Все новости

Вчера, 21:31
11-12-2017, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Интервью

Версия для печати

 "Еврейский вопрос" будет стоять всегда

О. Бычкова - 12 часов 12 минут в Москве, добрый день. И сегодня наши гости в студии прямого эфира, я с удовольствием их приветствую, это Дэвид Фишман, профессор еврейской истории и еврейской теологической семинарии Америки, и Марк Куповецкий, исполнительный директор российско-американского центра библиистики и иудаики РГГУ. У нас тема сегодняшнего разговора связана с визитом г-на Фишмана в Москву, сейчас вы об этом расскажите, это интересно. И у нас уже есть вопросы на нашем сайте в Интернете. Итак, г-н Фишман, Вы в Москве для того, чтобы принять очередной выпуск в РГГУ?


Д. Фишман - Да. Уже 12 лет нашей программе: еврейская теологическая семинария Америки совместно с отделением иудаики РГГУ выпустили 45 студентов. И сегодня пятый выпуск, мы вручаем 10 дипломов.


О. Бычкова - Это люди, которые занимаются религиозными исследованиями, или не только?


Д. Фишман - Совсем нет. Это чисто академическая программа. Занимались изучением языков иврит и идиш, еврейской историей с древности до современности, еврейской литературой. И здесь нет конфессиональной составляющей, это научная программа.


О. Бычкова - Наш слушатель из Москвы, Виктория Ращупкина, спрашивает: "Когда, по-вашему, настанет то благодатное время, когда люди перестанут позиционировать себя по национальному признаку и по отношению к другим?". Виктория ссылается на Виктора Шендеровича, который считает, что цивилизованному человеку это должно быть безразлично.


М. Куповецкий - Может быть, отвечу я. Конечно, в ценностных ориентациях современного европейского или российского либерала позиционирование себя как еврея, русского или кого-либо другого, вызывает определенные трудности. Однако, надо понимать, что, когда человек задает вопрос "кто я?", он отвечает на вопрос, исходя из тех ценностных ориентаций, которые ему ближе. Он может быть москвичом, инженером, но он обязательно так или иначе будет позиционировать себя как часть какого-то народа.


О. Бычкова - Есть еще смешанные варианты, которых немало, в том числе в нашем мегаполисе.


М. Куповецкий - Да, это так. На самом деле, у этих людей проблем не больше и не меньше, чем у остальных. Просто в России этническая идентичность человека, как правило, определялась по происхождению, по крови. Для мира в целом, и для евреев как народа, это проблема не столь однозначна, как она звучит в России. Евреем может быть человек, у которого вообще не было еврейских предков. Евреем может быть человек, у которого оба родители евреи. И еврей по происхождению может не считать себя евреем, это тоже возможно, и это его позиция, которая должна быть уважаема.


О. Бычкова - Что такое иудаика сегодня?


Д. Фишман - На Западе иудаика – это довольно большая область науки. В Америке есть сотни университетов, где изучается иудаика. И это недавнее явление последние 30-35 лет существует в академической жизни Америки. Но в государственных университетах России это, конечно, постсоветское явление.


М. Куповецкий - Во-первых, что такое иудаика? Скажу несколько сухо. Это комплекс научных дисциплин, объектом изучения которых является еврейский народ, его история, культура, литература, языки, современные этнические, демографические и иные процессы. Что касается иудаики в России, то это может показаться странным, но до революции петербургская школа иудаики была одна из ведущих в мире. И только в 1930-х, а затем в конце 1940-х гг., после полного разгрома научных, образовательных и иных институций, эта область и науки, и вузовского образования ушла в небытие, и возродилась в нашем РГГУ 1991 году.


Д. Фишман - Можно добавить? Важно отметить, что в 19 веке, и даже в начале 20 в. эта петербургская школа существовала в рамках еврейских общественных организаций, в том числе и научных. Не было курса лекций иудаики в университетах, ни в германских, ни в российских, ни даже в американских в 19 в.-начале 20 в. Наука эта – довольно новое явление. И цель нашей программы в РГГУ – сближение общей гуманитарной науки с иудаикой.


О. Бычкова - Вы привозите, можно сказать, эти знания из Америки?


М. Куповецкий - Не только. В значительной степени преподаватели, которые читают лекции в центре - гостевые профессора, которых направляют еврейские теологические семинарии, но не только. У нас преподают ведущие специалисты в области иудаики и из израильских, и британских университетов. Небольшие силы были и у нас на начальном этапе. Но это была так называемая параллельная наука. Потому что в советский период, реально говоря, кроме таких очень узких областей типа куранистики или изучения иврита, другие направления в иудаике не развивались.


Д. Фишман - У нас 2 поколения местных преподавателей иудаики. Такие, как Марк Семенович Замм, который занимался иудаикой в подполье в 1970- начале 1980 гг. Сам выучился с большими трудностями. И второе поколение, это уже наши первые выпускники программы, которые закончили РГГУ в 1996 году, уже получили степень кандидатов наук в этой области, и теперь читают лекции. Есть все-таки местные силы.


О. Бычкова - Вопрос, который пришел к нам на пейджер, и который, видимо, не мог не прийти, от Игоря Васильевича, который хотел бы услышать ваше мнение о последнем исследовании Александра Исаевича Солженицына "200 лет вместе". Что вы думаете об этом?


М. Куповецкий - Во-первых, я рад, что в России опубликован такой труд, и этот труд написал Александр Исаевич Солженицын. На мой взгляд, это историческая публицистика, и, прежде всего, личный взгляд великого русского писателя Солженицына на еврейский вопрос в России. Постольку, поскольку я расцениваю это как его личный взгляд, меня интересовало именно его отношение к проблеме. Александр Исаевич продемонстрировал все те отрицательные и положительные мифы, которые существуют в России относительно евреев. Чрезвычайно важно, что Александр Исаевич попытался позитивно для себя, как он считает, ответить на вопрос о том, чем были ли эти "200 лет вместе". И что такое "вместе". Конечно, трудно ожидать от прозаика ответов на те вопросы, которые ставились. Тем более, что Александр Исаевич существует в том информационном поле, в котором существует большинство людей в России: о евреях, их истории, культуре практически ничего не известно. На русском языке публикаций очень мало. И они в основном конца 19-начала 20 в.


О. Бычкова - Извините, я перебью Вас на два слова. Ведь Солженицын и не ставит перед собой такой задачи, в этих книгах он ограничивает географически и хронологически этот отрезок истории.


М. Куповецкий - Да, но просто та база превоисточников, которая существует, позволяет куда более объемно и четко ответить на те вопросы, которые ставятся. Кроме этого, существуют критерии научного поиска, которые позволяют ответить на многие вопросы, которые, как мне кажется, у Александра Исаевича остались открытыми. Просто на эту тему надо больше говорить, и говорить компетентно, в этом проблема. Сейчас много говорят на эту тему, в отличие от предыдущего периода. Но говорят, как правило, не очень компетентно.


О. Бычкова - Вот Нина Ивановна спрашивает вас. "Господа из Америки, - у нас один из Америки, другой из Москвы, - почему вы говорите "русский еврей", что это значит?" Здесь есть некоторые иного свойства замечания: "Почему русские не могут сделать свой культурный центр?". Действительно, если хотят, наверное, могут сделать, это не проблема. Но что такое "русский еврей"?


Д. Фишман - Это еврей из России. Может быть, более правильно сказать "российский еврей". Конечно, есть некая культурная специфика евреев из России, из бывшей царской империи, в которой они отличаются, например, от евреев из других стран: из Германии, из Франции.


О. Бычкова - Константин спрашивает: "Правда ли, что идиш - это наполовину копия немецкого языка?" Это что-то вроде диалекта, да?


Д. Фишман - Это полноценный язык. Есть разные элементы: германские, кстати говоря, славянский, и ивритский элемент. Имеет идиш и свою грамматику, свою литературу. Мы сами недавно в нашем центре издавали учебник идиша покойного профессора Семена Сантера. Я приглашаю слушателей приобрести эту книгу и увидеть, что это действительно язык, а не диалект.


М. Куповецкий - Я хотел бы только добавить, что язык идиш – это не единственный еврейский язык, и я не имею в виду иврит. На самом деле, у евреев около 20 еврейских языков. Как правило, этот феномен – еврейские языки – возникает в результате довольно сложного процесса коммуникации евреев, которые мигрировали из одной страны в другую, приносили с собой ту речь, на которой они говорили прежде, адаптировали какие-то элементы речи новой страны обитания. Обязательно присутствовал слой и из иврита, и из арамейского. То есть это очень интересный процесс, который изучается у нас. У нас есть специалисты, которые занимаются этой проблематикой.


О. Бычкова - В продолжение темы наш слушатель из Хайфы г-н Вишневецкий прислал вопрос на сайт в Интернете. "Сейчас ситуация противоположная прошлой, - говорит он - еврейский вопрос есть, а евреев в России нет". Вопрос, "кто виноват" и "что делать".

М. Куповецкий - Во-первых, евреи в России есть. За последние 10 лет еврейское население сократилось в три раза. Но это результат не только миграции, но и депопуляции. То есть превышение числа смертей над числом рождений, что характерно и в целом для населения России. С другой стороны так, как он был поставлен в "Золотом теленке", вопрос остается. Приведу в пример Польшу. В Польше уже более полувека нет евреев, а еврейский вопрос есть. Дело в том, что еврейский вопрос – весьма характерная иллюстрация того, что называется мифотворчеством. Если мы говорим о России, то возникает вопрос: почему евреи могут претендовать на то, чтобы в этом мифотворчестве занимать заметное место? На мой взгляд, всегда во всех своих личных проблемах человек склонен винить не себя, а другого. Этот другой должен быть достаточно потенциально силен, чтобы представлять опасность. Могут быть какие-то более реальные опасности. Но для людей эти опасности весьма некомфортны, допустим, Кавказ – серьезная проблема. Но может ли быть Кавказ проблемой для России, для русского народа? Нет. А евреи могут претендовать на то, чтобы быть такой серьезной опасностью. Как Америка, как Китай. Это интересно, это феномен мифотворчества. Так что независимо от того, есть евреи или нет, эта мифологема будет играть свою роль в большой степени.


О. Бычкова - Несколько вопросов от наших слушателей более практического характера. От Маргариты, например: "Где могут в дальнейшем работать выпускники РГГУ, закончившие факультет иудаики?". Об этом же спрашивает Татьяна: "Находят ли себе применение выпускники вашего отделения в России?"


М. Куповецкий - Да, у нас было уже несколько выпусков. Более полусотни выпускников, большинство из них, около 2/3, решили выбрать науку – пишут диссертации, как в РГГУ и в других российских университетах и в Академии наук, так и за границей, от Оксфорда до Нью-Йорка и Иерусалима. То есть научная стезя – самая важная, поскольку специалистов в этой области практически нет в России. Сейчас открываются во всех российских университетах если не факультеты, то курсы по иудаике или спецкурсы, это первое. Второе, поскольку таких специалистов нет, а они необходимы и в государственных, и в общественных структурах, многие работают в СМИ. Так что, на самом деле, спектр примерно такой же, как для любого специалиста-гуманитария, который получает хорошее образование.


О. Бычкова - Желаю успеха в вашей деятельности. Благодарю наших гостей. Спасибо вам.



“Эхо Москвы”

Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.

Ещё в разделе:
Инна Чурикова