Все новости



























































































































































































































































География посетителей

sem40 statistic
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

США концентрируют свои усилия на деталях плана ближневосточного урегулирования

Во время встречи с палестинскими руководителями Кондолиза Райс, советник президента США по национальной безопасности, внимательно выслушала жалобы по поводу строительства забора, которым Израиль намеревается огородить палестинцев. На следующий день она высказала свои возражения против строительства забора Ариэлю Шарону. Американские и израильские официальные лица сообщили, что мистер Шарон в вежливой форме отверг эти возражения - по крайней мере, на данный момент.

Американские представители выразили мнение, что обмен мнениями по этому вопросу между мисс Райс и мистером Шароном отражает новое стремление правительства США подстегнуть Израиль и принять участие в обсуждении деталей. Высокопоставленный американский представитель сказал, что давление на Израиль с требованием прекратить строительство забора будет оказано в ближайшее же время. "Сам факт, что Конди Райс затронула тему забора в беседе с Шароном, говорит о многом, - сказал представитель администрации. - Если ситуация не улучшится, мы снова вернемся к этому вопросу".

Обмен мнениями между мисс Райс и мистером Шароном показывает также, по словам этого представителя, что решение оказать давление было принято как Белым домом, так и Госдепартаментом, которые с давних пор существенно расходились во мнениях по поводу ближневосточной политики. Например, за неделю до визита мисс Райс госсекретарь Колин Пауэлл посетил Ближний Восток и потребовал от Израиля вывести войска из сектора Газы; при этом он, сидя над картой вместе с другими участниками переговоров, принял участие даже в обсуждении размещения отдельных контрольно-пропускных пунктов.

Дипломаты всех заинтересованных сторон обратили внимание на эту аккуратную серию из двух ударов, выполненную двумя высшими советниками президента Буша. "Мы присутствуем на матче Всемирной федерации рестлинга, и от нас в нем участвует команда из двух борцов, - таким образом охарактеризовал ситуацию высокопоставленный представитель Госдепартамента. - Уже долгое время нам наносило ущерб представление, что Госдепартамент, Пентагон и Белый дом тянут в разные стороны. Мы прилагаем большие усилия, чтобы изменить это представление".

Было время, когда в первые месяцы 2001 года мистер Буш, мисс Райс и мистер Пауэлл в один голос с пренебрежением отзывались о том, что они называли навязчивой вовлеченностью администрации Клинтона в переговоры на Ближнем Востоке. Официальные представители администрации регулярно отвечали отказом на обращения стран региона принять в переговорах более деятельное участие.

Сейчас представители администрации утверждают, что их новый активный подход принес первые за многие годы признаки прогресса - не просто отход израильских войск из Газы и Бейт-Лехема, но и первую за долгое время попытку сотрудничества между сторонами по вопросам безопасности и по тому, какие дальнейшие шаги следует предпринять.

Американские, европейские и ближневосточные дипломаты все, как один, говорят, что до сих пор американское давление было довольно сдержанным, но в ближайшие недели оно должно стать более настойчивым. Следующим испытанием стремления администрации способствовать дальнейшим шагам, говорят они, будет прекращение строительства разделительного забора, дополнительный отвод войск на Западном Берегу и ликвидация там и в Газе поселений или, по крайней мере, их замораживание.

Считается, что Израиль откажется даже рассматривать такие шаги, если он не убедится в том, что палестинцы всерьез взялись за ХАМАС и другие вооруженные группы - что, собственно говоря, требует и Вашингтон. Проблема заключается в том, каким образом организовать дальнейшие встречные шаги Израиля и палестинцев, и в какой последовательности - и хочет ли Вашингтон посредничать или даже руководить выполнением каждого нового шага.

Последняя фаза нынешних усилий возродить мирный процесс на Ближнем Востоке началась в середине марта, когда мистер Буш формально принял мирный план под названием "Дорожная карта". Этот план, разработанный совместно с Европой, ООН и Россией, призывает Израиль и палестинцев к обоюдным уступкам, которые должны будут привести к образованию палестинского государства через три года. Мистер Буш сначала отказывался принять его, но поддался давлению премьер-министра Англии Тони Блэра перед началом войны в Ираке.

"Я видел Буша по телевидению в Саду роз, и он выглядел как человек, к виску которого был приставлен пистолет, - сказал некий дипломат на Ближнем Востоке, вспоминая о том, как 14 марта было объявлено о принятии плана. - Сейчас он выглядит как умудренный опытом специалист по переговорам".

Для тех, кто давно наблюдает за переговорным процессом на Ближнем Востоке, наиболее интригующим аспектом нового внутреннего соглашения в администрации Буша является то, что мистер Буш решил резко повернуть Белый дом в направлении более жесткой позиции по отношению к Израилю, что и выразилось в демарше мисс Райс по поводу израильского забора безопасности. Насколько долго продержится эта жесткость, в данный момент можно только догадываться.

До сих пор только Госдепартамент, отвечая на позицию европейцев и арабских союзников, чья поддержка была необходима для войны с Ираком, предпочитал добиваться уступок от Израиля, в то же время оказывая давление на палестинцев с тем, чтобы они прекратили интифаду и свои нападения.

После 11 сентября мистер Буш погрузился в изменчивую политику исламского мира. Несмотря на определенные отношения с его лидерами - будь то пакистанскими, саудовскими, иорданскими и египетскими, а также с некоторыми палестинскими - он внял советам принять сторону мистера Шарона и его сторонников, включая многих в Пентагоне и в канцелярии вице-президента Дика Чейни, которые подчеркивали необходимость жесткой борьбы с террором.

В середине 2002 года в своем самом важном выступлении по поводу израильско-палестинского конфликта мистер Буш объявил, что он поддерживает образование палестинского государства. Но он сказал, что администрация не станет больше иметь дело с Ясиром Арафатом, лидером палестинцев, что вызвало восторг мистера Шарона и его консервативных сторонников в Израиле и в США.

В течение всего этого периода, говорят официальные представители администрации, госсекретарь Пауэлл неуклонно настаивал, что хотя к терроризму необходимо применить жесткие меры, израильско-палестинский конфликт носит политический характер и требует, в конечном итоге, политического решения.

Как считают многие, эта точка зрения не обладала большой популярностью перед войной в Ираке и после нее, когда арабские и европейские сторонники войны заняли ту же позицию, а утверждение Махмуда Аббаса в качестве премьер-министра позволило Соединенным Штатам возобновить контакты с палестинскими лидерами.

Вместе с эволюцией взглядов мистера Буша изменялась и роль Эллиота Абрамса, бывшего консервативного сотрудника администрации Рейгана, призванного мисс Райс в прошлом году в штат Совета национальной безопасности для руководства делами Ближнего Востока.

Сначала назначение Абрамса вызвало в Госдепартаменте большое беспокойство. Ведь мистер Абрамс, весьма активный сторонник Израиля, был противником соглашения Осло, предупреждая, что нельзя доверять мистеру Арафату.

Говорят, что мистер Абрамс все еще стоит на стороне Израиля в таких вопросах, как необходимость проведения жесткой линии по отношению к ХАМАСу и другим вооруженным палестинским группам, а также неуклонное требование к палестинскому руководству прекратить подстрекательство к насилию.

Но в начале этого года мистер Абрамс был среди тех, кто объединился вокруг мистера Буша и настаивал на том, чтобы Израиль принял "Дорожную карту", несмотря на возражения Израиля и оппозицию многих американских консерваторов, включая Тома Де-Лея, лидера большинства Палаты представителей, а также нескольких еврейских и евангелистских христианских групп. По словам некоторых официальных представителей и дипломатов, мистер Абрамс недавно критиковал также израильское намерение продолжать строительство забора на том основании, что оно рассматривается палестинцами как провокация.

Один высокопоставленный представитель администрации сказал, что мистер Абрамс способствует сейчас предоставлению прямой экономической помощи палестинской администрации, чтобы поддержать мистера Аббаса и мистера Салама Файяда, палестинского министра финансов.

Среди прочего, это изменение встревожило некоторых консервативных сторонников Израиля в Соединенных Штатах. Группа из 25 еврейских лидеров недавно встретилась с мисс Райс, и хотя многие и выразили ей поддержку, некоторые из них отнеслись к ее последним политическим шагам весьма скептически, особенно к решению предоставить больше помощи палестинцам.

Советники мистера Шарона в Израиле говорят, что хотя Израиль не согласен с некоторыми недавними американскими предложениями, как, например, с требованием прекратить строительство забора, отношения остаются сердечными.

Считается, что мистер Шарон относился в прошлом к мирному плану пренебрежительно, заявляя, что он является детищем Госдепартамента и отражает его позицию. Он и его советники выдвинули около 100 возражений к плану, затем уменьшили число возражений до 14, а потом согласились с документом в целом, основываясь на туманном обещании, что возражения Израиля будут приняты во внимание в ходе выполнения плана.

В начальный период деятельности администрации Буша мистер Шарон пытался наладить связи с "внутренним" консервативным окружением Буша, особенно с Льюисом Либби, начальником канцелярии вице-президента Чейни. Как говорят несколько официальных лиц, знакомых с этим делом, мистер Шарон, сделав необычный шаг, попытался обойти Госдепартамент и послал личного эмиссара, бывшего партнера по бизнесу Арье Генгера прямо в Белый дом, минуя Госдепартамент. Теперь, говорят те же лица, мистер Генгер отошел на второй план, но все еще играет роль "дополнительного канала" для связи с администрацией.

Израильтяне уверяют, что, несмотря на различные точки зрения на некоторые вопросы, между администрацией Буша и командой мистера Шарона существуют тесные связи. "Мы согласны не во всем, это правда, - сказал один израильский представитель. - Но если мы не согласны, то это несогласие остается, и мы не ощущаем никакого давления по вопросам безопасности".

Что же касается попыток администрации вникать в мелкие детали переговоров, то мало кто выражает удивление по этому поводу. "Подумайте сами, - говорит Деннис Росс, бывший главный участник переговоров на Ближнем Востоке в годы Клинтона. - Если уж вы занялись этим делом, вам приходится входить во все детали. Вы не можете участвовать в переговорах на Ближнем Востоке на уровне лозунгов. Вам приходится действовать таким образом, который отражает реальную действительность".

Стивен Р. Вайсман, МАОФ

  • 10-07-2003, 14:43
  • Просмотров: 258
  • Комментариев: 0
  • Рейтинг статьи:
    • 0
     (голосов: 0)

Информация

Комментировать новости на сайте возможно только в течении 180 дней со дня публикации.



    Друзья сайта SEM40
    наши доноры

  • Моше Немировский Россия (Второй раз)
  • Mikhail Reyfman США (Третий раз)
  • Efim Mokov Германия
  • Mikhail German США
  • ILYA TULCHINSKY США
  • Valeriy Braziler Германия (Второй раз)

смотреть полный список