все охотнее отдавали дочерей не в школу при Шотландской христианской миссии, а в школу Ехиэли, как ее стали называть. Сначала обучение в ней длилось лишь четыре года, к тому же учебная неделя была сокращена, так как в пятницу девочкам полагалось помогать матерям по дому. А накануне Первой мировой войны в школе было уже десять классов и 450 учениц. В мужской школе Кол Исраэль хаверим тогда обучалось 160 мальчиков.

В 1913 году организация Ховевей Цион построила здание для учительского института, которому было присвоено имя писателя и общественного деятеля Акивы Левинского. Позже институт вместе с открытой при нем школой перешел в другое помещение, а его здание заняла женская школа Ехиэли. В квартале Шлуш неподалеку от Школьной улицы в Неве-Цедеке рядом с фабрикой, синагогой и жилыми домами открылась школа, где мальчики и девочки учились вместе.

Готовить учителей в стране впервые начало германо-еврейское благотворительное общество Хильфсферайн (Эзра). В 1906 году оно основало школу в Яффе, директор которой Элазар-Йехуда Хальберштеттер, родившийся в Иерусалиме и окончивший колледж Эзры в Кёльне, стал первым в Эрец-Исраэль местным уроженцем среди директоров школ в Яффе. Ученики школы Эзры могли по своему выбору либо изучать коммерцию, либо готовиться к педагогической деятельности. Они оставались работать в той же школе или в школе для девочек и детском саду, открытых при ней. Со временем общество Эзра с помощью Ховевей Цион и Еврейского колонизационного общества (ЕКО) основало в стране 27 своих школ. Однако его деятельность проходила в обстановке острого соперничества между языками и вскоре натолкнулась на растущее противодействие распространению немецкого зыка.

Первая мировая война положила конец попыткам обеспечить немецкому языку господствующее положение. Сеть национальных ивритских школ к тому времени уже насчитывала 3600 учеников. Старожилы еще помнят их "языковые патрули" на улицах с призывом Йехуди, дабер иврит! ("Еврей, говори на иврите!").

Иерусалимское религиозное благотворительно-просветительское общество Ахва открыло свой филиал в Яффе, где его члены построили новый квартал рядом с Неве-Цедеком. Их "прогрессивным" руководителям не хотелось посылать своих детей в тамошние школы Талмуд Тора, где обучали преимущественно на идише, и при поддержке религиозного движения Мизрахи во Франкфурте-на-Майне они основали школу под названием "Тахкемони" с обучением на иврите. Это была первая в стране религиозная ивритская школа.В 1913 году в ней насчитывалось 250 учеников.

Раввин Нафтали-Херц Халеви рядом со своим домом, одним из первых в Неве-Шаломе, основал религиозную школу Шаарей Тора ("Врата Торы"), которой было присвоено имя выдающегося духовного руководителя Аврахама-Ицхака Кука. Вскоре при ней открылось первое профессиональное училище, где обучение техническим дисциплинам и ремеслам сочеталось с изучением Торы.

Внедрение обучения на иврите потребовало, чтобы в создании и переводе учебников участвовали многие педагоги. Однако иерусалимские раввины предавали анафеме эти "модернистские" тенденции, особенно в школах для девочек, где учились матери следующего поколения.

Выпускник университета в Швейцарии Нисан Туров руководил женской школой до 1912 года, а затем возглавил учительский институт. Он собрал вокруг себя лучших педагогов страны, и они сообща разрабатывали учебные планы и программы, писали и издавали учебники, которые долго не устаревали. Некоторые его соратники стали учредителями Общества учителей иврита - первого учительского объединения в стране.

Рав Кук, ставший впоследствии первым ашкеназским главным раввином Эрец-Исраэль, был деятельным человеком с душой поэта. Многим доводилось видеть, как он, благословляя луну на исходе субботы, выбегал из дома на улицу и подбирал там выброшенную кем-то газету, чтобы священные еврейские буквы не оказались затоптанными в грязь.

  • 5-07-2003, 16:29
  • Просмотров: 1544
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.


    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список