Все новости

Вчера, 21:31
11-12-2017, 09:03
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Политика

Версия для печати

  снова за ословским столом

В среду премьер-министр Израиля Ариэль Шарон впервые посетил Норвегию. Его визит туда во многом символичен. Для многих столица Норвегии, Осло, ассоциируется с принесшим много бед мирным договором между Израилем и Организацией освобождения Палестины, которому, кстати, исполняется этим летом 10 лет. Недавно Шарон отважился на новую попытку наладить мир на Ближнем Востоке, приняв план "Дорожная карта", предложенный "квартетом" (дипломатической коалицией России, США, Европейского Союза и ООН).

Это снова возвращает нас к мирному процессу, ход которого был десять лет назад определен в Осло.

Записывая эти строки, я представляю себе как множество израильтян и палестинцев, стоящих по разные стороны баррикад, потрясают оружием и, в негодовании сверкая глазами, кричат "Довольно!" Для многих из них, как и для некоторых сторонних наблюдателей, ословские соглашения стали провалом. Лучше уж сразу, говорят они, закиньте этот план в ту переполненную мусорную корзину, где оказались все предыдущие попытки мирного урегулирования.

Но если вы питаете какие-то надежды на успех "Дорожной карты", вам придется признать, что на самом деле это не что иное, как этап, возможно последний, пути, которому положили начало соглашения Осло. Отправной точкой этого долгого путешествия стала Декларация принципов, провозглашенная 13 сентября 1993 года. Процесс состоял из отдельных этапов, выполняемых обеими сторонами.

В "Дорожной карте" воплощены те же самые принципы, что и в серии соглашений Осло, единственных когда-либо подписанных между Израилем и ООП. Более того, приняв "Дорожную карту", правительство Израиля выступило в качестве партнера палестинских институтов, учрежденных в Осло: Палестинской автономии, Палестинского законодательного совета и палестинских сил безопасности.

Несмотря на схожесть принципов, заложенных в "Дорожную карту" и соглашения Осло, существуют важные различия в подходах к их реализации. Составители "Дорожной карты" учли кардинальную ошибку соглашений - отсутствие системы мониторинга процесса третьей стороной. В "Дорожной карте" прописан четкий механизм мониторинга, который позволит международным наблюдателям проследить за тем, насколько добросовестно стороны выполняют положения "карты".

Но главным отличием между двумя планами урегулирования конфликта является то, что если в ословских соглашениях отсутствует какая-либо другая цель, кроме перемирия, то в "Дорожной карте" она определена достаточно ясно - создание двух независимых государств, имеющих признание на международной арене, Палестины и Израиля, поддерживающих, кроме того, нормальные дипломатические отношения друг с другом. Если "Дорожной карте" удастся претворить это в жизнь, тем самым будут реализованы все принципы Осло.

Десять лет назад в план мирного урегулирования не могла быть заложена идея создания независимого палестинского государства - в то время в Израиле на это не согласились бы даже левые. Но за десять лет в стране произошла настоящая идеологическая революция: теперь создание палестинского государства поддерживают не только левые и центристы, но и премьер-министр, член правого "Ликуда". В этом отношении визит Шарона в Норвегию говорит о его готовности пойти в реализации ословских соглашений дальше любого своего предшественника.

Наивно полагать, что для установления прочного и продолжительного мира в регионе будет достаточно одних слов, пусть даже премьер-министра. Шарону хорошо понятно, что его исторические заявления должны быть подкреплены решительными действиями Израиля - демонтажем блокпостов и поселений на территории Западного берега, освобождением заключенных-палестинцев. Ожидается, что и Палестинская Автономия, в свою очередь, обеспечит прекращение огня и установит государственную монополию на поставку и контроль оружия на своей территории.

Для того чтобы цели Осло и "Дорожной карты" были реализованы в полном объеме, необходимы изменения в самой идеологии израильской политики: Израиль должен прекратить строительство поселений и отказаться от территорий, занятых в 1967 году. Что, как гласит "Дорожная карта", должно сопровождаться полным прекращением насилия и террора со стороны палестинцев.

Шарона в Норвегии встретили с противоречивыми чувствами, так как многие привыкли судить о нем по его действиям в прошлом. Но на встрече с норвежским коллегой, Киелем Магне Бондевиком, Шарон вернул к себе доверие и уважение теми смелыми шагами, которые он предпринял для возвращения к столу переговоров, за который Израиль впервые сел десять лет назад. Сейчас время поощрять и развивать, а не затевать споры о прошлом и настоящем, из-за которых можно потерять будущее.

Автор статьи - специальный эмиссар ООН на Ближнем Востоке, принимавший участие в разработке соглашений Осло и "Дорожной карты".

Терье Роед-Ларсен, International Herald Tribune
Перевод К. Тищенко, Sem40.Ru


Источник: | Оцените статью: 0

Если Вы заметили грамматическую ошибку, Вы можете выделить текст с ошибкой, нажав Ctrl+Enter (одновременно Ctrl и Enter) и отправить уведомление о грамматической ошибке нам.

Информация

Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 1800 дней со дня публикации.